Известные люди

»

Николай Сличенко

Николай Сличенко Nikolay Slichenko Карьера: Артист
Рождение: Россия» Белгородская область, 27.12.1934
Николай Сличенко - известный советский и российский актер театра и кино, певец и режиссер. Родился 27 декабря 1934 года.Николай Сличенко является художественным руководителем Московского музыкально-драматического цыганского театра Ромэн.

Родился 27 декабря 1934 года. Отец Сличенко Алексей Архипович. Мать Сличенко Ольга Алексеевна. Супруга Агамирова Тамилла Суджаевна, народная артистка России, актриса Московского цыганского театра Ромэн. Дети: Тамилла, Петр, Алексей. Внуки: Николай, Михаил, Ольга, Ника, Тамилла. Правнучка Елена.

Николай Сличенко вырос в здоровый цыганской семье, где помимо него было ещё четверо детей. Его первые впечатления, точнее потрясения, связаны с войной. Она началась, когда Николаю шел седьмой год. На его глазах немцы расстреляли отца. Отпечаток огромного горя, боли, разрухи, голода, когда рядом умирали люди, остался на всю бытие.

Вскоре затем войны семейство остановилась в одном из колхозов Воронежской области. Работали все взрослые и дети, восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Здесь Николай в первый раз услышал о существовании в Москве цыганского театра Ромэн. Мысль о том, чтобы поступить в труппу, приметить спектакли этого театра, сильно запала в разум. Это была заветная греза, которая казалась недосягаемой и далекой.

К искусству Николай тянулся завсегда, с ранних лет впитав в себя влюбленность к народной цыганской песне, танцу. Сам нехило напевал, плясал. Во время вечеринок, которые нередко устраивались затем работы, он не раз слышал в свой адрес: В театр бы тебе, в Ромэн. И он решился.

В 1951 году 16-летнего Николая Сличенко приняли в первостепеннный и один в мире цыганский театр Ромэн, у истоков которого стоял А.В. Луначарский, театр, чьи первые шаги были поддержаны В.И. Качаловым, И.М. Москвиным, Н.П. Хмелевым, А.К. Тарасовой и направлены М.М. Яншиным, руководившим коллективом рядом 5 лет.

Поразительный гений цыганского мальчишки привлек к нему пристальное внимательность ведущих мастеров театра, ставшего для него насовсем близкий семьей, домом. Театра, где ему предстояло миновать все стадии творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя.

Учителями Николая Сличенко и его партнерами по сцене стали выдающиеся актеры старшего поколения: Ляля Черная, М.В. Скворцова, С.И. Андреева, М.И. Черкасова, С.Ф. Шишков, И.И. Ром-Лебедев, В.Ф. Бизев, Н.Г. Нарожный, С.С. Золотарев, И.В. Хрусталев и др. Они были для него эталоном актерского мастерства, беззаветной преданности театру, высокой внутренней культуры, бережного отношения к богатому наследию цыганского народа.

Николай, тот, что в то время был самым младшим в труппе, присутствовал на всех репетициях, на всех спектаклях, участвовал в массовых сценах и весьма резво уже знал наизусть тексты без малого всех мужских ролей из репертуара театра. Выходя в народных сценах, он придумывал себе характеры людей, которых изображал, получал несказанное наслаждение поэтому, что дышал воздухом театра, и... ждал. Ждал своей огромный роли.

Помог хрестоматийный сценический происшествие, истина, им самим же скрупулезно разработанный и осуществленный при помощи ведущего артиста театра, одного из его учителей, Сергея Федоровича Шишкова. Шишков пользовался громадный любовью и уважением в труппе благодаря своему редкому актерскому дарованию, здоровенный человеческой доброте и обаянию.

...В 1952 году театр выезжал со спектаклем Четыре жениха по пьесе И. Хрусталева в Загорск (сегодня Сергиев Посад). Актеры ехали в автобусе, Николай сидел рядом с Шишковым. Решив, что настало время делать, он начал уламывать Сергея Федоровича заболеть перед спектаклем. А он играл в спектакле главную образ Лексы.

Герой Шишкова был потрясающе чистым в своих поступках человеком, душой окружавшей его компании. Конечно, Сличенко мечтал сыграть такую образ, великолепно выведенную драматургом в этой веселой лирической комедии. И он признался Сергею Федоровичу в своих намерениях. Шишков верил в ученика и не только не отругал его за дерзость, но позволил себя убедить.

Спектакль прошел благополучно. Николай не помнил себя от радости, что в конце концов сбылась его греза. Роль Лексы в Четырех женихах он затем играл долговременно, а позднее, по мере взросления, сыграл в этом спектакле ещё и образ Бади.

Этот эпизод с заменой основного исполнителя в спектакле не прошел бесследно. На Сличенко обратили внимательность, в него поверили, и вскоре ему предложили сыграть Дмитрия в драме Грушенька по повести Н. Лескова Очарованный странник, где вкупе с ним были заняты ведущие актеры театра Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев. Эта образ позволила Сличенко ещё больше укрепиться в труппе, его стали вводить в спектакли текущего репертуара.

Среди его первых актерских работ в театре был офицер Чанго в спектакле Сломанный кнут. Так же, как и предыдущие роли, он исполнял ее со всей искренностью и юношеской непосредственностью, полной самоотдачей на сцене. А вскоре Николаю Сличенко доверили образ нимало иного плана возрастную: он играл дедушку в пьесе Плясунья И. Ром-Лебедева. В создании этого образа ему помогли жизненные наблюдения, воспоминания детства и юности.

И все же чем дальше, тем очевиднее становилось, что одного жизненного багажа мало. С небывалой целеустремленностью овладевая основами профессии в театре, Николай Сличенко вместе с тем постигал общеобразовательные предметы в школе, непочатый край читал.

Первой на сто процентов самостоятельной работой стала для него образ Василя в спектакле Цыганка Аза по пьесе М. Старицкого. Работая над этой ролью, он впервой прошел весь подготовительный отрезок времени, давший крайне немало для ее понимания. Сличенко удалось необыкновенно в аккурат передать на сцене нрав героя, его чувства, расположение.

Такое успешное начало стало центровой причиной того, что уже сквозь 45 лет работы в театре Николай Сличенко прочно вошел в центровой репертуар. Помимо Дмитрия в Грушеньке и Чанго в пьесе Сломанный кнут он играл в спектаклях Дочь шатров (Марко), Родился я в таборе (Николай), Горячая кровь (Барбаро), Кабачок Макрель (Яшка-король), Сын Мадонны (Дженарино), Ром Баро (Иван Кале), Ты герой, я герой (Ренальдо), Марианна Пинеда (Фернандо), Девчонка из табора (Коля), Я цыганка (Лацо), Верность (Василь), Человек-волк (Нандо), Любовь и смерть (Ярго), Сонни и Махиваль (Махиваль) и во многих других. Вэтого он сыграл свыше 60 ролей в родном театре, снялся в ряде фильмов, в том числе в картинах В дождик и солнце, Мой остров синий, Николай Сличенко, Свадьба в Малиновке и др.

Закономерным на пути подобного творческого расцвета был переход Николая Сличенко к режиссуре: от первых проб в качестве ассистента режиссера некоторых спектаклей до режиссера-постановщика таких этапных для театра Ромэн постановок, как Грушенька И. Штока по Н. Лескову, Мы цыгане И. Ром-Лебедева и Н. Сличенко, Непоклонов Н. Мирошниченко, Огненные кони И. Ром-Лебедева, Братья З. Тоболкина, Четыре жениха И. Хрусталева, Живой труп Л. Толстого, Верность Г. Кашубы, Птицам нужно небо И. Ром-Лебедева, Графиня-цыганка П. Градова и др. Николай Сличенко окончил Высшие режиссерские курсы, где его руководителем был всенародный артист СССР Андрей Александрович Гончаров.

Мне думается, размышляет Николай Алексеевич о таком повороте творческой судьбы в своей книге Родился я в таборе (1987), что режиссер начинается не с поступления в институт на режиссерский факультет и более того не с получения диплома о его окончании, а только с того момента, когда у него появляются своя задача в искусстве, родное касательство к явлению жизни, свой точка зрения на все, что совершается кругом него.

Тема человека, его назначения стала ключевой в работе Н. Сличенко как режиссера. Одной из главных тем своего дипломного спектакля Грушенька (1973) он видел родство душ цыганского и русского народов. Его волновала социальная и нравственная задача произведения. Сличенко не несложно возобновил старую постановку (пьеса прежде уже шла в театре), он создал безупречно свежий спектакль, окрасив сценическое повествование о трагической судьбе юный цыганки Грушеньки в тревожные и романтические тона. Журнал Театральная жизнь писал о премьере: Родилась новая Грушенька. И совместно с ней родился новоиспеченный одаренный режиссер Николай Сличенко. Так сложилась фатум этого спектакля, что Николаю Сличенко пришлось переиграть в нем все мужские роли, а за образ Голована он был удостоен звания лауреата первой премии Театральная весна.

В своем втором спектакле Ехали цыгане И. Ром-Лебедева, уже на другом жанровом материале Николай Сличенко продолжает поиски новой эстетики, соединяющей особенности современного театра с чертами традиционного цыганского искусства, его романтическими истоками.

Поистине визитной карточкой театра Ромэн стал спектакль Мы цыгане, где Н. Сличенко выступает и как автор, и как режиссер-постановщик, и как исполнитель. Если в Грушеньке судьбы героев в силу социальной несправедливости рушатся, то в этой своей работе Николай Сличенко хотел представить обретение цыганским народом родины и счастья затем долгих скитаний по свету. Так родилась эта пьеса, написанная им совместно с И. Ром-Лебедевым.

Мы цыгане спектакль специальный. Он вобрал в свой сюжет многовековую историю цыган, воспетую гениями литературы и поэзии разных стран, и стал в своем роде народным представлением. Песни, романсы, танцы, вирши, фрагменты из пьес все слилось тут в ослепительный, трогательный расклад о многовековой судьбе народа вольного, смелого, независимого, живущего по своим, особым законам. Это является главной причиной долголетия спектакля и неослабевающего интереса зрителей к нему. Позднее на Центральном телевидении был снят кино по этой постановке.

И. Ром-Лебедев, писал о спектакле: Мы цыгане нечто качественно новое и принципиальное в жизни и творчестве Ромэна. И занятие не только в том, что необычен, сложен и очень ответственен жанр спектакля народное представление (литературно-музыкальная фантазия). Главное, что это театральное представление пожалуй, первая смелая и во многом удавшаяся попытка философски осмыслить средствами своего искусства судьбу цыганского народа.

Судьба спектакля необыкновенна: он был показан во многих странах. Его увидели зрители Японии, Франции, США, Италии, Австрии, Индии, Турции, Югославии. И повсюду спектакль проходил с неизменным успехом. Подтверждением тому могут служить слова супруги президента Франции г-жи Миттеран, побывавшей на спектакле 9 июня 1988 года во время гастролей театра Ромэн в Париже. Спасибо, огромное благодарю, сказала она на встрече с труппой театра, мы провели благодаря вам в эти дни дивный конец дня. Это было отлично! Спектакль оставляет шибко сильное ощущение, и мы всем сердцем почувствовали нынче историю вашего народа

В постановке Н. Сличенко Непоклонов по пьесе Н. Мирошниченко современность соединяется с прошлым, производственные проблемы перемежаются с нравственно-этическими, и все вкупе складывается в увлекательный и самобытный музыкально-драматический монолог-спектакль, в центре которого герой Н. Сличенко (первая премия Театральной весны). Именно геолог Непоклонов определяет основной толк произведения. Его жаркий, надменный, беспокойный нрав служит главный пружиной развивающегося действия. Таким играет его Н. Сличенко, привнося и тепло, и беспокойство собственного сердца.

Работая над постановкой пьесы Огненные кони И. Ром-Лебедева, Николай Сличенко создал сильно патриотический спектакль, совершенный вдохновенной романтики, яркой театральности. В 1981 году он поставил Братьев З. Тоболкина (премия Министерства культуры), где органично соединились традиционная искренность, темперамент исполнителей с глубоким драматизмом человеческих судеб.

В 1982 году народная комедия Четыре жениха обрела новую бытие в постановке Николая Сличенко. В разные годы он играл в ней разные роли, а придя в нее как режиссер и создавая партитуру спектакля, расширил традиционную заданность образов. Веселый всенародный спектакль, нисколько не потерявший при этом своего национального своеобразия, стал апофеозом гуманизма, добра. Следом Н. Сличенко ставит совершенно иной спектакль, посвященный тем, кого унесла битва, Птицам нужно небо И.И. Ром-Лебедева, в котором доводит действо до звучания трагедии.

Долгие годы Николай Сличенко мечтал сыграть Федора Протасова в пьесе Живой труп Л.Н. Толстого. Мечта стала реальностью вдвойне: в 1984 году Н. Сличенко, уже будучи художественным руководителем театра, не только сыграл эту образ, но и осуществил постановку спектакля. Николай Сличенко поставил спектакль как трагический поединок вольной, чистой, благородной души с монолитом рассудочности, размеренности, унылой повседневности, каковые приняты в обществе за эталон порядочного, добродетельного, нравственного поведения.

Сличенко-режиссер поставил эту задачу, Сличенко-актер блестяще ее решил. В роли Протасова, вобравшей весь его сценический навык, он предстает в безупречно новом для себя амплуа актера-трагика, добивается без малого зримого образа духовной красоты своего героя, возвышенности его личности. В спектакле создан образ настоящего цыганского хора той поры. Не вечерняя станет авторским рефреном спектакля темой просветления души героя. Ибо не падением, а восхождением предстает его стезя из высшего общества на дно жизни.

Неожиданной новой гранью открывается тут и Сличенко-актер, и Сличенко-режиссер-постановщик. Начать разрешено с того, что в трактовке Сличенко образ Феди Протасова вроде очищен от привычных рефлексий, метаний, самоуничижения. Это дядя, уже сделавший свой отбор, внутренне вольный. Даже в падении он не жалок. И в конце концов, финал, внутренне как бы закольцованный с первым появлением Протасова. Цыгане поднимают туловище и на руках возносят его над сценой, над толпой обывателей. Федя возвращается к ним, цыганам. Туда, где свобода. Теперь уже навсегда (М. Коровин).

Помимо названных спектаклей Николай Сличенко поставил на сцене театра Кровь земли А. Поддубного, Таборные игры Н. Сличенко и А. Кравцова (по мотивам пьесы Р. Гершгорина Римские игры) и др. Постановки Н. Сличенко выходят в отдалении за рамки рассказа о чисто цыганской жизни. Они трактуют проблемы, касающиеся каждого современного человека. И при этом сохраняют самую дорогую специфика коллектива умение нести в зал этический заряд огромный эмоциональной заразительности.

Особое местоположение в творческой судьбе Николая Сличенко принадлежит песне. С ней связана вся его существование. В театре, в кино, на эстраде... С тех самых пор, когда ещё в детстве вечерами у костра он слушал замечательные цыганские песни, да и не только цыганские это были и русские, и украинские, и белорусские народные песни.

Увлечение эстрадой началось в театре. Сличенко нередко приглашали выступать в концертах. В 1962 году он поехал с группой эстрадных артистов в Рязань. Здесь, на родине Есенина, он начал репетировать Письмо матери...

Зрители изумительно сильно приняли песню, тонко почувствовав ее задушевность, теплоту и грусть. На глазах многих были слезы. Это меня практически потрясло, вспоминает Николай Алексеевич. После памятного концерта я в первый раз серьезно задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией.

Один из концертов посетила племянница композитора Липатова, тот, что написал музыку романса. Впоследствии она подарила Сличенко поблекшую фотографию давних лет, на которой было написано: Он писал для Есенина, Есенин писал для него, но основополагающий и один, кто сделал это так, как хотели они оба, Николай Алексеевич Сличенко. На память ему.

Вскоре Сличенко стали звать на радио, тв, а посредством 2 года он выехал в свою первую зарубежную поездку во Францию с Московским мюзик-холлом. Он красив то полон буйной страсти, то сдержан, словом, подлинный цыган из легенды, писал о Николае Сличенко прославленный французский критик.

Есть удивительная черта таланта его многогранность. Проявляя активно в каком-либо виде творческой деятельности способности и духовные силы, одаренный дядя сообща с тем оказывается, как правило, одаренным и во многих других. Именно таков Николай Сличенко артист, певец, режиссер, популярность которого огромна.

Николай Сличенко нынче по праву единственный из тех замечательных мастеров сцены, имеющих истинно общенародную популярность. Для миллионов слушателей он олицетворение цыганского народа, его огня, его страсти, олицетворение самой его души.

Имя Николая Сличенко вызывает ощущение мучительно-сладкой ностальгии. Сладкой, оттого что к горлу подкатывает тот что ни на есть экстаз души, восхищение самобытнейшим талантом и признательность за безоглядную щедрость, с которой тот самый дар дарится людям (В. Звездова, Нижегородские новости).

Подлинным чудом артистизма разрешено окрестить и то, что одним только движением руки и более того одним взглядом он может принудить немалый зал приметить огненную цыганскую пляску. Поэтому, надо думать, в одном из лучших спектаклей театра Ромэн Мы цыгане его претворение в жизнь роли поющего цыгана воспринимается не только как эпизоды, основанные на цыганском фольклоре, но и как апофеоз подлинно народного зрелища.

Каждая песня в исполнении Николая Сличенко небольшой спектакль, вмещающий в себя человеческую судьбу или какое-то законченное событие. Как певец в высшем значении этого слова, он способен по-своему оригинально и сильно интерпретировать песню любого народа, постичь ее тайну, заразить ею слушателя.

В чем же секрет его вечной молодости? Щедро отдавая себя, он получает огромную энергию любви и добра от благодарных зрителей. При этом Николай Сличенко сильно скромный джентльмен, отнюдь не обремененный славой, превосходный семьянин. Бог наградил его не только добрейшей, мудрой матерью, но и таковой же женой. Тамилла Агамирова супруга, матушка, актриса, соратница, вернейший товарищ, соединяет в себе высшие достоинства женщины. Она моя вечная муза и ангел-хранитель, говорит Николай Алексеевич.

4 декабря 1998 года на Площади звезд в Москве заложена именная звездочка Николая Сличенко. Пресса так писала об этом событии: Чествование артиста, добившегося поистине сказочного успеха установления памятника при жизни, это в то же время и торжество всех цыган: Москвы, России, всего мира Это самый-самый громадный счастливый момент цыганского артиста за 225-летнюю историю цыганского музыкального исполнительства, цыганской эстрады в России.

Н.А. Сличенко не только ослепительный артист, режиссер, исполнитель, но и отличный педагог. Заботясь о завтрашнем дне цыганского театра, он создал на базе Музыкального училища имени Гнесиных специальную студию для подготовки профессиональных кадров для театра Ромэн. Поиски талантливой молодежи для этой студии шли по всей стране. В октябре 1978 года студия начала свою существование, а в июне 1982 года ее выпускники влились в состав труппы театра Ромэн. Сегодня все они ослепительно, любопытно, перспективно заявили о себе и заняты на практике во всех спектаклях текущего репертуара в ответственных ролях.

Н.А. Сличенко всенародный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР (1987), премии Москвы, академик Международной академии театра (2001), Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2001), профессор. Николай Алексеевич награжден орденами Дружбы народов и За заслуги перед Отечеством IV степени. Именем Николая Сличенко названа звездочка в созвездии Тельца.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Хмелев Nikolay Hmelev

Представитель второго поколения МХАТа, Х. был ярчайшим выразителем метода социалистического реализма, относился к плеяде мастеров, принёсших..
читать далее

Николай Шевкуненко Nikolay Shevkunenko

В 1976 году Н.Н. Шевкуненко был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
читать далее

Николай Цискаридзе Nikolay Ciscaridze

Николай Цискаридзе - российский артист балета, премьер Большого Театра. Родился 31 декабря 1973 года.Кроме того Николай Цискаридзе является..
читать далее

Николай Коляда Nikolay Kolyada

Николай Коляда плодовитый уральский драматург, главный редактор литературного журнала Урал одна из одиозных фигур культурной жизни Урала. Автор 86..
читать далее

Ваши комментарии
1
добавить комментарий
Лидия
николай сличенко это прекрасный пивец и октёр
ответить