Известные люди
»Николай Олейников
Рождение: Россия, 5.8.1898
Русский поэт. Родился в зажиточной казацкой семье. Окончил четырехклассное Донецкое окружное училище, учился в реальном, в 1916 поступил в Каменскую учительскую семинарию. В декабре 1917 стал красногвардейцем, в марте 1918 записался добровольцем в Красную армию, участвовал в боях с германцами и белоказаками, в 1920 вступил в РКП(б).
Вошел в состав редколлегии газеты Красный казак; переехав в Бахмут (теперь Артемовск), стал ответственным секретарем газеты Всероссийская кочегарка. Вместе с приезжими петроградскими литераторами М.Слонимским и Е.Шварцем в 1923 разработал концепцию и организовал издание литературно-художественного журнала Забой, тот, что к четвертому номеру добился неслыханного по тому времени тиража в 40 тысяч. В 1925 партиец и видавший виды редактор Олейников получает от ЦК ВКП(б) направление в газету Ленинградская правда и вскоре становится сотрудником редакции журнала Новый Робинзон, позднее преобразованной в Детский отдел Госиздата, тот, что возглавил С.Я.Маршак. В 19261928, активно сотрудничая в ленинградских и столичных журналах, занимается организацией радиовещания для детей, в 1928 назначается редактором новообразованного Ежемесячного журнала для детей (Ёж), постоянными авторами которого стали К.Чуковский, Б.Житков, В.Бианки, М.Пришвин, Е.Шварц, а кроме того поэты группы ОБЭРИУ Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, с ними у Олейникова возникло особого рода творческое содружество. В журнале Ёж он чаще всего пишет под одним из своих донецких псевдонимов Макар Свирепый, разрабатывает слог и приемы пропагандистской публицистики для детей и публикует строй брошюр этого жанра, в одной из которых (Танки и санки, 1929) критик из Правды распознал опошление героической борьбы супротив белых и интервентов и заключил: Книжка вредна. Ее нужно изъять. Действительно, кой-какой нюанс пародийной примитивизации, граничащей с издевательством, очевиден во всей детской публицистике Олейникова, в особенности при сопоставлении ее с его беспощадно ироническими стихами, заведомо не предназначенными для печати. Легальная литературная активность Олейникова в 19261937 включает ещё инсценировки для детского театра, либретто оперы Карась для Д.Д.Шостаковича, сценарии (совместно с Шварцем) агитфильмов Разбудите Леночку (1934), Леночка и виноград (1935), На отдыхе (1936), в которых играли Б.Чирков, Н.Черкасов, Я.Жеймо.
Многообразная литературная занятие Олейникова имеет только косвенное касательство к его художественному творчеству, только поэтическому. Иногда оно выполняло вспомогательную функцию спасительного осмеяния собственных занятий и окружения (шуточные детгизовские стихи), но чаще всего прямо противостояло той идейно-воспитательной направленности литературы, которой настолько активно содействовал Олейников в своей роли редактора, изготовителя агитпропа и партийного куратора. Шуточные вирши были первичной формой творчества. Впоследствии они меняют свойство и назначение: так, сохраняя видимость посланий, стихотворения становятся по сути дела безадресными (перепосвящаясь, они с издевательской легкостью меняют адресатов) и насыщаются поэтическим содержанием. Вероятно, некоторые ранние стихотворные опыты Олейникова утрачены: Чуковский писал о множестве экспромтов и шутливых посланий истина, не различая ранних и поздних произведений Олейникова. Первые сохранившиеся вирши датируются 1926 (Начальнику отдела); по-видимому, посвященные Шварцу, они обыгрывают в социальном плане тему половых излишеств, сильно существенную в дальнейшем творчестве Олейникова, где в любовных излияниях скабрёзным намекам сопутствуют высокопарные наставления, поучения и более того распекания.
В конце 1920-х начале 1930-х годов определялись и закреплялись в качестве образца советские стереотипы речи и поведения, стандартная канцелярская формула идейно выдержан, морально устойчив являлась в сущности предписанием, нарушать которое было отчаянно рискованно. Этому предписанию иронически соответствуют два лейтмотива поэзии Олейникова, лирический герой которой, во-первых политрук, авгур, сопричастный руководящим указаниям, во-вторых поэт, обладатель вывихнутого и эклектичного речевого сознания, вдохновенный советских времен мещанин эпохи Великого перелома. Для него, стремящегося к моральной устойчивости, характерно бессознательно-пародийное словоупотребление и смешение словесных пластов: так, в балладе Чревоугодие (1932) в то же время пародируется Черная шаль А.С.Пушкина и Любовь мертвеца М.Ю.Лермонтова в итоге получается свежий языковый знак для обозначения поэта другого качества (Л.Гинзбург). С предписанием благонадежного морально-политического облика связан и третий, настоятельнейший лейтмотив: гротескные умствования по части научного познания и переустройства мироздания (Служение науке, Озарение, Хвала изобретателям, Пучина страстей и т.д.) специфический поэтический отзвук вселенских претензий коммунистической идеологии. Здесь, в особенности в Пучине страстей, пародируется уже хлебниковщина и натурфилософский пафос Заболоцкого.
Сюжетно-тематических стихотворений у Олейникова немного, в них намечаются и не столь развертываются, сколь насмешливо обыгрываются социально значимые темы всевластие вивисекторов, новых хозяев жизни и смерти (Таракан), фиктивность человеческого существования в бюрократическом государстве (Перемена фамилии), оголтелое юдофобство как секретный пафос советской жизни (Жук-антисемит), ничтожество как залог оптимизма (О нулях) и т.д.
При жизни Олейникова были напечатаны только три его стихотворения (Служение науке, Муха и Хвала изобретателям); в 1934 ему удалось пристроить их в столичный журнал 30 дней. Эта публикация была немедля опознана как враждебная вылазка в статье Ан.Тарасенкова Поэт и муха (Литературная газета, 10 декабря 1934). После этого отпал вопросительный мотив о напечатании новых, более того самых безобидных созданий Олейникова циклов В картинной галерее (1936) и Вулкан и Венера (1937). 3 июля 1937 Олейников был арестован, в том же месяце НКВД разгромило всю редакцию детской литературы. Уцелевшие сослуживцы отмежевались от врага народа Олейникова и его приспешников, контрреволюционной вредительской шайки, сознательно взявшей вектор движения на диверсию в детской литературе. Статья в стенгазете кончалась призывом: Добить врага!
Олейникова принялись понемногу публиковать с 1964, всячески стараясь замазать и замаскировать его веселое и беспощадное издевательство над советской идеологией во всех ее проявлениях. А.Дымшиц, искажая стихотворные тексты, придумал для них подставного автора, которого якобы высмеивает Олейников, технорука Н. А.Пьянов в статье Веселые вирши Свирепого Макара пытался представить их комическим дополнением к журнальной деятельности Олейникова. Между тем прижизненная публикация была подписана его собственным именем, и ни в одном из списков стихотворений Олейникова никакие псевдонимы не обнаруживаются. Лирическим героем его поэзии является сам автор при том, что лиричность олейниковская двоящаяся, дублированная бурлеском (Л.Гинзбург).
Содержательную, критическую и грубо субъективную оценку его поэтического творчества дает Хармс в стихотворении Олейникову (1935). Установлению подлинных масштабов поэзии Олейникова, продолжающемуся по этот день, способствовала статья-воспоминание Гинзбург Николай Олейников, опубликованная в 1989 и предпосланная в 1991 первому претендующему на полноту собранию его стихотворных сочинений.
Олейников был расстрелян 24 ноября 1937 в Ленинграе следом нескольких месяцев пыточного следствия.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Островский Nikolay Ostrovskiy
В 1927 тяжелая болезнь приковала Островского к постели, через год он потерял зрение. Слепой, неподвижный, испытывающий страшные боли, он создает..
читать далее →
Николай (Ник) Перумов Nikolay Perumov
Первые рассказы будущий автор начал писать в конце 70-х годов, однако первой публикацией явилась книга "Нисхождение тьмы, или Средиземье 300 лет..
читать далее →
Николай Помяловский Nikolay Pomyalovskiy
Помяловский (Николай Герасимович) - известный беллетрист. Родился в 1835 г. в семействе дьякона Петербургской малоохтенской кладбищенской церкви.
читать далее →
Николай Почивалин Nikolay Pochivalin
Первые книги: Счастье (1951), Простые люди (1951), Сибирская тетрадь (1954). Первая крупная повесть Юность (1954) о военных журналистах, во многом..
читать далее →