Известные люди
»Нина Русакова
Рождение: Россия, 25.1.1915
Испытала 39 типов самолётов и 240 систем. Налетала 5000 часов, произвела 10 000 посадок. Награждена многими орденами и медалями.
Летчик - истребитель, заслуженный пилот - испытатель СССР ( 1959 год, первая посреди женщин ), Полковник. Родилась 25 Января 1915 года. Служила в 27-м ИАП, была штурманом полка. 28 Июля 1940 года сообща с М. П. Нестеренко и М. Г. Михалёвой совершила отдаленный перелёт на самолёте ЦКБ-30 "Украина" из Хабаровска в деревню Исаково Кировской области ( возле 7000 км ). С Августа 1940 года работала испытателем в ГК НИИ ВВС.
Участница Великой Отечественной войны. Затем сызнова была на испытательной работе. Испытала 39 типов самолётов и 240 систем. Налетала 5000 часов, произвела 10 000 посадок. Награждена многими орденами и медалями. Умерла 12 Ноября 1997 года.
* * *
Имя этой женщины - лётчицы, не настолько просторно известное любителям авиации, недурственно знают все лётчики - испытатели. Родилась она в семье аэродромного служащего, вышла замуж за лётчика - испытателя, обе её сестры стали боевыми лётчицами. Забегая вперёд, скажем, что авиационную профессию продолжат и её потомки.
В НИИ ВВС штурман одного из авиационных полков Старший лейтенант Русакова получила направление на следующий день затем гибели Валерия Чкалова, 16 Декабря 1938 года. Начальник института Генерал - Майор авиации А. И. Филин тепло встретил молодую лётчицу.
В разговоре с ней он пытался осознать, что она за мужчина ? Штурман полка - это достаточно высокая место для молодого лётчика, прослужившего в строевой части всего 3 года. Не случайна ли такая карьера ? На тот самый вопросительный мотив и пытался ответствовать Александр Иванович, беседуя с Русаковой. И вскоре убедился, что не случайна. К тому времени она уже в совершенстве владела самолётами: И-5, ДИ-6, УТ-1 и И-16.
Когда Русакова только была зачислена в штат института, у лётчиков - истребителей наблюдался кое-какой шок: как это так ? Женщина - испытатель !.. Но все их сомнения развеялись потом первого же показательного воздушного боя.
Противником Русаковой назначили опытного лётчика Леонида Курашова. Весть о необычном воздушном бое за считанные минуты разнеслась по служебным комнатам, ангарам и мастерским. Трескучий морозец не стал ему помехой. У лётного поля в ожидании небывалого зрелища собрались сотни любопытных. Все были уверены в исходе боя: конечно же, Курашов победит ! А как же по иному ?.. Но получилось аккурат "иначе".
Над лётным полем стоял шум. Было видно, как Русакова "расстреливала" прижавшегося к земле "противника". Пытаясь покинуть из - под атаки, Курашов грубо, на максимальных перегрузках взмыл вверх и перешёл на вертикальный маневр. Набрав высоту, он решил осмотреться: "противника" лишаться из поля зрения не разрешено ! Но... "он исчез в сиянье голубого дня". В это время Нина, как привязанная, висела метко в хвосте самолёта Курашова и сызнова прочно держала его в перекрестье прицела...
В этом бою Курашов был "сбит" трижды. А это "трижды" исключало всякие суждения о случайности победы Старшего лейтенанта Русаковой. Этот факт совершенно не умаляет достоинств Леонида Курашова - видного лётчика - испытателя, прекрасного воздушного бойца, чьи грозные атаки не раз испытают немецкие пилоты во время Великой Отечественной войны. Но тем блистательнее была "визитная карточка" Нины Русаковой !
К началу войны Нина Русакова была уже видным испытателем, в авиационных кругах пользовалась большим уважением. Ещё в начале 1940 года её фамилия прозвучала на всю страну. Связано это было с одним из перелётов женского экипажа.
В 1939 году было принято вывод об организации очередного женского дальнего перелёта в целях побития мирового рекорда, установленного в Сентябре 1938 года экипажем Валентины Гризодубовой. Был сформирован экипаж. Его командиром назначили Марию Нестеренко. Ту самую Нестеренко, которую на третий день войны прямо на аэродроме арестуют как жену "врага народа" и 28 Октября этого же года расстреляют совместно с мужем - Героем Советского Союза Генерал - Лейтенантом авиации Павлом Васильевичем Рычаговым. Вторым пилотом стала Мария Михалёва, начальник звена одного из украинских авиаполков, Нина Русакова стала штурманом.
Тренировочные полёты выполнялись на самолётах ТБ-3 и АНТ-25, а с весны 1940 года - на рекордном варианте серийного дальнего бомбардировщика ДБ-3, сознательно подготовленного для этого перелёта. Полёты были и дневные, и ночные, и в облаках, и за облаками. Их продолжительность с каждым разом наращивалась: 8 часов, 12... 21... 29...
К сожалению, рекорд не состоялся. Экипажу предстояло взвиться в Хабаровске и пересечь нашу страну до западных её границ. Посадка планировалась в районе Львова. Сначала всё шло добро, если не полагать, что без малого вся азиатская количество маршрута была пройдена при сильном встречном ветре. Но когда сзади осталось 22 часа пути, полёт пришлось прекратить. Экипажу удалось достигнуть только до Волги, до района Горького, а в этом месте непреодолимой стеной встал могучий циклон, угрожая на сотни километров Майскими грозами. Обстановка усложнялась, ближайшие аэродромы оказались закрытыми. Отважным лётчицам пришлось сажать машину в поле.
Так вынужденной посадкой закончился тот самый перелёт. "Досадно" было более того не тем словом, которое соответствовало бы действительному настроению членов этого экипажа. А оно, расположение, было куда досаднее досадного...
Несмотря на то что перелёт на стал рекордным, на следующий день вся наша печать посвятила ему свои страницы, отметила мужество советских лётчиц, их подготовленность реализовывать длительные полёты на серийном бомбардировщике. При этом особенно подчёркивался большой профессионализм штурмана экипажа Нины Русаковой.
...После показательного воздушного боя с Леонидом Курашовым, коллектив испытателей принял Русакову так, как встречают "своего парня". В испытательской работе у неё всякое случалось: и неисправности оборудования в воздухе, и отказы моторов, и вынужденная посадка на Як-3 в аккурат на том месте, где ныне стоит столичный Первомайский универмаг. Была и аварийная посадка с бомбами. Нет, не с бомбами на замках, а с сорвавшимися с них в результате неисправности на закрытые створки бомболюка.
- Нина ! Слышу, как они катаются по створкам. Ради бога !.. Сажай только ювелирно, по иному взорвёмся. - Таким способом пытался угомонить своего командира, а, вероятно, больше самого себя штурман экипажа.
Но Русакова и сама знала что совершать. Ювелирная посадка была обеспечена. И это на Пе-2 ! На капризнейшем самолёте, не способном усаживаться "без взбрыкивания".
Из всех сложных ситуаций она выходила победителем, как и положено лётчику - испытателю, то есть, если калякать о профессионализме, то Нина Ивановна владела им в совершенстве.
С началом войны кроме лётных испытаний её прямой задачей являлось и ознакомление лётного состава боевых полков с новой, только что испытанной техникой.
На всех действующих аэродромах её обыкновенно принимали доверительно. Но приходилось чувствовать и такое: "Тыловой лётчик, не нюхавший пороха, к тому же ещё и... дама ! Чему она может нас обучить ?". Правда, её инструкторское мастерство, которое она демонстрировала, рассеяло эти сомнения в первые же дни. Несмотря на все трудности войны, Нина Ивановна выказывала завидную настойчивость в выполнении заданий.
На Волховском и Ленинградском фронтах она проводила обучение лётчиков строевых полков эффективному использованию в воздушном бою самолётов конструкции Яковлева и Лавочкина.
На Волховский фронт она отправилась с особым чувством. Чутьё как будто подсказывало ей, что аккурат там она встретит своего мужа - Александра Семёновича Николаева, лётчика - испытателя, которого не видела с самого начала войны. И чутьё не подвело Нину Ивановну.
В первые военные ночи 1941 года Майор А. С. Николаев воевал в составе 6-го авиационного корпуса ПВО Москвы, водил звено истребителей в махач. С 1942 года он стал командиром эскадрильи 845-го истребительного авиаполка, прикрывая на Ладоге Дорогу жизни, поддерживая эскадрильи Ил-2 при штурмовке ими переднего края противника, участвовал он и в охране Волховской электростанции - единственного источника электроэнергии в годы блокады Ленинграда. Вот там, на аэродроме Будогощь, они и встретились. Именно на этом аэродроме в соответствии заданию Русакова должна была проводить инструкторскую работу. В числе обучаемых оказался и её супруг. Это была одна из самых счастливых командировок в её жизни. Счастья в ту суровую пору было немного, горя - безбрежный океан. Шла махаловка...
За время работы в НИИ ВВС Ндругой Ивановной Русаковой были освоены многие бомбардировщики, истребители, разведчики, планеры и иностранные самолёты Bu-133, FW-190, Р-40, Р-63, Си-47. На чём только она не летала... Разве что на воздушных шарах. Вот перечень только основных типов советских самолётов, которые прошли сквозь её руки: ТБ-3, АНТ-25, Як-7, МиГ-3, Ла-7, Ил-2, Ил-10, Пе-2, Ту-2, Ту-4. В списке испытанного ею самолётного оборудования больше 200 различных объектов...
Русакова стала первой женщиной - испытателем и своей работой доказала, что тот самый связанный с опасностью и физически тяжёлый работа по плечу не только мужчинам. 18 Декабря 1959 года Советское руководство, оценив заслуги Русаковой, присвоило ей почётное звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР" ( 17 ).
Если первую российскую лётчицу Лидию Звереву отечественная печать называет первой дочерью Евы, поднявшейся в небосвод, то Нину Ивановну при вручении ей грамоты и знака "Заслуженный лётчик - испытатель СССР" К. Е. Ворошилов назвал первой дочерью трудового народа, взявшей штурвал самолёта руками испытателя...
Так же читайте биографии известных людей:
Нина Герасимова Nina Gerasimova
В период оккупации Нина Герасимова включается в активную борьбу против фашистских захватчиков, становится членом подпольной комсомольской..
читать далее →
Нина Иванцова Nina Ivantcova
За участие в Великой Отечественной войне на фронте и в подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Нина Михайловна Иванцова награждена..
читать далее →
Нина Кезикова Nina Kezikova
Нина Кезикова - подпольщица Великой Отечественной войны, участница антифашистской организации Молодая Гвардия. Родилась 5 марта 1925 года.В октябре..
читать далее →
Нина Минаева Nina Minatva
В октябре 1942 года Нина вместе с Тоней Иванихиной, бежавшей из фашистского плена, вступила в ряды подпольной организации "Молодая гвардия". Чтобы..
читать далее →