Известные люди
»Николай Папилов
Рождение: Россия
Награждён орденами Красной Звезды, Славы 3-х степеней, медалью "За отвагу" и другими медалями.Демобилизовавшись из армии, приехал в Актюбинск ( Казахстан ), где проживал до выхода на пенсию. Работал старшим машинистом турбинного отделения Актюбинской ТЭЦ. Награждён орденом Октябрьской Революции, медалями "За трудовую доблесть" и "За доблестный труд.
Родился в 1922 году в деревне Ульхово Ярцевского района Смоленской области. Детские годы прошли в Смоленске. Незадолго до начала Великой Отечественной войны вкупе с родителями переехал в Читинскую область.
В Сентябре 1941 года был призван в армию. Участвовал в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны с Февраля 1943 года. Служил стрелком - радистом в 956-м штурмовом авиационном Виленском ордена Кутузова полку 311-й штурмовой авиационной дивизии. Совершил 115 успешных боевых вылетов. В 36 воздушных боях сшиб 4 самолёта противника.
Награждён орденами Красной Звезды, Славы 3-х степеней, медалью "За отвагу" и другими медалями.
Демобилизовавшись из армии, приехал в Актюбинск ( Казахстан ), где проживал до выхода на пенсионную выплату. Работал старшим машинистом турбинного отделения Актюбинской ТЭЦ. Награждён орденом Октябрьской Революции, медалями "За трудовую доблесть" и "За доблестный работа. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина".
* * *
10-классники достали блокноты, вооружились шариковыми ручками - приготовились делать запись. Скоро надобно сочинять сочинение на свободную тему, и многие решили посвятить его героическим подвигам советских боец и офицеров, совершенным в годы минувшей войны.
Николай Гаврилович обвёл глазами юных слушателей, заметил дочка на задней парте. Поднялся со стула. 5 орденов и 10 медалей мелодично зазвенели на его груди. Придерживая их рукой, почувствовал мороз металла. И нахлынули фронтовые воспоминания, притом с таковой яркостью и свежестью, как чисто это было вчера.
Февраль 1943-го. У командира звена Пескова погиб стрелок - радист. На его местоположение назначили Папилова. Лётчик недоверчиво с головы до ног осмотрел новичка. Отвернулся, болезненно сморщил физиономия. Не мог позабыть своего отважного помощника, полно раз спасавшего его от смерти. Вместе с ним сражался в небе под Москвой, Сталинградом и Курском.
- Опыта, ясно, нет ?.. Наберёшься. Надеюсь, не трусишка ?
- Я к вам не просился. Меня назначили. А как драться буду - бытие покажет.
- Не обижайся, брат. Сам понимаешь: на сердце тяжко. Гляжу на тебя, а вижу его. Теперь ударять фашистов нам совместно. Не подкачаешь ?
Папилов в соответствии кивнул головой.
- Вот и славно. Приступай к делу. Привыкай к пулемёту, осваивай кабину.
Постепенно служебные отношения переросли во фронтовую дружбу, крепче которой нет ничего на свете. До конца войны в одном экипаже пробыли Владимир Алексеевич Песков и Николай Гаврилович Папилов. Совершили вкупе 115 боевых вылетов. Ими уничтожено и повреждено 38 автомашин, 7 цистерн с горючим, 3 склада боеприпасов, выведено из строя 5 самоходок и немного танков противника. Стрелок - радист пулемётным огнём отразил 36 атак и сшиб 4 вражеских самолёта.
...Летний день 1944 года. Грозные "Илы", или, как их называли немцы, "чёрная смерть", летели на бомбёжку позиций западнее Витебска. Внизу проплывали серебристые облака, а между ними виднелись поля, перелески, дороги, коробки разрушенных домов, обгоревшая боевая техника.
Самолёт дрожит от вибрации, проваливается в воздушные колодцы. Папилов водит головой направо и налево, ищет истребителей врага. Пока ничего нет. Спокойно. Но на долгий срок ли ? Недалеко разорвались зенитные снаряды. Самолёт забрался выше. Прошёл над линией фронта.
Шестёрка "Илов", спустившись на малую высоту, стала утюжить вражеские позиции. Рвались бомбы. Взлетали в воздух автомашины и пушки. Николай из пулемёта поливал разбегавшихся по полю врагов, не давая им укрыться в траншеях и ходах сообщения.
Уже когда легли на задний вектор движения, Папилов заметил, что пара Ме-109, вынырнув из облаков, молниеносно приближается к нашим самолётам.
- Командир, с хвоста "Мессеры" ! - крикнул стрелок - радист и пустил красную ракету. Это был знак о том, что вражеские самолёты в воздухе.
Воздушный махач скоротечен и динамичен. Николай не успел поворотить пулемёт, как "Мессер" пронёсся над штурмовиком. Но неприятель поспешил, промахнулся. На второй заход вражеский лётчик пошёл смелее, рассчитывая сшибить "Ил". Папилов участливо, до боли в глазах, следил за истребителем. Вот "Мессер" зашёл с хвоста и начал нагонять их самолёт. Николай подождал, когда он приблизится, и, опередив на немного секунд, дал точную очередность. Истребитель отвалил в сторону и, оставляя за собой узкую полосу дыма, поспешил на свой аэропорт...
Представляя старшину Папилова к боевой награде - ордену Славы 3-й степени, начальник полка писал, что он "...в мордобой вступает смело, категорично, в воздухе ориентируется что надо. Неоднократно подвергался нападению истребителей противника, но благодаря отличному знанию вооружения метким огнём отгонял истребителей от самолёта. Этим самым снабжал отличное выполнение поставленной боевой задачи по уничтожению активный силы и подавлению огневых средств противника".
Есть непреложный закон войскового товарищества: все за одного, единственный за всех, сам погибай, а товарища выручай. Ему были верны на фронте воины разных специальностей, в том числе и авиаторы.
Однажды во время бомбёжки вражеских позиций Папилов увидел, как два "Мессера" навалились на самолёт Старшего лейтенанта Геценога. У того заклинило пулемёт, замолчали пушки: кончились снаряды. Капитан Песков бросился на выручку товарищу. Тогда вражеские истребители штурмовали командирскую машину. Штурмовик сделал крутой вираж, трассы пуль и снарядов пронеслись рядом. Николай дал длинную пулемётную очередность по самолёту противника. Вражеская агрегатина потеряла управление, вошла в штопор и грохнулась на землю.
С трудом дотянул до своего аэродрома штурмовик Геценога, прикрываемый экипажем Пескова. Приземлившись на лётном поле, Старший лейтенант стойко обнял Капитана и старшину, которым был обязан своей жизнью.
Чем ближе подходили советские войска к Восточной Пруссии, тем ожесточённее было сопротивление противника. Но армии 3-го Белорусского фронта неудержимо продвигались вперёд. В этих условиях огромную образ играла непрерывная разведка тылов противника, потому что нереально благополучно надвигаться, не зная расположения вражеских частей в глубине обороны, мест дислокации и количества резервов, размещения коммуникаций противника.
Наземная разведка доложила о том, что ею замечено скопление боевой техники западнее города Шталлупена. Командиру авиационного полка было приказано обследовать эти данные. Первые полёты не принесли успеха. Погода испортилась: невысокий туман повис над полями и рощами, и танков не обнаружили. Однако фронтовые разведчики настаивали на том, что в указанном районе сосредоточено большое число вражеских боевых машин. Командир полка принял заключение отрядить на разведку экипаж Пескова. В добавок к бортовому фотоаппарату старшина Папилов попросил вручить ему ручной, чтобы изготовить аэрофотосъемку местности.
Штурмовик пролетел над лесом, домами и ничего не обнаружил. Тогда Николай попросил командира снизиться до высоты 30 метров. И тут он увидел следы гусениц, ведшие к лесу и хуторским постройкам. Сделал немного фотоснимков и убедился в том, что как раз в этом месте сосредоточились вражеские танки.
После доклада командованию экипажу Пескова было приказано провести группу штурмовиков для уничтожения танков. 12 самолётов вылетели на выполнение боевого задания. Налёт оказался неожиданным для врага. Десятки танков были безотложно же сожжены, другие попытались укрыться в оврагах, схорониться в лесу.
- Не ушли гады, - кричал в самолётно - переговорное устройство Папилов. - Смотрите, в овражек хотят улизнуть !
Штурмовик настиг машины, сбросил бомбы. Самоходка запылала и завалилась набок. Автомашина, объятая пламенем, рванулась к шоссе.
К небу поднимались чёрно - красные столбы дыма. Горела вражеская техника.
Истребители противника, поднятые по тревоге с ближайшего аэродрома, бросились на штурмовиков. Завязался ожесточённый воздушный мордобой.
Откуда - то сверху на самолёт Папилова обрушился Ме-109. Николай открыл пламень и отогнал его.
В течение получаса продолжалась схватка в воздухе. Потеряв немного машин, немцы прекратили преследование штурмовиков.
За эту операцию старшина Папилов получил орден Славы 2-й степени, а начальник звена Капитан Песков - орден Александра Невского.
В начале Февраля начались бои на подступах к Кёнигсбергу. Погода испортилась. Низкая облачность мешала штурмовикам известия прицельное бомбометание. Сопротивление врага, в том числе и его авиации, возросло. Но ничто не могло стопануть решимости советских воинов разгромить фашистов.
...Группа "Илов" подходила к населённому пункту, превращённому противником в опорный узел. Неожиданно она попала в зону действия вражеских зениток. Со всех сторон вспыхивали белые барашки взрывов. Самолёт Пескова молниеносно взмыл вверх и скрылся в облаках. Сделав разворот, он зашёл со стороны моря и на предельно низкой высоте пролетел над позициями зенитной батареи, сбросив бомбы и поливая врагов огнём из пулемёта. Два орудия замолкли, артиллеристы разбежались. Штурмовики бомбили огневые позиции артиллерии и миномётов, пулемётным огнем расстреливали служивый. На выручку бросилась немецкая авиация. Завязался воздушный махач.
Когда единственный из истребителей приблизился к командирской машине, Папилов дал длинную очередность и сшиб стервятника. Другие вражеские самолёты, встретив радикальный отпор, повернули обратно и скрылись в облаках.
Через неделю, 18 Февраля 1945 года, лётчики полка вышли победителями в воздушном бою с 18 "Мессерами", сбив немного вражеских машин. Одну из них уничтожил Николай Папилов.
За мужество и отвагу, проявленные в завершающих боях на территории Восточной Пруссии, старшина Папилов был награждён орденом Красной Звезды и представлен к ордену Славы 1-й степени.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Панюков Nikolay Panukov
В 1937 - 1938 годах добровольцем участвовал в оказании помощи китайскому народу в борьбе с японскими захватчиками. В воздушных боях сбил, как..
читать далее →
Николай Печеный Nikolay Pechony
Гвардии Майор Н. Н. Печёный совершил 219 успешных боевых вылетов на Як-1, Як-7Б и Як-9У, участвовал в 64 воздушных боях, сбил лично 20 самолётов..
читать далее →
Николай Пинчук Nikolay Pinchuk
К концу войны командир истребительной авиационной эскадрильи Гвардии Майор Н. Г. Пинчук совершил 307 успешных боевых вылетов, участвуя в 68..
читать далее →
Николай Прошенков Nikolay Proshenkov
После окончания войны Николай Иванович продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского..
читать далее →