Известные люди
»Николай Новиков
Рождение: Россия, 8.5.1744
Новиков Николай Иванович - знаменитый общественный деятель. Родился 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого уезда, Московской губернии), в семье достаточного помещика; обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса".
В начале 1762 г. поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у Измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведен в унтер-офицеры. Уже во время службы своей в полку Новиков обнаруживал "привкус к словесным наукам" и склонность к книжному делу; издал две переводные французские повести и сонет (1769). В 1767 г. Новиков был в числе молодых людей, которым в комиссии депутатов для сочинения проекта нового уложения поручено было ведение протоколов; поручение это императрица считала делом высокой важности и предписала "к держанию протокола установить особливых дворян с способностями". Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей и в здоровый комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило его со многими важными вопросами русской жизни и с условиями русской деятельности и сделало его лично известным Екатерине. В 1768 г. Новиков вышел в отставку и вскоре стал издавать еженедельный сатирических журнал "Трутень" (1769 - 70); 3-е изд. П.А. Ефремова, Санкт-Петербург, 1865). Он вступил в борьбу с господствовавшей тогда в русском обществе галломанией, которая из всей французской просветительной философии XVIII в. усвоила единственный только вольтеровский гогот, превратив его в безразборчивое зубоскальство. Журналы Новикова дают яркие изображения львов и львиц тогдашнего большого света, щеголей и щеголих, петиметров и кокеток. "Трутень" вооружался супротив злоупотреблений помещичьей властью, супротив неправосудия и взяточничества, выступал с обличениями супротив крайне влиятельных (к примеру, придворных) сфер. По вопросу о содержании сатиры "Трутень" вступил в полемику со "Всякой Всячиной", органом самой императрицы; в полемике этой принимали участие и другие журналы, разделившиеся на два лагеря. "Всякая Всячина" проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, осуждая "всякое задевание особ". "Трутень" стоял за храбрые, открытые обличения. Борьба была неравная; "Трутень" должен был умерить тон, отступиться от обсуждения крестьянского вопроса, а следом и нимало прекратился, не по воле издателя. В 1772 г. Новиков выступил с новым сатирическим журналом - "Живописцем", лучшим периодическим изданием XVIII века (восемь изданий, в том числе три в XIX в. Такой счастливый момент журнала сам Новиков объяснял тем, что он пришелся по вкусу мещан, оттого что "у нас те только книги четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые этим простосердечным людям, по незнанию ими чужестранных языков, нравятся". "Живописец" проводил те же идеи, что и "Трутень": в ряде статей, из которых одни принадлежали И.П. Тургеневу, другие приписывались Радищеву, он горячо ратовал супротив крепостного права. Скоро "Живописец" вынужден был заместить живую сатиру на современные нравы серьезными статьями отвлеченного содержания, а далее и идеально прекратился (1773). Новая попытка в том же направлении была сделана Новиковым по больше узкой программе: в 1774 г. он стал издавать "Кошелек" (переиздан А.Н. Афанасьевым в 1856 г.) - журнал, нарочно направленный супротив галломании. Его нападки супротив нравов светского общества возбудили сильное неудовольствие в придворных сферах, и журнал прекратился на девятом номере, причем издатель, как гласит предание, подвергся и личным преследованиям. Противовес модному французскому воспитанию Новиков пытался нарыть в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал. Он выпустил строй исторических изданий, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и вручить "начертание нравов и обычаев наших предков", чтобы мы познали "великость духа их, украшенного простотой". Таковы: "Древняя Российская Вивлиофика" (издание ежемесячное, 1773 - 75; 2-е изд. 1788 - 91; нов. изд. 1894); "Древняя Российская Идрография" 9 т. I, 1773; изображение московского государства, составленное при Феодоре Алексеевиче); "Повествователь древностей Российских, или Собрание достопамятных записок по Истории и Географии Российской" (ч. 1, 1776; материалы из него вошли позже во 2-е изд. "Вивлиофики"); "История о невинном заточении боярина А.С. Матвеева" (М., 1776; 2-е изд., 1795); "Скифская история из разных иностранных историков,
паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными трудами сложенная и написанная лета 1692" (1776; 2-е изд., М., 1787; как и "Идрография", издана с целью "обличения несправедливого мнения тех людей, которые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, помимо церковных"). Новиков понимал надобность в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., другой раз прилагал эти приемы при пользовании несколькими списками; но его издание актов и летописей, напечатано в "Вивлиофике", и в родное время признавалось неисправным. Это, при всем при том, не умаляет исторического значения "Вивлиофики", поныне представляющего важный академический заинтересованность. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных и церковных, а ещё государственных, доступ к некоторым разрешен Новикову императрицей в 1773 г. Он и сам составил собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и др., а одинаково и Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями. Отношения императрицы к Новикову за тот самый отрезок времени его деятельности вообще отличались благосклонностью. По мнению А.И. Незеленова, на Новикова подействовала идея "Всякой Всячины", что лучше исправлять нравы изображением добрых примеров, чем сатирой; отседова его исторические издания. Императрица, в свою очередность, в своих комедиях начала бичевать (хотя и слабее "Трутня") галломанию и жестокое воззвание с крепостными и, до известной степени, прониклась любовью к русской старине. В своих взглядах на русскую старину Новиков не постоянно отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, "яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы погубятся безвозвратно"; но сообща с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносит в свой "Опыт исторического словаря о российских писателях", появившийся в 1772 г. (см. Библиография, VI, 492). Исход из колебаний и противоречий Новиков нашел в масонстве. Первые связи Новикова с масонством начались в Петербурге. Друзья ещё в 1775 г. зазывали его в масонство, но Новиков длительно колебался, не желая соединять себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны крайне дорожили вступлением Новикова; вопреки своим правилам, они сообщили ему содержание первых трех "степеней" до вступления его в ложу. Новиков не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашел "истинное" масонство в системе Рейхеля, в которой "было все обращено на нравственность и самопознание". В 1777 г. Новиков выпустил 22 номера "Санкт-Петербургских Ученых Ведомостей" (2-е изд. А.Н. Неустроева, Санкт-Петербург, 1873), выходивших еженедельно и примыкавших ещё к первому периоду его деятельности. Это был журнал ученой и литературной критики, поставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с ученым миром Запада, с иной - выставлять заслуги отечественных писателей, в особенности исторических. Нравоучительный ингредиент в "Ведомостях" крайне слаб. Он становится господствующим в "Утреннем Свете" (1777 - 80), ежемесячном журнале, тот, что Новиков, прекратив "Ведомости", стал издавать с сентября 1777 г., в Петербурге, а с апреля 1779 г. - в Москве. Здесь явились "Нощи" Юнга, "Мнения" Паскаля, переводы из немецких писателей, моралистов, пиэтистов и мистиков. "Утренний Свет" издавался Новиковым при содействии кружка единомышленников, в числе которых были М.Н. Муравьев и И.П. Тургенев, и с целями благотворительными: весь барыш с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: умение сформировать общественную самодеятельность и тяготение вкалывать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, в
ызвало обильный приток пожертвований. Уже в ноябре 1777 г. Новиковым открыто было училище при церкви Владимирской Божьей Матери, на 30 и 40 мужчина, с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, позже названное Екатерининским. В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове). В 1779 г. Херасков - куратор Московского университета и масон, предложил Новикову брать в аренду университетскую типографию и издание "Московских Ведомостей". Новиков переехал в Москву, и тут начинается третий и наиболее сияющий отрезок времени его деятельности. В Москве Новиков нашел круг масонов, людей, преданных тем же интересам нравственности и самопознания (И.В. Лопухин, С.И. Гамалея, И.Е. Шварца, кн. Трубецкой и Черкасский, И.В. Тургенев, немного профессоров университета, княгиня В.А. Трубецкая). В этом кружке теоретическая идея Новикова решительно окунулась в масонство, не остановившись и перед розенкрейцерством, с его алхимическими бреднями. Но тот самый мистический туман не помешал просветительной деятельности Новикова, нашедшей большую опору в И.Е. Шварце, с которым Новиков "сделался на всю бытие, до самой смерти Шварца, неразлучным". Быстро приведя в строй и немаловажно расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколь вышло из нее перед тем в 24 года. Новиков поднял и роль "Московских Ведомостей", к которым стал прилагать прибавления разнообразного содержания; цифра подписчиков увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 г. Новиков издавал продолжение "Утреннего Света", под названием "Московского ежемесячного издания"; потом следовали в 1782 г. "Вечерняя Заря", в 1784 - 1785 гг. - "Покоящийся Трудолюбец", в котором Новиков возобновил свою борьбу с крепостным правом. Своей издательской деятельностью он хотел сотворить обильный и доступный припас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей, не ограничиваясь пропагандой своих мистических воззрений. На 448 названий книг, изданных Новиковым, насчитывается 290 книг светского содержания, а ещё значительное цифра книг духовного содержания, не касающихся масонства. Считая книгопечатание "наивеличайшим из всех изобретений", общественную самодеятельность - надежнейшим орудием к распространению просвещения, Новиков ещё в "Живописце" 1773 г. выложил дума об учреждении "Общества, старающегося о напечатании книг". Мысль эта, восполненная идеей Шварца о подготовлении, при посредстве университетских сил, надежных учителей, была осуществлена в "Дружеском Ученом Обществе", которое далее слилось с типографической компанией, учрежденной в 1784 г. со складочным капиталом в 57 500 р. и с поступившим от Новикова запасом книг на 320 000 р. по продажной цене. Ежегодный барыш компании превышал 40 000 р., достигая в иные годы 80 000 р.; после этого закрытия компании в 1791 г., несмотря на большой сбыт изданных ею книг, их оставалось ещё без малого на 700 000 р., не считая 16 856 книг сожженных (как зловредные), и 7 158 книг, переданных в вуз и заиконоспасскую академию. С целью удешевления книг Новиков вступил в сношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, заводил комиссионеров, отпускал книгопродавцам на льготных условиях пункт прайса в кредит, временами десятками тысяч экземпляров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но и в деревнях. В Москве, где до тех пор существовали только две книжных лавки, с оборотом в 10 000 р., при Новикове и под его влиянием цифра их возросло до 20, и книг продавали они ежегодно тысяч на двести. Он же учредил в Москве первую библиотеку для чтения. Люди, близкие к тому времени и к самому Новикову, утверждали, что он не только распространил, но и создал у нас влюбленность к наукам и охоту к чтению. Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, возбужденные изданными им книгами и журналами толки, стало, по замечанию В.О. Ключевского, пробиваться то, с чем ещё незнакомо было русское просвещенное общество: общественное взгляд. Наряду с книгоиздательскими
предприятиями Новикова шла и педагогическо-благотворительная занятие его кружка. Последняя достигла наибольшего развития в голодный 1787 г., когда Новиков в широких размерах оказывал подмога голодающим. Средства к этому доставил гвардейский офицер Григорий Максимович Походяшин, отпрыск уральского горнозаводчика, тот, что отдал в предписание Новикова все близкое громадное состояние и, умирая в бедности, услаждал свои последние минуты тем, что с умилением смотрел на портрет Новикова, указавшего ему сущий дорога жизни. Деятельность Новикова была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Прежде всего заявила к нему претензию (в 1784 г.) комиссия народных училищ за перепечатку некоторых учебников, ею изданных. Новиков делал это по распоряжению московского главнокомандующего Чернышева и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже было довольно учебных книг по дешевой цене; но Чернышев тем временем умер, и Новикову пришлось выдать комиссии вознаграждение. Напечатанная Новиковым "ругательная" история иезуитов, которым покровительствовала императрица, была запрещена. В 1785 г. было повелено собрать изданиям Новикова опись и передать их на рассмотрение московского архиепископа Платона, тот, что должен был ещё попробовать в вере самого Новикова. В своем донесении (января 1786 г.) архиепископ Платон поделил издания Новикова на три разряда: одни он считал жутко полезными при бедности нашей литературы; других, мистических, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные французскими энциклопедистам, он считал зловредными. О вере Новикова Платон писал: "молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как Новиков". В марте 1786 г. Новикову была снова разрешена торговлишка книгами, но количество их была опечатана. Отзыв Платона не рассеял недоверия Екатерины к Новикову. Еще задолго до истечения срока контракта Новикова на аренду университетской типографии императрица не раз повторяла приказание, чтобы типографию больше Новикову не возвращать. Потеря университетской типографии (1789) была для Новикова очень чувствительна, хотя в распоряжении его и остались типографии компании. В 1790 г. в Москву назначен был главнокомандующим князь Прозоровский, мужчина невежественный, варварский. Он посылал на Новикова доносы, вызвавшие командировку в Москву графа Безбородко для производства негласного дознания. Безбородко не нашел никаких поводов к преследованию Новикова. В 1791 г. Новиков вынужден был, при всем при том, кончить наличие типографической компании. В апреле 1792 г. Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Новиков, в противность закону, книг церковной печати. Прозоровский послал для ареста Новикова, тот, что капитально нездоровый жил в своей усадьбе Авдотьине, гусарскую команду, так перепугавшую детей Новикова, что они всю существование после этого того страдали нервными припадками. Не находя доказательств супротив Новикова, Прозоровский просил о присылке знаменитого следователя того времени, Шешковского, и представлял о неудобствах передачи дела Новикова обыкновенному суду. Еще до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 г. повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые его допросы вел Шешковский. 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это заключение было смягчением "нещадной" казни (т. е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "обнаруженные и собственно им признанные преступления", "хотя он и не открыл ещё сокровенных своих замыслов". Из напечатанных во II т. "Сборника Исторического Общества" вопросных пунктов, какие поставлены были Новиковым, и его ответов видно, что Новиков обвинялся в "гнусном расколе", в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герцогом Брауншвейгским и др. иностранцами, в сношениях с великим князем Павлом Петровичем. Все эти обвинения указ 1 августа относит не к одному Новикову, а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же единственный только Новиков, хотя он и не считался главой москов
ских масонов. Собственно супротив одного Новикова выставлено было обвинение в нарушении данной им в 1786 г. подписки не продавать книгами, признанными зловредными; но в этом не было "государственного" преступления. Даже князь Прозоровский был поражен исходом дела Новикова: "я не понимаю конца этого дела, - писал он Шешковскому: как ближайшие сообщники, если он злоумышленник, то и те преступники". Карамзин, выразивший сочувствие в судьбе Новикова в своей оде к Милости, искал причины осуждения Новикова не в официально выставленных супротив него обвинениях и, между прочим, на первом месте поставил раздачу Новиковым хлеба голодающим, которая казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им при этом средств. Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, более того в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял д-р Багрянский. Император Павел I в начальный же день своего царствования освободил Новикова. Новиков был взят в крепость ещё в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отступиться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818 г.) прожил без малого безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Новичков Nikolay Novichkov
Сопредседатель Союза "Интернационал", председатель Коалиции народно-патриотических сил "Родина", политтехнолог.
читать далее →
Николай Оболонский Nikolay Obolonskiy
Оболонский Николай Александрович (15.10.185614.03.1913), действительный статский советник, профессор университета св. Владимира, доктор медицины,..
читать далее →
Николай Павлов Nikolay Pavlov
Видный правый общественный деятель и публицист, один из лидеров Объединенного Дворянства (ОД).
читать далее →
Николай Пантелеевский Nikolay Panteleevskiy
Действительный статский советник, педагог, краевед, общественный деятель, один из руководителей Воронежского отдела Союза Русского Народа (ВО СРН).
читать далее →