Известные люди
»Николай Михайловский
Рождение: Россия, 15.11.1842
Михайловский Николай Константинович - выдающийся публицист, социолог и критик. Родился 15 ноября 1842 г. в городе Мещовске Калужской губернии, в бедной дворянской семье.
Учился в горном корпусе, где дошел до специальных классов. 18 лет от роду выступил на литературное поприще, в критическом отделе "Рассвета", Кремнина. Сотрудничал в "Книжном Вестнике", "Гласном Суде", "Неделе", "Невском Сборнике", "Современном Обозрении"; перевел "Французскую демократию" Прудона (Санкт-Петербург, 1867). Воспоминаниям об этой поре дебютов, когда он вел существование литературной богемы, Михайловский посвятил значительную доля своей книги "Литература и Жизнь" и, в беллетристической форме, очерки: "Вперемежку". С особенной теплотой вспоминает он о раньше времени умершем, без малого совсем неизвестном, но весьма даровитом ученом и писателе - Ножине, которому многим духовно обязан. С 1869 г. Михайловский становится постоянным и деятельнейшим сотрудником перешедших к Некрасову "Отечественных Записок", а со смертью Некрасова (1877) - одним из трех редакторов журнала (с Салтыковым и Елисеевым ). В "Отечественных Записках" 1869 - 84 годы помещены важнейшие социологические и критические статьи его: "Что такое прогресс", "Теория Дарвина и общественная наука", "Суздальцы и суздальская критика", "Вольтер-человек и Вольтер-мыслитель", "Орган, неделимое, целое", "Что такое счастье", "Борьба за индивидуальность", "Вольница и подвижники", "Герои и толпа", "Десница и шуйца графа Л. Толстого", "Жестокий талант" и др. Кроме того, он ежемесячно вел отдел "Литературных и журнальных заметок", подчас под заглавиями: "Записки Профана", "Письма о правде и неправде", "Письма к ученым людям", "Письма к неучам". После закрытия в 1884 г. "Отечественных Записок" Михайловский немного лет был сотрудником и членом редакции "Северного Вестника", писал в "Русской Мысли" (полемика с Л.З. Слонимским, строй статей под заглавием "Литература и Жизнь"), а с начала 1890-х годов стоял во главе "Русского Богатства", где вел ежемесячные литературные заметки под общим заглавием: "Литература и Жизнь". Умер 27 января 1904 г. Первое собрание сочинений его вышло в 1879 г., 3-е, в 10 огромных томах, в 1909 - 13 годы, под редакцией Е.Е. Колосова. Литературная дело Михайловского выражает собой тот созидающий отрезок времени новейшей истории русской авангардный мысли, которым сменился боевой отрезок времени "бури и натиска", ниспровержения старых устоев общественного миросозерцания. В этом смысле Михайловский явился прямой реакцией супротив крайностей и ошибок Писарева, местоположение которого он занял, как "начальный критик" и "властитель дум" младшего поколения 60-х годов. Хронологически преемник Писарева, он по существу был продолжателем Чернышевского, а в своих социологических работах - Лаврова. Главная заслуга его в том, что он понял угроза, заключавшуюся в писаревской пропаганде утилитарного эгоизма, индивидуализма и "мыслящего реализма", которые в своем логическом развитии приводили к игнорированию общественных интересов. Как в своих теоретических работах по социологии, так ещё больше в литературно-критических статьях своих Михайловский вновь выдвинул на начальный проект идеал служения обществу и самопожертвования для блага общего, а своим учением о роли личности побуждал активизировать это служение тотчас. Михайловский - газетчик по преимуществу; он стремился не столь к стройности и логическому совершенству, сколь к прямому воздействию на читателя. Вот отчего чисто научные доводы супротив "субъективного метода" не колеблют значения, которое в близкое время имели социологические этюды Михайловского, как явление публицистическое. Протест Михайловского супротив органической теории Спенсера и его тяготение представить, что в исторической жизни идеал, компонент желательного, имели огромное роль, создавая в читателях расположение, враждебное историческому фатализму и квиетизму. Поколение 70-х годов, сильно проникнутое идеями альтруизма, выросло на статьях Михайловского и считало его в числе главных умственных вождей своих. - Значение, которое Михайловский приобрел следом первых же социологических статей в "Отечественных Записках", побудило редакцию передать ему образ "первого критика"; с самого начала 70-х годов он становится по преимуществу литературным обозревателем, только редко давая этюды исключит
ельно научного содержания. Обладая выдающейся эрудицией в науках философских и общественных и вкупе с тем здоровенный литературной проницательностью, хотя и не эстетического свойства, Михайловский создал своеобразный род критики, тот, что нелегко подвести под установившиеся ее типы. Это - отклик на все, что волновало русское среда, как в сфере научной мысли, так и в сфере практической жизни и текущих литературных явлений. Сам Михайловский, с уверенностью человека, к которому никто не приложит такого эпитета, охотнее всего называет себя "профаном"; важнейшая количество его литературных заметок - "Записки Профана". Этим самоопределением он хотел отделить себя от цеховой учености, которой нет дела до жизни, и которая стремится только к формальной истине. "Профан", напротив того, интересуется только жизнью, ко всякому явлению близиться с вопросом: а что оно дает для уяснения смысла человеческой жизни, содействует ли достижению человеческого счастья? Насмешки Михайловского над цеховой ученостью дали предлог обвинять его в осмеивании науки вообще; но на самом деле никто из русских писателей новейшего времени не содействовал в этакий мере популяризации научного мышления, как Михайловский. Он целиком осуществил проект Валериана Майкова, тот, что видел в критике "единственное снадобье заманить публику в сети интереса науки". Блестящий писательский дар Михайловского, едкость стиля и самая повадка письма - перемешивать серьезность и глубину доказательств разными "полемическими красотами", - все это вносит чрезвычайное оживление в самые абстрактные и "скучные" сюжеты; средняя публика больше всего благодаря Михайловскому ознакомилась со всеми научно-философскими злобами дня последней трети XIX и первых годов ХХ века. Больше всего Михайловскому всю дорогу уделял места вопросам выработки миросозерцания. Борьба с холодным самодовольством узкого позитивизма и его желанием избавить себя от "проклятых вопросов"; протест супротив воззрений Писарева на искусство (касательство Писарева к Пушкину Михайловский назвал вандализмом, до того же бессмысленным, как разрушение коммунарами Вандомской колонны); выяснение основ общественного альтруизма и вытекающих из них нравственных обязанностей; выяснение опасных сторон чрезмерного преклонения перед народом и одностороннего народничества; баталия с идеями графа Толстого о непротивлении злу, потому как они благоприятствовали общественному индифферентизму; в 1890-х годах горячая, систематическая битва с преувеличениями "экономического материализма" и марксизма - таковы главные этапные пункты неустанной, из месяца в месяц, журнальной деятельности Михайловского. Отдельные литературные явления давали Михайловскому вероятность выложить непочатый край оригинальных мыслей и сотворить немного проницательнейших характеристик. "Кающийся дворянин", тип которого выяснен Михайловским, давнехонько стал крылатым словом, как и другое замечание Михайловского, что в 60-х годах в литературу и существование "пришел разночинец". Определением "кающийся дворянин" схвачена самая суть освободительного движения 40-х и 60-х годов: страстное стремление загладить свою историческую вину перед закрепощенным народом. Этого желания нет у западноевропейского демократизма, созданного классовой борьбой. Льва Толстого (статьи "Десница и шуйца графа Л. Толстого" написаны в 1875 г.) Михайловский понял очень до срока, имея в своем распоряжении только педагогические статьи его, бывшие предметом ужаса для многих публицистов "либерального" лагеря. Михайловский первостепеннный раскрыл те стороны духовной личности великого художника-мыслителя, которые стали очевидцами для всех только в 80-х и 90-х годах, после этого ряда произведений, безупречно ошеломивших прежних друзей Толстого своей кажущейся неожиданностью. Таким же критическим откровением была и статья Михайловского: "Жестокий талант", выясняющая одну из характернейших сторон гения Достоевского. Великое мучительство Достоевский совмещает в себе с до того же великим просветлением; он в одно и то же время Ариман и Ормузд. Михайловский односторонне выдвинул только Аримана - но эти Аримановские черты выяснил с поразительной рельефностью, собрав их воедино в
единственный ослепительный образ. "Жестокий талант", по неожиданности и совместно с тем неотразимой убедительности выводов, может быть сопоставлен в нашей критической литературе только с "Темным царством" Добролюбова, где также критический разбор перешел в чисто творческий синтез.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Надеждин Nikolay Nadezhdin
Надеждин, Николай Иванович - ученый и критик (1804 - 56), сын священника, воспитанник Московской духовной академии.
читать далее →
Николай Полевой Nikolay Polevoy
Выход был только один стать литературным рабом: работать под чужим именем да к тому же за мизерную оплату. А поскольку никто, кроме петербургских..
читать далее →
Николай Страхов Nikolay Strahov
Русский публицист, литературный критик и философ. Родился в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал..
читать далее →
Николай Агнивцев Nikolay Agnivtsev
Николай Агнивцев - русский поэт Серебряного века, автор книг для детей, драматург. Родился 20 апреля 1888 года.Наиболее известными произведениями..
читать далее →