Известные люди
»Николай Трубецкой
Рождение: Россия
Один из наиболее универсальных мыслителей русского зарубежья, крупнейший лингвист, филолог, историк, философ, политолог.
Родился в 1890 году в Москве в семье ректора Московского университета, известного профессора философии С.Н.Трубецкого. Семья, носившая древнюю княжескую фамилию, принадлежала к роду Гедиминовичей, посреди которых были такие выдающиеся деятели России, как боярин и дипломат Алексей Никитич (ум. в 1680), фельдмаршал Никита Юрьевич (1699-1767), соратник Н.И.Новикова литератор Николай Никитич (1744-1821), декабрист Сергей Петрович (1790-1860), религиозные философы Сергей Николаевич (1862-1905) и Евгения Николаевич (1863-1920), скульптор Павел (Паоло) Петрович (1790-1860). Атмосфера семьи, представлявшей собой единственный из интеллектуально-духовных центров Москвы, благоприятствовала пробуждению ранних научных интересов. Еще с гимназических лет Н.Трубецкой серьезно начинает заниматься этнографией, фольклористикой, языкознанием, а ещё историей и философией. В 1908 году поступил на историко-филологический факультет Московского Университета, посещая занятия по циклу философско-лсихологического отделения и потом по отделению западноевропейских литератур. В 1912 году закончил первостепеннный выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на университетской кафедре, потом чего командировался в Лейпциг, где изучал доктрины младограмматической школы.
Вернувшись в Москву, опубликовал строй статей по северокавказской фольклористике, проблемам финно-угорских языков и славяноведению. Был активным участником Московского лингвистического кружка, где наряду с вопросами языкознания совместно с учеными и литераторами капитально изучал и разрабатывал мифологию, народоведение, этнографию, историю культуры, рядом подходя к будущей евразийской теме. После событий 1917 года успешная университетская служба Н.Трубецкого прервалась и он уехал в Кисловодск, а после этого некоторое время преподавал в Ростовском университете. Постепенно пришел к выводу, что праславяне в духовном плане были больше узко связаны с Востоком, нежели с Западом, где, по его мнению, контакты осуществлялись раньше всего в области материальной культуры.
В 1920 году Н.Трубецкой покидает Россию и переезжает в Болгарию, и начинает научно-преподавательскую дело в Софийском университете в качестве профессора. В этом же году он выпускает свой популярный работа "Европа и человечество", впритык подводящий его к выработке евразийской идеологии. В дальнейшем дело Н.Трубецкого развивалась по двум направлениям: 1) сугубо научная, посвященная филологическим и лингвистическим проблемам (служба Пражского кружка, сделавшегося центром важный фонологии, далее годы исследований в Вене), 2) культурно-идеологическая, связанная с участием в евразийском движении. Н.Трубецкой сближается с П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским, Г.В.Флоровским, публикуется в "Евразийских временниках" и "хрониках", периодически выступает с докладами в различных городах Европы. В разработке евразийских идей к основным заслугам Н.Трубецкого не возбраняется отнести его концепцию "верхов" и "низов" русской культуры, доктрину "истинного национализма" и "русского самопознания".
В силу своих психологических особенностей Н.Трубецкой предпочитал политике спокойную, академическую работу. Хотя ему приходилось чиркать статьи в жанре политической публицистики, он избегал прямого участия в организационно-пропагандистской деятельности и сожалел, когда евразийство сделало уклон в политику. Потому в истории с газетой "Евразия" он занял однозначно-непримиримую позицию по отношению к левому крылу движения и вышел из евразийской организации, возобновив публикации в обновленных изданиях только посредством немного лет.
Последние годы своей жизни Н.Трубецкой жил в Вене, где работал профессором славистики в Венском университете. После аншлюса Австрии подвергся притеснениям со стороны гестапо. Значительная количество его рукописей была изъята и потом уничтожена. По свидетельству Л.Н.Гумилева, получившего эту информацию от П.Н.Савицкого, Н.Трубецкого не арестовали только потому что, что он был "князь, аристократ, но в квартире его производились неоднократные, причем жутко грубые, обыски, повлекшие за собой инфаркт миокарда и раннюю смерть". 25 июля 1938 года в возрасте 48 лет Н.Трубецкой скончался.
Николай Сергеевич Трубецкой скончался в 1938 году в возрасте 48 лет. Он был одним из идеологов и основателей Пражской лингвистической школы, его работа "Основы фонологии" считается классическим, он ввел понятие "языковой союз" в сравнительно-историческое языкознание, разработал основы русской морфонологии, "дисциплины, в полной мере созданной самим автором", занимался вопросами славянской поэтики и историей славянских языков - праславянским языком. Все это свидетельствует о широкой сфере интересов знаменитого русского ученого. Был он ещё лидером евразийского движения.
Началом евразийства считают книгу Н.С. Трубецкого "Европа и человечество", вышедшую в Софии в 1920 г. Центр этого движения был первоначально в Берлине, после этого переместился в Париж (См. Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 738). Это "культурно-историософическое" движение было создано в среде русской интеллигенции, эмигрировавшей в Европу позже 1917 года, "видными представителями его были географ П.Н. Савицкий, историк Г.В. Вернадский, лингвист, этнограф и философ князь Н.С. Трубецкой" (См. Гумилев Л.Н. Историко-философские труды князя Н.С. Трубецкого (заметки последнего евразийца) // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 31).
Одним из положений теории евразийства была "концепция многолинейности всемирного исторического процесса", что делало "своеобразие и самобытность культуры" ее неотъемлемой характеристикой, ее свойством и отрицало исключительность и абсолютность европейской культуры (см. Толстой Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 7). Корни евразийства уходят, по мнению участников этого движения, ещё к первой трети XVI в., к "Посланиям старца Филофея", далее находят продолжение в трудах славянофилов, особое же важность имели работы Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева (См.Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 731-734).
Само понятие "Евразия" участники движения трактовали с нескольких позиций. Во-первых, как чисто географическое. Они полагали полностью естественным разделять Запад и Восток на Европу (Западная Европа), Азию (юг и восток Азии: Индия, Китай, Восточная Сибирь) и Евразию (континентальная равнинная доля Европы и Азии). Во-вторых, с этнической точки зрения, в Евразии сформировался особенный "туранский психологический тип", "русские не европейцы и не азиаты, а евразийцы". В-третьих, чисто экономически евразийская Россия континентальная держава, и связи нужно развивать не такие же, как в мировом океаническом хозяйстве, но внутриконтинентальные (См. Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 742-744). Многие мыслители, писатели и поэты увидели в революции проявление восточной дикости, "азиатчины", аккурат вследствие этого и поставили евразийцы перед собой задачу понять, сколь Россия европейская держава, сколь произошедшее было предопределено всей предшествующей историей России (См. Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 734-738).
Работа Н.С. Трубецкого "Европа и человечество" была задумана как количество трилогии "Оправдание национализма", и первоначально должна была носить имя "Об эгоцентризме" (см. Живов В.М. Комментарии // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 766). Кроме этого были написаны статьи "К проблеме русского самопознания", "Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока", "Вавилонская башня и смешение языков", "Мы и другие", "О государственном строе и форме правления" и другие.
Труды Н.С. Трубецкого, как и других деятелей движения, были посвящены "русскому национальному вопросу", они имели большое значения для движения, так как ученый-филолог на материале, предоставляемом языком и литературой, мог предуготовлять "структурные и функциональные особенности культуры", ее развития (См. Толстой Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 17). Н.С. Трубецкой, обращаясь к истории русского литературного языка в контексте обращения ко всей русской истории и культуре, делает вывод, что только тот самый язык посредством церковнославянского языка стал преемником "общеславянской литературно-языковой традиции" (Толстой Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 17-18). Подобное открытие подтверждает взгляд о евразийстве как о "синтезе научной и политической мысли" (см.Живов В.М. Комментарии // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 763), осуществляемом в разных областях знаний и разных сферах интересов.
Основным положением культурологических работ Н.С. Трубецкого стал вопросительный мотив о самобытности "симфонической личности", под которой понимается народонаселение, группы народов, а кроме того об образовании из мелких "симфонических личностей" определенной иерархии, парадигмы (См. Толстой Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 18). В этой иерархии вводятся понятие "этажей" культуры: "верхнего", "нижнего", "среднего", что имело важность для общей типологии культур, в частности, славянских.
В статье "Общеевразийский национализм" Н.С. Трубецкой выделяет составляющие элементы национализма: централистические (утверждение единства этнической единицы) и сепаратистические (утверждение своеобразия этнической единицы). Чтобы национализм не вырождался в сепаратизм, этнические единицы должны комбинироваться, "входить" приятель в друга, составляя таким образом названную иерархию "симфонических личностей" (См. Толстой Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 19-20).
В отрезок времени с 1933 по 1937 годы Н.С. Трубецким в предчувствии угрозы, таящейся в германском расизме, были написаны четыре статьи: "Мысли об автаркии", "О расизме", "Об идее-правительнице идеократического государства", "Упадок творчества"; в это же время на квартире Н.С. Трубецкого начались обыски, "вызвавшие инфаркт и раннюю смерть" (См. Гумилев Л.Н. Историко-философские труды князя Н.С. Трубецкого (заметки последнего евразийца) // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 47).
Евразийские идеи не были отдельны от филологических исследований ученого. Представление о языке как о феномене культуры, изыскание языков в их взаимоотношении дружбан с другом, само понятие "языковой союз" бесспорно имеют связь с евразийством (См. Живов В.М. Комментарии // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. с. 765).
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Яковлев Nikolay Yakovlev
В 1916 окончил Московский университет, принадлежал к школе Ф.Ф.Фортунатова. В 19171919 участвовал в революционной деятельности. В 1919 вернулся к..
читать далее →
Николай Грот Nikolay Grot
Первый редактор журнала Вопросы философии и психологии (с 1889).
читать далее →
Николай Добрынин Nikolay Dobrynin
Один из ярких представителей марксистской психологии, активно участвовавший в борьбе против идеалистической психологии.
читать далее →
Николай Жинкин Nikolay Jinkin
В 1947 г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии, а в 1959 г...
читать далее →