Известные люди
»Николай Чернышевский
Рождение: Россия» Саратовская область» Саратов, 12.7.1828
Н.Г.Чернышевский в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года (18421845) учился в духовной семинарии. Однако для молодого человека, как и для многих других его ровесников, семинарское образование не стало дорогой к Богу и церкви. Скорее наоборот, как и многие тогдашние семинаристы, Чернышевский не захотел принимать внушавшуюся ему учителями доктрину и отказался не только от религии, но и от признания существовавших в России порядков в целом.
С 1846 по 1850-е годы Чернышевский учился на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Уже в тот самый отрезок времени видно, как складывался тот круг интересов, тот, что в дальнейшем определит основные темы его творчества. Молодой джентльмен изучал русскую литературу, о которой в дальнейшем так зачастую писал. Кроме того, Чернышевский штудировал знаменитых французских историков Ф.Гизо и Ж.Мишле ученых, совершивших переворот в науке XIX столетия. Они одними из первых взглянули на исторический ход не как на итог деятельности только великих людей королей, политиков, военных. Французская историческая учебное заведение середины XIX века поставила в центре своих исследований народные массы воззрение, без сомнения, уже в то время близкий Чернышевскому и многим его единомышленникам. Не менее существенной для формирования молодого мыслителя оказалась и философия обстановка ещё для той эпохи типичная. Изучение кумиров того времени немецких философов Георга Гегеля и Людвига Фейербаха для Чернышевского оказалось не без затей данью моде. Подобно многим другим своим революционно настроенным современникам, он усвоил в учении Гегеля раньше всего представление о непрерывном развитии и обновлении всего мира и, конечно, сделал отседова совершенно практические выводы. Если мир стабильно обновляется, отбрасывая устаревшие формы и установления, значит, революция может послужить такому обновлению и привести мировое сообщество к счастью. Близок сердцу бывшего семинариста оказался Фейербах и философы-позитивисты, считавшие основным двигателем всех человеческих поступков в прошлом всего пользу, а не какие-либо отвлеченные идеи и отрицавшие божественное происхождение религиозных представлений. Особенно здорово на Чернышевского повлияли французские философы-социалисты Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье. Ему показались безусловно реальными их мечты об обществе, в котором исчезнет неравенство, не будет частной имущества, и все будут ликующе сообща вкалывать на благо человечества.
Следующие четыре года (18511853), Чернышевский еще раз провел в родном Саратове, работая тут учителем словесности в гимназии. Судя по всему, он уже в это время больше мечтал о грядущей революции, чем занимался обучением своих учеников. Во всяком случае, юный преподаватель очевидно не скрывал от гимназистов своих бунтарских настроений.
1853 оказался для Чернышевского переломным. Он женился на Ольге Сократовне Васильевой, женщине, позже вызывавшей у друзей и знакомых ее мужа самые противоречивые чувства. Одни считали ее необыкновенной личностью, достойной подругой и вдохновительницей писателя. Другие грубо осуждали за легкомыслие и пренебрежение к интересам и творчеству мужа. Как бы то ни было, сам Чернышевский не только весьма любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным полигоном для испытания новых идей. По его мнению, новую, свободную существование необходимо было приближать и готовить. Прежде всего, конечно же, следовало пытаться к революции, но приветствовалось кроме того и отбояривание от любых форм рабства и угнетения в том числе и семейного. Именно потому беллетрист проповедовал абсолютное равенство супругов в браке мысль для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства дать максимальную свободу. Именно так и поступил Николай Гаврилович в своей семейной жизни, разрешая своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может подвергать рассмотрению супругу, как свою достояние. Позже свой навык писателя несомненно отразился в любовной линии романа Что совершать.
1853 принес Чернышевскому ещё одну важнейшую перемену. Он переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского скоро стало знаменем журнала Современник, где он начал трудиться по приглашению Н.А.Некрасова. В первые годы своей работы, Чернышевский сконцентрировался в основном на литературных проблемах политическая обстановка в России в середине пятидесятых годов не давала возможности для высказывания революционных идей. В 1855 Чернышевский защитил диссертацию Эстетические отношения искусства к реальности, где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах чистого искусства, сформулировав свой тезис прекрасное есть жизнь. Искусство, по его мнению, не должно упиваться само собой словно то прекрасные фразы или тонко нанесенные на холст краски. Описание горькой жизни бедного крестьянина может быть куда прекраснее чудесных любовных стихов, так как оно принесет пользу людям.
Эти же мысли Чернышевский развил в опубликованных в Современнике в 1855 Очерках гоголевского периода русской литературы. Здесь он проанализировал наиболее выдающиеся литературные произведения предыдущих десятилетий, взглянув на них с точки зрения своих представлений об отношении искусства к реальности.
Между тем, ситуация в стране в конце 50-х годов принципиально изменилась. Новый самодержец, Александр II, вступив на престол, ясно понимал, что Россия нуждалась в реформах и с первых лет своего правления начал подготовку отмены крепостного права. С 1858 тот самый прежде запретный вопросительный мотив было разрешено обсуждать в печати. Кроме того, несмотря на сохранение цензуры, политическая ситуация в стране, жившей в ожидании перемен, стала намного свободнее.
Редакция Современника, лидерами которой, разумеется, были Чернышевский, Добролюбов и Некрасов, конечно же, не могла остаться в стороне от происходивших в стране процессов. Чернышевский в конце 50-х начале 60-х годов крайне навалом печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно заявить свои взгляды. Он рецензировал несчетные литературные произведения, продолжая оценивать их с точки зрения жизненности и полезности для общества.
Не меньший заинтересованность вызывали у него и политические события того времени. Как только было дано дозволение обсуждать готовившуюся крестьянскую реформу, она, вестимо, стала одной из главных тем для Современника.
Идеи самого Чернышевского открыто выказать на страницах печатного издания было сложно. Поддерживая в тот миг руководство, готовившее крестьянскую реформу, он в то же время считал, что само отбояривание крестьян это только начало куда больше существенных перемен. Прежде всего, в различие от либеральных мыслителей, революционер Чернышевский исходил из того, что крестьяне должны обрести свободу и наделы без всякого выкупа, так как верх помещиков над ними и их владение землей не справедливы. Мало того, крестьянская перестройка должна сделаться первым шагом по пути к совершению революции, вслед за тем которой частная имущество вообще исчезнет и люди, оценив прелесть совместного труда, будут существовать, объединившись в свободные ассоциации, основанные на всеобщем равенстве.
Чернышевский, как и другие его современинки, не сомневался, что крестьяне в конце концов разделят их социалистические идеи. Доказательством этого они считали приверженность крестьян миру, общине, решавшей все основные вопросы деревенской жизни, и формально считавшейся владелицей всей крестьянской земли. Общинники, по мнению революционеров, должны были сходить за ними к новой жизни, несмотря на то, что для достижения идеала, конечно же, нужно было произвести вооруженный переворот.
Открыто обсуждать подобные вещи на страницах Современника, более того в либеральной обстановке конца 50-х гг. было нереально, вследствие этого Чернышевский использовал море хитроумных способов для того, чтобы одурачить цензуру. Практически любую тему, за которую он принимался, будь то литературная рецензия или разбор исторического исследования о Великой Французской революции, или же статья о положении рабов в США, он умудрялся очевидно или скрыто связать со своими революционными идеями. Благодаря этой смелой игре с властями, журнал Современник в целом и Чернышевский в частности стали кумирами революционно настроенной молодежи, не желавшей стопориться на достигнутом в результате реформ.
То, что произошло дальше, быть может, одна из самых тяжелых страниц в истории нашей страны, подтверждение трагического непонимания между властью и немалый частью образованного общества.
С одной стороны, страна, освободив в 1861 крестьян, начало готовить новые перестройки. В то же время революционеры, во многом вдохновляемые Чернышевским, ждали крестьянского восстания, которое к их удивлению не произошло. Отсюда молодыми нетерпеливым людьми был сделан отчетливый вывод. Если население не понимает необходимости совершения революции, ему нужно это растолковать, призвать крестьян к активным действиям супротив правительства. Начало 60-х годов время возникновения многочисленных революционных кружков, стремившихся к энергичным действиям на благо народа. В результате в Петербурге начали распространяться прокламации, подчас довольно кровожадные, призывавшие к восстанию и свержению существующего строя.
Обстановка стала довольно напряженной. И революционеры, и руководство считали, что в каждый миг мог приключиться взрыв. В результате, когда душным летом 1862 в Петербурге начались пожары, по городу немедля поползли слухи, что это занятие рук нигилистов. Сторонники жестких действий безотложно же отреагировали издание Современника, резонно считавшегося распространителем революционных идей, было приостановлено.
Вскоре затем этого власти перехватили послание А.И.Герцена, уже пятнацать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии Современника, он написал сотруднику журнала, Н.А.Серно-Соловьевичу, предлагая продолжить издание за рубежом. Письмо было использовано, как предлог, и 7 июля 1862 Чернышевский и Серно-Соловьевич были арестованы и помещены в Петропавловскую крепость. Однако никаких других улик, которые подтверждали бы тесные связи редакции Современника с политическими эмигрантами, найдено не было. В результате Чернышевскому было предъявлено обвинение в написании и распространении прокламации Барским крестьянам от их доброжелателей поклон. Ученые до сегодняшнего дня не пришли к единому выводу о том, был ли Чернышевский истинно автором этого революционного воззвания. Ясно одно таких доказательств не было и у властей, оттого им пришлось осудить обвиняемого на основании ложных показаний и сфальсифицированных документов.
В мае 1864 Чернышевский был признан виновным и осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни. 19 мая 1864 над ним был публично совершен обряд гражданской казни писателя вывели на площадь, повесив на грудь доску с надписью государственный преступник, сломали над его головой шпагу и вынудили простоять немного часов, прикованным цепями к столбу.
А в то время как шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу роман Что совершать. Литературные достоинства этой книги не уж очень высоки, но, скорее всего, Чернышевский и не предполагал, что ее будут оценивать, как на самом деле художественное произведение. Для него было важнее выложить свои идеи вестимо, для политического заключенного, находящегося под следствием, их было проще облечь в форму романа, а не публицистического произведения.
В центре сюжета история младой девушки, Верочки, Веры Павловны, уходящей из семьи, чтобы отбояриться от гнета своей деспотической матери. Единственным способом для совершения такого шага в то время могло быть супружество, и Вера Павловна заключает фиктивный брак со своим учителем Лопуховым. Постепенно между молодыми людьми возникает настоящее ощущение, и брак из фиктивного становится настоящим, при всем при том, существование в семье организована таким образом, чтобы оба супруга чувствовали себя свободными. Ни единственный из них не может зайти в комнату другого без его разрешения, произвольный уважает человеческие права своего партнера. Именно оттого, когда Вера Павловна влюбляется в Кирсанова, друга своего мужа, то Лопухов, не рассматривающий жену, как свою достояние, инсценирует собственное самоубийство, предоставляя ей таким образом свободу. Позже Лопухов, уже под другим именем, поселится в одном доме с Кирсановыми. Его не будет терзать ни ревность, ни уязвленное самолюбие, так как свободу человеческой личности он ценит больше всего.
Однако любовной интригой роман Что действовать не исчерпывается. Чернышевский предлагает и свой вариант, хотя бы частичный, решения экономических проблем. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, организованную на началах ассоциации, или, как мы бы ныне сказали, кооператива. По мнению автора, это было не менее важным шагом к перестройке всех человеческих и общественных отношений, чем отбояривание от родительского или супружеского угнетения. То, к чему мировое сообщество должно придти в конце этой дороги, является Вере Павловне в четырех символических снах. Так, в четвертом сне она видит счастливое перспектива людей, устроенное так, как об этом мечтал Шарль Фурье, в этом месте все живут сообща в одном большом прекрасном здании, вкупе работают, совместно отдыхают, уважают интересы каждого отдельного человека, и вместе с тем трудятся на благо общества.
Приблизить тот самый социалистический рай, без сомнения, должна была революция. Об этом отбывающий наказание Петропавловской крепости конечно же, не мог черкнуть открыто, и все-таки разбросал намеки по всему тексту своей книги. Лопухов и Кирсанов очевидно связаны с революционным движением или, во всяком случае, сочувствуют ему. В романе появляется джентльмен, хотя и не названный революционером, но выделенный, как особый. Это Рахметов, ведущий аскетический образ жизни, вечно тренирующий свою силу, более того попытавшийся дремать на гвоздях, чтобы испытать свою выдержку, явно, на эпизод ареста, читающий только капитальные книги, чтобы не отвлекаться по пустякам от главного дела своей жизни. Романтический образ Рахметова ныне может показаться смешным, и все-таки многие люди 6070-х годов XIX века от всей души восхищались им и воспринимали этого сверхчеловека немного ли не как идеал личности.
Революция, как надеялся Чернышевский, должна была проистечь уже окончательно быстро. На страницах романа время от времени возникает леди в черном, скорбящая о своем супруге. В конце романа, в главе Перемена декораций она появляется уже не в черном, а в розовом, в сопровождении некоего господина. Очевидно, работая над своей книгой в камере Петропавловской крепости, беллетрист не мог не мыслить о своей жене, и надеялся на близкое скорое отбояривание, замечательно понимая, что это может приключиться только в результате революции.
Роман Что действовать был опубликован в 1863 (несмотря на то, что его автор все ещё находился в крепости) и безотложно же стал примером для многочисленных подражаний. Речь идет не о подражаниях литературных. Новые, свободные отношения героев романа произвели огромное ощущение на читателей Что работать. Женский вопросительный мотив становился в тот миг одним из важнейших для общественной мысли России. Девушек, желавших следовать примеру Верочки, было больше, чем довольно, и нелегко подсчитать, какое число молодых людей, вдохновившись романом Что работать, решили сделаться революционерами. Молодое поколение, воспитанное на романе, написанном в крепости, оказалось враждебным царской власти, и все несчетные реорганизации, проведенные правительством, не смогли примирить их с российской действительностью. Драма, назревавшая с начала 60-х годов, привела к убийству Александра II 1 марта 1881.
Сам Чернышевский уже на практике не участвовал в бурном общественном движении последующих десятилетий. Он был отправлен на каторгу, после этого в ссылку. В Сибири он пытался продолжать литературную дело. В 70-е годы он написал роман Пролог, посвященный жизни революционеров в конце пятидесятых годов, прямо перед началом реформ. Здесь под вымышленными именами были выведены реальные люди той эпохи, в том числе и сам Чернышевский. Пролог был опубликован в 1877 в Лондоне, и все-таки по силе воздействия на российскую читающую публику он, конечно же, шибко уступал Что совершать. По-настоящему участвовать в общественной жизни России, находясь в ссылке в Вилюйске для Чернышевского было нереально. Что работать продолжали впитывать текст, имя автора упоминалось на каждой студенческой встрече, но сам литератор оказался оторван от своих единомышленников.
Только в 1883 Чернышевский получил позволение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 его перевели в Саратов, и, вскоре после этого переезда, он скончался от кровоизлияния в интеллект.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Гамалея Nikolay Gamaleya
Выдающийся русский ученый-микробиолог и эпидемиолог, почетный член Академии наук СССР, действительный член Академии Медицинских наук СССР.
читать далее →
Николай Северцов Nikolay Severtzov
Северцов с большим талантом и широтой взгляда обработал очень большой, лично им добытый материал и сделал на основании этих наблюдений весьма общие..
читать далее →
Николай Басов Nikolay Basov
Николай Басов - известный советский физик, родился 14 декабря 1922 года.Николай Басов является лауреатом Нобелевской премии по физике 1964 года...
читать далее →
Николай Семёнов Nikolay Semenov
Советский физик и физико-химик, академик АН СССР.
читать далее →