Известные люди

»

Николай Гринев

Николай Гринев Nickolay Grinev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 1.10.1910
Совершил 157 боевых вылетов, пpовёл 25 воздушных боёв, сбил лично 4 и в гpуппе 6 вpажеских самолётов. Командуя pазведывательной эскадpильей, обнаpужил несколько аэpодpомов пpотивника и при штурмовке уничтожил на земле 4 самолёта. 17 Hоябpя 1939 года за проявленный героизм и умелое командование эскадрильей удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 1 Октября 1910 года в селе Молодовое, в настоящее время Шаблыкинского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и индустриальный техникум в городе Константиновка Донецкой области. В 1926 - 1931 годах работал забойщиком шахты 1 в Горловке и кочегаром на химическом заводе в городе Константиновка, в то же время учился в индустриальном техникуме. После окончания техникума, в 1931 - 1933 годах, учился в Одесском индустриальном институте. В Октябре 1933 года по комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков в городе Харькове. После окончания школы с Сентября 1936 года служил старшим лётчиком и командиром звена в 21-й отдельной истребительной эскадрилье в Забайкалье.

С 23 Мая по 16 Сентября 1939 года помошник командиpа эскадpильи 22-го истребительного авиационного полка Лейтенант Н. В. Гpинёв участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Совершил 157 боевых вылетов, пpовёл 25 воздушных боёв, сшиб лично 4 и в гpуппе 6 вpажеских самолётов. Командуя pазведывательной эскадpильей, обнаpужил немного аэpодpомов пpотивника и при штурмовке уничтожил на земле 4 самолёта. 17 Hоябpя 1939 года за проявленный героизм и умелое руководство эскадрильей удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1940 - 1941 годах учился на курсах усовершенствования при Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. С Апреля 1941 года командовал 273-м истребительным авиационным полком. С начала и до конца Великой Отечественной войны сражался на Калининском, Закавказском, Северо - Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах, был командиром 518-го истребительного авиационного полка, а с Августа 1942 года по Октябрь 1945 глжа - старшим инспектором - лётчиком по технике пилотирования управления 5-й Воздушной армии. Ранен в 1942 году в районе Керчи.

К Маю 1945 года имел на своём счету 27 воздушных побед ( с учётом боёв в Монголии ). Hагpаждён оpденами Ленина, Кpасного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. С 1945 года Подполковник в отставке. Умер 28 Апреля 1963 года в городе Сочи.

* * *

В Забайкалье Николай Гринёв попал безотложно же потом училища. Вначале служил старшим лётчиком, позже командиром звена. В полку его знали и ценили. Общительный, весёлый, прямой по характеру, он пользовался уважением лётчиков. С первых же дней, как только начались бои на Халкин - Голе, Гринёв летал постоянно ведущим группы. На его счету было немного одержанных побед. И вовсе не невзначай, когда во второй половине Июля 1939 года Военным советом 1-й армейской группы принималось вывод о формировании отдельной разведывательной истребительной эскадрильи, он был назначен её командиром.

Эта первая в наших ВВС истребительно - разведывательная количество предназначалась для профессиональной воздушной разведки. До сих пор такую работу выполняли обычные самолёты - истребители и бомбардировщики, которые зачастую становились лёгкой добычей японских истребителей.

В разведывательную эскадрилью Гринёва были отобраны лучшие лётчики из 3 полков. Комиссаром эскадрильи стал Лейтенант Арсений Ворожейкин - великолепный лётчик, обладавший спокойным, уравновешенным характером.

Эскадрилья расположилась на полевом аэродроме в непосредственной близости от реки Халхин - Гол. Истребители И-16 разместились полукругом на расстоянии 100 - 200 метров приятель от друга и находились в полной боевой готовности. Связь со штабом ВВС армейской группы была прямая и поддерживалась бесперебойно. Помимо выполнения чисто разведывательных задач эскадрилья использовалась кроме того для перехвата вражеских самолётов и в качестве резерва командования.

Гринёв совместно с начальником штаба эскадрильи Капитаном Василием Борзяком разработали подробный проект воздушной разведки. Весь район разведки ( 200 километров по фронту и 100 - в глубину ) был разделён на участки. Участки были закреплены за звеньями. Каждое звено должно было 2 - 3 раза в день просматривать с воздуха подопечную территорию. Под особым наблюдением находились железнодорожные станции Хайлар, Халун - Аршан, Хандагай и дороги, ведущие от них к фронту.

План был утверждён командованием и метко выполнялся. Лётчики добывали ценные сведения о передвижении японских войск, производстве инженерных работ, местах сосредоточения резервов и базирования японской авиации. О результатах разведки Гринёв дважды в сутки докладывал командованию ВВС армейской группы.

Лётчикам эскадрильи Гринёва нередко приходилось реализовывать задачи при сильном противодействии со стороны противника, входить в схватки с японскими истребителями. Так было, в частности, 20 Августа - в первостепеннный день Халхингольской наступательной операции. До полудня эскадрилью держали в резерве, а после этого подняли в воздух навстречу здоровущий группе японских бомбардировщиков, приближавшихся к району боёв под прикрытием истребителей. Задача Гринёва и его лётчиков состояла в том, чтобы не предположить удара японских бомбардировщиков по наступавшим советско - монгольским войскам.

