Известные люди
»Николай Свитенко
Рождение: Украина, 6.12.1913
Всего произвел более 380 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил 15 вражеских самолетов лично и 7 - в группе с товарищами.После войны остался в ВВС. В 1946 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, в 1952 году - Военную академию Генерального штаба. Награжден орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Кутузова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.
Родился 6 Декабря 1913 года в городе Харькове, в семье рабочего. Окончил машиностроительный техникум. Работал на станкостроительном заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил военную авиационную школу пилотов. Участник похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года, Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С Июня 1941 года на фронте. К Январю 1942 года начальник эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я Армия, Ленинградский фронт ) Капитан Н. И. Свитенко совершил 135 боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 5 и в паре 7 самолётов противника. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого произвёл больше 380 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сшиб 15 вражеских самолётов лично и 7 - в группе с товарищами.
После войны остался в ВВС. В 1946 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, в 1952 году - Военную академию Генерального штаба. С 1958 года Генерал - Майор авиации Н. И. Свитенко - в запасе. Жил в Харькове. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Кутузова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.
* * *
В 1937 году Николай Свитенко благополучно окончил Роганскую лётную школу. С тех пор небосвод стало его близкий стихией. Боевое крещение он получил в схватках с белофинами. С первых дней Великой Отечественной войны эскадрилья, которой командовал Николай Иванович, беспощадно громила противника в небе и на земле. Лётчики любили своего командира за высокое мастерство, исключительную выдержку и хладнокровие в бою. Его отвага и боевое искусство вселяли уверенность, вдохновляли на подвиги подчинённых.
Золотую Звезду Николай Иванович Свитенко получил сию минуту же позже прорыва блокады Ленинграда. Отличился же он и до этих боёв. А самый-самый начальный раз - 22 Июня 1941 года.
...Полётов на то воскресенье не планировалось, и, отпустив кое - кого из лётчиков на выходной в Выборг к семьям, начальник эскадрильи Николай Свитенко остался с теми, кому предстояло нести дежурство. Допоздна резался с ребятами в домино ( какие же ещё развлечения на небольшом полевом аэродроме ! ), следом решил испытать караулы.
С караулами всё было в порядке, часовые исправно несли службу, и Свитенко, мужчина по натуре дотошный, ни к чему не мог придраться. Отпустив караульного начальника, велел предварить часовых, что пройдёт к озеру, а ворочаться будет сквозь середина лётного поля прямо к дежурному звену. Пусть, мол, не примут за шпиона.
Когда он возвращался с озера, от короткой Июньской ночи не осталось и следа. Выкатившееся из - за горизонта солнышко растопило белесые полумглы. Навстречу командиру из землянки торопливо вышли лётчики Слонов и Тимошенко. В также момент, натужно загудел зуммер полевого телефона. Через немного секунд из землянки выскочил телефонист:
- Из штаба дивизии. Группа самолётов пересекла рубеж. Полковник Ерлыкин приказал - в воздух...
- Тревога ! - крикнул Свитенко и кинулся к своему самолёту.
Застегивая ремни, Свитенко подумал, что вновь тот самый беспокойный Полковник Ерлыкин решил ревизовать боевую подготовленность эскадрильи. Не спится командиру дивизии. Навоевался, кажется, в Испании и на Карельском, а всё никак не угомонится.
Вслед за командиром эскадрильи рулили А. Слонов и Р. Тимошенко. Выскочивший из землянки Шавров вовсю прыть бежал к стоянке. Больше Свитенко не оглядывался. Впереди, через бледную голубизну неба, прорезались тёмные чёрточки. Они приближались. Свитенко дал газ и его "Чайка" пошла на взлёт.
Чёрточки резво превратились в силуэты самолётов. Напряжённо всматриваясь в них, Свитенко старался установить, что это за машины. Наверное, для полного эффекта с какого - нибудь соседнего аэродрома подняли свои бомбардировщики ? Нет, какие - то они странные, с необычными, чисто сдвоенными, хвостами. Что - то похожее он уже видел. И безотлагательно вспомнил: таковой же двухмоторный, двухкилевой самолёт был нарисован на плакате "Самолеты германских ВВС". Ну конечно же, это и есть "Мессершмитты-110". Искоса глянув по сторонам, Свитенко увидел, что Алибек Слонов и Роман Тимошенко идут за ним, точь-в-точь привязанные. Успел кроме того подметить, что его догоняют ещё три "Чайки". Значит, Володя Шавров также взлетел, молодчина. А кто ещё с ним ?
"Мессершмитты" приближались так одним духом, что выжидать уже запрещено было. Если они более того сбились с курса и заблудились, всё одинаково надобно раскрыть предупредительный жар. Он дал немного коротких очередей, но это ничего не изменило - самолёты шли к аэродрому. А там в два ряда выстроились "Чайки". Свитенко покачал крыльями... Это был знак - участливость, атакуем ! И началась такая круговерть, что уму непостижимо. Атакуя, "Чайки" и сами оказывались под прицелом. Вывернувшись, вновь бросались вперед. Ме-110 стали всё чаще отворачивать, следом и нисколько ушли.
Как только Старший лейтенант Свитенко выбрался из кабины, его окружили лётчики. Они привыкли, что начальник делает разбор полёта по горячим следам. Но в текущее время он не торопился с разбором. Он не мог кого - то выделить, не было оснований кого - то критиковать. Лётчики бросались на вражеские машины с этакий решимостью, будто готовы были разить их не только пулемётным огнем. Казалось, они намерены ухватиться с врагом врукопашную. Скорее всего, как раз это вынудило "Мессершмитты" оставить так и не атаковав аэровокзал.
Свитенко оглядел стоявших около него лётчиков. По разгорячённым лицам Бойко и Шлыкова понял, что это они взлетели вкупе с Шавровым. Потом снял шлем и пригладил взмокшие волосы: "Всё, братцы, финал антракта. Похоже, что это махаловка..."
Лётчики эскадрильи Старшего лейтенанта Н. И. Свитенко уже на рассвете 22 Июня 1941 года отразили атаку группы Ме-110 на аэропорт под Выборгом ( слева направо ): Иван Бойко, Александр Кондрашов, Роман Тимошенко, Александр Шлыков, Алибек Слонов, Николай Свитенко, Василий Мочалов.
Потом, за первым боем, было немало других, ещё больше тяжёлых. На протяжении всей блокады, 900 дней и ночей, Николай Свитенко сражался в небе Ленинграда. Однако только два из них Свитенко склонен мнить не окончательно обычными.
Первый - это когда его девятке пришлось колотиться супротив девятки "Юнкерсов" и 18 прикрывавших их "Мессеров". Свитенко и его товарищи дрались до последней капли бензина в баках, до последнего патрона в пулемётах. Врагов к Ленинграду они не пропустили. Подкрепление, высланное с нескольких наших аэродромов, помогло отогнать неприятеля.
А второй особенный полёт - это когда, поднявшись с аэродрома на одном самолёте, вернулся Свитенко из боя на другом. Произошло это 19 Августа 1941 года. В тот самый день эскадрилья Старшего лейтената Свитенко в составе 8 самолётов И-153 вылетела на штурмовку колонны противника, двигавшейся по дороге Губаницы - Клопицы. С первой атаки лётчики, следуя примеру командира, сбросили бомбы на колонну войск и далее реактивными снарядами и пулемётным огнём стали расстреливать противника.
Немецкие зенитчики, охранявшие колонну, открыли ураганный жар. Но и это не остановило наших лётчиков. Несколько атак произвела группа, когда вражеский снаряд попал в самолёт Свитенко. Мотор заглох. Пришлось изготовлять посадку в стороне от дороги близ соседней деревни Клопицы. После приземления Старший лейтенант поджёг самолёт и бросился нестись к лесу, стараясь поспеть исчезнуть до того, как прибудут немецкие солдаты.
Вдружбан, Свитенко услышал знакомый шум мотора. Обернувшись, он увидел "Чайку", идущую на посадку. Это его ведомый Лейтенант А. Г. Слонов шёл на избавление своего командира. Кабина И-153 рассчитана только на одного человека, оттого Алибек Слонов хотел уступить местоположение пилота командиру. Но Свитенко удержал его, вскочил на плоскость, лёг пластом и ухватился за ленты расчалок. Слонов дал газ и под миномётным огнём пошёл на взлёт.
Хорошо ещё, что "Чайка" - биплан и крылья у неё "двухэтажные": Свитенко разрешено было держаться за расчалки, которыми соединены крылья. Правда, эти плоские стальные ленты в тот миг напоминали ножи. Так или иниче, но вскоре они были на своём аэродроме.
Колёса уже коснулись земли, самолёт, пробежав по траве, замер, а Свитенко всё ещё лежал на крыле. То ли не верилось ему, что в конце концов - то закончился тот самый небывалый полёт, то ли не безотложно удалось разжать закостеневшие пальцы.
Очутившись в конце концов на земле, Николай шагнул навстречу выпрыгнувшему из кабины Алибеку. Друзья молчаливо, по - мужски обнялись...
За тот самый геройский поступок Лейтенант А. Г. Слонов вскоре был награждён орденом Ленина.
И еще раз бои... Осенью 1942 года Майор Н. И. Свитенко командовал уже 15-м Гвардейским штурмовым авиационным полком. Опыт штурмовых ударов, приобретённый на "Чайках", во многом помог лётчику, когда он пересел с истребителя на "летающий танк" - штурмовик Ил-2. Командую новым коллективом Николай Иванович совместно со своими товарищами водил грозные "Илы" супротив танковых колонн, артиллерии и пехоты противника, громил его резервы и тылы.
Во время полётов Н. И. Свитенко не раз попадал в, казалось бы, безвыходное положение. Его дважды сбивали в бою. Но и в самой сложной ситуации он показывал необыкновенную силу воли и мужество. Первый раз, как уже говорилось выше, его вывез с территории противника ведомый Алибек Слонов, вторично он спасся, выпрыгнув с парашютом из горящего самолёта.
Да, полёты на боевые задания постоянно были тяжёлой работой. Это добро почувствовал ленинградский скульптор Борис Шалютин, лепивший на фронтовом аэродроме статую лётчика Николая Свитенко. Не было в этой скульптуре ничего возвышенного, небесного. Лицо Майора казалось усталым и в то же время разгорячённым. Большие, поднятые на лоб очки делали лётчика похожим не то на комбайнера, не то на сталевара. Распахнутый реглан как бы подчеркивал, что тот самый джентльмен хочет остыть после этого горячей работы.
Шалютин лепил скульптуру, когда Свитенко был уже командиром штурмового авиаполка. Времени на то, чтобы позировать, у Майора оставалось немного, и действовать приходилось вечерами, при свете коптилок. С трудом разминая ослабевшими пальцами глину, скульптор расспрашивал лётчика о боях или сам что - нибудь рассказывал. Чаще о том, как люди живут в тылу, как работают, не жалея сил.
Скульптор только весной 1943 года вернулся из Сибири. В 1941 году его эвакуировали туда с семьей, дали квартиру, мастерскую, обеспечили заказами. Но он упросил, чтобы ему разрешили возвратиться в Ленинград, где было ещё голодно, рвались снаряды и никто не давал заказов на скульптуры. Он сам нашёл себе работу. Прочёл в газете, что Николай Свитенко водит в махач штурмовики, которые наносят удары по немецким батареям, обстреливающим Ленинград, и решил, что должен во что бы то ни стало вылепить этого человека. И вылепил.
Статуя метровой высоты была, истина, только моделью для будущей скульптуры. Шалютин собирался свершить её монументальной. Уезжая из полка, обещал возвратиться для каких - то доделок и попросил, чтобы в следующий раз Свитенко взял его в полёт. Должен потому как художник испытать, каково лётчику в небе.
Скульптура была принята и экспонировалась на экспозиции фронтовых художников, открывшейся в Мае 1943 года. Но на её открытии автор не присутствовал. И размеры скульптуры он не увеличил. Не сбылась кроме того греза скульптора подняться в небеса. Его убило осколкам снаряда. Вспоминая не доживших до Победы боевых друзей, Николай Свитенко постоянно называл и человека, с которым так ни разу и не поднялся в воздух, но которого твердо запомнил. Это ленинградский скульптор, погибший во время обстрела на углу Невского и Садовой...
* * *
Став Героем Советского Союза во время прорыва блокады, Свитенко не менее геройски сражался и при окончательном освобождении Ленинграда, ещё командуя своим родным, в настоящий момент уже 14-м Гвардейским истребительным авиационным полком ( до Апреля 1942 годы - 7-й ИАП КБФ ).
Так, 29 Марта 1944 года пятёрка истребителей 14-го ГвИАП во главе с Подполковником Н. И. Свитенко провела мордобой с 18 пикировщиками Ju-87, которых прикрывали 8 истребителей ( 6 Ме-109 и 2 FW-190 ). С первой же атаки на встречных курсах Подполковник Свитенко и Младший лейтенант Трепузов сшибли по "Юнкерсу", которые упали северо - западнее Сиргала. Не сворачивая с курса, наши истребители прошили строй вражеских бомбардировщиков. Те стали беспорядочно сбрасывать бомбы и повертывать вспять. В это время тройка наших пилотов, ведя махач с истребителями врага, сшибла единственный Ме-109. Несмотря на численное превосходство, неприятелю так и не удалось причинить разгромление группе Свитенко. Налёт врага был сорван.
4 Апреля 1944 года в неравном воздушном бою при сопровождении бомбардировщиков, совершавших налёт на ж-д узел города Тарту, самолёт Николая Свитенко был еще раз подбит. Раненый лётчик, превозмогая боль, с большим трудом дотянул машину до своего аэродрома.
В отрезок времени Таллинской наступательной операции советских войск, осенью 1944 года, лётчики полка летали уже на истребителях Як-3 - одном из лучших самолётов Второй Мировой войны в своём классе.
После победы под Ленинградом Николай Иванович участвовал в освобождении от врага Эстонии, в ликвидации Курляндской группировки противника. К концу войны Гвардии Подполковник Н. И. Свитенко совершил больше 380 успешных боевых вылетов, участвуя в 102 воздушных боях сшиб лично 15 и в группе с товарищами 7 самолётов врага, уничтожил большое число вражеской техники штурмовыми ударами на земле.
После войны Николай Иванович распрощался с городом, тот, что защищал с первого тревожного рассвета. В 1953 году он удачно окончил Академию Генерального штаба. Обучал молодое поколение лётчиков, командовал различными авиационными соединениями. Об одной из послевоенных встреч с ним вспоминает именитый лётчик - истребитель, Дважды Герой Советского Союза, Арсений Васильевич Ворожейкин:
"Однажды группа инспекторов, во главе с Подполковником А. Ткаченко, вылетела в Прибалтийский армейский округ для проверки двух истребительных дивизий. Одной из них командовал Герой Советского Союза Полковник Николай Иванович Свитенко, мой однокашник по Харьковской школе лётчиков. Человек физически справный, густо сбитый, активный, он жил постоянной тягой к небу. Если Свитенко продолжительно не летал, то чувствовал себя неважно. Подчинённых он обучал по испытанному правилу: "Делай, как я". Пример крмандира сказывался на всей боевой подготовке дивизии. Он обладал живым, незлобным юморком, любил посмеяться, к людям шёл с открытой душой".
Демобилизовавшись по состоянию здоровья в 1958 году, Генерал - Майор авиации Н. И. Свитенко вернулся в Харьков, где родился, провёл малолетство и молодость. Там он учился в школе и машиностроительном техникуме, работал техником - конструктором на станкостроительном заводе. Оттуда 20-летним юношей по призыву комсомола ушёл в авиацию.
Возвратился Николай Иванович в близкий городок, пройдя посредством две войны и многолетние испытания тяжёлого ратного труда военного лётчика - истребителя. Вернувшись к мирному труду, он работал заместителем начальника Харьковского филиала центрального конструкторского бюро Главэнергостроймеханизация. Вместе со своими земляками Н. И. Свитенко множил трудовую славу родного города....
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Сивцов Nikolay Sivcov
Всего произвел около 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 28 самолётов противника. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ),..
читать далее →
Николай Сидоров Nikolay Sidorov
Майор Н. Г. Сидоров совершил 334 боевых вылета, в 59 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 3 самолета противника. 0 года за мужество и..
читать далее →
Николай Соболев Nikolay Sobolev
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Был командиром эскадрильи, награждён орденом Ленина.
читать далее →
Николай Сокуренко Nikolay Sokurenko
Участник войны в Корее 1950 - 1953 годов. Воевал в составе 415-го истребительного авиационного полка ( 133-я ИАД ПВО ), сбил 2 самолёта противника.
читать далее →