Известные люди
»Нина Сазонова
Рождение: Россия, 7.1.1917
Одна из самых ярких сценических работ актрисы в 1980-е годы роль Раисы Гурмыжской в Лесе А.Н. Островского спектакле, поставленном кинорежиссером В. Мотылем. Сазонова играла Гурмыжскую острокомедийно, на грани гротеска. Не менее интересна и роль Гулячкиной в спектакле Мандат, поставленном А. Бурдонским по пьесе Н. Эрдмана в 1988 году. При всей внешней простоте и предсказуемости Гулячкина была характером объемным столько сошлось в нем нелепого, лукавого, обаятельного и смешного.
Родилась 7 января 1917 года в селе Константиновском Московской губернии.
Большая количество детства и молодость Нины Сазоновой прошли на Волге, в Кимрах. В семье все были крайне музыкальны: мама, Матрена Семеновна, замечательно играла на гитаре, папа был скрипачом.
Нина впервой вышла на сцену ещё школьницей. В студию Центрального академического театра Красной армии (в настоящее время Российской армии) она пришла, когда ей ещё не было и 17 лет. Свой тракт в театре она начала под руководством выдающегося мастера А.Д. Попова. Сазонова органически впитала все то, что говорил Алексей Дмитриевич о работе актера, о воспитании внутреннего мира, без строительного материала которого персонаж предстанет обедненным, лишенным человеческих свойств, чертяка личности.
Одна из первых ролей юный актрисы в театре Маша в водевиле Лев Гурыч Синичкин, сыгранная в 1939 году. Позже были Таня Бойцова в Бессмертном А. Арбузова, медсестричка Маруся в пьесе Фронт А. Корнейчука, Степанида Лукьяновна в Степи широкой Н. Винникова, Домна Евстигнеевна в Не было ни гроша, да как снег на голову алтын А. Островского, Полина Карповна Крицкая в Обрыве И. Гончарова, Лушка в Поднятой целине М. Шолохова, Фекла Ивановна в Женитьбе Н. Гоголя.
Начало театрального пути Нины Сазоновой совпало с началом Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года она сообща с подругой, юный актрисой Театра армии, выступала на Белорусском вокзале перед теми, кто отправлялся на фронт. Потом, за 4 года войны, Нина Сазонова дала больше 3 тысяч фронтовых концертов, зимой 1941 года с театральной бригадой побывала на всех участках Московской битвы, в мае 1942 года чудом выжила, попав в окружение под Харьковом... Но тот первостепеннный день войны остался незабываемым для Нины Афанасьевны день, когда она осмыслила себя одной из поколения, обожженного войной, одной из актрис, которым дано высказать высокие и обобщенные понятия боли, страдания, счастья. Схожее ощущение актриса ощутила полно лет через, работая над невеликий, но яркой ролью Эммы в спектакле Господин Пунтила и его слуга Матти Б. Брехта. Одна из нескольких равных в коллективном образе брехтовского Хора, Нина Сазонова выделялась не только своим уникальным, живым и теплым, сильным и выразительным голосом, но и характером, тот, что актриса сумела сформировать несколькими точными, крупными штрихами.
К теме войны актриса вернется и в спектакле Снеги пали по пьесе Р. Феденева, поставленном к 30-летию Победы в 1975 году. Сазонова играла Раису Семеновну Шитову, женщину, вынесшую все тяготы военных лет, матушка в высоком смысле этого слова, взявшую главенство в семье в свои надежные руки. Здесь, как и во многих других спектаклях, Нина Афанасьевна пела исполняла песню Булата Окуджавы (Будьте прокляты, дороги наших бедствий, вы не смеете возвратиться к нам вновь!..). Именно тот самый момент через годы вошел в спектакль, подготовленный театром к 55-летию Победы, Ты помнишь....
Какую бы образ ни играла Нина Афанасьевна Сазонова, она вечно оставалась по-человечески немудрёный и близкой той аудитории, что заполняла зрительный зал. Одна из первых послевоенных ролей актрисы Наталья Тузикова из спектакля по пьесе А. Салынского Барабанщица. Хваткая, жадная до жизненных впечатлений, сыгранная ослепительно, с веселой и сердитый фантазией, озорством, она захватывала зрителя, была как пить дать открыта каждая ее эмоция подавалась крупно, явственно. Мастерство актрисы делало нрав Натальи узнаваемым, сильно конкретным, недурственно знакомым тем, кто пережил войну.
Нина Сазонова принадлежала к редкому типу актрис, которые умеют притянуть участливость зрителя к тому, что в реальной жизни привычно, обыденно, казалось бы, неприметно. Интересной и характерной в этом смысле была образ Татьяны в спектакле Надежда Милованова по пьесе Веры Пановой Поговорим о странностях любви. Буквально несколькими уверенными, точными мазками она создала этакий образ благополучно-равнодушной женщины, которой все положено и постоянно недостает того, что положено...
Разных по характеру героинь Сазоновой объединяло поистине завораживающее влияние личности актрисы сильной, верной, мужественной, умеющей мучиться и сострадать, чутко ощущающей любую беду и умеющей пропустить ее сквозь собственную душу. В спектакле Ужасные родители французского драматурга Жана Кокто героиня Нины Сазоновой Ивонн была чуть ли не первой и единственной посреди сыгранных актрисой ролей нетрудно женщиной слабой и капризной, простодушной, но наделенной сердечной теплотой, умением остро чувствовать, переживающей весь драматизм незрячий материнской любви. Эта образ открыла новые грани мастерства актрисы.
Нина Сазонова актриса сильно русская, одаренная ослепительно выраженным национальным характером, самоощущением, что давало ей вероятность выискивать точные краски для самых разных образов. Это и ее генеральша Епанчина в спектакле Идиот, неумело скрывающая под властностью и металлическим голосом мягкую, чувствительную натуру. И как будто сошедшая со страниц Достоевского Бабушка в Игроке столь было в актрисе капризного, сумбурного, энергичного, страстного. И конечно, Васса Железнова, которую Нина Афанасьевна играла в театре в течение 10 лет, одно из лучших и зрелых сценических созданий актрисы. Эту образ Сазонова исполняла по-своему. Ее Васса была и властной, и сильной, и хитрой, и всемогущей, и деспотичной. Одновременно в ней ощущалась дама, вынужденная многочисленными и непростыми обстоятельствами сделаться эдакий, и только таковый. Глубоко запрятанную боль, непрощение человеческого предательства, несправедливость судьбы несла Васса Сазоновой. Трагическая мощь ее героини была оттенена только любовью к детям. В игре актрисы возникли неожиданные новые оттенки: натуженный, будто исподтишка следящий за всеми точка зрения, неспокойные руки, нервная натянутость, в которой рождалась и утверждалась общая для спектакля атмосфера тревоги, нечистых тайн и их разоблачений.
Десятилетие через следом Вассы Железновой, в 1986 году, Н.А. Сазонова сыграла Бабушку в своем бенефисном спектакле по пьесе А. Касоны Деревья умирают стоя. С глубоким психологизмом рассказывает актриса о неброском, повседневном мужестве своей героини доньи Эухении, убеленной сединами женщины, знающей цену жизни и смерти. В этой роли соединились, органически слились черты многих сыгранных в прошлом героинь, придав образу исключительный объем и типичность. Гордая в своем беда, озорная, когда вспоминает о молодости, одержимая в утверждении любви как основы жизни, полная внутреннего достоинства в напасть, порой беззащитная, щедрая душой и проницательная Бабушка Сазоновой стала стержнем всего спектакля.
Одна из самых ярких сценических работ актрисы в 1980-е годы образ Раисы Гурмыжской в Лесе А.Н. Островского спектакле, поставленном кинорежиссером В. Мотылем. Сазонова играла Гурмыжскую острокомедийно, на грани гротеска. Не менее интересна и образ Гулячкиной в спектакле Мандат, поставленном А. Бурдонским по пьесе Н. Эрдмана в 1988 году. При всей внешней простоте и предсказуемости Гулячкина была характером объемным столь сошлось в нем нелепого, лукавого, обаятельного и смешного.
Помимо уже упомянутых ролей Нина Афанасьевна сыграла в спектаклях Театра армии: Каса маре, Птицы нашей молодости и Обретение И. Друцэ, Игра без правил Л. Шейнина, Раскинулось море широко Вс. Вишневского и др.
Нельзя представить себе Нину Сазонову без ее киноработ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. Первым режиссером, тот, что пригласил ее в кино, был Александр Довженко. Его картина Поэма о море (1958) начало творческого пути актрисы на экране. В кино Нина Афанасьевна сыграла примерно 30 ролей, создав такие замечательные образы, как Екатерина Тимофеевна в фильме Женщины (1965), Мать в Нашем доме (1965), тетя Паша в одном из первых отечественных телесериалов День за днем. Она ещё снялась в картинах: Повесть пламенных лет (1960), Простая история (1960), Первый троллейбус (1963), Тетка с фиалками (1964), Живет таковой парень (1964), Свет далекой звезды (1964), Рано утром (1965), Не самый-самый удачный день (1966), Бабье царство (1967), Длинный день Кольки Павлюкова (1968), Зигзаг удачи (1968), Новенькая (1968), Странные люди (1969), Конец Любавиных (1971), Сибирячка (1972), Потрясение (1993), телефильмах Моя улица (1971), Юркины рассветы (1974).
Кем бы ни были героини Нины Сазоновой, в какие бы жизненные обстоятельства ни попадали, в них неизменно была та жизнестойкость, тот дух поэзии, без которого невозможен полнокровный художественный образ русской женщины. Нине Афанасьевне обязаны своей популярностью песни, которые она исполняла в художественных фильмах: Сестричка, Стою на полустаночке, Ромашки спрятались, Вальсок. И более того в театре, в антракте, когда актриса торопилась в свою гримерную, чтобы мало перевести дух, ее нередко останавливали подле будочки помощника режиссера монтировщики, мебельщики, рабочие сцены: Нина Афанасьевна, спой, ну, не откажи в любезности, спой!.. И она всю дорогу пела еле-еле приглушенно, чтобы не слышно было в зале, ставшие известными благодаря ее же киноролям песни.
Н.А. Сазонова удостоена звания народной артистки СССР, награждена орденом Ленина, медалями, другими знаками отличия.
Скончалась 29 февраля 2004 года в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Нина Усатова Nina Usatova
Нина Усатова -советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Родилась 1 октября 1951 года.Нина Усатова дебютировала в кино..
читать далее →
Нина Шацкая Nina Shatskaya
Нина Шацкая - советская и российская актриса театра и кино. Родилась 16 марта 1940 года.Широкому кругу зрителей Нина Шацкая известна по ролям в..
читать далее →
Нина Риччи Nina Ricci
Через год ей должно было исполниться пятьдесят. Она ездила в белом "кадиллаке", носила превосходные жемчуга, которые никогда не снимала, даже на..
читать далее →
Нина Ургант Nina Urgant
Нина Ургант - советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР. Родилась 4 сентября 1929 года.Дебют Нины Ургант в кино..
читать далее →