Известные люди
»Николай Шмельков
Рождение: Россия, 5.5.1912
Герой Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.
Родился в семье рабочего. Русский. Окончил ФЗУ, работал учеником токаря на Сестрорецком инструментальном заводе.
В РККА с 1930 г. Окончил Луганскую военную школу летчиков им. Пролетариата Донбасса в 1932 г. Был командиром звена 109-й эскадрильи 36-й истребительной авиабригады Киевского военного округа.
Шмельков служил в авиаотряде под командованием Рычагова. По словам знавших его людей, он был необыкновенно скромным по натуре человеком.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.10.36 по 23.01.37 гг. Совершил 66 боевых вылетов на И-15. В воздушных боях сшиб 4 самолета противника лично и 2 в группе, был ранен.
Однажды разгоряченный боем, он сильным рывком сломал верхнюю доля сектора газа. В таких случаях продолжать полет немыслимо. Но Шмельков не хотел вылезать из боя и нашел выход. Большим пальцем левой руки он нащупал нижнюю количество сектора газа и таким образом продолжал править двигателем до самой посадки. При этом он более того не почувствовал, что изрядно поранил перст, так что потом посадки пришлось в первую очередь оказывать содействие летчику, а только затем его самолету.
31.12.36 г. лейтенанту Шмелькову Николаю Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 25.
23.01.37 г. Шмельков убыл на Родину по болезни.
В апреле 1937 г. состоялась болтовня между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:
АЛКСНИС: Как они вас штурмовали?
ШМЕЛЬКОВ: У них заведен таковой строй как увидят, что единственный авиалайнер оторвался от строя, они в текущий момент же набрасываются на него и атакуют и сию минуту же уходят. Интересная тактика выхода из боя - штопором, свободным падением или пикированием до земли. Получается ощущение, что авиалайнер подстрелен и падает. Первое время мы их бросали. А затем, когда проследили, так стали выгонять до земли. Во втором бою разом до земли гнали. Стали одиночек ловить, поймаешь, стукнешь и смотришь, куда упадет агрегатина. Как свалится или пилот прыгнет с парашютом, так этого бросаешь и ловишь другого.
АЛКСНИС: А как авиалайнер И-15?
ШМЕЛЬКОВ: Самолет И-15 хорош для ведения индивидуального боя. Между прочим, дрались все время индивидуально. Только прыть у него мала. Хейнкеля не нагнать. Фиат не уходит, а Хейнкеля никак не догонишь, перевернется и уходит. Мы-то ни разу не уходили: догонять пробовали не догонишь. Зато вверх Хейнкель идет погано.
АЛКСНИС: Вверх идет нехорошо, но уходит лучше. Значит, прыть горизонтальная больше.
ШМЕЛЬКОВ: Хорошо под финал научились мы их сбивать. Стараешься вручить очередность по мотору, водяное охлаждение перебьешь, движок перестает вкалывать, и некуда им деваться. Так мы их и били. Иногда летчики прыгали с парашютом, а то падали до земли. В бою так дашь очередность и смотришь: если агрегатина перевернулась, значит, попал. Вот когда появились разрывные и зажигательные пули, стало легче
АЛКСНИС: В основном были индивидуальные бои? Групповых не было?
ШМЕЛЬКОВ: Дрались постоянно в одиночку, так что самому нужно было глядеть в оба, недурственно биться и палить. Дома мы не сильно недурственно умели взирать и лицезреть, а в настоящий момент оборачиваемся так, что весь стабилизатор видно.
Самолету И-15 нужно приплюсовать прыть, и тогда агрегатина будет хорошая. Нужно ещё прибрать Чайку и, пожалуй, шасси. Кроме того, агрегатина слеповата. На высоте добро, а на бреющем ничего не видно...
АЛКСНИС: Сколько лично у Вас сбитых самолетов?
ШМЕЛЬКОВ: Сам сшиб четыре, и два самолета сшибли на пару.
АЛКСНИС: Выходит, по понятиям важный войны, Вы уже ас. Там потому как нужно было сшибить не менее 5 самолетов...
ШМЕЛЬКОВ: Когда мы летали над Мадридом, солнышко со стороны противника, и они ходят из-за него, чтобы их не было видно, и делают так: сделают первую атаку и уходят, а следом увидят одиночку и набрасываются на него. Как заглядишься, так все пропало. А мы их так атаковали: И-16 заходят на их территорию, подойдут с солнечной стороны и начинают стрельбу, они рассыпаются, тут мы их ловим и бьем.
АЛКСНИС: Значит, И-16 их штурмовали и разгоняли, а вы их били? Если они рассыпаются, где лучше прогуливаться - выше или ниже, где лучше видно противника?
ШМЕЛЬКОВ: Мы ходили ниже; вверх лучше видно, они же без малого неизменно ходили выше нас. Иногда мы идем, они нас видят, но проходят не атакуя[1].
В 1938 г. майор Шмельков окончил КУКС при ВВА.
Член ВКП(б) с 1938 г.
Командовал авиабригадой. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.
Участвовал в советско-финской войне.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 г. Командовал 145-м истребительным авиаполком (Карельский фронт). Летал на И-16.
С 23.10.42 г. по 22.07.44 г. командовал 297-й иад ПВО (938-й и 939-й иап) Забайкальской армии ПВО.
С 1945 г. - в запасе.
Вэтого за три войны полковник Шмельков уничтожил 18 самолетов противника.
Умер 23.03.67 г. Похоронен в поселке Красная Горбатка Селивановского района, где его именем названа улочка и установлена мемориальная доска.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Щорс Nikolay Schors
В феврале 1918 в Сновске создал партизанский отряд, в марте - апреле командовал объединённым отрядом Новозыбковского уезда который в составе 1-й..
читать далее →
Николай Амани Nikolay Amani
Русский композитор, подававший большие надежды, но рано умерший. Родился в Петербурге в 1872 году, умер в Ялте в 1904 году.
читать далее →
Николай Аносов Nikolay Anosov
АНОСОВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1900-1962), русский дирижер, педагог. Родился в Борисоглебске (Тамбовская губерния) 5 (17) февраля 1900 в семье..
читать далее →
Николай Арцыбушев Nikolay Artsybushjev
Печальной ошибкой было превращение его в "Санине" из художника в теоретика. Получилась не только полная нравственная неприемлемость, но и..
читать далее →