Известные люди

»

Николай Китаев

Николай Китаев Nikolay Kitaev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 22.11.1917
Гвардии Старший лейтенант Н. Т. Китаев к Марту 1943 года произвёл 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сбил 8 и в группе 5 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 22 Ноября 1917 года в селе Пичуга, теперь Дубовского района Волгоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал в литейном цехе Сталинградского тракторного завода слесарем по ремонту оборудования. Окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. После чего, в звании Младшего лейтенанта, служил в частях ВВС Западного Особого военного округа.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, произвёл немного десятков вылетов на штурмовку войск противника.

На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1941 года. Командир эскадрильи 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вс, Северо - Кавказский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Н. Т. Китаев к Марту 1943 года произвёл 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сшиб 8 и в группе 5 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1946 года Подполковник Н. Т. Китаев - в запасе. Последние годы жил в посёлке Белыничи Могилёвской области. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

* * *

Свои первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне Николай Китаев выполнил на самолёте И-16 в Декабре 1941 года в составе 131-го истребительного авиаполка ( в дальнейшем - 40-й ГвИАП ). Позднее полк был перевооружён на ЛаГГ-3, а в 1943 году - на больше совершенные Ла-5.

В составе этого полка Китаев прошёл с боями от Москвы до западной границы страны. Воевал на Северном Кавказе, сражался на Курском направлении, освобождал Украину. В 1943 году его боевые вылеты были в особенности результативны, он одерживал победы в каждом втором бою, а посреди сбитых им машин больше половины составляли бомбардировщики. Так, с Мая по Ноябрь 1943 года Гвардии Капитан Н. Т. Китаев в 118 боевых вылетах провёл 48 воздушных боёв, лично сшиб 17 ( 5 He-111, 1 Ju-88, 4 Ju-87, 4 Ме-109, 3 FW-190 ) и в группе 3 самолёта ( 2 He-111 и Ju-87 ). Только в ходе оборонительного сражения на Курской дуге он сшиб 5 самолётов противника. О тех днях вспоминает бывший начальник 8-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии Полковник И. П. Ларюшкин:

"В Июне 1943 года, во время одного из воздушных боёв юго - восточнее города Суджа, мы рассеяли группу немецких истребителей, а два из них загнали на бреющем полёте в сторону Курска и потеряли из виду... Спустя некоторое время нам сообщили, что оба Ме-109 совершили вынужденную посадку на нашей территории.

Немедленно вылетевшие на По-2 Капитан Комоса и Герой Советского Союза Капитан Китаев нашли на большом, немного заболоченном поле и на опушке леса два исправных истребителя Ме-109F последней модернизации. Оказалось, что на этих машинах летали немецкие лётчики - испытатели, решившие опробовать их в реальном бою. Но, затем полученной встряски, удрали, а Курская магнитная аномалия "помогла" им посеять ориентировку, израсходовать горючее и изготовить вынужденную посадку. Увидев бежавших к ним наших служивый, единственный из лётчиков застрелился, а прочий сдался в плен.

Капитаны Комоса и Китаев решили лететь парой. Однако при выруливании для взлёта с опушки леса самолёт Китаева увяз в заболоченном месте. Комоса взлетел успешно. Но по пути встретил группу "Яков". Пришлось покидать от них на бреющем. Вскоре он приземлился на базовом аэродроме у станции Солнечная. Правда там его не ждали и, приняв за немецкого пилота, немного не побили...

Мы решили сотворить свой дивизионный учебный центр: полетать на немецких машинах, провести с ними воздушные бои, узнать их лётные характеристики. Но из этой затеи ничего не вышло... Как только поднимались в воздух наши Ме-109, по ним начиналась пальба с земли от наземных войск. Не помогли и закрашенные на них кресты. Проведя с "Мессерами" всего пару воздушных боёв, мы отправили их в Москву.

А Николай Китаев вскоре отличился в боях на Курской дуге. 7 Июля 1943 года с утра было пасмурно, сплошная низкая облачность и дожди сковали действия авации с обеих сторон. Но только только малость рассеялись облака и в небе появились "окна", сызнова вспыхнули напряжённые воздушные схватки, которые повторялись 17 раз. В тот самый день Капитан Н. Т. Китаев сшиб два бомбардировщика Ju-88 и ещё два подбил. Вэтого за день лётчиками дивизии было сбито 45 самолётов противника и подбито ещё 14..."

Уже к концу 1943 года, проведя 320 боевых вылетов и 100 воздушных боёв, имея на своём счету 27 личных и 8 групповых побед, Николай Китаев становится одним из лучших воздушных бойцов советских ВВС.

В 1944 году Гвардии Майор Н. Т. Китаев был назначен командиром прославленного 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Боевой дорога отважного лётчика - истребителя трагически прервался в одном из Июльских вылетов. В паре с Гвардии Майором А. Шварёвым он вылетел на рекогносцировку войск противника в районе Тернополя. На обратном пути, неподалёку от линии фронта, они сделали штурмовой заход на неприятельскую колонну. При этом самолёт Китаева был подбит шальным снарядом, он приземлил его, не выпуская шасси, но при посадке потерял разум и попал в плен. В плену Николай Трофимович не потерял присутствия духа, с честью вынес все его тяготы и в 1945 году был освобожден советскими солдатами.

За время Великой Отечественной войны совершил возле 400 боевых вылетов. В 120 воздушных боях лично сшиб 34 ( по другим источникам - 26 ) и в группе с товарищами 8 самолётов противника. В 1946 году Гвардии Подполковник Н. Т. Китаев был демобилизован. Жил и работал в поселке Белыничи Могилевской области.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Киянченко Nikolay Kiyanchenko

Гвардии майор Н. С. Киянченко совершил 360 успешных боевых вылетов, в 46 воздушных боях лично сбил 17 и в группе 4 самолёта противника. 0 года за..
читать далее

Николай Клепиков Nikolay Klepikov

Гвардии Капитан Н. Ф. Клепиков совершил 600 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, сбил лично 8 и в составе группы 32 самолёта противника.28..
читать далее

Николай Козлов Nikolay Kozlov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Александровичу Козлову присвоено 14 февраля 1943 за 495..
читать далее

Николай Кокорин Nikolay Kokorin

Николай Кокорин сбил в воздушных боях 8 немецких самолётов ( в том числе, 5 - официально ), был полным Георгиевским кавалером, однако так и не..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий