Известные люди
»Николай Рерих
Рождение: Россия, 9.10.1874
После Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу и стремится наладить сотрудничество с большевиками.
Рерих Николай Константинович (1874-1947), русский живописец, сценический художник, археолог, путешественник, литератор. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как ход единой "космической эволюции". В 1924-28 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центр. и Вост. Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); создал Институт гималайских исследований в Нигаре "Урусвати" (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай-Гималаи", на русском языке 1974, и др. В Москве создан Международный середина Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).
Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-97) у А. И. Куинджи, а кроме того в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Был членом объединения "Мир искусства", занимая пост его председателя в 1910-18.
На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал здоровый цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, "искания будущей жизни" (как он пишет в очерке "Иконы", 1910).
Начало пути
В исторических картинах молодого мастера ["Гонец" ("Восста род на род"), 1897; "Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; "Бой", 1906; все Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое формирование все чаще предстает как цепочка вселенских катаклизмов ("Небесный бой", 1912, Русский музей, где грозная развлекуха тяжелых облаков вроде бы дублирует битву на земле), средоточием образов часто становятся легендарные фигуры героев и святых ("Пантелеймон-целитель", 1916, Третьяковская галерея; "Три радости", 1916, Русский музей). Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), "Тристан и Изольда" Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), "Весна священная" И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В тот самый отрезок времени Рерих ещё активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей "церковного модерна", обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией "Царица Небесная на берегу Реки Жизни", где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а ещё панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились.
Литературное творчество
На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов "Цветы Мории" (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) "письмена" об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, в конце концов, к поэтическим комментариям о собственных картинах.
Трансгималайская экспедиция
После Октябрьской революции у Рериха устанавливается довольно сложное и противоречивое касательство к новой власти. С одной стороны, он грубо осуждает революционное насилие и вандализм, с иной стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную народную катастрофу и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все больше внушительный международный авторитет в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он посредством Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям "послание махатм", духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В 1926-28 сквозь Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий как гуманитарных, так и естественнонаучных Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати от санскритского слова, означающего "утренняя заря") в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги "Алтай-Гималаи" (1927), "Сердце Азии" (1929) и "Шамбала" (1930).
Классический художественный манера Рериха
Но значительно больше известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910-20-х гг. закрепляется строгий манера Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая сейчас без малого только темперой) пишет сию минуту немного картин, которые слагаются в единые циклы, "подчиненные одной сущности", "спаянные в незыблемом соответствии красок и формы" как "ожерелья из самоцветов" (по его собственным словам из притчи "Пламя", 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы "космические" образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная рубежная линия Шамбалы, мистического царства справедливости с царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл "Майтрейя", тот, что Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей).
Все больше сил Рерих совместно с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги ("Огненной йоги"), отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах "Держава Света" (1931) и "Твердыня пламенная" (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах "Матерь Мира" (1924) и "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи "Мира сквозь Культуру" воплощаются в специальном Пакте его имени, тот, что лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.
Продолжая активно вкалывать как живописец, Рерих в припозднившийся свой отрезок времени пишет кроме того и огромные циклы автобиографических очерков "Листы дневника" (1934-35) и "Моя жизнь" (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру он вносит здоровущий вклад в формирование русско-индийских отношений.
Среди верных соратников мастера были его подруга жизни Е. И. Шапошникова, а ещё сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Сидоров Nikolay Sidorov
Николай Михайлович избирался председателем правления Пензенской организации Союза художников в 1956-1961 годах, был членом ревизионной комиссии..
читать далее →
Николай Суетин Nikolay Suetin
Сыграл исключительно важную роль в процессе предметного выражения идей основоположника супрематизма, тех идей, которым сам Малевич лишь весьма редко..
читать далее →
Николай Тырса Nikolay Tyrsa
Еще в дореволюционные годы завоевал известность как виртуоз рисунка. Репродукции его натурных зарисовок, лаконичные, чуть стилизованные в духе..
читать далее →
Николай Аверюшкин Nikolay Averiushkin
Николай Аверюшкин - советский и российский актёр, поэт, композитор и общественный деятель. Родился 26 августа 1956 года.В 1983 году Николай..
читать далее →