Известные люди

»

Николай Шкодин

Николай Шкодин Nikolay Shkodin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия
Заслуженный военный лётчик СССР. За его плечами - большая и непростая жизнь, которая вместила в себя много событий и в том числе - Великую Отечественную войну ( в ней он одержал 3 победы ).Совершил около 170 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, сбил 7 вражеских самолётов ( из них 5 - официально ).

Советский лётчик - истребитель. Генерал - Майор авиации в запасе. Заслуженный боевой лётчик СССР. За его плечами - большая и непростая бытие, которая вместила в себя невпроворот событий и в том числе - Великую Отечественную войну ( в ней он одержал 3 победы ). Но особое местоположение в его судьбе занимает участие в войне с Кореей. Там Майор Н. И. Шкодин служил в 147-м Гвардейском истребительном авиационном полку, некоторое время командовал им. Совершил возле 170 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, сшиб 7 вражеских самолётов ( из них 5 - официально ).

* * *

- Прибыл свой полк в Корею в Апреле 1951 года. Провоевали до Июля 1953 года. Совершил я за это время возле 170 боевых вылетов и лично сшиб 5 самолётов противника: 4 "Сейбра" и 1 "Тандэрджет". Советские лётчики принимали участие в этой войне с конца 1950 года. В тот отрезок времени американцы особенно с нами в драку не ввязывались, но они о нашем присутствии, конечно знали, имели в своем распоряжении информацию о многих наших лётчиках.

Но к весне 1951 года жестокие схватки в воздухе стали уже не редкостью. К этому времени на корейский фронт прибыла дивизия под командованием Трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба. Его пацаны великолепно проявили себя в боях и сшибли с противника спесь. В Корее сам Кожедуб не летал, ему Москава жестко - настрого это запретила, хотя он немного раз и обращался за разрешением. Другие комдивы летали.

Война есть война: били мы, били нас. За те полтора года, в то время как полк был в Корее, нас дважды пополняли лётным составом. Четверо наших ребят погибли, немного получили ранения, были и такие, которых подвело самочувствие. Нагрузки - то были огромные. Мы выезжали на аэропорт ещё до рассвета, возвращались затемно. Если погода лётная, то без малого всё время проводили в кабине самолёта - или в воздухе, или сидишь в ней, ждёшь команды на вылет. Американцы могли явиться в каждый миг. Со временем они приноровились бомбить и днём, и ночью, так что мы всю дорогу были в напряжении. Обычно по 2 - 3 вылета в сутки, но бывало такое, что и 4, и 5 раз поднимаешься в воздух. По "земным" меркам полёт длился непродолжительно - в среднем минут 30 - 40, но это оттого что боевая обстановка: если ты не собьёшь американца, то значит - он тебя. На аэровокзал возвращаешься - курточка мокрая от пота. Всё потому что на нервах. А я к тому же азартный был: если в бою уцепился - то всё, не отпущу. Я всю войну пролетал на самолёте с бортовым номером "40".

Уже под финал войны американцы применили "Сейбры" с радиолокаторами ( прежде они использовали F-86 с радиолокационными прицелами ). В одном из боев мы повстречались с ними, и я одну машину сшиб. Упала она в расположении корейских войск на рисовом поле. Точнее проговорить, не упала, а села на пузо. Сразу к ней бросилось трое корейцев, намереваясь пленить лётчика. Однако американцы организовали прикрытие с воздуха и расстреляли эту группу. Тут же прилетел вертолёт и забрал лётчика. С воздуха американцы обстреляли свой сбитый самолёт. Но корейцам всё - таки удалось замаскировать его, забросав грязью, соломой рисовой... По приказу из Москвы мы снарядили экспедицию за трофеем, которая, и все-таки, возвратилась с пустыми руками: несмотря на тщательную маскировку, американцам удалось - таки разбомбить конфиденциальный самолёт.

Мы воевали первоначально на МиГ-15 с РД-45, а следом на МиГ-15бис с ВК-1. Последний был в особенности хорош. У нас перед американцами было превосходство в вертикальном маневре, имели мы и лучшую скороподъемность. Да и вооружение у нас было помощнее - три пушки. Если уж "зацепил", то "зацепил"... Но у американцев были лучшие прицелы - радиолокационные: если попал к "Сейбру" в перекрестие - всё. "Сейбр" был сильнее на горизонтали и максимальная прыть его была капельку побольше, чем у нашего МиГ-15 - на пикировании он делал переворот и уходил ( у нашего самолёта, помимо того, раньше начиналась "валёжка".

МиГ-17 в Корее не были, хотя мы немного раз обращались в Москву с просьбой об их присылке. Нам всё время отвечали: "Вопрос изучается". Так и изучался, покуда битва не кончилась. Американцы же всё время бросали в махач новые модефикации "Сейбров", супротив которых более того на МиГ-15бис становилось сражаться всё труднее. А был бы у нас МиГ-17Ф ( не первая модель МиГ-17, которая была более того хуже МиГ-15бис ), мы бы добились больших успехов.

Американцы, я вам скажу, были серьёзным противником. Хорошо обученные, дерзкие. При подготовке лётчиков у нас норма налёта 80 - 90 часов, у них - 230 ! И при этом они и стрельбы проводили, и учебные бои. У нас это было поставлено слабее.

Особенно ощутимые потери мы несли на первых порах, потому как боевого опыта у большинства не было. Командир нашего полка Майор Юрков из - за этого шибко переживал. А тут ещё после этого одного из боёв кто - то из лётчиков, в сердцах, его упрекнул за потери. Знаете, как это порою случается. Не со зла было сказано, но, видно, в душу командира запало. А Юрков был человеком совестливым. Таким всюду нелегко, а на войне в особенности. Проходит немного дней, и один раз утром будит меня замполит: "Бпища, Николай, - начальник с ума сошёл !". Приходим к домику, в котором Юрков жил, а он закрылся изнутри и никого не пускает. Кричит: "Семёновцы ! Семёновцы ! Занимай оборону !"

Увезли командира в лазарет, комдив говорит: "Ты, Шкодин, что ни на есть бывалый комэск - принимай полк !". Серьёзная пост. Ведь десятки машин надобно известия в махач. Тут существенно тактикой недурственно обладать, голову не утрачивать. Вы, по-видимому, слышали байки, что, мол, лётчики трезвыми в махач не летали. Это всё враньё. В своё время я это проверил - зрение броско ухудшается, реакция снижается. А в бою, без всякого преувеличения, порою всё решают секунды. Где уж тут пьянствовать.

Возвращаешься с задания - комдив и руководитель политотдела встречают: "Как ? Что ?". Мне везло - обходились без потерь. Полгода полком командовал. А как - то просыпаюсь утром: "Что такое ?" - не могу стать с постели. Ноги отказали. Врачи затем объяснили, что это на нервной почве. Испугался - думал вообще с лётной работы спишут. Но ничего: полежал немного недель в госпитале - отпустило.

Свой первостепеннный америкосский самолёт я сшиб уже во втором бою. Вэтого на моём счету их 7, хотя официально засчитали только 5. Учитывали только те самолёты, истребление которых подтверждалось не только фотоконтролем, но и наземными наблюдателями... Ненавидел я тогда американцев люто ! Как немцев в Великую Отечественную ( биться я начинал под Москвой, дошёл до Берлина, у меня на счету 3 сбитых немецких самолёта ). Немало они наших ребят подбили. Погибших старших офицеров увозили хоронить в Уссурийск, до Капитана включительно - уже в Порт - Артур. Обидно, что об этих парнях долгие годы нигде не было сказано ни слова.

Так сложились обстоятельства, что семейство моего погибшего однополчанина Старшего лейтенанта Пронина осталась без квартиры ( Ивана в Мае 1953 года подбили, я видел, как падал его самолёт ). Его подруга жизни куда только ни обращалась за помощью - повсюду отказывали. Дошла до приёмной Булганина ( он тогда был министром обороны ). Начальник приёмной её выслушал и сурово так говорит: "Женщина ! То, что ваш супруг воевал в Корее, слышал только я и вот эти стены. Не вздумайте ещё кому - то об этом сказывать !". И отказал. Ей позже Фурцева помогла - она в те годы была председателем Моссовета. Пошла ей навстречу...

Вот американцы, те и о живых, и о погибших своих помнят. Года три обратно приезжали ко мне из самой Америки. У них там есть комиссия, которая занимается поиском пропавших без новости военнослужащих. Спрашивают: "Вот вы сбивали американские самолёты, а где хоронили погибших лётчиков, куда отправляли пленных ?". Откуда же мне располагать информацией ? Моё занятие было побороть, а как там было дальше - в это я не вникал. Мне этой комиссии подсобить было нечем. Где они раньше были ?

Когда я 7-й америкосский самолёт сшиб, он упал на территории КНР и наши техники, как просто, поехали его обследовать. Китайцы туловище лётчика уже забрали, а в кабине осталось его фото: он с какой - то девушкой на берегу моря. Пальмы, песок. Ребята эту фотографию мне привезли: "Возьми на память - твой !". Снимок многоцветный, пригожий. У нас тогда таких не было. Я его длительно хранил. А вслед за тем - уже в 1970-х годах - в очередной раз переезжал из гарнизона в гарнизон, паковал вещи, и он попался мне на глаза. Я его повертел, повертел в руках, думаю: "Лучше прибрать от греха подальше", и порвал. Кто же тогда знал, что будет эта саммит с американцами ? Я им, конечно, ничего про эту фотографию сказывать не стал. Теперь уже оттого что всё одинаково ничего не поправишь. Зачем людей бесполезно расстраивать ?..

Да что в настоящее время толковать... Чего для, вообще, столь времени замалчивали нашу боевую работу в Корее, да и в других местах также ? Люди воевали в мирное время, всякий день рисковали жизнью, теряли товарищей, погибали - а о них, их делах и геройских поступках - тишь. В то же время у американцев к своим "корейцам" окончательно иное касательство. Их память чтут свято. Не пора ли и нам выводить все эти "белые пятна" на свет и воздать людям должное, сберечь их дела и боевые подвиги в памяти народной.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Шульженко Nikolay Shulzhenko

Гвардии капитан Н. Н. Шульженко совершил 280 боевых вылетов. Проведя около 70 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника. Награждён орденами..
читать далее

Николай Шутт Nikolay Shutt

Старший лейтенант Н. К. Шутт совершил 315 боевых вылетов, провёл 86 воздушных боёв, лично сбил 14 и в паре 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года..
читать далее

Николай Щербина Nikolay Scherbina

Гвардии Капитан Н. Г. Щербина совершил 424 боевых вылета ( из них - 120 ночью ), в 51 воздушном бою сбил 11 самолётов противника, штурмовыми ударами..
читать далее

Николай Абрамашвили Nikolay Abramashvili

Родился 0 года в Грузии. Лётчик - истребитель. Друг Василия Сталина, вместе учились в Качинском военном авиационном училище.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий