Известные люди
»Николай Сутягин
Рождение: Россия, 5.5.1923
Окончил Военно - Воздушную академию в 1956 году и Военную академию Генерального штаба в 1964 году. Работал начальником штаба Гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени.
Родился 5 Мая 1923 года в селе Смагино Бутурлинского района Горьковской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. В Красной Армии с 1941 года. Окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году. Участник Советско - Японской войны 1945 года, следом продолжал службу в ВВС.
Участник войны в Корее 1950 - 1953 годов. За время боевых действий ( с 17 Июня 1951 года по 2 Февраля 1952 года ), произвёл 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях уничтожил 23 самолёта противника, став официально лучшим асом в этой войне.
10 Октября 1951 года заместителю командира эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка Капитану Н. В. Сутягину за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, было присвоено звание Героя Советского Союза.
Окончил Военно - Воздушную академию в 1956 году и Военную академию Генерального штаба в 1964 году. С 1978 года Генерал - Майор авиации Н. В. Сутягин - в запасе. Жил в Киеве. Работал начальником штаба Гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени. Умер 12 Ноября 1986 года.
* * *
Лучший ас в истории реактивной авиации, менее чем за полгода боевых действий в Северной Корее одержавший 21 личную и 2 групповые победы только над реактивными американскими и английскими истребителями, Николай Сутягин родился в селе Смагино Нижегородской губернии 5 Мая 1923 года. Окончил десятилетку и аэроклуб имени Баранова в Горьком, а в 1942 году - Черниговскую военную авиационную школу. Служил в составе 5-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке. Летал на И-16, а с 1944 года - Як-7Б и Як-9. Летом 1945 года был Младшим лейтенантом. Во время кратковременной войны с Японией, участвовал в воздушных штурмовках японских войск, произвёл немного разведывательных полётов.
В 1946 году прошёл курсы повышения квалификации, а следом получил направление в 17-й ИАП, тот, что был вооружён самолётами МиГ-15 и летом 1950 года отправлен на Дальний Восток.
Весной 1951 года 17-й ИАП ( 303-я ИАД ), где в должности заместителя командира эскадрильи служил Капитан Сутягин, прибыл на аэровокзал Аньдуна, и уже сквозь немного дней лётчики полка провели свой первостепеннный махач с американскими самолётами...
Свой первостепеннный боевой вылет Николай Сутягин выполнил 14 Апреля. Через 5 дней одержал первую победу - сшиб истребитель F-86, а к концу Июня - ещё 3 ( 22 Июня сбивает тотчас 2 F-86, затем ещё единственный ).
Однажды, в миг разворота, звену советских лётчиков во главе с Николаем Сутягиным стала завертывать в "хвост" четвёрка F-86. Умелый маневр, и наши пилоты уже в "хвосте" "Сейбров". Заметив "МиГи", американцы затем левого разворота пошли в пикирование. Сутягин с дистанции 400 - 500 метров открыл пламень по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в "хвост", это заметил ведомый Старший лейтенант Шулев - он резким маневром вышел из - под удара. Ведущий первой американской пары, заметив, что стреляют по ведомому, пошёл на "косую петлю". Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, тот, что в верхнем положении, уже сблизившись до 250 - 300 метров, открыл по нему пламень. Американский F-86 запылал и стал валиться. Чуть позже Сутягиным был уничтожен ещё единственный "Сейбр".
Вспоминая о начальном этапе своей деятельности в Корее, Николай Сутягин позднее писал:
"Нас переодели в форму китайских добровольцев и, глядя приятель на друга, мы невесело посмеивались - уж крайне непревычно выглядели в синих, хлопчатобумажных мешковатых френчах, широких мятых брюках, фуражках с жёваным "блином" - козырьком и туфлях, вместо привычных сапог и башмак. Знаков различия никаких. На наших машинах - опознавательные знаки ВВС КНР. Но это был "секрет полишинеля": ещё не прибыли первые контейнеры с "МиГами", а руководство США уже пообещало своим лётчикам крупную награду за основополагающий сбитый Советский самолёт. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику - перебежчику гарантировалась премия в 100 тысяч долларов ( так, позднее и служилось - единственный из северо - корейских лётчиков перелетел на своём "МиГе" на аэропорт противника ).
Но это было ещё не всё. Вскоре нам огласили приказ: в бою говорить только по китайски ! Всем выдали блокноты с основными командами, типично отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись обучать произносить их по китайски. Толку от этого было самое малое, тогда руководство разрешило забирать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки.
Вспоминая это в текущее время, не могу выдержать от смеха, но тогда мы должны были осуществлять директива. А это было нелегко - чтобы вернуть указание своим пилотам, начальник должен был продумать, как оно будет слышаться покороче, далее, взглянув в блокнот внутренне перевести его на китайский язык и вымолвить вслух. Получив инструкция лётчики должны были осуществить всё в обратной последовательности. На это уходило достаточно полно времени, что в условиях стремительно меняющейся обстановки воздушного боя, на практике - неприемлемо. Вскоре, наши мучения кончились. После того, как единственный из наших "МиГов" был повреждён в бою, руководство отменило тот самый команда и все разговоры пошли на чисто русском языке, порой и с применением "недозволенных выражений". Что уж там кривить душой - бои были тяжелейшие..."
Умению Сутягина биться с американцами завидовали во всей дивизии, как и его нацеленности на победу. Лето 1951 года для Николая стало результативным - с Июля по Сентябрь сшиб 6 самолётов, следом ещё 2 "Метеора" ( 25 Августа и 26 Сентября ). Ещё результативней была осень - с Октября по Декабрь - 8 уничтоженных машин. Только в Декабре Сутягин одержал 5 воздушных побед.
В начале 1952 года он стал реже вылетать на боевые вылеты, как асу ему было поручено выступать перед лётчиками полков второго эшелона, готовившимся к боям. Тем не менее, в Январе 1952 года он сшиб ещё 3 самолёта противника.
Вэтого посредством полтора месяца боёв на счету Капитана Н. Сутягина было 15 побед. В Августе, за 7 лично сбитых самолётов, он был представлен к званию Героя Советского Союза.
Наряду с талантом лётчика, умением тонко чувствовать машину, он обладал исключительной способностью сносить запредельные перегрузки, когда "тёк" металл самолёта, подвергался аварийным необратимым деформациям его планер. Такие специфические способности организма раскрылись во многом благодаря регулярным и настойчивым занятиям спортом, которому лётчик посвящал свой досуг. Отличный спортсмен, выполнявший разрядные нормы по нескольким видам спорта ( лёгкая атлетика, гимнастика, занятия с гирями ), он был победителем ряда армейских соревнований. Соратники, рядом знавшие Сутягина, абсолютно приподнято оценивали его незаурядное тактическое дарование, полководческие способности, которым, увы, не дано было раскрыться...
В Январе 1952 года, за сбитие в воздушных боях ещё 10 самолётов противника и проявленные при этом мужество и героизм, Николай Сутягин был представлен ко второй "Золотой Звезде" Героя. Однако, это представление реализовано не было.
На счету Николая Сутягина 15 F-86 "Сейбр", 2 F-84 "Тандерджета", 2 F-80 "Шутинг стар" и 2 английских Глостер "Метеора".
За исключением F-80 "Шутинг стар" и "Метеоров", которые, несмотря на настойчивые модернизации, устарели ко времени Корейской войны, соперники Сутягина летали на новейших машинах того времени и как воздушные бойцы ни капельки не были новичками. Советские асы одерживали свои победы на МиГ-15 - самолёте, олицетворившем достижения советской техники и по большинству лётно - технических характеристик превзошедшем лучшие зарубежные истребители. Тем больше нелепым кажутся тенденциозные материалы, публикуемые на Западе о воздушной войне в Корее, где приводится уничижительное для бывшего противника соотношение потерь... Цивильные потомки воинственных норманнов и кельтов бойкостью повествования и яркостью иллюстраций вроде пытаются нарыть недостающую ратную славу.
Так, довольно высокая тяговооружённость снабжала "МиГам" превосходство над F-86 при вертикальном маневре. Разгонные характеристики МиГ-15 из - за большого миделя фюзеляжа были немного ниже, и все-таки он обладал больше высокой угловой скоростью крена.
Мощное вооружение оказалось шибко эффективным, в особенности при его использовании супротив вражеских бомбардировщиков, но для надёжного их поражения в воздушном бою лётчикам приходилось раскачивать самолёт педалями ( благодаря этому больше снарядов попадало в мишень ). Двигатель машины обладал высокой надёжностью и живучестью, более того когда пулями выбивало по 8 лопаток турбины, падения тяги без малого не наблюдалось. Тормозные щитки из - за малой их площади были малоэффективны и в воздушных боях не использовались. Со временем их площадь была увеличена.
МиГ-15 имел ограничение по скорости, не позволявшее ему разгоняться свыше числа М=0,92 из - за появления "валежки". Отмечалось плохое остекление фонаря кабины. Первоначально не предусмотренные бронеспинки и бронезаголовники попозже были установлены уже в полевых условиях. На отдельных модефикациях самолёта имелась бустерная организация управления элеронами. Так по оценкам американских пилотов, МиГ-15 - сравнительно низкоманевренный самолёт, представляющий при всем при том большую угрозу для противника если управляется опытным, инициативным лётчиком, способным максимально применять его лётно - тактические характеристики.
По сравнению с нашим "МиГом", америкосский истребитель F-86 обладал меньшим радиусом виража, большая площадь его тормозных щитков снабжала резкое торможение самолёта с последующим заходом в хвостище противнику. Наличие предкрылков позволяло держаться на больших углах атаки при маневрировании, а ТРД с форсажной камерой создавал больше высокие разгонные характеристики.
Наличие оптического прицела, сопряжённого с радиодальномером, повышало эффективность стрельбы из крупнокалиберных пулемётов, что частично компенсировало отсутствие пушек. В состав снаряжения лётчика входил противоперегрузочный наряд, позволявший облегчить ведение боя с перегрузками, близкими к предельным. Просторная кабина "Сейбра", с высокорасположенным креслом, снабжала превосходный обзор.
На протяжении всей войны оба самолёта непрерывно улучшались. Так с Апреля 1951 года "МиГи" стали оснащаться двигателем ВК-1 с большей тягой ( МиГ-15бис ), перископом для обзора задней полусферы и аппаратурой "Сирена", предупреждавшей лётчика о работе радиодальномера F-86. Катапультируемое кресло оборудовали автоматом раскрытия парашюта на загодя заданной высоте. На "Сейбре" ещё увеличивалась мощность двигателя, улучшалась аэродинамика, обновлялось оборудование. В целом же, МиГ-15 и F-86 были равноценными истребителями и исход боя во многом определялся индивидуальным мастерством пилота, выбранной им тактикой и умением применять все положительные качества своей машины.
По возвращении из Кореи, в Феврале 1952 года, Николай Васильевич ещё длительно продолжал служить в ВВС. В 1956 году Подполковник Н. В. Сутягин окончил Военно - Воздушную академию. Летал на сверхзвуковых боевых машинах. После окончания в 1964 году Военной академии Генерального штаба до 1968 года был начальником Харьковского высшего военного авиационного училища имени Сергея Грицевца. В 1970 году был направлен во Вьетнам в качестве военного советника. Демобилизовался в звании Генерал - Майора авиации в 1978 году. Жил и работал в Киеве.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Тихонов Nikolay Tihonov
Капитан Н. В. Тихонов совершил 229 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 1 самолёт противника, 2 самолёта уничтожил на земле...
читать далее →
Николай Трофимов Nikolay Trofimov
К концу войны выполнил 385 успешных боевых вылетов, в 75 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 11 в группе с товарищами. 0 года за..
читать далее →
Николай Харитонов Nikolay Haritonov
Старший лейтенант Н. В. Харитонов совершил 197 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 7 - в составе..
читать далее →
Николай Химушин Nikolay Himushin
4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён..
читать далее →