Известные люди
»Николай Жевахов
Рождение: Россия, 24.12.1874
Камергер Высочайшего Двора, действительный статский советник, участник право-монархического движения, член Русского Собрания (PC).
Принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых. В 1738 кн. Шио (Семен) Джавахов принял русское подданство, получив княжеский участок в Кобелякском у. Новороссийской (позднее Полтавской) губ., положив начало российской ветви рода, тот, что по-русски стал именоваться Жеваховы. Предки кн. Жевахова находились в родстве с семейством Горленко, давшем России святителя Белгородского Иоасафа. Детство прошло в родовом имении Линовица, которое принадлежало его отцу помещику Пирятинского у. Полтавской губ. коллежскому советнику Давиду Дмитриевичу (18431907), служившему по выборам дворянства, и в Киеве, где у матери Екатерины Константиновны, урожд. Вульферт (18471917), был свой обиталище. В семье Жеваховых было четверо детей: два сына-близнеца Николай и Владимир (предстоящий сщмч. еп. Иоасаф (кн. Жевахов)) и две дочери Любовь (р. 1876) и Варвара (р. 1879).
Образование получил первоначально во 2-й Киевской гимназии, следом в Коллегии Павла Галагана и, в конце концов, на юридическом ф-те Киевского ун-та св. Владимира (1898). Окончив вектор движения унта с дипломом 2 ст., поступил на службу в Киевскую судебную палату, следом в канцелярию Киевского генерал-губернатора. В мае 1902 занял пост земского начальника в родных местах. В это время кн. Жевахов в первый раз попробовал себя на поприще политического публициста. В 1904 на страницах консервативного журнала Гражданин, издававшегося кн. В. П. Мещерским, печатались его Письма земского начальника. В своей деятельности главное участливость он уделял задачам духовного просвещения и образования крестьянства, был инициатором и руководителем строительства сельских храмов, сам много жертвовал личных денег на это. Впоследствии в 1914 его дело на благо духовного просвещения народа была отмечена преподанием официального благословения Св. Синода с вручением грамоты. В к. апр. 1905 переведен в С.-Петербург в Государственную канцелярию в отделение свода законов. С к. 1906, познакомившись с прот. Александром Маляревским давним почитателем свт. Иоасафа (Горленко), начал работу по собиранию материалов о святителе. Именно в это время он познакомился с архиеп. Курским и Обоянским Питиримом (Окновым), будущим митр. Петроградским и Ладожским. Плодом трудов кн. Жевахова стали 3 тома Материалов для биографии святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского, которые были изданы в Киеве в 1907-1911. По окончании работы 18 марта 1910 он удостоился аудиенции у Императора Николая II, а в 1912 получил Высочайшую признательность за поднесенную книгу Святитель Иоасаф Горленко, Епископ Белгородский и Обоянский. 4 сент. 1911 состоялась канонизация свт. Иоасафа, а Жевахов стал тов. председателя братства свт. Иоасафа.
Будучи убежденным монархистом, 4 мая 1909 он стал действительным членом PC. Заметную образ в его жизни сыграл душевный пи-сатель, солидный монархист С. А. Нилус. Они познакомились в Киеве ок. 1900, активно об-щаться начали с осени 1905 в С.-Петербурге. В 1913, посетив Нилуса в Валдайском монастыре и услышав от него сетования на надобность поиска себе нового пристанища, Жевахов пригласил его существовать в родовое имение Линовица. Затем зачастую навещал его там, и они подолгу беседовали. В Линовице С. А. Нилус готовил к изданию свою знаменитую книгу Близ есть при дверех.
В 1910 Жевахов совершил паломническое турне в итальянский г. Бари, где покоятся мощи его небесного покровителя Николая Чудотворца. Он опубликовал свои Путевые заметки, в которых предложил соорудить православный собор во имя св. Николая и при нем странноприимный обитель для русских паломников. В дек. 1910 по поручению Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) он был командирован в Бари для приобретения земельного участка под постройку храма и странноприимного дома. В мае 1911 был Высочайше утвержден Барградский комитет при ИППО для сбора пожертвований на сооружение, тот, что возглавил солидный правый участник кн. А. А. Ширинский-Шихматов. Жевахов стал членом комитета, а в 1913 был назначен председателем Строительной комиссии. В июне 1913 он был избран в пожизненные действительные члены ИППО с выдачей серебряного знака за оказанные Барградскому комитету услуги. За организацию строительства храма и странноприимного дома 6 мая 1914 ему было пожаловано звание камер-юнкера Высочайшего Двора.
4 сент. 1915 на собрание братства свт. Иоасафа пришел какой-то полковник О., тот, что поведал о явлении ему Белгородского Чудотворца. Святитель повелел для спасения России привезти на фронт Владимирский образ Божией Матери, которым его благословила на иночество мама, и Песчанский образ Богородицы, обретенный им в бытность еп. Белгородским, и пронести их по линии фронта. Тогда Господь по молитвам Своей Матери смилуется над Россией. Как опосля выяснилось, без малого вместе с тем похожее явление было старику-крестьянину из д. Пески. Исполнять повеление свт. Иоасафа пришлось кн. Жевахову. Его недоброжелатели увидели в поездке на фронт карьеристские стремления, и наезд князя со святынями прошел незамеченным, никаких крестных ходов вдоль линии фронта не было организовано. После поездки Жевахова в Ставку начали циркулировать слухи о назначении его тов. обер-прокурора Св. Синода. Его кандидатуру поддержала Императрица Александра Федоровна, познакомившаяся с Жеваховым в отрезок времени подготовки поездки в Ставку. Сразу супротив князя была развязана кампания клеветы, он попал в цифра распутинцев, представителей темных сил. Тем не менее, 15 сент. 1916 вышел указ о назначении Жевахова. Обер-прокурором ещё в авг. стал Н. П. Раев. 1 янв. 1917 Жевахов был пож-лован званием камергера Высочайшего Двора и произведен в ранг действительного статского советника. В к. янв. 1917 он отбыл в инспекционную поездку на Кавказ, а вернувшись в столицу 24 февр., застал первые признаки революционного брожения. В заседании Св. Синода 26 февр. Жевахов пытался инициировать воззвание Св. Синода к населению, которое бы грозило церковными карами всем участникам беспорядков. Однако не встретил поддержки со стороны архиереев, которые отвергли его предложение.
1 марта 1917 Жевахов был арестован и до 5 марта находился в заключении в так называемом министерском павильоне Гос. Думы, как друг министра прежнего режима. После освобождения жил в имении сестры в Боровичах, у матери и брата в Киеве, в родовом имении Линовица. С осени 1917 обосновался в Киеве. В течение полугода кровавых чекистских злодеяний с братом скрывались в скиту под Киевом. После прихода в град Добровольческой армии уехал на юг в Харьков, следом в Ростов. Его приютил у себя митр. Питирим, тот, что был настоятелем Второ-Афонского монастыря под Пятигорском. В к. 1919 сообща они выехали в Екатеринодар, намереваясь двинуться на Афон. В сер. янв. кн. Жевахов приехал в Новороссийск (владыка Питирим, предчувствуя скорую кончину, отказался от поездки) совместно с группой архиереев сквозь Константинополь и Салоники в Сербию.
С 9 февр. 1919 по сент. 1920 жил в Сербии, стал одним из инициаторов создания и председателем русско-сербского общества, открытого 20 июля 1920. В речи при торжественном открытии Общества заявил: в условиях, когда иудейство и масонство ведут открытую войну на истребление супротив христианства, любая попытка к единению славян приобретает исключительное значение. Выразил надежду, что славянская мысль объединит около себя всех христиан для совместной борьбы с врагами Христа. В 1920 назначен заведующим подворьем свт. Николая в Бари, которое являлось собственностью ИППО. В янв. 1921 он совершил поездку в Германию, где зарождалось националистическое движение. В янв. 1922 заново побывал в Мюнхене и Берлине, где встречался с одним из идеологов немецкого национализма Максом Эрвином Шейбнер-Рихтером, фельдмаршалом Эрихом Людендорфом, гр. Э.Ревентловым, переводчиком Протоколов Сионских мудрецов на германский язык, издателем консервативного журнала Ауф форпостен Людвигом Мюллер фон Гаузен. Немцы проявили заинтересованность к Жевахову. Он вспоминал: Мой наезд в Берлин, в тот самый миг, не мог одолеть путь незамеченным для немцев, и я, как лично знавший Нилуса и ведший с ним переписку, вдруг очутился в самом центре этого бурного, здорового национального движения, смягчавшего у меня горечь сознания той печальной роли, какую сыграла Германия в отношении России, в роковую для обеих стран войну. Жевахов состоял в переписке с итальянским дуче Б.Муссолини.
О последних годах его жизни без малого ничего не известно. Последнее документальное известие о князе относится к 19411942. По некоторым данным он умер в Вене в лагере для перемещенных лиц.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Касаткин-Ростовский Nikolay Kasatkin-Rostovskiy
Камергер Высочайшего Двора, действительный статский советник, один из инициаторов создания Курской Народной Партии Порядка (КНПП), почетный..
читать далее →
Николай Кондратенко Nikolay Kondratenko
Родился в 1940 г. в станице Пластуновской Динского района Краснодарского края в крестьянской семье. Русский. Отец погиб на фронте, мать работала в..
читать далее →
Николай Кутлер Nikolay Kutler
Из семьи дворян-землевладельцев Тульской губ. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1882). В 1892-1904 вице-директор, директор Департамента окладных сборов..
читать далее →
Николай Левин Nikolay Levin
Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия.
читать далее →