Известные люди
»Оливер Нельсон
Рождение: США, 4.6.1932
4 июня 2002 г. исполнилось бы 70 лет одному из крупнейших американских джазовых композиторов и аранжировщиков, а также талантливому саксофонисту Оливеру Нельсону. Он скончался в октябре 1975 г. на 44-м году жизни.
Конечно, ранняя конец художника - нисколько не знак его гениальности, но удивляет тот факт, что многие великие джазмены нечасто доживают до преклонных лет. В различие от Паркера, Долфи и Колтрейна Оливер Нельсон не был новатором, но поражают объем и художественное свойство оставленного им творческого наследия.
Нельсон был одним из шибко немногих людей в джазе, о которых разрешено изречь, что они были композиторами в полном смысле этого слова. В принципе наличие композитора в импровизационном искусстве джаза достаточно сомнительно. Авторы 12- или 32-тактовых тем для импровизаций, которых именуют в джазе композиторами (более того такие гениальные, как Телониус Монк), конечно, не подпадают под это определение по той элементарный причине, что создание музыкальной темы в джазе - просто естественная и составная доля импровизационного процесса. Ведь и в традиционном, и в современном джазе архитектура джазовой пьесы - это задача с вариациями. Композиция начинается и завершается темой. К тому же тактовая архитектура темы диктует структуру квадратов импровизации.
В довоенном джазе понятие 'джазовый композитор' применялось только к творчеству одного человека - Дюка Эллингтона. В послевоенном джазе с усложнением джазовой формы и заметным усилением влияния академической музыки в цифра композиторов попали Чарли Мингус, Джордж Рассел, Джон Луис, Энтони Брэкстон, Энтони Дэвис, да, пожалуй, ещё Карла Блей. В любом случае джазовых композиторов, равных по масштабу дарования великим джазовым импровизаторам, - от Армстронга до Майлса Дэвиса, Паркера и Колтрейна - раз-два и обчёлся. Это редкие птицы в джазовых лесах. И вот Оливер Нельсон из их числа. Он не только автор джазовых произведений большущий формы - словно бы семичастной сюиты 'Афро-американские зарисовки' - но и строй опусов камерной музыки - духового квинтета, музыки для контральто и струнного квартета и других. К тому же Нельсон, будучи уже опытным и талантливым джазовым саксофонистом, - он в равной мере превосходно играл на альт- и тенор-саксофонах - получил научные степени по композиции в двух американских университетах.
Работы Нельсона немаловажно расширили эстетические границы джаза, углубили его музыкальное содержание, привнесли в искусство джаза новые для него выразительные средства. Однако он не был ни авангардистом, ни сторонником так называемого 'третьего течения', стремившегося сплавить джаз с музыкой академической традиции. Его джазовые композиции были постоянно тональны, их ритмическая архитектура регулярна, музыкальные темы мелодичны, а художественный язык восходил к блюзовым корням.
Оливер Эдвард Нельсон родился 4 июня 1932 года в Сент-Луисе в негритянской музыкальной семье. С 6 лет играл на фортепиано, с 11 - на саксофоне. В 1947-48 годах молодой Оливер был уже ведущим солистом в биг-бэндах Джетера Пиларса и Джорджа Хадсона. А в 1950-51 годах работал в Нью-Йорке в ансамбле Луиса Джордана. С 1954 по 1958 год изучал композицию в Вашингтонском университете, а далее в университете Линкольна в штате Миссури. После этого Нельсон возвратился в Нью-Йорк, где в конце 50-х играл в биг-бэндах Луиса Белсона и Эдди 'Локджо' Дэвиса. В 1961 году его берет в свой оркестр Дюк Эллингтон. Одновременно Нельсон руководит собственными ансамблями разных составов и записывает с ними серию альбомов. Много времени уделяет аранжировкам для биг-бэндов и композициям для своих ансамблей, в которые привлекает, в частности, таких выдающихся музыкантов, как саксофонисты Эрик Долфи и Джонни Ходжес, трубачи Кенни Дорэм и Фредди Хаббард. Именно к этому периоду относятся такие обширно известные альбомы Оливера Нельсона, как 'Blues and the Abstract Truth' и 'More Blues and the Abstract Truth', а кроме того его пластинки с участием Долфи.
С середины 60-х Нельсон существенно сокращает свои выступления и сосредоточивается главным образом на композиторской работе. К этому времени относятся и его произведения академической музыки. Тогда же он собирает и руководит большими джазовами оркестрами, с которыми записывает свои новые композиции; хоть отбавляй работает на телевидении и в кино, начинает преподавать в музыкальных школах и консерваториях. В новых работах Оливера Нельсона всё явственнее ощущается воздействие современной ему академической музыки - в частности, музыки Бартока и Стравинского - хотя воздействие это никак не поколебало фундаментальную джазовую основу музыкального мышления молодого композитора и саксофониста.
В 1967 году Оливер Нельсон перебирается в Лос Анджелес, а в 69-м во главе септета отправляется на гастроли по африканским странам. В 1970-м он записывает весьма успешный альбом собственных аранжировок под названием 'Black, Brown and Beautiful'. Понятно, что наименование этого альбома - парафраз названия эллингтоновской сюиты 'Черное, коричневое и беж'. Вообще-то влияния музыки Дюка не мог, по-видимому, избежать ни единственный обстоятельный джазовой композитор. И хотя в числе своих джазовых композиторов-фаворитов Нельсон называл только Гила Эванса и Джорджа Рассела, в его аранжировках для биг-бэнда видно ощущается импрессионизм и цветокрасочность, навеянные эстетикой музыки Эллингтона. А в завершающий отрезок времени творчества - в первой половине 70-х - наследие Дюка Нельсон уже совмещает с 'абстрактной истиной' европейской академической традиции. Как это ни безрадостно, но приходится признать, что Оливер Нельсон ещё не занял в истории джаза подобающего ему места. Похоже, он опередил близкое время, и в текущий момент, больше чем сквозь четверть века позже кончины, время его пришло.
Скончался Оливер Нельсон 28 октября 1975 года на 44-м году жизни в Лос-Анджелесе в расцвете творческих сил, замыслив создание серии сочинений крупной формы. Но и написанного и записанного им совершенно довольно, чтобы причислить замечательного музыканта к лику выдающихся мастеров современного джаза, оказавших решающее воздействие на формирование джазового искусства второй половины ХХ века. Не претендуя на новаторство, Оливер Нельсон синтезировал в своей музыке достижения искусства композиции и аранжировки множества джазовых стилей и направлений, подведя художественный результат уходящим в эпоху свинга попыткам органичного соединения композиции и импровизации, - попыткам соединения письменной и устной музыкальных культур афро-американской музыки, получившей странное и до сих пор не разгаданное до конца наименование 'джаз'.
Так же читайте биографии известных людей:
Оливер Рид Oliver Reed
Британский артист Оливер Рид родился в пригороде Лондона Уимблдоне. В двух солидных киноэнциклопедиях он проходит в категории "дородный, солидный"..
читать далее →
Оливия Ньютон-Джон Olivia Newton-John
Родившаяся в Англии и получившая образование в Австралии, Оливия Ньютон-Джон сейчас прочно обосновалась в Америке и по всем энциклопедиям..
читать далее →
Оливия Уайлд Olivia Wilde
Оливия Уайлд родилась в Нью-Йорке, в семье Лесли Кобёрн, продюсера телепередачи 60 минут, и журналиста Эндрю Кобёрна. Оливия внучка знаменитого..
читать далее →
Оливия Хасси Olivia Hussey
Оливия Хасси - британская актриса родом из Аргентины. Родилась 17 апреля 1951 года.Оливия Хасси дебютировала в кино в 1965 году. В 1968 году Оливия..
читать далее →