Известные люди

»

Обри Винсент Бердслей

Обри Винсент Бердслей Aubrey Vincent Beardsley Карьера: Художник
Рождение: 21.8.1872
Феномен Бёрдслея не имеет себе подобных в истории европейского изобразительного искусства, хотя, по злой иронии Судьбы, гениальному художнику было "отпущено" только лишь пять лет активной творческой работы.

Гениальный британский художник, музыкант, стихотворец Обри Бёрдслей прожил короткую существование - он умер в возрасте двадцати пяти лет - но до сих пор его искусство остаётся непревзойдённым, уникальным. Эпоха конца XIX - нач.ХХ в.в., аналогично "рогу изобилия", дарила миру огромное численность гениев с нетрадиционной сексуальной ориентацией - Эрик Сати, Оскар Уайльд, Клод Дебюсси, Сергей Дягилев, Пьер Люи, Жан-Артюр Рембо etc. - внесших бесценный творческий вклад в формирование искусства. К этому числу разрешено смело причислить Обри Бёрдслея - "гения миниатюры", оказавшего огромное воздействие на всё искусство стиля модерн.

Феномен Бёрдслея не имеет себе подобных в истории европейского изобразительного искусства, хотя, по лютый иронии Судьбы, гениальному художнику было "отпущено" только только пять лет активной творческой работы. Казалось, у Бёрдслея не было шансов сделаться профессиональным художником, потому как он не посещал художественных школ, не написал ни одной здоровущий (по масштабам) картины, более того не имел при жизни персональной выставки. Большинство его работ были книжными иллюстрациями или рисунками. И тем не менее Бёрдслей - это удивительное и загадочное явление искусства и человеческого духа.

Его папа был из семьи лондонских ювелиров, а мама - из семьи респектабельных врачей. Отец художника, Винсент Пол Бёрдслей, болел туберкулёзом. Болезнь была наследственной, потому он не мог заниматься постоянной работой. Сам Обри сильно до времени понял исключительность своего положения. Когда ему было семь лет, он уже знал, что хвороба отца передалась и сыну. В XIX веке ещё не умели биться с этом ужасным заболеванием, вследствие этого Бёрдслей с раннего детства чересчур ладно понимал, что может приказать долго жить непредсказуемо раньше времени и скоро.

Бёрдслей с детства начал сочинять вирши, обучаться игре на фортепиано - и вскоре организовал свой "круг почитателей таланта", в цифра которых позже вошел именитый Оскар Уайльд. Благодаря дружеской поддержке нескольких аристократических семей Бёрдслей усиленно занимается развитием своего незаурядного художественного, поэтического и музыкального таланта и вскоре начинает публично выступать как пианист, давая концерты. К тому же, многие его поэтические композиции, несмотря на молодой возраст автора, уже отличаются своеобразным изяществом, воплощением тонкого и глубокого знания работ своих предшественников - ибо, благодаря матери, Бёрдслей великолепно знал английскую и французскую литературу уже в юном возрасте.

Всем этим блестящим задаткам, увы, не суждено было развиться, благодаря все прогрессирующей болезни, симптомы которой давали о себе ведать год за годом. Ощущение смерти, неотступно стоявшей за его спиной, заставляло существовать так, как будто любой день мог сделаться последним. Хотя Бёрдслей завсегда дорожил своей репутацией меломана, библиофила, блестящего знатока коллекций Британского музея и национальной галереи, но только рисунок был той подлинной страстью, которая то наполняла его бешеной энергией, то бросала в омут хандры и депрессии. Подобная смена состояний характерна для многих больных туберкулёзом, и Бёрдслей понимал, что это укорачивает его и без того считанные дни.

Как художник, Обри первоначально испытал воздействие Уильяма Морриса и Берн-Джонса - последнего он субъективно считал "величайшим художником Европы". Но их графическая привычка была чересчур вялой и слабой для темпераментного Обри. Куда важнее стало исследование японских гравюр, с их гармонией линии и пятна. Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему сотворить изумительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках. В одном из писем он размышлял: "Как немного в текущий момент понимается важность линии! Именно это ощущение линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета". Правда, плакаты самого Бёрдслея доказывают, что он был одарённым и оригинальным колористом, близким Боннару и Тулуз-Лотреку.

Мастерски виртуозная черта Бёрдслея, играющая с чёрными и белыми пятнами силуэтов, практически в год-два сделала его всемирно известным художником.

Как превосходный драматург, Бёрдслей "расставлял" фигуры на "сцене" своих рисунков, создавая так называемые мизансцены, в которых должны быть произнесены важнейшие, ключевые фразы. В этих рисунках нет никаких второстепенных элементов - только самое существенное, основное. В его искусстве поражает "деталь" как данность, которую он особенно акцентировал, делал незабываемой, заставлял сделаться символом.

В своём искусстве Бёрдслей всю дорогу оставался самим собой и ни при каких обстоятельствах не подстраивался под моднячие течения того времени. Скорее напротив - движение английских декадентов и "арт-нуово" было ориентировано на его творчество - таким образом, как раз Бёрдслей повлиял на создание изобразительного языка стиля модерн.

C апреля 1894 года Бёрдслей начинает сотрудничать с журналом "The Yellow Book" и вскоре становится его художественным редактором. Здесь в большом количестве стали являться его рисунки, эссе, вирши. Под влиянием Бёрдслея сложилась гомоэротическая направленность журнала, тот, что приобрёл целиком определённую скандальную известность.

Старая чопорная Англия подобного ещё не видела. Публика была взбудоражена, все ждали взрыва, и он вскоре произошёл. В апреле 1895 года Оскар Уайльд был арестован и взят под стражу по обвинению в гомосексуализме. Газеты сообщили, что, отправляясь в тюрьму, Уайльд взял с собой перчатки, трость и "The Yellow Book". В типографии было допущено досадное недоразумение: репортёр, присутствовавший при аресте в отеле "Кадоген", писал, что это была "А Yellow Book", т.е. "книжка жёлтого цвета", а не журнал: "The Yellow Book", Оскар Уайльд, уместно сказать, сунул подмышку "Афродиту" Пьера Люи. Но возмущённые толпы двинулись к офису журнала, побили там все стёкла, требуя тут же прикрыть журнал. Бёрдслею пришлось простится с "The Yellow Book" насовсем.

Заметим, что "The Yellow Book" не был единственным журналом с гомоэротической направленностью. "Харперс", "Атлантик Мансли" публиковали аналогичные рассказы, рисунки, статьи и т.д. Но дар Бёрдслея как художника и редактора, сделал журнал выдающимся событием в культурной жизни Англии. Поэтому участливость к журналу было куда больше пристальным. Сам Уайльд, истина, недолюбливал "The Yellow Book", ни в жизнь не писал для него, хотя с Обри Бёрдслеем он давнехонько дружил. Бёрдслей же сделал пркрасные иллюстрации к уайльдовской "Саломеи", которые во многом определили счастливый момент книги.

В итоге Бёрдслей на какое-то время остался без средств к существованию. Одно время он работал художественным редактором журнала "Савой", перебивался случайными заработками, покуда свежий знакомый Леонард Смитерс не убедил Бёрдслея проиллюстрировать Ювенала и Аристофана. Предприятие было рискованным и предназначалось только для частных или подпольных изданий. Многие современные критики считают эти рисунки лучшими из всего сделанного Бёрдслеем.

Творческая натура гения малообъяснима. Гениальность, ненормальность и гомосексуальность, с позиции обыденного сознания, без малого тождественны. Определённая "патологичность" многих рисунков Бёрдслея объясняется в какой-то мере тем, что он неизменно стоял как бы на краю пропасти: с одной стороны - свет жизни, с иной - бездна небытия. Постоянно балансируя между этими мирами, он добро чувствовал их. Бёрдслей как будто жил в своём времени и за пределами его. Это способствовало отстранённому наблюдению. Лучше чем кто-либо он знал реакция на вопрос: "что могу соорудить только я и никто прочий?" У него не было времени заниматься второстепенными темами. тратиться на художественные пустяки. Подобно Заратустре, он писал собственной кровью. "А кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть".

Рисунки Бёрдслея заставляли современников практически цепенеть. Они внушали ужас и благоговение. Многим казалось, что рушится старое представление об искусстве и о мире в целом.

Как истинный гений, Бёрдслей в рисунках вёл существование своих героев - отождествлял себя с ними, проникался их психологией, характерами, нравами. Только так может быть сформировать настоящие шедевры. Но увеличенный заинтересованность к гермафродитам, эротичность рисунков, безусловная раскованность самовыражения служили основанием для многих домыслов. Молва обвиняла Бёрдслея в гомосексуализме, в порочной связи с собственной сестрой, в изощрённом разврате. В истории искусства довольно примеров, когда гениальность принимали за патологию. Гения зачастую влекут новые, неожиданные и более того запретные темы. За недлинный срок Бёдслей успел сформировать свежий, доселе незнаемый мир, и тот самый мир удивительных образов существует уже независимо от творца.

Незадолго до смерти, уже прикованный к постели, Бёрдслей обратился в своём письме к Л. Смитерсу с просьбой истребить все "неприличные рисунки" и гравировальные доски к ним. Умер Обри Бёрдслей на курорте Ментон во Франции, у берега Средиземного моря в 1898 году, в возрасте двадцати пяти лет.

Так же читайте биографии известных людей:
Обри Доллар Aubrey Dollar

Обри Доллар - американская актриса кино и телесериалов. Родилась 23 сентября 1980 года.Обри Доллар снимается в кино с 1992 года. Первой работой..
читать далее

Объект насмешек Obekt nasmeshek

Первая группа, прорвавшаяся на клубную сцену Петербурга и добившаяся успеха благодаря серии коротких и эффектных песен, которые соединяли..
читать далее

Ованес Туманян Ovanes Tumanian

Ованес Туманян - величайший представитель армянской поэзии всех времен, родился в 1869г., в Лори (Северная Армения), в семье священника. Его отец,..
читать далее

Ованес Абелян Ovanes Abelian

Известный армянский актер и театральный деятель, народный артист Армянской и Азербайджанской ССР (1932 г.).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий