Известные люди

»

Николай Поляков

Николай Поляков Nikolay Polyakov Карьера: Клоун
Рождение: Россия
В 1929 году уже сложившимся клоуном, в совершенстве владевшим многими цирковыми жанрами, женатым человеком, отцом двух детей, Коко перебрался морем из Латвии в Англию. И здесь начался новый этап его богатой событиями жизни.

Коко - псевдоним артиста русского происхождения Николая Петровича Полякова, родившегося в городе Двинске, в настоящий момент Даугавпилс (Латвия) в 1894 году. Он появился на свет в буквальном смысле за кулисами местного драматического театра, в котором его мамаша работала костюмершей, а папа - бутафором.

...В 1929 году уже сложившимся клоуном, в совершенстве владевшим многими цирковыми жанрами, женатым человеком, отцом двух детей, Коко перебрался морем из Латвии в Англию. И тут начался свежий период его богатой событиями жизни.

Двадцать пять лет проработал Коко в главном цирке Англии - лондонской "Олимпии", управляемой большим знатоком своего дела Бертрамом Молсом.

В клоунском образе Коко было хоть отбавляй бес, как бы позаимствованных у ребенка - проказливость и любопытство; он был по-детски наивен и доверчив, шумлив и простодушен. И сообща с тем его сценическому характеру была свойственна пройдошливость, постоянно втягивавшая его в переделки, из которых, хотя вообще-то, он вечно находил внезапный выход.

Чаще всего тот самый неунывающий весельчак вел диалог со шпрехшталмейстером. Но в разные годы были у него и партнеры-резонеры. Последние лет десять Коко работал с сыном Майклом, тот, что, как и папа, был Августом. На смешных стычках двух Рыжих и строились выступления дуэта - отца и сына.

За свою творческую существование Коко переиграл еле-еле ли не все классические антре: "Путешествие на Луну", "Денежный шкаф", "Отелло", "Ужин для директора", "Японская дуэль", "Динамит" - все и не перечислить. Стремительно развивающийся конфликт между Белым и Рыжим - основа всех этих нестареющих буффонад - предоставлял отличную вероятность для веселых актерских импровизаций.

Но больше всего Коко любил исполнять "Отраву", содержание которой сводилось к тому, что партнер - Белый клоун просил отнести и передать своей возлюбленной коробочку пирожных. А Рыжий втихомолку съедал лакомство. Вскоре партнер по-дружески открывал Рыжему "страшную тайну" - в тех пирожных был яд. "Через пять минут, - патетически восклицал Белый, - коварная изменница умрет!".

При этих словах заурядно Августы падали на коврик. Совсем по-другому проводил тот самый фрагмент Коко. Он на секунду-другую замирал, пораженный известием, а после этого вскидывал на публику опечаленные глаза и неспешно обводил амфитеатр молчаливым взором, как будто бы вопрошая - что же мне в настоящее время действовать? Так долговременно смотреть на публику, глаза в глаза, не суетясь, не гримасничая, а только испытывая смертельно опасный трепет, мог, пожалуй, только неподражаемый Коко. В его безмолвном переживании прочитывалось что-то трагическое...

Своего дома семейство Поляковых так и не завела. В пору финансового благополучия они приобрели большой, славно оборудованный автофургон, в котором Коко и провел всю оставшуюся существование.

По натуре аккуратист, Николай Петрович содержал свой уголок у торцовой стены, отгороженный ситцевой занавеской, в идеальном порядке. Над столиком, уставленным гримировальными принадлежностями, в самом центре висело круглое зеркало в причудливой рамке, с двумя бронзовыми цепочками, под которыми болтался серебряный бубенчик, какие нашивали на свои колпаки старинные шуты. Справа полуобъемный высочайший герб, по краям - трехцветные флажки. А по другую сторону герба покачивалась на цепочке позолоченная фигурка льва - царя зверей, по-видимому, в качестве символа Британской империи - второй родины Полякова.

Человек украшает родное жилище тем, что ему в особенности мило, что греет ему душу. Перед столиком была приколота к стене фотография, на которой сам господин Черчилль пожимает руку капралу английской армии Николаю Полякову. Этот фотография обошел едва ли не все газеты Великобритании.

В изящной серебряной рамочке висела акварель - изображение уютной церквушки. Дело в том, что в Лондоне издавна существует Клуб клоунов, тот, что и поныне располагается в районе Дельстона. У клуба своя церковь (та, что изображена на акварели), в ее боковом помещении устроена галерея портретов знаменитых клоунов в костюме и гриме. Находится там и портрет нашего соотечественника Н.П. Полякова.

В углу фургона стоял самовар с одной ручкой - крайне дорогая артисту реликвия. Ведь с ней так непочатый край связано...

Коко балансировал на лбу столик, на котором стоял кипящий самовар. В финале клоун отбрасывал столик и ловил самовар. Как-то на детском представлении случилась скорбь - у самовара оторвалась ручка, и крутым кипятком артиста ошпарило от груди до колен. "Несмотря на ужасную боль, я все же услышал взрыв детского смеха. Они думали, что это мое любимейшее дело и что этому смешному человеку доставляет блаженство облиться кипятком", - вспоминает артист. Он провалялся в больнице немного месяцев. Кредиторы забрали добро, и подруга жизни осталась без гроша с пятью малышами на руках.

В разгар зимы, обвязанный бинтами, Коко вышел из больницы, и они в фургоне тащились по заснеженным дорогам. Каждый ухаб, всякий сугроб причиняли больному ужасные страдания. Лошадь абсолютно обессилела, упала и больше не поднялась. Остаток ночи им пришлось провести в фургоне, узко прижавшись дружбан к другу, чтобы не застыть. Их спас проезжавший мимо фермер.

Семье нужно было справить все родное мужество, чтобы ощутить эти черные дни без работы, без куска хлеба. Они вынуждены были отдать их общую любимицу Флокки.

Когда глава семейства поправился, дела пошли в гору. Вскоре он получил ангажемент в цирк Буша - что ни на есть громадный в Европе.

А самовар без ручки остался зримым свидетельством о той незабываемой поре.

Самое большое местоположение на стене фургона занимал большой многоцветный плакат Виталия Лазаренко. Светлую память об этом клоуне Николай хранил всю свою бытие. Ведь это он помог ему соорудить первые шаги в качестве Рыжего.

Выступления Коко пользовались неизменным успехом, но в особенности к нему были расположены дети. Обаятельный Август-проказник, ловкий плутишка и хитрец, встречи с которым всю дорогу приносили столь радостного веселья, был их любимцем.

Николай Поляков насовсем остался прекрасной легендой мирового цирка.

Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том первостепеннный "Клоуны", с.400.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Шульгин Nikolay Shulgin

О том, что Николай Шульгин "работает клоуном", вы догадываетесь сразу, при первой же встрече с этим человеком. Шульгин из тех, кого принято называть..
читать далее

Николай Анненков Nikolay Annenkov

Чеховский Фирс в исполнении Анненкова совсем не похож на его Веденея из Холопов. Тот тоже был предан госпоже и стремился исполнить свой долг до..
читать далее

Николай Баталов Nikolay Batalov

Заслуженный артист РСФСР (1933).
читать далее

Николай Буров Nikolay Burov

Замечательные внешние данные, редкого тембра голос, владение сценической формой и умение тонко чувствовать поэтику предложенной драматургии..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий