Известные люди
»Николай Духов
Рождение: Украина» Веприк, 26.10.1904 - 1.5
Николай Духов - советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия. Родился 29 октября 1904 года.Занимался модернизацией танка Т-28, разработкой танка КВ-1 и КВ-2, осуществил коренную модификацию средних танков Т-34, Под руководством Николая Духова разрабатывались тяжёлые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4, а также были изготовлены не пошедшие в серию образцы, например КВ-13. Активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 года.
Мать Н. Л. Духова, Мария Михайловна, была дочерью обедневшего помещика. Отец, Леонид Викторович, служил ротным фельдшером и за год до рождения сына поступил на сахарный предприятие в с. Веприк.
Сначала он учился в сельской школе, следом в Гадячской классической мужеский гимназии. Особенно добро там было поставлено преподавание иностранных языков (позднее Духов владел немецким, английским и французским). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, в 1920 году Николай получил диплом об её окончании.
C 14 лет Духов работал: первоначально секретарём Вепричского комитета бедноты, с 1921 года агентом продотряда. Вёл перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога. Также был заведующим районной избой-читальней, секретарём райземлеса, заведовал ЗАГСом. В 1925 году поступил на Чупаховский предприятие резчиком свёклы. Позже его перевели в технико-нормировочное бюро.
Н. Л. Духову было 22 года, когда ему представилась вероятность продолжить образование. По решению заводского комсомольского собрания ему вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака он был рекомендован для зачисления без испытания на механический факультет Ленинградского политехнического института, где обучался с 1928 по 1932 год на кафедре Автомобили и тракторы и получил профессия инженера-конструктора тракторов и автомобилей.
Трудовая занятие в тракторо- и танкостроенииПосле окончания института был направлен на ленинградский предприятие Красный Путиловец (позднее Ленинградский Кировский завод), где прошёл дорога от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. В первые годы на ЛКЗ Николай Леонидович работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора Универсал, над созданием первого советского легкового автомобиля Ленинград-I, принимал участие в конструировании тяжёлого подъёполно крана.
В 1936 году его, как инженера автотракторной специальности, привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники. Духов перешел в СКБ-2 Кировского завода, где сию минуту начал к созданию единой методики тягового и прочностного расчета танков, которой он и его коллеги в дальнейшем пользовались не единственный год. Затем ему возложили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 года группа Н. Л. Духова выполнила поручение, причём бортовую передачу новой конструкции для танка Николай Леонидович спроектировал лично.
Творчески мыслящего инженера волновала задача создания нового танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический план новой машины тяжёлого танка КВ-1. В 1939 году Кировский предприятие начал к серийному выпуску танков КВ. 11 ноября 1940 он был назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ, был ведущим конструктором тяжёлого танка КВ-1, а ещё внёс немаловажный вклад в разрботку танка КВ-2.
Член ВКП(б) со 2 апреля 1941 года.
В 1941 году Ленинградский Кировский предприятие понемногу эвакуировался в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода начали разворачивать фабрика танков КВ. 10 июля 1941 года Духов выехал из Ленинграда в Челябинск, получив место главного конструктора отдела 3. Уже 25 июля он был на месте и проворно организовал работу. 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский предприятие, Н. Л. Духов стал заместителем главного конструктора, а Постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года был назначен главным конструктором, оставаясь в этой должности до 1948 год. Николай Леонидович наладил на заводе поточно-конвейерное фабрика танков КВ, возглавлил разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, осуществил коренную модификацию средних танков Т-34. Под его руководством разрабатывались тяжёлые танки КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Были изготовлены и не пошедшие в серию образцы к примеру КВ-13.
После войны под непосредственным руководством Н. Л. Духова разрабатывался свежий трактор ЧТЗ С-80 (Сталинец-80) с кабиной закрытого типа.
Трудовая занятие в промышленности ядерных вооруженийВ 1948 году он был привлечён к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, Духов возглавлял разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы. Он бойкий участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 года.
С 1954 года Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала 1 КБ-11 (в настоящее время ВНИИА им. Н. Л. Духова), которым возглавлял до своей смерти в 1964 году. Духов определил основные направления тематики института создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры. За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ядерных боеприпасов была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ЯБП и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией. Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам.
Н. Л. Духов установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А. И. Микояном, В. Н. Челомеем, С. П. Королёвым и другими.
Преподавательская занятиеПараллельно с инженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательской работой. С 1935 по 1940 год он преподавал в Ленинградском автодорожном институте и на механическом факультете Ленинградского политехнического института. В 1944 году в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позднее преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым и механико-технологическим. Заведующим кафедрой танкостроения (гусеничных машин) и руководителем государственной экзаменационной комиссии этого ВУЗа был назначен Духов.
Во время работы в филиале 1 КБ-11 Духов ещё придавал огромное важность подготовке научных кадров высшей квалификации. Он поставил перед министерством вопросительный мотив о создании в КБ аспирантуры и совета по присуждению ученых степеней кандидата технических наук. Первые три защиты состоялись уже в 1962 году.
Награды, звания и знаки признанияГенерал-лейтенант ИТС (1954), врач технических наук.
* Трижды Герой Социалистического Труда:
o 1945 за выдающиеся заслуги в создании танков и самоходок;
o 1949
o 1954)
* член-корреспондент Академии Наук СССР (1953)
* лауреат Ленинской (1960)
* лауреат четырёх Сталинских премий:
o март 1943 за усовершенствование конструкции тяжёлых танков
o 1946 за создание тяжёлого танка ИС-1
o 1951
o 1953
* лауреат Государственной премии СССР (1954)
Награждён четырьмя орденами Ленина (в 1940 за успешную работу и проявленную инициативу по укреплению обороноспособности нашей страны), орденами Суворова II степени (за выдающиеся заслуги в создании танков и самоходок), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (май 1942, за освоение танка КВ-1С) и медалями (1940, медалью За трудовую доблесть за разработку противоминного трала).
К столетию Николая Леонидовича и пятидесятилетию Всероссийского НИИ автоматики на территории ВНИИА был установлен бюст Духова работы скульптора В. Н. Левина.
В Челябинске на доме, в котором в годы Великой Отечественной войны жил Духов (пр. Ленина, 15), установлена мемориальная доска (работы скульптора Э. Э. Головницкой).
15 декабря 2003 года в галерее ученых ЮУрГУ открыт бюст Н. Л. Духова работы заслуженного художника РСФСР Вардкеса Айковича Авакяна.
В 2004 году Верховная Рада Украины приняла постановление О праздновании 100-летия со дня рождения Николая Леонидовича Духова.
Торжественная дата отмечалась в сентябре 2004 года на государственном уровне. Празднование прошло в содружестве с Российской Федерацией. На Украине обещали издать автобиографические материалы о Николае Духове и определить его бюст в мемориальном комплексе Великой Отечественной войны в Киеве.
В ознаменование 100-летия со дня рождения Н. Л. Духова по заказу ВНИИА издательством Марка была выпущена юбилейная марка, а на Московском монетном дворе по эскизу художника И. Копыткина изготовлена памятная медаль 100 лет со дня рождения Н. Л. Духова.
ОтзывыЮлий Борисович Харитон так писал о Николае Леонидовиче:
* Его конструкторская гениальность врождённа.
* Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была жутко велика. Вместе со своими товарищами по работе он шибко хоть отбавляй сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие.
* то, что он сделал за свою существование, огромно как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тому значению, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины
В летописи Челябинского тракторного завода о нём написано следующее: Николая Леонидовича по силе конструкторского таланта позволительно было сравнить с такими виднейшими конструкторами страны, как Швецов, Поликарпов, Яковлев. Когда он рассматривал чертеж, то казалось, словно видит его насквозь. Ни одна оплошность не ускользала от его немножко прищуренного, спокойного взгляда. Духов не только выдвигал новые оригинальные технические идеи, он добивался претворения их в бытие поистине военными темпами.
А. И. Белоносов пишет: когда на территории института был построен свежий лабораторный остов и Н. Л. Духов переехал в новоиспеченный офис, то первое же совещание с руководством института он начал с разъяснения, по существу, с оправдания, отчего у него этакий крупный офис и что он нужен не для него, а для удобства всех присутствующих, а ещё и для авторитета фирмы при приеме многих представителей других организаций. Этот офис у директора института функционирует и ныне, и нет в нем никаких излишеств.
Знаменитый организатор производства, босс ЛКЗ, бывший одно время наркомом танковой промышленности, И. М. Зальцман писал о Духове: С Николаем Леонидовичем я познакомился ещё в 1933 году. Он стремительно завоевал репутацию талантливого конструктора и расчётчика. Его вклад в создание танка КВ в такой степени значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А намедни войны он сверкнул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в ладно налаженном серийном выпуске боевой техники и её серийном освоении.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Камов Nikolay Kamov
Но до самого последнего времени широким кругам общественности было более известно имя Михаила Миля: о нем и его конструкторском бюро охотнее и чаще..
читать далее →
Николай Кузнецов Nikolay Kuznecov
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года).
читать далее →
Николай Макаров Nikolay Makarov
Николай Макаров - известный советский конструктор оружия. Родился 22 мая 1914 года.Николай Макаров является разработчиком такого оружия как:..
читать далее →
Николай Греков Nikolay Grekov
Опыта космических полетов не имеет.Статус - летчик-космонавт, 7-й набор ВВС.
читать далее →