В плотном строю эскадрилья Гринёва шла навстречу колонне бомбардировщиков. Заметив угроза своим подопечным, японские истребители бросились наперерез нашим. Началась схватка. Замыкающее звено Лейтенанта Анатолия Комосы было отрезано. Сам Гринёв вырвался из карусели и продолжал на полной скорости сближение с бомбардировщиками. Вместе с ним шли комиссар эскадрильи Арсений Ворожейкин и лётчик Игнатий Шинкаренко.

Положение как снег на голову осложнилось: со стороны солнца на наших лётчиков свалилась новая группа японских истребителей. Враг настигал позади и с правой стороны, намереваясь шлепнуть в упор ведущее звено. Надо было принимать какое - то заключение. Однако Гринёв, пренебрегая смертельной опасностью, не сворачивал с курса и, форсируя движок, в порыве отчаянной и непреклонной решимости мчался на колонну бомбардировщиков. Втянув голову в плечи, прячась за бронеспинку от потянувшейся к его машине пулемётной трассы, Гринёв врезался в строй бомбовозов. Последовала короткая очередность по головному бомбардировщику. В воздухе раздался дюжий взрыв, на землю посыпались бомбы.

Строй колонны японских бомбардировщиков был нарушен. От яростных атак наших истребителей они взрывались единственный за другим. Оставшиеся, побросав бомбы куда попало, повернули назад и бросились наутёк. Преследуя их, Гринёв и Ворожейкин вогнали в сопку ещё единственный СБ-96.

В одном из разведывательных полётов 23 Августа Гринёв обнаружил большую колонну автомашин с пехотой, двигавшуюся к фронту из Хайлара. Он сразу доложил об этом командованию и получил директива удерживать противника под постоянным наблюдением. К вечеру Гринёв сообща с комиссаром Ворожейкиным поднялся в воздух в 3-й раз и установил, что японские резервы сосредоточиваются восточнее Больших Песков. Командование выдвинуло на угрожаемый участок 80-й полк 57-й стрелковой дивизии и батальон 6-й танковой бригады. Утром следующего дня японцы перешли в атакование. Это были части 14-й пехотной бригады, переброшенные на Халхин - Гол из резерва Квантунской армии. Через 2 дня они были разгромлены.

После того как 24 Августа советско - монгольские войска замкнули колечко кругом халхингольской группировки противника, японское руководство попыталось применять транспортные самолёты в целях переброски окружённым частям боеприпасов и продовольствия. Первым это обнаружил Гринёв. Командование поставило перед ним задачу сдернуть воздушные перевозки противника.

Задачу эскадрилья выполнила блестяще. В течение 25 и 26 Августа лётчиками эскадрильи было уничтожено немного транспортных самолётов противника, единственный из них сжёг на земле Гринёв. После этого полёты японских транспортных самолётов прекратились.

Потеряв в воздушных боях большую доля своих новых самолётов, японское руководство бросило в махач все самолёты, находившиеся в Маньчжурии, в том числе устаревших конструкций.

В начале Сентября эскадрилья Гринёва встретила примерно 20 тихоходных бипланов, похожих на наши Р-5, снятые с вооружения немного лет вспять. Это были машины фирмы "Де-Хевиленд", когда - то закупленные японцами у англичан. "Де-Хевиленды" пытались бомбить части 8-й монгольской кавалерийской дивизии, занимавшие оборону вдоль границы в районе высоты Хулат - Улайн - Обо. Все японские самолёты стали лёгкой добычей эскадрильи Гринёва.

Разведывательная эскадрилья Гринёва внесла внушительный вклад в разгром японцев. В воздушных боях её лётчики уничтожили больше 20 вражеских самолётов, не потеряв ни одного своего.

Сам Лейтенант Н. В. Гринёв за время боёв на Халхин - Голе совершил 157 боевых вылетов, провёл 46 воздушных боёв, сшиб 4 японских самолёта лично и 6 - в группе с товарищами. Штурмовыми действиями на аэродромах он сжёг 4 вражеские машины.

Отвага и смелость Гринёва в бою опирались на тверёзый расчёт, знание обстановки, техники, своих сил и возможностей. В сочетании с высоким воинским мастерством это приносило ему неизменный фарт.

Богатый боевой навык, полученный в небе Монголии, в полной мере был использован Гринёвым в годы Великой Отечественной войны. Сотни молодых лётчиков учились у него искусству побеждать врага.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Горбунов Nikolay Gorbunov

Капитан Н. И. Горбунов совершил 196 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 2 - в составе группы.0 года за мужество..
читать далее

Николай Городничев Nikolay Gorodnichev

Гвардии Майор Н. П. Городничев совершил 180 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил 11 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее

Николай Гугнин Nikolay Gugnin

Майор Н. П. Гугнин совершил 260 боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта. 0 года за мужество и..
читать далее

Николай Гулаев Nikolay Gulaev

Гулаев Николай Дмитриевич летчик истребитель. Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий