Известные люди

»

Олег Смирнов

Олег Смирнов Oleg Smirnov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 11.7.1919
Всего за войну выполнил 404 успешных боевых вылета. Участвуя в 127 воздушных боях, лично сбил 20 и в группе с товарищами 7 самолётов противника.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями, иностранным орденом.

Родился 11 Июля 1919 года в селе Николо - Березовец, в настоящий момент Галичского района Костромской области, в семье служащего. Жил в городе Ярославле. Работал лаборантом на заводе "Свободный труд". Окончил 2 курса Московского института физкультуры и аэроклуб. С Ноября 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов.

С Апреля 1943 года в действующей армии. К Февралю 1945 года заместитель командира эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная вс, 3-й Украинский фронт ) Старший лейтенант О. Н. Смирнов совершил 314 боевых вылетов, в 93 воздушных боях лично сшиб 18 и в группе 6 самолётов противника. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого за войну выполнил 404 успешных боевых вылета. Участвуя в 127 воздушных боях, лично сшиб 20 и в группе с товарищами 7 самолётов противника.

С 1947 года Капитан О. Н. Смирнов - в запасе. Жил и работал в Москве. Был член Советского комитета ветеранов войны. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями, иностранным орденом. Умер 24 Октября 1994 года.

* * *

Олег Смирнов - единственный из лучших лётчиков 31-го истребительного авиаполка, в 1944 году начальник звена в сводной "эскадрилье охотников" Николая Краснова, что уже само по себе было признанием высокого ратного мастерства и доблести, одержавший в её составе 10 побед. Энергичный, храбрый, вечно жаждущий боя с врагом - таким знали его в полку.

Он родился в селе в селе Николо - Березовоц Галичского района Костромской области, где папа его работал на мыловаренном заводе, а мамаша учительствовала. В начале 1930-х годов семейство переехала в Ярославль. В 1937 году Олег закончил ярославскую среднюю школу 36, работал старшим лаборантом на лакокрасочном заводе "Свободный труд", где трудились папа и мама. Комсомолец с увлечением занимался спортом, охотой, рыбной ловлей. В 1938 году Олег уехал в Москву, где поступил в Московский институт физической культуры и спорта, в то же время занимался в аэроклубе Метростроя. Занятия спортом, полёты, прыжки с парашютом закалили Олега, воспитали волю, мужество, смелость, настойчивость, умение стремительно принимать решения, другие качества, необходимые лётчику - истребителю.

После окончания аэроклуба, а к тому времени были закончены и 2 курса института, Смирнов получил ориентация в Черниговскую военную авиационную школу. Было это в 1941 году.

Окончив лётную школу в Мае 1942 года, он весь год прослужил лётчиком - инструктором, летал на И-15бис и ЛаГГ-3, а в Апреле 1943 года затем переучивания на Ла-5 отбыл на фронт.

В 31-м ИАП, куда попал сержант Смирнов, было у кого поучиться мастерству воздушного боя, хватке истребителя. В полку служили прославленные советские асы - Григорий Онуфриенко, Николай Краснов и другие. У них за плечами был зажиточный боевой навык. "Старожилы" полка учили "молодняк":

- С немцем - смотри в оба ! Фашист хитёр, неопытных так и ловит в ловушки. Изучай его тактику, вечно будь начеку !

Что с врагом трунить воспрещено, юный лётчик понял шибко быстро. Сколько чудесных ребят гибло из - за неосмотрительности, из - за пренебрежения к неприятельскому опыту и тактике.

Боевое крещение юный лётчик принял на Изюм - Барвенковском направлении. Это были тяжёлые воздушные бои. Они требовали напряжения физических и моральных сил. И это натуга он выдержал.

Первый вражеский самолёт Олег сшиб под Харьковом, когда ходил с группой "ЛаГГов" на прикрытие штурмовиков. Тогда на "Илы" напали 4 немецких истребителя. Наши истребители вступили с ними в махач. Задача по прикрытию была выполнена, а на самолёте Олега появилась первая звёздочка.

Второй самолёт был "общим". Его подбил лётчик Каюков, ведущий Смирнова. На бреющем полёте подбитый стервятник уходил в расположение своих войск. Каюков передал по рации:

- Отказали пушки. Добей, Олег !

Смирнов бросился вдогонку и добил самолёт. Возвращаясь на аэропорт, он заметил, как из облаков вынырнул "Мессер" и коршуном ринулся на проходящий у земли дымящийся совдеповский "Ил". Не раздумывая, Олег кинул свой истребитель вниз наперерез врагу и в что ни на есть концевой миг отогнал немца. Спасённым оказался начальник соседнего штурмового авиаполка, тот, что прислал лётчику признательность.

Хорошей школой для истребителя Смирнова стали воздушные бои в дни битвы на Курской дуге. Он понял, что победу в воздухе разрешено приобрести только при тесном взаимодействии со своими товарищами и при взаимной выручке.

Особенно памятными были бои у Днепра в районе Запорожья и Кривого Рога. В ходе Никопольско - Криворожской операции он провёл немного только результативных боёв, сбив за 3 дня 6 самолётов противника.

23 Cентября 1943 года Всесоюзное радио передало радостную весть: освобождён от немецко - фашистских захватчиков городок Ново - Московск. 295-й истребительной авиационной дивизии, принимавшей активное участие в его освобождении, было присвоено имя этого украинского города. В те самые дни в армейской газете и появилась небольшая заметка: "За 3 дня 6 побед !", которая посвящалась нескольким воздушным боям лётчика Олега Смирнова.

Однажды, прикрывая наземные войска, Смирнов заметил два FW-190. Не раздумывая, он устремился в атаку и одного из них сшиб. Вскоре в небе появилась новая группа вражеских самолётов. Смирнов под прикрытием ведомого Попова спикировал и сшиб второй вражеский самолёт. В прочий раз, ведя махач совместно с товарищами супротив 30 FW-190, он пушечным огнем отколол от общего строя два истребителя. Противник заметался и с пикированием хотел покинуть. Но Смирнов сшиб ещё одного врага.

Как - то в районе Николаевки 4 "Лавочкина" были наведены по рации на две группы немецких бомбардировщиков, летевших бомбить подходящие к линии фронта советские войска. Несмотря на 10-кратное превосходство врага, истребители, в составе которых был и Старший лейтенант Смирнов, штурмовали первую, а после этого вторую группу и заставили бомбардировщиков беспорядочно скинуть бомбы на свои войска. Истребители сшибли немного "Юнкерсов", единственный из них был сбит Смирновым.

В прочий раз 6 Ла-5, ведомые Смирновым, прикрывали действия наземных войск и встретилась с 30 вражескими самолётами. Враг и на тот самый раз понёс серьёзные потери. В этом бою Смирнов сшиб 2 самолёта - Ju-87 и FW-190, а третий самолёт заставил усесться на нашей территории и сдаться пехоте. Ещё 2 самолёта были сбиты другими лётчиками. Потеряв 5 самолётов, бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы и повернули назад.

28 Ноября 1943 года в начальный и завершающий раз за войну Ла-5 Смирнова был сбит в районе Кривого Рога, сам он приземлился с парашютом. В тот день 4 истребителя Ла-5 барражировали вдоль линии фронта, углубившись на 15 - 20 километров и сторону врага. Ведущий группы Лейтенант Быстров вёл первую пару, Олег Смирнов - слегка позади и выше - вторую.

Лётчики зорко всматривались в голубую даль и волновались: неизвестно откель могут явиться самолёты противника, в каком числе, какие по типам, выше или ниже. Но вот на юго - западе, немного выше "Лавочкиных", показались 6 точек - истребители Ме-109F.

Волнение безотлагательно прошло. Быстров передал команду по радио: "Перестроиться в правый пеленг !"

"Мессеры" уже вытянулись в цепочку и с левым разворотом ринулись на "Лавочкиных". Но те ждали атаку и загодя предвидели её ориентация. Поэтому атаки обеих групп начались на встречных курсах и сошлись в лобовую: "Мессеры" - сверху вниз, "Лавочкины" - снизу вверх.

Кому - то из советских лётчиков удалось запалить единственный Ме-109, он задымился и круто пошёл к земле. Но лобовая штурмовая вылазка скоротечна. Самолёты разошлись после этого атаки и грубо набирали высоту, чтобы занять выгодное положение. Вскоре началась обычная "карусель" в горизонтальной плоскости. Тут смотри в оба - гонись за врагом, но не забывай о своём тыле.

Замыкающий "Мессер" немного оторвался от своей цепочки и броско отстал. Смирнов незамедлительно это заметил и, передав по радио своему ведомому - молодому лётчику, что идёт в атаку, пошёл на сближение.

Сзади "Мессера" потянулся сизо - чёрный хвостище. Смирнов положил самолёт в левый разворот... Дистанция проворно сокращалась: 200 метров, 150... "Пора !" - решил Олег.

Но в свое время чем вскрыть пламень, лётчик всё же оглянулся вспять, чтобы удостовериться в надёжности своего прикрытия с тыла. И прямо - таки обмер от неожиданности. Ведомого позади не было, а жестко в хвостище, метрах в 25 пристроился к нему "Мессер". Встрой ли сознательно, скорее интуитивно, Смирнов кинул самолёт на спину, надеясь покинуть переворотом из - под удара. Но в тот же момент раздался треск, в кабине запахло гарью, а рядом кометами мелькнули две огневые смертоносные трассы.

"Попал из пушек", - понял Смирнов. Быстро овладев собой, Олег попытался перевести самолёт в простой штопор, но тщетно: перебитые рули не действовали. Самолёт резво шёл вниз. Оставалось одно - парашют.

На земле шёл махач. Судя по разрывам и пожарищам, парашют опускался на территорию, занятую врагом, приблизительно в 2 километрах от своих войск. Но что это ? Дым от пожарищ тянулся в сторону советских войск. Как лучик солнца, блеснула надежда: "Ветер отнесёт к своим".

Примерно на высоте 500 метров парашютист находился над самой линией фронта. Немцы, заметив, что лётчика относит, открыли по нему пламень из зениток. "От двух смертей ушёл, третья нависла, - с тревогой подумал лётчик. - По мне бьют, а я болтаюсь в небе". Не мешкая, Олег подтянул стропы и с резким скольжением спустился на землю. На чьей территории он произвёл посадку, Олег не знал, потому, приземлившись, он моментально сбросил парашют и укрылся в воронке. Всё - таки линию фронта он перетянул метров на 200. Вскоре Олег был в окружении бойцов, доставивших его на КП, а потом и на аэропорт.

Получив новоиспеченный самолёт, Олег Смирнов отомстил врагам за первое своё разгромление.

Позднее Смирнов сражался под Одессой и в Молдавии, принимал участие в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии. Но в особенности "урожайным" для Смирнова было небеса Будапешта. Здесь он сшиб 11 "Фокке - Вульфов". Счёт сбитых им вражеских самолётов приблизился к 20. Последние 2 "Мессера" ладный лётчик - истребитель сшиб у Вены.

С Апреля 1945 года заместитель командира эскадрильи 31-го ИАП Старший лейтенант О. Н. Смирнов летал на Ла-7 с бортовым номером "37", в стандартном камуфляже полка того времени: серо - голубой низ самолета, тёмно - зелёный с чёрными пятнами верх.

9 Мая 1945 года наступил день Победы над фашистской Германией. В это время Гвардии капитан Смирнов находился в Чехословакии. Для него битва ещё не кончилась. Он участвовал в разгроме фашистской группы войск, отказавшихся капитулировать. Это были последние атаки, принесшие окончательное отбояривание народам Европы от коричневой чумы.

За время Великой Отечественной войны он провёл 120 воздушных боёв, совершил 404 успешных боевых вылета, сшиб 20 вражеских самолётов лично и 7 в группе ( из лично сбитых: Ju-52, 2 Ju-88, 4 Ju-87, 3 Ме-109, 10 FW-190 ).

Родина приподнято оценила геройский поступок своего сына. Бесстрашный воздушный воин награждён 6 орденами, югославским орденом "Партизанская Звезда" 1-й степени, болгарской медалью "Отечественная битва 1945 года", медалью "За отвагу" и многими другими медалями. 18 Августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Таков его результат войны. Ну, а когда Олег Николаевич начинал припоминать о прошедшей войне, то в памяти его завсегда всплывало совершенно иное. Не цифры, не награды, а люди, места, события. Люди - боевые товарищи и враги. Места - родные и зарубежные. События - суровые, с победами и невозвратимыми потерями...

В 1947 году лётчик демобилизовался из армии, работал на Московской фабрике художественных изделий. Выйдя на пенсионную выплату, вёл большую общественную и военно - патриотическую работу посреди молодёжи.

Так же читайте биографии известных людей:
Олег Ильин Oleg Ilin

В ЭТОТ день супруги Ильины приехали на службу, чтобы получить отпускные деньги. Они собирались поехать к друзьям в Мурманск. Там их ждала рыбалка и..
читать далее

Олег Козлов Oleg Kozlov

Звание Героя Российской Федерации рядовому Козлову Олегу Анатольевичу присвоено Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года 1965..
читать далее

Олег Кокушкин Oleg Kokushkin

Звание Героя Советского Союза Олегу Иоильевич Кокушкину присвоено посмертно 17 октября 1943 года за личное мужество и умелое руководство полком во..
читать далее

Олег Кошевой Oleg Koshevoy

В августе 1942 года в Краснодоне нелегально стали создаваться антифашистские группы из числа активных комсомольцев и молодежи. Одну из таких групп..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий