Известные люди

»

Николай Крючков

Николай Крючков Nikolay Kryuchkov Карьера: Актер
Рождение: Россия» Москва, 6.1.1911
Он был "живой легендой" советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую, но роль в своей очередной картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом.

Николай Крючков родился в Москве, в так называемых Покровских казармах, что на Красной Пресне. Как он сам позднее вспоминал: "Я отчего эдакий живучий? Наверное, потому как, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а вслед за тем выходила, вырастила..." Справедливость этих слов позволительно ревизовать на таком факте: кроме Николая, в семье Крючковых было ещё семеро детей, при всем при том шестеро из них позже скончались.

По воспоминаниям самого Крючкова, в детстве он был отчаянным мальчишкой, дворовым хулиганом и совершенно мог "загреметь" в беспризорники. Однако фатум оказалась к нему благосклонна. В 14-летнем возрасте он поступил на учебу в ФЗУ на Трехгорке и обучался там по профессии гравера-накатчика. Училище он закончил благополучно и получил девятую высшую категорию рабочей сетки. В те же годы Крючков стал участвовать в художественной самодеятельности, его таланты обращали на себя участливость. Чего он только не умел: и игрывать на гармони, и распевать, и танцевать (в особенности лихо бил чечетку). Его сценический дебют состоялся в 1927 году в пьесе-монтаже "1905 год", где Крючков сыграл безотложно три роли: рабочего-революционера, пристава и торговца-лоточника. По словам очевидцев, образ пристава в исполнении 16-летнего Крючкова была в особенности колоритна и смешна.

В 1928 году Крючков поступил в студию при Театре рабочей молодежи (ТРАМ). Мать была недовольна выбором сына, так как вечно мечтала зреть его при солидной должности, а не в роли комедианта. Однако Крючков, играя на сцене студии, продолжал действовать и на Трехгорке и на практике содержал семью.

19-летний Крючков в ТРАМе был занят только в эпизодических ролях. Самыми заметными работами молодого актера были в тот отрезок времени роли в двух спектаклях: "Московский 10. 10", где он играл Сашку-сезонника, и "Зови, фабком!". Именно в последнем спектакле его и заметил осенью 1931 года кинорежиссер Борис Барнет, тот, что предложил Крючкову познать себя в кино. В фильме "Окраина" артист должен был сыграть небольшую образ Сеньки-сапожника. Как вспоминал позднее сам Н. Крючков: "Когда я начал пробоваться на эту образ, то показалось мне самому, что всю существование только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке - левша я... Я считаю, что мне повезло, ибо моим первым кинорежиссером был тот самый талантливейший человек".

Фильм "Окраина" вышел на экраны в 1933 году и имел здоровенный фарт у зрителей. Год через его отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Таким образом, дебют Крючкова в кино оказался на редкость удачным. Поэтому их содружество с Б. Барнетом продолжилось и дальше. В 1934 году режиссер ещё раз пригласил Крючкова на образ в своем следующем фильме "У самого синего моря". На тот самый раз это была комедия, и нашему герою в нем досталась одна из центральных ролей - образ Алексея.

После этого фильма Крючкова заприметили. Предложения сниматься посыпались на него со всех сторон, И он никому не отказывал, не гнушаясь игрывать более того отрицательных героев. За последующие четыре года он снялся в фильмах: "Частный случай", "Возвращение Максима", "Человек с ружьем", "Комсомольск", "На границе". Во время работы одного из фильмов с Крючковым произошла неприятная история.

В 1936 году режиссер Михаил Ромм начал к съемкам фильма "Тринадцать". Картина была о советских пограничниках, которые вступили в неравный махач с бандой басмачей в пустыне Каракумы. Роль командира отряда пограничников досталась в этом фильме нашему герою (Ромм познакомился с ним посредством свою будущую жену Елену Кузьмину, которая была партнером Крючкова в двух фильмах Б. Барнета). Снявшись в этом фильме, тот, что с выходом на экраны в 1937 году стал самым кассовым фильмом сезона, Крючков полностью мог прославиться на немного лет раньше. Однако этого не произошло, и повинен был в этом сам артист. Что же произошло? Об этом рассказывает Э. Савельева: "Страшнее желудочной инфекции на съемках "Тринадцати" оказалась угроза "зеленого змия". Объявили основополагающий съемочный день (13 апреля 1936 г.). Для всей группы тот самый день был праздником. Люди вышли с утра в торжественном настроении. А актера, игравшего образ командира отряда, - нет. Кинулись выискивать. Выяснилось, что он "не в форме". Играть не может. И так немного раз. И занятие было не только в нем. Актер тот самый уже был видной и влиятельной фигурой в кинематографическом мире. Молодежь начала ему подражать. Появилась опасность, что коллектив может распасться.

И вот тут Ромм проявил удивительную волю и энергию организатора. Он выстроил всю группу в строй. Сам встал перед нами, какой-то в особенности подтянутый, жесткий, собранный. Несвойственным ему заурядно тоном он "отдал приказ" об откомандировании бойца такого-то в Москву за ломание правил воинской дисциплины. Ромм занял правильную позицию и своевременно принял единственно верное заключение, от которого зависела судьбина всей нашей работы. После этого установился порядок: актеры вечно выходили на съемку в форме и своевременно. Каждый думал: раз уж с "этим" он так поступил и не побоялся, то что же будет с нами, ещё не такими известными.

Так и получилось, что в фильме бойцов в отряде осталось двенадцать. Но это не броско. Ведь никто же не будет считывать до тринадцати на экране, более того когда отряд выстраивается в цепочку".

Понятно, что актером, отчисленным из группы за пьянство, оказался Крючков. Почему же он не сумел побороть в себе искушение "зеленым змием"? Дело в том, что тяга к алкоголю проснулась в Крючкове достаточно до срока - ещё подростком на Трехгорке он приучился пить наравне со взрослыми. Поначалу он несложно подражал старшим товарищам, бравировал своим умением хлебнуть полно и не опьянеть. Затем баловство переросло в привычку. И разделаться с ней раз и навечно Крючкову уже не удавалось. В дальнейшем эта пагубная тяга ещё не раз поставит артиста в трудное положение на съемочной площадке, хотя ему многое будут извинять из-за огромной популярности в народе.

Между тем конфликт на съемках "Тринадцати" без малого не сказался на творческой занятости Крючкова. Его продолжали активно снимать другие режиссеры. От роли к роли артист накапливал надобный навык, рос в своем мастерстве и терпеливо ждал своего "звездного часа". И он наступил в середине 1938 года, когда режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную образ в своем новом фильме "Трактористы". Его партнершей в картине должна была сделаться благоверная режиссера Марина Ладынина, восходящая звездочка советского кино.

Натурные съемки проходили летом 1938 года в степи, на берегу Южного Буга, в деревне Гурьевка. Актерский коллектив подобрался на редкость дружный и сплоченный, в особенности посреди мужчин. Кроме Крючкова, в фильме снимались уже известный Петр Клейников и дебютант Борис Андреев. Именно эта троица задавала тон на съемочной площадке, и порой с ними не мог совладать более того таковый радикальный режиссер, как Пырьев. Очевидцы рассказывают, что в перерыве между съемками картины произошел этакий момент. Крючков, Алейников и Андреев как обухом по голове заспорили, кто из них больше выпьет водки. Крючков заявил, что ему ничего не стоит опорожнить разом десять (!) стопарей и не опьянеть. В реакция коллеги подняли его на хохот, назвав трепачом. И тогда Крючков, на глазах у ошеломленных товарищей, одну за прочий опрокинув в себя заявленные десять стопок, сказал: "Ну как?" - и тут же ушел почивать. Больше с ним на тот самый счет никто не спорил.

Когда кино "Трактористы" в 1939 году вышел на экраны страны, его ждал небывалый зрительский счастливый момент. Песни "Три танкиста", "Здравствуй, милая моя" и "Броня крепка, и танки наши быстры..." запела вся держава. Все актеры, исполнявшие главные роли в картине (М. Ладынина, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев), моментально стали всесоюзными знаменитостями, и в 1941 году все четверо станут лауреатами Сталинской премии. Наибольшая популярность и влюбленность зрителей достались Николаю Крючкову - его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кино. С него практически забирали образец в повседневной жизни миллионы молодых людей.

На съемках "Трактористов" Крючков познакомился с юной студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Они полюбили приятель друга и следом окончания работы над картиной поженились. Свадьбу справляли в новой комнате в одной из коммуналок, куда Крючков перебрался из общежития Трехгорки намедни торжества. Со стороны жениха было не так непочатый край приглашенных, в то время как молодая привела с собой без малого весь свой студенческий вектор движения.

После шумного успеха "Трактористов" приглашения сниматься посыпались на Крючкова как из рога изобилия. Один за другим выходят фильмы с его участием: "Выборгская сторона", "Ночь в сентябре", "Яков Свердлов", "Член правительства", "В тылу врага", "Свинарка и пастух". В последнем фильме Крючкову досталась образ, тогда немного присущая его актерскому имиджу, - шалопай Кузьма. Как вспоминал сам актер: "Когда я начал сниматься в этой картине, ко мне заявился "под градусом" мой товарищ Василий Сталин и начал надрываться, чтобы я не смел игрывать эту образ, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился более того "сослать в Сибирь". А я ему в отклик пропел: "А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь оттого что также русская земля". Утром он звонил, извинялся".

С первых же дней войны Крючков стал проситься на фронт, и все-таки военком уговорил его остаться. "Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте", - сказал он актеру. И Крючков с головой ушел в работу. В 1942 году он снимался вместе с тем в пяти картинах: "Котовский", "Фронт", "Антоша Рыбкин", "Во имя Родины" и "Парень из нашего города". Последний кино стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны. Во время работы над ним Крючков свалился от истощения и попал в лазарет. Но продолжительно покоиться там не позволяли обстоятельства, и, чуть поправившись, артист ещё вернулся на съемочную площадку.

В 1945 году разладилась семейная существование актера: от него ушла супруга Мария Пастухова. Вполне видимо, что предлог дал сам артист, тот, что тогда увлекся иной женщиной. Ею была юная актриса Алла Парфаньяк (она была студенткой Щукинского училища), с которой Крючков встретился на съемках фильма "Небесный тихоход", где она играла одну из главных ролей. По выходе фильма на экраны его весьма ругала критика (мол, не разрешено так легкомысленно являть войну) и... восторженно принимала публика.

В послевоенные годы советских времен кинематограф переживал не лучшие свои времена, и фильмов тогда снималось сильно всего ничего. Однако, более того несмотря на это, Крючкову удавалось не просиживать дома без работы. В те годы на экраны вышли следующие фильмы с его участием: "Машина 22-12", "Щедрое лето", "Максимка". Однако только роли в двух фильмах приносят актеру творческое удовлетворение: в "Максимке" и в картине "Звезда". Этот кино был снят ещё в 1948 году, и все-таки на экраны страны вышел только в 1953-м. Почему? Вот что говорит по этому поводу сам Н. Крючков: "В этом фильме Сталину не понравилось, что мой герой - сержант Мамочкин - перед тем, как взорвать себя, говорит "Вот так вот", а "не "За Сталина". И картину запретили..."

С середины 50-х творческая активность Крючкова продолжает поражать зрителей. Например, в 1954 году он снимается безотлагательно в четырех фильмах, в 1956-м - в пяти. Правда, большинство из этих ролей не принесли актеру нового успеха, но они не позволили зрителю позабыть об этом актере (как это произошло, в частности, с П. Алейниковым, М. Ладыниной, В. Марецкой и др.). В конце 50-х только два фильма, в которых снялся Крючков, ещё пробудили к нему заинтересованность критиков и зрителей. Это "Дело Румянцева" и "Жестокость".

В 1957 году распался и второй брак Крючкова: Алла Парфаньяк ушла от него, забрав с собой сына (она после этого стала женой Михаила Ульянова). Оставшись единственный, артист вскоре переехал в однокомнатную квартирку (11 метров) на первом этаже в центре Москвы. Туда же он привел и свою третью жену-заслуженного мастера спорта Зою Кочановскую. С нею он познакомился в 1959 году, когда снимался в фильме "Домой". После свадьбы им обещали вручить новую квартиру, и все-таки въехать в нее молодоженам было не суждено. Вскоре произошла драма. Рассказывает А. Аршанский: "Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в "газике". В центре города Зоя попросила ее обождать, она хотела приобрести помаду. Мы остановились, она перешла улицу, купила губную помаду, и, когда возвращалась назад, на наших глазах, в трех метрах от нас, ее сшиб армейский "Студебеккер". Умерла она у нас с Крючковым на руках. А через два дня мы летели на пару в грузовом самолете, только мы и гроб, тот, что болтался по самолету".

Н. Крючков потом этой трагедии с трудом приходил в себя. Его друзья, боясь за него, неотступно были с ним рядом. Постепенно боль утихла, а сквозь два года следом этого артист встретил свою последнюю влюбленность - на съемках очередного фильма он познакомился с 30-летней ассистенткой режиссера Лидией Николаевной. Вот что она вспоминает об этом: "Однажды во время обеда он пригласил меня усесться к нему за стол. Я ответила, что мне некогда, потому как что непочатый край работы. Оказывается, нашлись доброжелатели, которые сказали Николаю Афанасьевичу, что я "занята", и более того назвали фамилию мужчины из съемочной группы. А Крючков сам был человеком прямым, откровенным и потому как всем верил. Когда я об этом узнала, то объяснила, что его ввели в заблуждение.

Вскоре Николай уезжал на съемки в Сочи и перед этим сказал, что я ему нравлюсь и он непременно ко мне вернется. Накануне своего отъезда он решил учинить застолье. Я считала, что это только повредит его здоровью. Но Николай настоял на своем, и я в знак протеста на застолье не пришла. Тогда Крючков разыскал меня и сказал: "Этот вопросительный мотив мы отрегулируем, занятие в другом. Сделай так, чтобы, когда я вернулся, не было разговоров, ранящих мне душу". Я ответила, что если он будет все время со мной, то так и будет...

Он приехал, как обещал, устроил мне день рождения, сделал предложение и уехал назад на съемки. Перед ноябрьскими праздниками 62-го он возвращался в Москву из Сочи, а я - из Канева. Наши поезда расходились по расписанию на два часа. Он оказался дома раньше. Когда я приехала, Николай тотчас позвонил и сказал: "Мы с тобой встречаемся завтра и больше ни при каких обстоятельствах не расстаемся". Он предупредил, что, если я его обману, это будет его самым большим огорчением. По его словам, во мне он нашел то, что искал..."

В этом браке у них вскоре родилась девчурка, которую назвали Эльвирой.

В 60-70-е годы Крючков продолжал сниматься в кино, был занят в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. В 1965 году ему в конце концов было присвоено звание народного артиста СССР. Он был, что называется, "активный легендой" советского кино, и всякий режиссер почитал за честь для себя позвать его хоть на маленькую, но образ в своей очередной картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, нередко представлял советское кино за рубежом. Однако, более того несмотря на огромную популярность этого актера в народе, подчас и ему приходилось быть жертвой элементарного хамства. Рассказывает артист В. Сошальский: "В Ялте снимали кино "Матрос с "Кометы". Я жил в доме отдыха ВТО, а Крючков - всенародный артист Союза, лауреат всех мыслимых премий - в самой дорогой гостинице на набережной. Вприятель в одно прекрасное время звонит мне: "Мальчик, черно...ые приехали, интуристы! И Крючкова выселяют из номера на два дня. Меня выставляют! Но я - стареющий мужчина! Ты поможешь мне перенести чемодан?" - "Куда?" - "Вниз, в кочегарку, - отвечает Крючков. - Там у меня знакомая..." - "Так, может, ко мне, в мой номер?". - "Нет, с ней мне будет уютнее..."

Пришел я, взял его чемодан, отнес вниз... "Спасибо, мальчуган, ты мне больше не нужен, - поблагодарил дядя Коля. - Придешь, когда эти уедут".

Николай Афанасьевич был одним из любимейших в стране киноактеров, и все-таки студия платила за него рублями, а эти "черно... ые", как он их назвал, платили долларами".

Наиболее удачными работами Крючкова в кино в 70-е годы позволительно мнить фильмы: "Адрес вашего дома", "Горожане" и "Осенний марафон".

В 1980 году Н. Крючкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

О том, каким Крючков был в повседневной жизни, рассказывает его благоверная Л. Н. Крючкова: "Он всю дорогу считал, что на рынок и вспять я должна колесить только на машине, а не на троллейбусе. Я могла позвать кого-то подмогнуть убраться в квартире, постирать белье. Он неизменно говорил, что если мне тяжко, то нужно нанять кого-то. Всегда спрашивал, в чем я нуждаюсь. Однажды случился потешный момент. На вопросительный мотив Николая Афанасьевича, что мне требуется, я ответила, мол, об этом я его не попрошу. Он: "Почему?" - "Да хлеб мне нужен". Он: "Принесу". Я удивилась: "Что ж, ты в булочную пойдешь?" Муж: "Почему? Я в текущий момент приду в театр, любого молодого актера попрошу, и он мне хоть десять батонов принесет".

По магазинам он не ходил. Когда заказы бывали, завсегда приносил. Холодильник он не открыл ни разу, чайник ни разу не поставил. Но зато и не предъявлял никаких претензий. Если меня нет, то он подождет, и на все единственный ответ: "Не имеет значения". Нет обеда - будет безмятежно обозревать телевизор или впитывать текст газету-ждать меня..."

В 1985 году режиссер с "Мосфильма" Елена Михайлова задумала снять продолжение фильма "Парень из нашего города", поведать о том, кем стали главные герои картины 40 лет через. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя картина не повторила успеха предыдущего фильма, при всем при том зрители встретили ее тепло. Фильм назывался "Верую в любовь".

Всю свою существование Крючков был заядлым рыболовом (впервой взял в руки удочку в 6 лет), и все-таки в последние месяцы перед смертью он без малого не вставал с постели в дачном поселке Икша. Поэтому рыбачила за него его подруга жизни, Лидия Николаевна, а он, когда мог, сидел рядом на скамейке и переживал за ее успехи. Много калякать он уже не мог, от постоянного курения у него развилась опухоль в горле. Пить он кинул ещё в 1970 году, раз и навечно.

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Ему шел 83-й год.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Олялин Nikolay Olyalin

Николай Олялин - популярный советский, российский и украинский актер, режиссер и сценарист. Родился 22 мая 1941 года.Дебют Николая Олялина в кино..
читать далее

Николай Охлопков Nikolay Ohlopkov

Народный артист СССР (1948).
читать далее

Николай Плотников Nikolay Plotnikov

Актёр широкого диапазона с успехом играл острохарактерные, комедийные роли. Создал также ряд мягких, глубоко психологических лирических образов.
читать далее

Николай Рыбников Nikolay Rybnikov

Николай Рыбников - популярнейший актёр 50-60-х годов ХХ века. Кумир нескольких поколений кинозрителей, создавший образ парня с соседней улицы -..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий