Известные люди
»Николай Черепнин
Рождение: Россия, 14.5.1873
Благодаря семейным связям (через свою жену М.А.Бенуа, дочь академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в кружок, группировавшийся вокруг А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, будущий Мир искусства, став в нем экспертом по музыкальной части.
ЧЕРЕПНИН, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (18731945), российский композитор и дирижер. Родился в Петербурге 3 (15) мая 1873 в старинной дворянской семье. Окончил в 1895 юридический факультет Петербургского университета, в 1898 Петербургскую консерваторию по классам композиции Н.А.Римского-Корсакова и фортепиано К.К.Фан-Арка (1839 или 18421902). С 1899 заведовал оркестровым классом Придворной певческой капеллы. В 19051918 преподавал в Петербургской консерватории, где создал основополагающий в России класс дирижирования (посреди его учеников С.С.Прокофьев). В те же годы стал членом Беляевского кружка и постоянным дирижером основанных М.П.Беляевым (18361903/1904) Русских симфонических концертов (РСК). Дирижерская карьера Черепнина складывалась крайне успешно: помимо РСК, он выступал в концертах Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), в концертных циклах А.И.Зилоти (18631945) и С.Н.Василенко (18721956) (Исторические концерты в Москве) и др.; в 19061909 был дирижером в Мариинском театре.
Благодаря семейным связям (сквозь свою жену М.А.Бенуа, дочка академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в круг, группировавшийся около А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, предстоящий Мир искусства, став в нем экспертом по музыкальной части. В 19031907 работал с Бенуа и М.М.Фокиным над постановкой балета на собственную музыку Павильон Армиды (Мариинский театр, 1907). В 19091914 был ведущим дирижером дягилевских Русских сезонов в Париже, в частности под его управлением прошел основополагающий, триумфальный период. Для дягилевской антрепризы написаны два балета Черепнина Нарцисс и Эхо (1911) и Маска Красной смерти (1915, не был поставлен, попозже переработан в симфоническое произведение Судьба). После 1914 дирижировал отдельными спектаклями антрепризы в Европе.
После 1917 был вынужден оставить Петербург; в 19181921 работал в Тифлисе директором консерватории и дирижером оперного театра. В 1921 эмигрировал во Францию. Концертировал в разных странах в качестве дирижера, в том числе с исполнением собственных произведений; писал и аранжировал балетную музыку для разных антреприз (посреди них для труппы Анны Павловой). Был одним из основателей и педагогов Русской консерватории в Париже (в 19251929 и 19381945 директор). С 1937 возглавлял попечительский совет издательства М.П.Беляев в Лейпциге и в этом качестве способствовал распространению за рубежом русской классической музыки и изданию новых произведений композиторов-эмигрантов. Умер Черепнин под Парижем 26 июня 1945.
По своему музыкальному происхождению Черепнин принадлежит к поздней формации петербургской школы (единственный из самых любимых учеников Римского-Корсакова; близкий дружбан А.К.Лядова); в его творчестве раньше времени проявилось импрессионистское начало, выраженное ослепительно и оригинально, в таких, к примеру, сочинениях, как балеты Павильон Армиды и Нарцисс и Эхо, имевших весьма здоровый фарт в Париже, как симфонические поэмы по мотивам русских сказок Зачарованное царство (1912) и шесть музыкальных иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), романсы на вирши К.Д.Бальмонта и некоторые фортепианные циклы, в особенности музыка к Азбуке в картинках Бенуа и др. Черепнин дореволюционного периода наиболее чистый агент импрессионизма на русской почве. Кроме того, он единственный из самых виртуозных мастеров оркестрового письма, что сказалось как в его собственных партитурах, так и в инструментовках произведений разных композиторов, сделанных им для балетных спектаклей, а ещё в его редакции неоконченной оперы Мусоргского Сорочинская ярмарка (Монте-Карло, 1922).
В позднем творчестве Черепнина выделяются две оперы на русские сюжеты: Сват по А.Н.Островскому (1929) и Ванька-ключник по Ф.К.Сологубу (1932) тонкие и остроумные стилизации народного лубочного, балаганного театра. Черепнин зарекомендовал себя как автор духовной музыки, индивидуально, в петербургском стиле преломляющий новые тенденции в этой области (в особенности выделяются Вторая литургия, 1907 и Утреня из Всенощного бдения, 1918). За рубежом эта граница была продолжена рядом обработок древних распевов для мужского хора без сопровождения (для парижского Сергиевского подворья) и духовной ораторией Хождение Богородицы по мукам для солистов, хора и оркестра по мотивам древнеславянского апокрифа (1937), одним из самых высоких образцов данного жанра на русской почве.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Шипилов Александрович Nikolai Shipilov Alexandrovich
Лауреат конкурса "Песня-98" за песню "После бала", исполненную Дм.Маликовым, и Малой российской лит. премии (1997) за поэму "Прощайте,..
читать далее →
Николай Еременко мл. Nikolai Yeryomenko Ml.
В 1971 окончил ВГИК (актерская мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).Лучший артист 1981 года за образ в фильме Пираты ХХ века по опросу журнала..
читать далее →
Николай Парфенов Nikolay Parfyonov
Николай Парфенов - советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР. Родился 26 августа 1912 года.С 1935 по 1989 год Николай..
читать далее →
Николай Рябков
Родился 3 февраля 1946 года. Окончил Свердловский сценический институт (1969). Сыграл больше 70 ролей в театре и больше 10 в кино. Был актером..
читать далее →