Известные люди
»Николай Шкодин
Рождение: Россия
Заслуженный военный лётчик СССР. За его плечами - большая и непростая жизнь, которая вместила в себя много событий и в том числе - Великую Отечественную войну ( в ней он одержал 3 победы ).Совершил около 170 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, сбил 7 вражеских самолётов ( из них 5 - официально ).
Советский лётчик - истребитель. Генерал - Майор авиации в запасе. Заслуженный боевой лётчик СССР. За его плечами - большая и непростая бытие, которая вместила в себя невпроворот событий и в том числе - Великую Отечественную войну ( в ней он одержал 3 победы ). Но особое местоположение в его судьбе занимает участие в войне с Кореей. Там Майор Н. И. Шкодин служил в 147-м Гвардейском истребительном авиационном полку, некоторое время командовал им. Совершил возле 170 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, сшиб 7 вражеских самолётов ( из них 5 - официально ).
* * *
- Прибыл свой полк в Корею в Апреле 1951 года. Провоевали до Июля 1953 года. Совершил я за это время возле 170 боевых вылетов и лично сшиб 5 самолётов противника: 4 "Сейбра" и 1 "Тандэрджет". Советские лётчики принимали участие в этой войне с конца 1950 года. В тот отрезок времени американцы особенно с нами в драку не ввязывались, но они о нашем присутствии, конечно знали, имели в своем распоряжении информацию о многих наших лётчиках.
Но к весне 1951 года жестокие схватки в воздухе стали уже не редкостью. К этому времени на корейский фронт прибыла дивизия под командованием Трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба. Его пацаны великолепно проявили себя в боях и сшибли с противника спесь. В Корее сам Кожедуб не летал, ему Москава жестко - настрого это запретила, хотя он немного раз и обращался за разрешением. Другие комдивы летали.
Война есть война: били мы, били нас. За те полтора года, в то время как полк был в Корее, нас дважды пополняли лётным составом. Четверо наших ребят погибли, немного получили ранения, были и такие, которых подвело самочувствие. Нагрузки - то были огромные. Мы выезжали на аэропорт ещё до рассвета, возвращались затемно. Если погода лётная, то без малого всё время проводили в кабине самолёта - или в воздухе, или сидишь в ней, ждёшь команды на вылет. Американцы могли явиться в каждый миг. Со временем они приноровились бомбить и днём, и ночью, так что мы всю дорогу были в напряжении. Обычно по 2 - 3 вылета в сутки, но бывало такое, что и 4, и 5 раз поднимаешься в воздух. По "земным" меркам полёт длился непродолжительно - в среднем минут 30 - 40, но это оттого что боевая обстановка: если ты не собьёшь американца, то значит - он тебя. На аэровокзал возвращаешься - курточка мокрая от пота. Всё потому что на нервах. А я к тому же азартный был: если в бою уцепился - то всё, не отпущу. Я всю войну пролетал на самолёте с бортовым номером "40".
Уже под финал войны американцы применили "Сейбры" с радиолокаторами ( прежде они использовали F-86 с радиолокационными прицелами ). В одном из боев мы повстречались с ними, и я одну машину сшиб. Упала она в расположении корейских войск на рисовом поле. Точнее проговорить, не упала, а села на пузо. Сразу к ней бросилось трое корейцев, намереваясь пленить лётчика. Однако американцы организовали прикрытие с воздуха и расстреляли эту группу. Тут же прилетел вертолёт и забрал лётчика. С воздуха американцы обстреляли свой сбитый самолёт. Но корейцам всё - таки удалось замаскировать его, забросав грязью, соломой рисовой... По приказу из Москвы мы снарядили экспедицию за трофеем, которая, и все-таки, возвратилась с пустыми руками: несмотря на тщательную маскировку, американцам удалось - таки разбомбить конфиденциальный самолёт.
Мы воевали первоначально на МиГ-15 с РД-45, а следом на МиГ-15бис с ВК-1. Последний был в особенности хорош. У нас перед американцами было превосходство в вертикальном маневре, имели мы и лучшую скороподъемность. Да и вооружение у нас было помощнее - три пушки. Если уж "зацепил", то "зацепил"... Но у американцев были лучшие прицелы - радиолокационные: если попал к "Сейбру" в перекрестие - всё. "Сейбр" был сильнее на горизонтали и максимальная прыть его была капельку побольше, чем у нашего МиГ-15 - на пикировании он делал переворот и уходил ( у нашего самолёта, помимо того, раньше начиналась "валёжка".
МиГ-17 в Корее не были, хотя мы немного раз обращались в Москву с просьбой об их присылке. Нам всё время отвечали: "Вопрос изучается". Так и изучался, покуда битва не кончилась. Американцы же всё время бросали в махач новые модефикации "Сейбров", супротив которых более того на МиГ-15бис становилось сражаться всё труднее. А был бы у нас МиГ-17Ф ( не первая модель МиГ-17, которая была более того хуже МиГ-15бис ), мы бы добились больших успехов.
Американцы, я вам скажу, были серьёзным противником. Хорошо обученные, дерзкие. При подготовке лётчиков у нас норма налёта 80 - 90 часов, у них - 230 ! И при этом они и стрельбы проводили, и учебные бои. У нас это было поставлено слабее.
Особенно ощутимые потери мы несли на первых порах, потому как боевого опыта у большинства не было. Командир нашего полка Майор Юрков из - за этого шибко переживал. А тут ещё после этого одного из боёв кто - то из лётчиков, в сердцах, его упрекнул за потери. Знаете, как это порою случается. Не со зла было сказано, но, видно, в душу командира запало. А Юрков был человеком совестливым. Таким всюду нелегко, а на войне в особенности. Проходит немного дней, и один раз утром будит меня замполит: "Бпища, Николай, - начальник с ума сошёл !". Приходим к домику, в котором Юрков жил, а он закрылся изнутри и никого не пускает. Кричит: "Семёновцы ! Семёновцы ! Занимай оборону !"
Увезли командира в лазарет, комдив говорит: "Ты, Шкодин, что ни на есть бывалый комэск - принимай полк !". Серьёзная пост. Ведь десятки машин надобно известия в махач. Тут существенно тактикой недурственно обладать, голову не утрачивать. Вы, по-видимому, слышали байки, что, мол, лётчики трезвыми в махач не летали. Это всё враньё. В своё время я это проверил - зрение броско ухудшается, реакция снижается. А в бою, без всякого преувеличения, порою всё решают секунды. Где уж тут пьянствовать.
Возвращаешься с задания - комдив и руководитель политотдела встречают: "Как ? Что ?". Мне везло - обходились без потерь. Полгода полком командовал. А как - то просыпаюсь утром: "Что такое ?" - не могу стать с постели. Ноги отказали. Врачи затем объяснили, что это на нервной почве. Испугался - думал вообще с лётной работы спишут. Но ничего: полежал немного недель в госпитале - отпустило.
Свой первостепеннный америкосский самолёт я сшиб уже во втором бою. Вэтого на моём счету их 7, хотя официально засчитали только 5. Учитывали только те самолёты, истребление которых подтверждалось не только фотоконтролем, но и наземными наблюдателями... Ненавидел я тогда американцев люто ! Как немцев в Великую Отечественную ( биться я начинал под Москвой, дошёл до Берлина, у меня на счету 3 сбитых немецких самолёта ). Немало они наших ребят подбили. Погибших старших офицеров увозили хоронить в Уссурийск, до Капитана включительно - уже в Порт - Артур. Обидно, что об этих парнях долгие годы нигде не было сказано ни слова.
Так сложились обстоятельства, что семейство моего погибшего однополчанина Старшего лейтенанта Пронина осталась без квартиры ( Ивана в Мае 1953 года подбили, я видел, как падал его самолёт ). Его подруга жизни куда только ни обращалась за помощью - повсюду отказывали. Дошла до приёмной Булганина ( он тогда был министром обороны ). Начальник приёмной её выслушал и сурово так говорит: "Женщина ! То, что ваш супруг воевал в Корее, слышал только я и вот эти стены. Не вздумайте ещё кому - то об этом сказывать !". И отказал. Ей позже Фурцева помогла - она в те годы была председателем Моссовета. Пошла ей навстречу...
Вот американцы, те и о живых, и о погибших своих помнят. Года три обратно приезжали ко мне из самой Америки. У них там есть комиссия, которая занимается поиском пропавших без новости военнослужащих. Спрашивают: "Вот вы сбивали американские самолёты, а где хоронили погибших лётчиков, куда отправляли пленных ?". Откуда же мне располагать информацией ? Моё занятие было побороть, а как там было дальше - в это я не вникал. Мне этой комиссии подсобить было нечем. Где они раньше были ?
Когда я 7-й америкосский самолёт сшиб, он упал на территории КНР и наши техники, как просто, поехали его обследовать. Китайцы туловище лётчика уже забрали, а в кабине осталось его фото: он с какой - то девушкой на берегу моря. Пальмы, песок. Ребята эту фотографию мне привезли: "Возьми на память - твой !". Снимок многоцветный, пригожий. У нас тогда таких не было. Я его длительно хранил. А вслед за тем - уже в 1970-х годах - в очередной раз переезжал из гарнизона в гарнизон, паковал вещи, и он попался мне на глаза. Я его повертел, повертел в руках, думаю: "Лучше прибрать от греха подальше", и порвал. Кто же тогда знал, что будет эта саммит с американцами ? Я им, конечно, ничего про эту фотографию сказывать не стал. Теперь уже оттого что всё одинаково ничего не поправишь. Зачем людей бесполезно расстраивать ?..
Да что в настоящее время толковать... Чего для, вообще, столь времени замалчивали нашу боевую работу в Корее, да и в других местах также ? Люди воевали в мирное время, всякий день рисковали жизнью, теряли товарищей, погибали - а о них, их делах и геройских поступках - тишь. В то же время у американцев к своим "корейцам" окончательно иное касательство. Их память чтут свято. Не пора ли и нам выводить все эти "белые пятна" на свет и воздать людям должное, сберечь их дела и боевые подвиги в памяти народной.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Шульженко Nikolay Shulzhenko
Гвардии капитан Н. Н. Шульженко совершил 280 боевых вылетов. Проведя около 70 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника. Награждён орденами..
читать далее →
Николай Шутт Nikolay Shutt
Старший лейтенант Н. К. Шутт совершил 315 боевых вылетов, провёл 86 воздушных боёв, лично сбил 14 и в паре 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года..
читать далее →
Николай Щербина Nikolay Scherbina
Гвардии Капитан Н. Г. Щербина совершил 424 боевых вылета ( из них - 120 ночью ), в 51 воздушном бою сбил 11 самолётов противника, штурмовыми ударами..
читать далее →
Николай Абрамашвили Nikolay Abramashvili
Родился 0 года в Грузии. Лётчик - истребитель. Друг Василия Сталина, вместе учились в Качинском военном авиационном училище.
читать далее →