Известные люди
»Норман Роже
Рождение: Канада
Норман РОЖЕ канадский композитор, создатель музыки более чем к 130 анимационным фильмам. Шесть из них увенчаны Оскарами. Среди аниматоров мира сложилось поверье: заручись музыкальной поддержкой Роже и ты услышишь шаги золоченого изваяния Оскара.
Наш Александр Петров приблизительно так и сделал, пригласив композитора сочинить музыку для фильма Старик и море. Сами знаете, что из этого вышло.
Роже член жюри международного фестиваля КРОК. Его авторитет непререкаем.
На заключительном заседании жюри я использую первостепенной важности аргумент, способный уверить профессионала, экран. Предлагаю пересмотреть кино Дмитрия Геллера Маленькая ночная серенада. Этот камерный просмотр решил судьбу Гран-при. Его присудили екатеринбургской картине.
В перерывах между судейскими схватками, хотя вообще-то, жутко мирными, удалось побеседовать о музыке в анимации и анимации в музыке.
Сначала музыку к анимационным фильмам я воспринимал как репетицию работы в большом кино. Воспитанный на мультиках, не воспринимал анимацию капитально. Потом сочинял для игрового кино, но все же вернулся к одушевленному. Вполне осознанно, почувствовав преимущества. Во-первых, это люди. Все они разные, но есть общие закономерности. К примеру, анимационный режиссер не будет новости себя командиром в команде. Ставить себя выше оператора, звукорежиссера. К тому же он может живописать, что-то действовать своими руками, выполняет самую простую работу на всех стадиях, потому как и ценит ее по достоинству. В игровом кино легче запрятаться за спину профессиональной команды.
Кино искусство гутарить истории. Анимация дает больше разнообразия в том, сколь по-разному позволительно интерпретировать одну и ту же историю. Одна и та же нить может быть по-другому связана. Диапазон возможностей бесконечен. Фильмы Мак-Ларена бессюжетны, как будто бы ни о чем, но каждому зрителю говорят о чем-то сокровенном. Возникает натуга, экран завораживает, интригует непредсказуемостью. Анимационные фильмы не так густо пришпилены к сюжету. Когда-то из села в село бродили трубадуры. Сюжеты их историй были всем известны, но люди их слушали, потому как что история открывалась новыми гранями. Кино и литература перпетуум-мобиле одних тем. Вопрос, как как раз начать беспокойство.
По вашим 130 картинам не возбраняется учить историю важный анимации. Не надоело быть трубадуром? Чем ныне может поразить мультфильм?
Для меня служба в анимационном фильме нескончаемый опыт. Соединение звука и картинки постоянно нежданно, в этой спонтанности чувствуешь себя пионером. Порой случается открытие, пускай твое личное. Но чувство импровизации вдохновляет, не дает соскучиться.
Я всю дорогу недоволен сюиминутной работой, без малого стесняюсь своих фильмов. Смотрю завершенный материал и слышу его слабость, неоригинальность. Хочется исправить очевидные промахи. Не люблю ворочаться мыслями к предыдущим картинам. Даже если они многим нравятся, существенно настроиться на следующую работу с чистого нотного листа.
Случалось ли так, что музыка в корне меняла ориентация фильма и режиссер шел за музыкой?
Да, композитор может дать подсказку свежий ход фильма. Такое произошло с фильмом Отец и дочь. Режиссер Дюдок де Вит предложил тему На волнах Дуная, монотонно повторяемую шарманкой. Но оттого что это была история не только возвращения, но потока самой жизни. (И ещё пронзительная история о любви и утрате В одном из самых ярких фильмов десятилетия, увенчанном Оскаром, дочка возвращается к месту прощания с отцом на протяжении всей жизни. Л.М.) Я отказался от шарманки, добавляя в любой новоиспеченный куплет новоиспеченный инструмент: гитару, пианино, находя свежеиспеченный разворот мелодии. Мы слышим, как меняется время.
Наверное, вы пробовали озвучивать единственный и тот же кино другой музыкой?
В каждой картине я проделываю подобную процедуру: ищу разные стили, на сто процентов меняющие образ фильма. Порой отбор очевиден. В фильме Ария была ясна надобность использования Мадам Баттерфляй. Но чаще не удается сию минуту изловить идею. Ты уходишь в эмпирику: ищешь темы, инструменты, гармонию. Фильм меняется на твоих глазах.
Вэтого семь нот, и все давнехонько высказано классиками. Есть ли у вас свой каталог секретный запасник с ящичками, любимыми темами?
Если вы о мобилизации вдохновения, то только лет семь обратно я пришел к тому, что разрешено применять готовые записи в звуковых дорожках. До этого не только сочинял сам, но и всю дорогу записывал в студии, не одалживая чужих заготовок. Это отпрыск подсказал вероятность использования СD. Раньше во время работы отгораживался от лишних звуков. Казалось, чем больше музыки около тебя, тем хуже слышишь музыку внутри. Потом понял, что подчас необходимо действовать ссылки на известных композиторов, на классические темы, подсказывающие движение фильма. Например, в картине Мишеля Лемье Грозовая ночь использовал темы Карнавала животных Сен-Санса, Пети и Волка Прокофьева, Матушки Гусыни Равеля. Возникало сочетание старомодности, изысканности, патина времени. Но ссылка не бывает прямой, она одевается в вариации.
К вам обращаются режиссеры всего света, как меняется манера вашей работы? Для вас немаловажно, откель родом режиссер: из России или из Франции?
Несомненно. Для меня первоначальна культура, воспитавшая режиссера, как продолжение его личности. Тут я внимательный психолог: стараюсь уяснить не только, что хочет проговорить режиссер, но и как свойственно говорить культуре, звучащей сквозь него. Например, для средиземноморских стран характерно открытое выражение эмоций. Естественные для итальянцев и португальцев эмоции англосаксам представляются неприличными, комическими. Порой удавалось передать чувство страны. Автору Сомнамбулы Роберту Катаньи говорили: Как мог неитальянец так проникнуться итальянской музыкой?. Сейчас сочиняю португальскую музыку для Режины Бесуа.
Значит ли это, что на время работы вы внутренне эмигрируете в страну проживания режиссера?
О да, метко так. Мой стезя эмиграции: люди, запахи, слуховые ощущения, воздух, шумы на улицах, кухня. Музыка сравнима с едой. В Средиземноморье любят пряности, перец. У англичан пища пресная
После овсянки тяжело черкануть тарантеллу? А для Старика и моря, сочиненного американцем, но снятого русским режиссером, вы вдохновлялись какой культурой?
Деликатный вопросительный мотив. Действие фильма происходит на Кубе. Но это не та кубинская музыка, которую слышите сегодня на карнавалах. Я пытался воспроизвести аромат давнего времени: в соединении афроамериканской, испанской музыки, сложных гитарных пассажей. Но в целом избегал клише, прямых указаний, стремясь пробудить фантазерство зрителя-слушателя.
Музыка Майкла Найта, Нино Рота живет автономной жизнью за пределами кино.
Много раз приходила мысль создания компиляции моих саундтреков в отдельный диск, но не было времени. Это вторично по отношению к новой работе. Не хочу отвлекаться на организационные действия. Хотя в радиоэфире порой звучат темы из моих фильмов не только анимационных, но игровых, документальных. И все же самая популярная музыкальная заставка телевизионного шоу (ничто не сравнимо с популярностью ТВ) о загадочных явлениях. Особенно американцы удивляются: неужто мотив не существовал неизменно и у него есть автор? (Норман напевает тему. Л.М.). Теперь ещё и рэперы используют ее в своих хитах.
Что является поводом договориться или отступиться от нового проекта?
Главным образом, персона режиссера. Ключевая точка зрения сколь выстроен, гармоничен образ фильма. Сюжет не так важен. Еще момент: вероятность опыта, турне в неизведанное. Например, черкануть русскую музыку. (Александр Петров, работающий над экранизацией романа Шмелева История любовная, опять пригласил Нормана к сотрудничеству. Л.М.). Колорит фильма Петрова сильно российский по духу. Интересно, не будучи русским человеком, чиркать русскую музыку, посмотрев на нее под другим углом. Испытание дает вероятность развития.
Работа над фильмом постоянно битва авторитарного режиссера с композитором. Кто побеждает, готовы ли вы уступать?
Серьезные разногласия возникают нечасто, по природе я дядя довольно мягонький. Стараюсь настроиться на режиссерское видение. К тому же на практике не пишу музыку как независимый композитор. Значит, нет необходимости придерживаться стиля, марки, вкуса публики, ждущей определенной музыки. Могу сочинить что-то, не сверх меры выигрышное для себя, но выражающее позицию режиссера.
А случалось ли, чтобы самоуверенный режиссер напел вам мотивчик?
О да К работе подхожу профессионально, если вошел в план, довожу его до конца. Но потом записываю имя диктатора в специальную черную книжечку, там список режиссеров, с которыми я ни при каких обстоятельствах не буду действовать.
Нет ли опасности исчезновения рукотворной анимации под натиском коммерческого кино, компьютера?
Нет нет. Всему есть близкое местоположение и время. У авторского анимационного кино есть своя определенная аудитория. Не до того массовая. Но ее спрос, привкус будут рождать и наше предложение.
P.S. По просьбе Нормана Роже составила распространенный список русских композиторов, сочинявших духовную и светскую музыку, в диапазоне от Бортнянского, Березовского до Свиридова. Помогаю ему в очередной раз эмигрировать в страну проживания Александра Петрова.
Так же читайте биографии известных людей:
Норман Причард Normanq Gilbert Pritchard
Индийский легкоатлет и актёр, дважды серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900 и снявшийся в 28 фильмах артист немого кино.
читать далее →
Норман Джуисон Norman Jewison
Норман Джуисон родился в Канаде. С середины 50-х годов работал актером, сценаристом, режиссером на ТВ в Англии, Канаде, США.Дебютировал в Голливуде,..
читать далее →
Нородом Сиамони Norodom Siamoni
Наследник престола, принц Нородом Сиамони в прошлом был балетным танцором, а до недавнего времени послом Камбоджи в ЮНЕСКО.
читать далее →
Нородом Сианук Norodom Sihanouk
В Пномпене, столице Камбоджи, окончил французский колледж. Затем обучение продолжил во Франции, которой в ту пору принадлежала Камбоджа. Королем был..
читать далее →