Известные люди

»

Николай Бурляев

Николай Бурляев Nikolay Byrlyaev Карьера: Актер
Рождение: Россия» Москва, 3.8.1946
Николай Петрович Бурляев народный артист России (1996), председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов (1997), президент Международного кинофорума Золотой витязь (1992), лауреат премии Ленинского комсомола (1976), член правления Союза кинематографистов РФ, член Союза писателей, лауреат Государственной премии Югославии, академик Международной славянской академии, президент Фонда культуры казаков России.

Родился 3 августа 1946 года в Москве. Отец Бурляев Петр Диомидович (1907 г. рожд.). Мать Михайлова Татьяна Александровна (1911 г. рожд.). Супруга Бурляева Инга Олеговна (1967 г. рожд.), актриса, заместитель генерального директора Международного кинофорума Золотой витязь. Н. Бурляев папа пятерых детей; его старшой отпрыск И.Н. Бурляев арт-директор, композитор МКФ Золотой витязь.

Дедушка и бабулька Николая Людмила и Диомид Бурляевы были актерами передвижных малороссийских театров, под псевдонимом Филиповские выступали ещё до революции. Дед был комиком, а бабуля драматической актрисой.

Впервые Николай пришел на киностудию в 1957 году вкупе с братом Борисом, тот, что к тому моменту уже снялся в фильме Два друга у режиссера В. Эйсымонта. Николай и Борис пробовались на образ Вилли Ланге режиссер Л. Арнштам готовился к съемкам советско-болгарского фильма Урок истории. Роль досталась брату, следом чего огорченный Коля на практике перестал размышлять об актерстве и заявил родителям, что станет архитектором. Те не удивились, потому как впервой о своей симпатии к этой профессии сынуля заговорил в 5 лет. Николай Бурляев вспоминает, что вообще начал осознавать себя аккурат с 5 лет. Тогда я стал соображать, что я это я, что я джентльмен этого мира, стал чувствовать собственную душу.

И все-таки его судьбой должно было сделаться кино. Когда Коле было 13 лет, эпизод свел его с Андреем Кончаловским, тот, что учился во ВГИКе на режиссерском. Новый знакомый предложил мальчику образ в короткометражном поэтичном фильме Мальчик и голубь, над которым Кончаловский работал на учебной студии. Дебют больше чем удался: на престижнейшем Международном кинофестивале в Венеции в 1962 году на конкурсе фильмов для детей картина Кончаловского с Бурляевым в главной роли завоевала Бронзового льва св. Марка.

Коля заканчивал тогда 6-й класс (своим школьным учителям молодой артист приносил с киностудии ВГИКа объяснительные записки). Вместе с Бурляевым в фильме Мальчик и голубь снимался Владимир Шурупов, профессиональный артист, тот, что привел Колю в Театр имени Моссовета. Главный режиссер театра всенародный артист СССР Ю. Завадский занял новичка в постановке Ленинградский проспект по пьесе И. Штока. Главную образ беспокойного и доброго советского человека Василия Павловича Забродина в спектакле играл прославленный Николай Мордвинов, а Николай Бурляев по пьесе был его внуком, 14-летним Васей Забродиным. Роль была со словами, на сцене Бурляеву пришлось являться во всех трех актах.

Однажды, когда было сыграно уже больше 100 спектаклей Ленинградского проспекта, произошел происшествие, тот, что мог шибко навредить карьере начинающего актера. Дело в том, что 5-летнего Колю как-то напугал соседский парнишка, и с тех пор временами он начинал заикаться хотя в театре работал идеально безмятежно, не заикаясь вообще. Однажды на сцене Николай решил заикнуться, выдал зрителям свою тайну. Страх парализовал актера, кое-как был доигран спектакль. В своей гримерке Мордвинов спросил Колю: Ты хочешь быть артистом? Знаешь, в цирке существует этакий закон: если артист падает с каната или трапеции, он должен тотчас воспроизвести свой номер. Иначе в нем поселится опасение. Ты будешь завтра играть.

До сих пор Н. Бурляев считает Николая Дмитриевича Мордвинова первым из своих наставников в искусстве, называет его учителем. Юный артист играл с выдающимся мастером в 150 спектаклях.

Когда в 1966 году Николай Дмитриевич скончался, Бурляев ушел из театра. Николай окончил среднюю школу в 1964-м и поступил к вахтанговцам в Школу-студию имени Б.В. Щукина знаменитую Щуку немедленно на 2-й вектор движения актерского факультета. Вместе с ним учились Анастасия Вертинская и Никита Михалков. В дипломном спектакле Волки и овцы, поставленном Е. Симоновым, тогдашним главным режиссером Вахтанговского театра, Бурляев играл Аполлона Мурзавецкого. Вторым дипломом стала постановка пьесы 12 разгневанных мужчин Р. Роуза. Режиссером выступил Н. Михалков, а Николай сыграл архитектора, главного из присяжных.

Вторым учителем Бурляева стал Тарковский. Его картина Иваново детство явилась ярчайшим событием мирового кино. Андрей Арсеньевич в первый раз увидел Бурляева в полумраке тонстудии, где происходила запись Мальчика и голубя, возникла тень в дверях, постояла и ушла. Примерно посредством неделю Кончаловский позвонил Коле и предложил прочесть расклад Владимира Богомолова Иван. А через ещё неделю позвонили ассистенты Тарковского: необходимо приехать на Мосфильм. Это джентльмен моей судьбы, говорит Николай Бурляев. Тарковский ни в жизнь не учительствовал, но был учителем.

Кто мог покумекать, что позже Ванюшки в потрясающей сцене с Бондарчуком в Судьбе человека появится иной паренек из войны им оказался Иван (не без затей нежно Ванюшка, но жестко, по-мужски Иван) в картине Иваново детство (1962). Мститель, мини разведчик, оборвыш с убийственным металлом в руке. Как и лента Мальчик и голубь, кино Иваново детство с участием Бурляева поехал на кинофестиваль в Венецию-62. В результате Золотой лев св. Марка. До ХIII кинофорума ни одна советская картина не получала в этом месте эдакий премии. (Спустя время только кино Урга Н. Михалкова повторит фарт Иванова детства.)

Виктор Некрасов, писатель-фронтовик, откликался: Главный герой, парнишка, которому в его возрасте за бабочками гоняться и резвиться на пляже, гибнет в огне войны как боец, герой. И дума эта вот каким могло и должно было быть и каким было Иваново малолетство нам шибко стезя и близка. Выдающийся французский мыслитель Жан-Поль Сартр сильно анализировал образ, воплощенный Бурляевым: Маленькая терпила знает, что ей нужно: кровь, мщение. Дорога любви закрыта для него навсегда.

Когда Бурляев придет во ВГИК, на режиссерский факультет, ему будут являть по курсу мастерства кадры Иванова детства. Он, участник творческой победы, станет обозревать на свою работу со стороны как рядовой студент...

В 1967 году Андрей Тарковский заканчивает грандиозную кинофреску Андрей Рублев. Завершающая новелла гениального фильма Колокол. Ее герой Бориска, отпрыск умершего мастерового, в рваной, прохудившейся одежонке, с выпирающими от худобы ключицами, берется вместо отца отлить колокол для великого князя. Венец фильма, по сути, есть гимн могучему творческому духу русского народа. Бориска для Бурляева и Тарковского это грядущее Отечества, его юная мощь, способная на героику и любые испытания. Молодой артист сыграл азартно, вдохновенно.

Каково приходилось Николаю Бурляеву, 20-летнему артисту, когда картину Андрей Рублев с его поразительным участием наглухо запретили!

Через немного лет артист пережил иной запрет. Долго, мучительно длительно шла к зрителю картина Проверка на дорогах, поставленная ленфильмовцем А. Германом. Лента была закончена в 1972 году и тут же легла на полку. Автор получил на студии выговор, кино был списан в убыток (Ленфильм компенсировал государству полную цена зряшной работы). Только через немало лет картина обрела экран. Бурляев сыграл, в общем-то, эпизодическую образ перевертыша согласившегося служить гитлеровцам молоденького военнопленного. Но эта образ в картине прозвучала, запомнилась.

Молодость не имеет права уставать, заметит Николай Бурляев в середине 1970-х. Он бежал по целлулоидной пленке, как веснушчатый подросток Иван по речной отмели: быстро, без труда. Вступление Олег Якубовский (1963), Мальчик и девочка (1966), Герой нашего времени незрячий в новелле Тамань (1967), Служили два товарища поручик Лукашевич (1968), Мама вышла замуж задиристый, взрывчатый Борька Голубев (1970). Критика отмечала характерные черты искусства актера: тонкость, интеллигентность, основательный психологизм.

Этапной для себя Бурляев считает образ Алексея Ивановича в экранизации Игрока (1972). Герою 25 лет, столь же было и актеру. Во время работы режиссер А. Баталов говорил журналистам: Для молодого человека такая образ без малого непосильный груз. Но тем не менее мы стойко решили, что Алексея Ивановича будет игрывать его сверстник. Потому что больше всего не хочется утратить в фильме страстность и истинный привкус молодости, которые существуют в самом материале, в Достоевском. Картина почему-то задела госчиновников, больше Алексей Владимирович Баталов постановок в кино не получал.

В 1976-м Бурляев оканчивает режиссерский факультет ВГИКа, для защиты диплома он выбирает крепостной очерк Ванька-Каин из Пошехонской старины М.Е. Салтыкова-Щедрина. Режиссер и артист наделяет своего Ваньку энергией, веселостью, озорством, вызовом экий мятежник волостного масштаба. Экранизация получилась вольной. На ХХIII Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене Ванька-Каин был удостоен премии за лучшую экранизацию литературного произведения.

В 1970-х годах Бурляев снимается немного реже, чем раньше: Трын-трава, Отпуск в сентябре, Маленькие трагедии...

Надо удерживаться от неинтересных картин, говорил и предупреждал Тарковский. Великий мастер был прав, как думает в настоящий момент Бурляев. Критики в родное время заласкали его, гладя по голове. Свалилось более того предложение перебраться в США, обещали съемки и капиталы. Актер обеспокоился любопытством народа в метро, в троллейбусе. Он не любит повышенного интереса к себе зрителей, не играл в жизни на имидж. Актер не склонен к попаданию в рейтинги, не терпит гордыни, самолюбования, нарциссизма. Быть, а не мниться его девиз. Не хоть отбавляй времени отпущено человеку для земного пути, оттого главное уберечь душу свою от искуса. Из 70 фильмов, в которых участвовал Бурляев, его устраивают сегодня менее двадцати.

1984 год приносит актеру заметную образ в фильме Военно-полевой роман П. Тодоровского. Киномеханик Саша Нетужилин, бывший молодой солдатик, рядовой, наделен чувством доброты и сострадания. В послевоенной Москве он нравственно спасает опустившуюся красавицу медсестру, в которую был тайно, бесконечно влюблен на фронте. Актер продуманно переводит образ в щемящую тональность родниковой русской традиции: пожалей слабого, согрей нищего, отдай свою рубашку сирому. Фильм был удостоен десятков международных наград, в Югославии Нетужилин Бурляева был признан лучшей мужеский ролью. В 1984 году Н. Бурляеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1987 году Бурляев завершает авторский кино Лермонтов, в котором выступает как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. (В родное время Лермонтова Бурляеву открыл самозабвенно любивший великого поэта Мордвинов прекрасный Арбенин. Мастер полно рассказывал о пламенной, нежной, бесстрашной душе гения. Мордвинов забирал юного друга на свои концерты, где тот мог наслаждаться его чтением Мцыри или Песни о купце Калашникове.) Работа над фильмом длилась у Бурляева 6 лет. В съемках было занято 5000 дядя, участвовало 185 актеров. В фильме использованы рисунки и картины Лермонтова, потоком звучат вирши гениального поэта в страстном, огненном чтении самого постановщика. Фильм охватывает всю короткую бытие Лермонтова: от рождения до гибели в Пятигорске от пули бывшего приятеля Мартынова.

Обвальная негативная оценка этого фильма критиками была вызвана якобы националистическим экстремизмом Бурляева. Хотя никакого отношения к обществу Память художник не имел. Примечательно, что Лермонтов ни разу не был показан на Центральном телевидении. Ролей у Николая Петровича стало совершенно немного. В 1989 году на студии Беларусьфильм артист снялся у В. Турова в картине Высокая кровь (Филипп). Затем режиссер Ю. Кара пригласил Бурляева на образ Иешуа в экранизации булгаковского шедевра Мастер и Маргарита.

Натуру снимали в Израиле. В полночь у Гроба Господня прошла божественная литургия. Бурляев причастился и получил благословение на съемки от архиепископа Греческой Православной миссии в Иерусалиме. Журналист Недели изгалялся: Эпатирующе смелым позволительно наречь вывод Кары позвать на образ Иешуа актера, чья однозначно скандальная репутация вынудила отвинтиться от него демократическое киночеловечество. Судьба фильма сложилась драматически из-за финансовых противоречий.

Через 10 лет следом Военно-полевого романа Тодоровский пригласит Бурляева на кино Какая чудная игра, где артист сыграет местного командира общежития Мих Миха, увечного фронтовика. Со стороны постановщика такое заключение станет поступком в 1994 году на Бурляева уже велась псовая охота, и тем не менее эта образ второго плана номинировалась на премию Ника.

Режиссерскую работу Бурляев продолжил на Беларусьфильме, поставив в 1990 году картину Все впереди по одноименному роману Василия Белова. Минск определил важнейшее для Николая Петровича жизненное и творческое решение: вкупе с Виктором Туровым и актером Владимиром Гостюхиным Бурляев замыслил возродить Славянскую Идею. Выполняя давнишнюю заветную мечту о поддержке русского кинематографа и объединении всех здоровых нравственных сил славянского киномира, Бурляевым в апреле 1992 года был организован киноцентр Русский фильм. Первым практическим деянием киноцентра стало создание Международного кинофестиваля славянских и православных народов Золотой витязь.

Было решено раскрывать МКФ в день памяти равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия 24 мая. Первый фестиваль в Москве собрал 20 фильмов и 30 участников довольно скромные цифры. Зато он безотлагательно стал международным: были представлены Россия, Беларусь, Украина и по одной картине от Чехии и Словакии. В условиях деградации постперестроечного кино Витязь оказался способен подставить плечо художникам, чья совесть жила судьбой России, славянства, кто знал историю своего народа. В тот незабываемый 1992 год экранное оформление христианской культуры выпало на долю Золотого витязя.

Второй фестиваль проходил в югославском Нови-Саде городе, тот, что называют сербскими Афинами. МКФ в Югославии собрал уже 195 игровых, документальных, анимационных, студенческих и видеофильмов. Девиз фестиваля За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека. Бессменный президент Золотого витязя Николай Бурляев, отдавая своему детищу всю творческую энергию, провел уже 11 кинофорумов, всякий раз получавших благословение Алексия II. Не единожды Святейший Патриарх лично открывал МКФ. Число стран-участниц приблизилось к 30, цифра фильмов превысило 1500. Бурляевым было создано Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов, насчитывающее в эти дни без малого 3000 деятелей экрана.

В 2001 году Н. Бурляев стал художественным руководителем киностудии Отечество. У студии появилась обширная государственная программа. Бурляев выступает и в качестве продюсера в частности, помог режиссеру-документалисту А. Васильеву снять кино Чуден Днепр (2001). Иногда как артист Николай Петрович озвучивает документальные картины.

Также в числе кинематографических работ Н. Бурляева: 1961 Сэм Хаггер (Суд сумасшедших); 1962 Сергей Миронов (Мишка, Серега и я); Юрка Сорокин (Без страха и упрека); 1963 Андрейка (Строгая игра); 1964 улан (Метель); 1967 Василий (Возвращение); 1968 Игорь Черный (Гольфстрим); 1969 Щупальцев (Семейное счастье новелла От нечего делать); 1970 Сашка (Легенда); Николай Ребров (Кража, телефильм); Юзеф Шевчик (Риск); 1971 Глеб (Телеграмма); 1972 Костас (На углу Арбата и улицы Бабулинас); 1974 Леша Васильев (Под каменным небом); Маркизет (Иван да Марья); Федя (Выбор цели); 1976 Максим (Всегда со мною); 1980 Косцов (Камила, телефильм); 1982 Николай Иванович (Живая радуга); 1985 Москаленко (Контрудар); 1985, 1986 Бемби (Детство Бемби; Юность Бемби); 1989 капитан (Птицам крылья не в тягость); Зубцов (Сувенир для прокурора); 1990 Михаил (Русская рулетка); 1991 затворник (Господи, услыши молитву мою); 1993 медик (Дождливый уик-энд); Блаженный (Паутина) всего больше 70 ролей.

Н. Бурляев автор киноповестей, публицистических статей и других публикаций в ряде журналов.

Николай Петрович Бурляев всенародный артист России (1996), председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов (1997), президент Международного кинофорума Золотой витязь (1992), лауреат премии Ленинского комсомола (1976), член правления Союза кинематографистов РФ, член Союза писателей, лауреат Государственной премии Югославии, академик Международной славянской академии, президент Фонда культуры казаков России. Награжден орденами Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и преподобного Сергия Радонежского.

Живет в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Горлов Nikolay Gorlov

Ведущий эпизодник советского кино. Яркий комедийный актёр, игравший забавных персонажей из народа.
читать далее

Николай Гринько Nikolay Grinko

Николай Гринько - популярный советский актер театра и кино. Родился 22 мая 1920 года.Самыми известными ролями Николая Гринько являются: роль Папа..
читать далее

Николай Гриценко Nikolay Gritsenko

Народный артист СССР.
читать далее

Николай Добрынин Nikolay Dobrinin

Николай Добрынин - советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России. Родился 17 августа 1963 года.Дебютировал в кино в 1968..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий