Известные люди

»

Николай Рыкунин

Николай Рыкунин Nikolay Rikunin Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Ярославская область» Ростов, 23.9.1915
В 1979 году А. Шурову и Н. Рыкунину присвоили звание Народных артистов РСФСР, что в те времена было серьезным признанием для сатириков. Александр Шуров был старше Николая Рыкунина на 10 лет, и со временем разница в возрасте дала о себе знать. Их последний "Бенефис" состоялся в Театре эстрады в феврале 1991 года. Дуэт прощался со своими зрителями, Шурову в то время было 85 лет. Он все реже и реже выходил на сцену и в 1995 году скончался.

Родился 23 сентября 1915 года в городе Ростове Ярославской области. Супруга - Рыкунина Маргарита Васильевна. Дочери - Наташа (1985 г. рожд.) и Ника (1991 г. рожд.).

Отец Николая был фабрикантом, он умер от воспаления легких за немного месяцев до рождения сына. Мальчика назвали в честь отца. Первые два года Николай-младший жил с матерью Марией Антоновной в собственном особняке. Дед Николая был купцом и не жалел средств на воспитание внука. По рассказам матери мальчуган знал, что его папа хоть отбавляй сделал для города. Он участвовал во многих благотворительных акциях. Его капиталы были вложены в возведение ростовской гимназии, городского театра. После революции жилье конфисковали, и Николай с матерью оказались на улице. Их приютила бабуля. Мать устроилась вкалывать в столовую, чтобы спасти семью от голода.

В школе, в которой учился Николай, был драматический круг под руководством учителя русского языка А.И. Урусова. Там парнишка занимался и сыграл немного главных ролей. Однажды педагог сказал, что при городском театре открывается ребяческий театр и состоится просмотр детей. Николая туда приняли. Его первой ролью стал Ворон в спектакле "Снежная королева".

Однажды вечером 1929 года Николай пошел на вокзал. Он любил взирать на проходящие поезда. К платформе подошел 509-й поезд, идущий в столицу. Москва казалась местом исполнения мечты. Началась посадка. Николая, влекомого мечтой сделаться артистом, потянуло к открытой двери вагона. Через немного часов он вышел на платформу Ярославского вокзала. Гуляя по Москве, он попал на Театральную площадь и оказался примерно Мкумачового театра, на дверях которого было написано, что желающие молодые люди принимаются во вспомогательный состав труппы. Он зашел и увидел мальчика, тот, что также мечтал сделаться артистом, - Володю Глухова (позже ставшего Народным артистом Латвии). В Малом театре их прослушали и приняли на второй тур. На прочий день, гуляя по городу, они забрели на Триумфальную площадь, к театру Мейерхольда. Экспериментальная театральная мастерская В.Э. Мейерхольда - ГЭКТЕМАС - проводила комплект на актерское отделение. Они записались и были допущены к конкурсу первого тура. Когда на экзамене Николай читал подготовленный отрывок, то в единственный миг так закричал и грохнулся на пол, что председатель комиссии, им оказался сам Всеволод Эмильевич Мейерхольд, спросил, не расшибся ли тот и попросил прочесть другое стихотворение. Николай начал, но Мейерхольд прервал его и попросил подыскать что-нибудь классическое. Николаю вручили толстую книгу, показав отрывок, тот, что нужно прочесть. Волнение юноши было так велико, что он смотрел на длинные строки и ничего не понимал. Когда Николая вызвали еще раз, он подошел к столу и, не плача, положил книгу и безмолвно направился к двери, объяснив свой акт тем, что не понимал ничего из написанного. И внезапно Николай услышал, как Мейерхольд сказал кому-то: "Зачислите этого мальчика на третий тур".

Скоро Николай и его свежий приятель узнали, что их зачислили в ГЭКТЕМАС, и тут же привлекли как вспомогательную силу в спектаклях. В поисках заработков они с Володей попали в Театр Революции, в пору экзаменов, и решили вкусить себя и там. Дальше стали гоняться по всем подобным экзаменам, пытаясь ещё и узнать, платят ли студентам стипендию и есть ли общежитие. Их приняли в Детский мелодический театр Натальи Сац, пообещав небольшие монеты. Волка ноги кормят. Володя узнал, что в Центральном техникуме театрального искусства (ЦТТИ) платят стипендию и есть общежитие. Это означало, что есть местоположение, где разрешается обучаться, кормиться и существовать.

Оба приятеля были приняты, и это оказалось очень основательно. Курсом стоял во главе Борис Михайлович Сушкевич, ему помогали Иван Любезнов и Владимир Дудин. Мимику и грим преподавал начальник Московского театра сатиры Андрей Павлович Петровский. В конце 1-го курса всех отправили на производственную практику в бывший театр Корша.

Как-то раз Николай оказался в Саду имени Баумана. В то время там была актерская биржа. К нему подошел джентльмен и спросил, кто он, где учится. Через 30 мин свежеиспеченный знакомый Лев Маркович Мейерсон, подписал с Николаем начальный актерский контракт, вручил подъемные и назначил день приезда в Свердловск. Из драматического театра, куда прибыл Николай, его отправили в Златоуст, где создавался Театр малых форм сатиры. Его взяли в труппу, и начались репетиции. На сдачу спектакля приехала комиссия из Свердловска, но, просмотрев постановку, решила прикрыть театр. Николая перевели в здешний драматический театр. Так прошел первостепеннный сценический период, тот, что он доигрывал уже в Театре русской драмы. Николай Рыкунин вкусил бытие провинциального артиста в полной мере. Он играл в Ярославле, Калуге, Смоленске. После множества ролей ему захотелось возвратиться в театральное училище.

Однажды в разгар сезона в Смоленск приехали мастера искусств из Москвы. Комиссия посмотрела спектакль и пригласила Николая сыграть Павку Корчагина с труппой минского театра. Из окна минской гостиницы он увидел циклопический плакат, гласивший, что в спектакле "Как закалялась сталь", приуроченном ко Дню Красной Армии, в роли Павки Корчагина выступит артист Рыкунин. Репетиция в театре прошла благополучно. После нее коллеги пригласили Николая в буфет, где он, разгоряченный, выпил холодного пива. На следующий день Рыкунин в такой степени охрип, что не мог участвовать в спектакле. Николаю пришлось возвратиться в Смоленск, где его ждало послание из Москвы от директора Театра сатиры И.Н. Верова, тот, что приглашал Николая по окончании сезона в труппу театра.

В Москве его зачислили в состав труппы, назначив невеликий оклад. Николай был счастлив игрывать с такими актерами, как П.Н. Поль, И.А. Любезнов, В.Я. Хенкин, Н.И. Слонова, Е.Я. Милютина, Р.Г. Холодов, Н.Д. Нурм, В.А. Лепко, Я.М. Рудин, Д.Л. Кара-Дмитриев, Р.Г. Корф и др. Молодой артист ездил с мастерами на концерты, был всю дорогу занят, а кроме того выручал коллег, если они хотели отделаться от каких-то маленьких ролей.

Начавшаяся махаловка застала театр на гастролях в Киеве. Бросив все, труппа вернулась в Москву. После приезда Московский театр сатиры отправил на фронт бригаду своих самых лучших артистов. Мужская количество молодежи театра решила пожаловать в военкомат с просьбой послать на фронт в одну воинскую количество. В военкомате они встретили своего директора И.Н. Верова. Оказалось, что их театр наряду с другими ведущими театрами занесен в "золотой фонд" страны и артисты освобождались от призыва в действующую армию. Актерам не нужно было бродить в атаку, но ограждать Родину разрешается было по-разному...

Во время первых бомбежек Москвы Николая Рыкунина и Виктора Драгунского зачислили пожарными театра. Ночами они дежурили на крыше и сбрасывали зажигалки. Вскоре дирекция театра подготовила ещё две бригады для отправки на фронт. В одной из них были Р.Г. Корф, Я.М. Рудин, В.А. Токарская, Р.Г. Холодов, а в прочий - Ф.Диамант, К. Фролова, П.Н.Поль. Поль был назначен руководителем, а Николай - бригадиром. Сначала выступали под Смоленском, опосля в Вязьме. В то время тут шли кровопролитные бои. Когда, спасаясь от немцев, бригада Николая вернулась в Москву, им сообщили страшную весть: другая бригада театра попала в окружение. Р.Г. Корфа и Я.М. Рудина расстреляли на месте, остальные попали в плен. Этот факт дошел до Верховного Главнокомандующего. На следующий день приказом И.В. Сталина театр был отправлен в эвакуацию в Иркутск. Сезон в Иркутске прошел удачно, и театр отправился в Магнитогорск. Там Николай женился на актрисе своего театра Елене Кара-Дмитриевой (они прожили с ней больше 50 лет). От первого брака у нее была дочка, которую Николай принял как свою.

Вскоре театр переехал во Владивосток, после этого - в Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Читу, Свердловск, Челябинск и снова в Магнитогорск. После эвакуации театр вернулся в Москву. Николай с женой получили дозволение поехать с концертами в действующую армию. Путешествие оставило в памяти полно приключений и нисколько не юмористических, бригада театра исколесила немало фронтовых дорог. В ту пору Николай Рыкунин получил награды, которые считает самыми дорогими, - орден Красной Звезды, медали "За оборону Москвы" и "Победу над Германией".

Окончилась битва, театр вернулся в Москву и открыл новоиспеченный период. В пьесе "Факир на час" Николай исполнял образ Коли-фоторепортера, с танцами и куплетами. Его партнером был Виталий Доронин. Владимир Хенкин играл образ швейцара в провинциальной гостинице.

Однажды на спектакль пришел уже именитый в то время артист эстрады Александр Шуров и предложил сформировать с ним сатирический дуэт. До этого А.И. Шуров работал в дуэте с А.И. Трудлером: Шуров играл на рояле, Трудлер напевал арии из оперетт. Они исполняли злободневные куплеты, диалоги, интермедии. Во время войны Трудлер погиб. Предложение Шурова было для Николая неожиданным, но приятным. Они начали репетировать. Александр играл на рояле. Вместе они напевали куплеты, песенки, музыкальные пародии. Николай как правило находился у рояля, но если необходимо, использовал всю сцену для танца. Для первого концерта было подготовлено всего два номера: куплеты В. Бобошко и М. Викерса "Летят перелетные птицы" и пародии "Стрекоза и муравей". Выступление состоялось 2 мая 1946 года в Центральном Доме Советской Армии. Дуэт был принят что надо.

Первый счастливый момент решил судьбу Николая. Началась концертная существование, хотя он не безотлагательно расстался с театром. В то время основным видом транспорта для А. Шурова и Н. Рыкунина был городской рельсовый электротранспорт. Позже В. Дыховичный и М. Слободской написали для дуэта песенку "Аннушка", посвященную знаменитому трамвайному маршруту "А". Давид Ашкенази написал к ней музыку. В репертуаре дуэта появилась сатирическая песенка "Манечка" и "Серенада" поэта Я. Грея на музыку Н. Богословского, далее "Главсметана", "Заело", "Поезд идет в Чикаго" и др. Для дуэта писали авторы: Б. Ласкин, Э. Кроткий, А. Мерлин, Грей, О. Левицкий, Г. Териков, А. Левин и др.

С ростом числа концертов росла и популярность. Представители дуэта стали подумывать о создании эстрадного спектакля. Одним из таких представлений стала "Черная кошка". Спектакль играли в гостинице "Советской". Все прошло привычно, но на следующий день стало известно, что начальный секретарь московского горкома партии Егорычев разгромил программу дуэта на партийном пленуме. В Министерстве культуры состоялось специальное совещание по вопросу А. Шурова и Н. Рыкунина. Им запретили действовать на эстраде в течение года. Когда их воссоздали на работе, дуэт продолжил свою концертную занятие.

