Известные люди
»Николай Печковский
Рождение: Россия, 13.1.1896
Он продержал слово "карты" на ля второй октавы вдвое дольше, чем положено, и вложил в него такое торжество, такое упоение победой, что перекрыл звуком даже вступавшую здесь медь. Все мы, кто сидел в артистической ложе, просто ахнули, впервые став свидетелями того, как в этой фразе певец "пробил" голосом оркестр...
Николай Константинович Печковский (1896, 13.1, Москва - 1966, 24.11, Ленинград) родился в семье горного инженера. Первоначальное образование получил дома, занимаясь с учителем, следом чего был определен в реальное училище...
С самого раннего детства Коля напевал, надоедая всем окружающим, в особенности своей няне, которая давала ему либо что-нибудь сладкое, либо пятак, только бы он замолчал. Репертуар тогда составляли народные песни с драматическим содержанием и "жестокий" бытовой романс. Был дома и граммофон, сыгравший большую образ в развитии музыкальной памяти и выработки исполнительского вкуса у подростка. Как и без малого в каждой семье, любившей оперное искусство, с пластинок звучал звук драматического тенора, артиста императорского театра А.М. Давыдова. Сочетание вызубренных граммофонных арий и посещения театров Москвы, где выступали корифеи русской драматической сцены, привело Колю к домашним спектаклям, разыгрывавшимся со старшим братом Михаилом и средним - Женей. Зачинщик представлений был и режиссером, и главным исполнителем.
В 1910 молодой Печковский впервой оказывается занятым в спектакле на профессиональной сцене Сергиевского народного дома. Антрепризу в Народном доме держала Мелетинская, режиссером был В. А. Брендер. Ставили там и драматические спектакли, и оперные.
В 1913 году Николай заканчивает реальное училище и подписывает контракт с драматической труппой Вейхеля, которая выступала в Летнем саду Москвы. При ломке голоса играл стариков, старух. В 1914 он в первый раз выступает в качестве певца. Дебют нежданно принес фарт и стал поводом для серьезных занятий вокалом. Начались долгие занятия с педагогами, которые признавали в молодом голосе баритон. И только популярный Мазетти и солист оперы Л. Донской выявили драматический тенор.
Печковский начал заниматься с Донским, при всем при том вскоре был призван на военную службу (Россия сражалась в Первой важный войне)...
22 апреля 1918 года Николай Печковский уже с большим успехом дебютировал на сцене Народного дома в партии Синодала в опере Рубинштейна "Демон". Затем артист подготовил партию Андрея в опере Чайковского "Мазепа", но обозначиться с нею не удалось: при распределении ролей в опере "Пиковая дама" близорукое руководство театра поручило Печковскому партию Чекалинского и обиженный певец покинул Народный обитель. Далее - сценические скитания: пение в частях Красной армии, знакомство с генералом А.А. Брусиловым, знакомство с А.В. Луначарским, пробы в Большом театре, служба в студии Немировича-Данченко. И вот - в 1921 году - уволен.
Тут-то в критическую минуту и произошла на одной из московских улиц саммит с К.С. Станиславским, саммит, подобная которой могла проистечь только тогда, в 1921, когда единственный артист мог в прохожем рассмотреть другого артиста - рассмотреть и позвать к себе в студию. Началась новая пора в жизни певца, пора профессионального становления, созревания, практического осознания того, что же такое образ, что такое сценическая оперная драма, драма, или лирический спектакль, что есть актерская техника, помогающая осуществить тот или другой проект, приходит осознание смысла слова, музыкальной интонации...
Обладая превосходным драматическим тенором и ярким сценическим дарованием, певец вскоре завоевывает видное положение на сцене Большого театра, а в 1924 Н.К. Печковский - солист Ленинградского театра имени С.М. Кирова. Им создаются такие исполнительские шедевры, как партия Германа в "Пиковой даме", Отелло в опере Верди, Хозе в опере Бизе "Кармен", Канио в опере Леонкавалло "Паяцы", партии Ленского, Альфреда и т.д. Из воспоминаний Сергея Яковлевича Лемешева: "Широта творческих возможностей Печковского была необычайна. В репертуаре артиста были и драматические, и лирические партии. Он привнес немаловажный вклад в формирование советского оперного искусства.
В "Пиковой даме" я слышал у Печковского такую ноту, которую не забуду ни при каких обстоятельствах. Шла сцена бала. Получив ключ от Лизы, Герман-Печковский, повинуясь какой-то внутренней торжествующей силе, вышел без малого к суфлерской будке и спел заключительную фразу: "Теперь не я, сама фатум так хочет, я буду ведать три карты!"
Он продержал словечко "карты" на ля второй октавы вдвое дольше, чем положено, и вложил в него такое торжество, такое упоение победой, что перекрыл звуком более того вступавшую тут медь. Все мы, кто сидел в артистической ложе, легко ахнули, в первый раз став свидетелями того, как в этой фразе певец "пробил" голосом оркестр... А ибо помогла этому не только мощь самих голосовых средств. Гораздо больше - мощь перевоплощения артиста, его ощущение, его собственная вера... Весь порыв души, все натуга нервов были вложены в тот самый звук, в эту ноту. В ней на миг сконцентрировался для Германа толк жизни, его существования, и зал был захвачен, потрясен. Сказать так нереально. Так разрешено только спеть."
Образ Отелло, одна из самых сложных партий тенорового репертуара явился вершиной вокально-сценического мастерства Печковского. В постановке "Отелло" на сцене Театра имени Кирова Н. Печковский впервой испытал свои силы и как режиссер.
В 1936 в нашей стране с необычайным подъемом проходил сбор средств в фонд помощи борющемуся с фашизмом народу Испании. Внесли свою лепту и работники театрального искусства. Необычайный общий спектакль подготовили артисты театра имени С.М. Кирова и Ленинградского Госцирка. Афиши извещали, что 23 октября 1936 года на арене цирка будет представлена опера Р. Леонкавалло "Паяцы", в роли Канио выступает заслуженный артист РСФСР Н.К. Печковский, в спектакле кроме того занят дрессировщик зверей, заслуженный артист РСФСР Борис Эдер; весь сбор поступит в фонд помощи героической Испании.
Опера в цирке - такого ещё не бывало. И хотя спектакль начинался в полночь, следом очередного циркового представления, и цены устанавливались повышенные, билетов запрещено было достать уже на второй день после этого объявления. Зал был набит битком. Сидели на приставных стульях, в проходах, на лестницах... Все было так необычно, празднично.
Началось представление с того, что Андреев - исполнитель пролога к "Паяцам"- напевал его, спускаясь по лестнице. Потом на сцену выезжала запряженная пони тележка, на которой находился Печковский-Канио, а сзади него сидели дрессировщик Эдер и львица. При каждом жесте Печковского львица делала движение в его сторону и угрожающе рычала. Но артист ничем не выдавал своего волнения. Недда Васленёва во время исполнения арии шла по барьеру арены с хлыстом в руке - артистов бродячего балагана играли цирковые артисты.
Кульминационный миг представления - ария Канио "Смейся, паяц". Печковский вспоминал: "Я напевал ее единственный на арене, освещенной лучами прожекторов. И ни в жизнь - ни в прошлом, ни позднее - у меня не было такого вдохновенного художественного подъема, как в этом спектакле на арене Ленгосцирка. У нас получилось тогда слияние двух искусств - оперного и циркового. Успех спектакля превзошел все ожидания. Публика расходилась возбужденная и довольная."
Устроители представления не только скрупулезно продумали организационную сторону постановки, но и проявили настоящую заботу о зрителях: была глубокая темное время суток, но на улицах стояло немало автобусов, приготовленных для перевозки людей в дальние районы города. Представление запомнилось современникам как захватывающее, оригинальное представление.
Н.К. Печковский неоднократно выступал на сценах многих оперных театров страны. В 1939 он награждается орденом Ленина, ему присваивается звание народного артиста РСФСР.
Слушая пластинки, магнитофонные записи, разглядывая открытки, фотографии Николая Константиновича в разных ролях, восхищаешься не только его талантом, но и невероятным трудом, затраченным на создание различных образов. Мне не довелось видать артиста на сцене, но более того слушая партии Германа, Отелло и другие, чувствуешь, как артист на сто процентов вживается в данную образ. Словно все это происходит с ним самим.
И на эстрадной сцене к каждой песне, к каждому романсу он относится с таковой же требовательностью. Сколько веселья, задора слышится в "Походной". А как больно до слез, когда слушаешь "Сердце матери", "Двойник"... Разве под силу выполнить так кому другому? Имя Николая Константиновича Печковского смело может находиться в первом ряду выдающихся певцов, актеров.
В 1939 году народному артисту республики поручают возглавить филиал Театра им. Кирова. Почти за три года его существования там было поставлено немного спектаклей, порядок которых был настолько высок, что публика стала с большей охотой гулять в филиал Театра. Конкуренция росла, ожесточенность мелких людишек накалялась, Печковский был на грани ухода из театра...
Грянула махаловка. У артиста на дачи больная сердцем мамаша. Сын едет за нею, чтобы доставить в град. Конечно, о продвижении немецких войск, о его скорости артист оперы не мог ведать, как не знали и те, кому положено было быть в курсе. На начало дня следующего дня в Карташевскую был высажен германский десант. Путь в град отрезан. Плен приневоленный, внезапный, морально нелегкий. Шоферу Жданова было поручено переправить Печковского в Ленинград, но, не справившись с заданием, он, спасая шкуру, оболгал певца, заявив, что тот остановил свой выбор остаться с немцами. Да, Печковскому пришлось выступать перед гитлеровцами, распевать в лагерях для военнопленных, но и полно важных сведений доходило до партизан от Печковского, рассказывала политрук Ленинградского фронта Екатерина Мелехова: "А как-то раз потом ранения я попала в германский лазарет и Константин Николаевич спас меня, выдав за свою жену. Не немного наших людей спас он от виселицы. Партизаны часто бывали в его квартире. Ценнейшую информацию о Курской дуге он передал нашему командованию... Ему ибо ничего не стоило поставить подпись всякий контракт хоть в Америку, хоть в Испанию, как это сделали некоторые его собратья по сцене. Но он был русским артистом, тот, что хотел возвращать близкое искусство, свой гений только своей Родине. Поэтому всякие измышления о предательстве в адрес Н.К. Печковского представляют злобную клевету."
Эпоха культа личности, разгул любителей чинить людям зло дали вероятность оклеветать артиста. Результат клеветы и злобы: десять лет (1944 - 1954) - лишение свободы за связь с немцами (хотя обосновать такую связь так и не смогли!).
В 1954 Печковского реабилитировали, вернули звание народного артиста, орден Ленина, квартиру, разграбленную людьми Абакумова. В графе "судимость" поставили прочерк. В Кировском театре была дана справка о том, что солист оперы всенародный артист РСФСР Н.К. Печковский с 1941 по 1954 год находился в отпуске без сохранения содержания...
После успешного концертного турне по стране Печковский в 1956 году возвращается в Ленинград. Тут начинается новая травля артиста. В театр не пускают, выступает в клубах, без афиш, подчас легко за благодарю. Выдающийся мастер сцены ведет круг самодеятельности при Доме культуры им. Цюрупы.
В 1966 году Печковский не выдерживает и едет в Москву. Выложив там на столик орден Ленина, требует, чтобы его вернули в лагерь с объявлением в печати о его преступлениях. В Москве появляются афиши: в Малом зале Филармонии, в Доме ученых пройдут концерты заслуженного артиста РСФСР Николая Константиновича Печковского. В Ленинграде Печковский кроме того дает концерт в Филармонии. Когда концерт закончился, все зрители вышли на Невский проспект, ожидая выхода любимиого артиста. Проезд транспорта был на все сто закрыт. Публика желала нести Печковского на руках.
Слишком дорого обошлось право на эти три концерта. 24 ноября 1966 года певца не стало.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Рабинович Nikolay Rabinovich
Дирижерский дебют Рабиновича состоялся в Ленинградской филармонии в 1931 году. 23-хлетний юноша только что окончил Ленинградскую консерваторию, где..
читать далее →
Николай Римский-Корсаков Nikolay Rimsky-Korsakov
Римский-Корсаков - выдающийся русский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог - оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15..
читать далее →
Николай Рославец Nikolay Roslavetz
Я знаю, что творческий акт - это не какой-то мистический "транс", не "божественное наитие", а момент высшего напряжения человеческого интеллекта,..
читать далее →
Николай Рубинштейн Nikolay Rubinshtein
Русский пианист, дирижер, педагог, основатель Московской консерватории. Музыкой первоначально занимался дома, в 18441846 жил с матерью и старшим..
читать далее →