В середине 1950-х годов дуэт превратился в Маленький эстрадный театр. К сотрудничеству привлекались музыканты, исполнители, но за собой дуэт оставлял центральное местоположение. В то время Н. Рыкунину и А. Шурову были присвоены высокие почетные звания Заслуженных артистов РСФСР. В театре появились спектакли: "Вместоположение концерта" В. Дыховичного и М. Слободского (режиссеры П. Васильев и Н. Петров, 1953), "На маскараде" В. Бахнова и Я. Костюковского (режиссеры К. Воинов и Н. Рыкунин, 1955), "Маленькие обиды большого города" В. Кунина и А. Мерлина (режиссер П. Васильев, 1957), "Не в названии дело" А. Хазина (режиссер Н. Рыкунин, 1958), "Мужской разговор" В.Бродова и А.Мерлина (режиссер Н. Рыкунин, 1961), "С шуткой под парусами" А. Мерлина, Я. Зискинда и Н. Рыкунина (режиссер Н. Рыкунин, 1975), "Бенефис... Бенефис..." (режиссер Н. Рыкунина, 1988) и др.

Дуэт гастролировал по всему Советскому Союзу, был практически нарасхват. При этом Николай Рыкунин окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, стажировался у Г.Товстоногова в Ленинграде. Во время учебы, чтобы не покинуть Шурова без работы, ездил из Москвы в Ленинград и назад. Николай Николаевич тяготел к режиссуре и старался становить все свои спектакли сам. Он ставил представления на стадионах, во Дворцах спорта, немного сезонов кряду его программы шли в Саду "Эрмитаж".

В 1979 году А. Шурову и Н. Рыкунину присвоили звание Народных артистов РСФСР, что в те времена было серьезным признанием для сатириков. Александр Шуров был старше Николая Рыкунина на 10 лет, и со временем отличалка в возрасте дала о себе ведать. Их завершающий "Бенефис" состоялся в Театре эстрады в феврале 1991 года. Дуэт откланивался со своими зрителями, Шурову в то время было 85 лет. Он все реже и реже выходил на сцену и в 1995 году скончался.

Потеря партнера и друга стала большим потрясением. Николай Николаевич длительно не мог отважиться возвратиться на эстраду. Надо было фантазировать свежеиспеченный репертуар, разыскивать концертмейстера... К тому же он не знал, как будет принят публикой, привыкшей к дуэту. Однажды Н. Рыкунин позвонил автору и исполнителю, композитору Людмиле Лядовой и предложил ей сделаться своим музыкальным партнером. Она согласилась, и начались выступления. А в 1997 году по предложению главного режиссера Театра эстрады Бориса Брунова Николай Рыкунин сыграл свой "Бенефис" в этом театре.

Сегодня Народный артист РСФСР Николай Рыкунин без малого не выходит на сцену. Нет концертов, нет предложений. Он занят литературным творчеством, выпустил книгу "Бенефис на бис", заканчивает работу над мюзиклом, пишет остросюжетные повести. В то же время старается не терять из виду куплеты и другой раз устраивает репетиции с пианистом, чтобы быть в форме. Николай Николаевич женат на актрисе Московского театра кукол, с которой его познакомила на гастролях Клавдия Ивановна Шульженко, воспитывает двух дочерей.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Соловьев Nikolay Solovev

Соловьев (Николай Феопемптович) - русский композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории и музыкальный критик, родился в 1846 г.
читать далее

Николай Тимофеев Nikolay Timofeev

Николай Тимофеев - популярный российский музыкант, певец, участник группы "Дискотека Авария". Родился 26 сентября 1971 года.Летом 2012 года Николай..
читать далее

Николай Трубач Nikolay Trubach

'Рос мальчик маленький, учился в музыкальной школе, а потом ему пришли стихи в голову', - как в сказке, поведал о начале своего творческого пути..
читать далее

Николай Тюханов Nikolay Tiuhanov

Его песни исполняли М. Шуфутинский, Е. Томилин и другие певцы.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий