Известные люди

»

Ольга Ваксель

Ольга Ваксель Olga Vaxel Карьера: Поэт
Рождение: Россия, 18.3.1903
Она сама оборвала этот странный, полувоздушный роман, в стиле Серебряного века, но кто знает теперь может не раз потом за два года в далеком Осло вспоминала слова и мечты Мандельштама о поездке в Париж, о горячем чае в холодной его квартире, о встречах в Фонтанном дворце, где жила Ахматова и где собирались поэты известные и не очень и до глубоких белых ночей читали стихи...

Когда на выстрел револьвера вбежали в комнату, было сверх меры поздненько... Странно, ее тонкие прелестные черты без малого не исказила конец... Просто они стали ещё тоньше, но в настоящее время в них как бы сквозила безмятежность... Может быть, в Смерти она, в конце концов нашла то, что искала? Обезумевший от горя супруг позже найдет и бережно сохранит в ящике своего кабинетного стола все, что так краткосрочно - неполных два года - связывало его с обожаемым Лютиком - Ольгой Ваксель. Среди бумаг и писем, дневников и мемуаров, крайне тонко и занятно написанных - им ещё предстоит быть узнанными широкой публикой нашел Христан-Иергенс Винстендаль - норвежский дипломат, бывший вицеконсул в Ленинграде - листочек с такими вот стихами:

Я расплатилась щедро, до конца

За отрада наших встреч, за нежность ваших взоров,

За прелесть ваших уст и за распроклятый городок,

За розы постаревшего лица.

Теперь вы выпьете всю горечь слез моих,

В ночах бессонных неторопливо пролитых...

Вы прочитаете мой длинный-длинный свиток

Вы передумаете произвольный, всякий стих.

Но чрезмерно тесен рай, в котором я живу,

Но сверх меры сладок яд, которым я питаюсь.

Так, с каждым днем себя перерастаю.

Я вижу чудеса во сне и наяву,

Но недоступно то, что я люблю, в текущий момент,

И только одно соблазн: забыться сном и не очнуться,

Всё ясно и без труда - сужу, не горячась,

Все ясно и легко: покинуть, чтоб не возвратиться...

Кто же была все-таки эта дама, которая "ушла, чтобы не вернуться", так без затей решив все для себя и оставив загадку для других?.. Впрочем, эту загадку чуть-чуть кто пытался разгадывать.

Ольга Александровна Ваксель родилась 18 марта 1903 года в г. Паневежис (Литва). Она принадлежала к старой петербургской интеллигенции, хорошему дворянскому роду. Мать ее, Юлия Федоровна Львова - известная в петербургских музыкальных кругах пианистка и композитор, была дочерью политкаторжанина - петрашевца Федора Николаевича Львова и, как не парадоксально, близкой родственницей автора знаменитого царского гимна "Боже, царя храни", известного скрипача и композитора, создателя хоровой капеллы, Алексея Федоровича Львова.

Отец Ольги Александровны, Александр Александрович Ваксель - потомственный боевой, служил в Кавалергардском полку, вышел в отставку, был предводителем местного дворянства, и как обыкновенный дворянин сберег "гусарские привычки" - его кутежи и охоты славились на всю округу. Вскоре вслед за тем женитьбы и рождения дочери (в 1905 году) супруги Ваксель разъехались и мама, решительная и волевая дама, увезла девочку в Петербург.

Ольга, или Лютик, как ее называли родные, до времени проявила тонкие художественные и музыкальные способности, начала обучаться рисованию, играла на рояле и скрипке, сильно до времени научилась уяснять текст и читала сильно непочатый край. Училась неизменно добро, гладко. Да по иному и не могло быть в привилегированных частных школах и старинном дворянском женском институте Св. Екатерины - с их строгими правилами, жесткой дисциплиной. Но потрясающе - при кажущейся казенности и всеобщей обязательности манер, правил этикета, знания языка эти заведения зачастую накладывали на человека, окончившего их какой-то особый отпечаток - изысканности, редкости, неповторимости что ли... А может, несложно менялась пора, и то, что было нормою, становилось удивительным? (К сожалению).

Вот некоторые из отзывов родных и близких знакомых Ольги Александровны Ваксель: "Лютик была красива. Светло-каштановые волосы, зачесанные вспять, темные глаза... Ни одна из фотографий не передает ее тонкую одухотворенную красоту... Она была необыкновенной, незаурядной женщиной. Чувствовался ум, бесповоротный нрав. И в то же время ощущалась какая - то трагичность" (Ирина Чернышева - близкая подружка Ольги)

"Ей нравилась острота жизни. Могла без труда увлечься, влюбиться... Влюблялась она без памяти и первоначально все было славно. А после этого скука, полное разочарование и весьма стремительный разрыв. Это была ее природа с которой она не могла совладать... Браки ее проворно заканчивались. Она уходила и все оставляла. Её мощный нрав оказывал воздействие на других. Заставлял как-то подтягиваться, что ли. Лютик делала непочатый край глупостей, но неизменно чувствовалось, что она выше окружающих на немного голов... "(Елена Тимофеева, также одна из близких подруг, та что до конца жизни сберегла память о ней, ее вирши и ученические тетради... Она продолжает.) "В ней не было ничего такого, что называют мещанством... За модой не гналась ни при каких обстоятельствах, но все в ней казалось модным и полным изящества... Анна Ахматова сказала о ней: "Ослепительная красавица".

От признанной всеми чаровницы Ахматовой тяжело было ждать эдакий похвалы, тем больше, Анна Андреевна, вне сомнения знала, что Николай Степанович Гумилев пытался ухаживать за Ольгой Александровной вплоть до ее брака с А.Ф. Смольевским, которого он выдерживать не мог! Ухаживал основательно за Ольгой и брат Осипа Мандельштама, Евгений, более того был с нею помолвлен, ездил на Кавказ, куда она отправилась переводить дух с маленьким сыном, но все закончилось размолвкой и поздними сожалениями "О том, что Лютик от него ускользнула..."

Да она ускользала и упархивала от многих, но так ли уж легка и беспечна была ее существование, как на первостепеннный точка зрения казалось подругам, пускай и ближайшим?

Выйдя замуж в июне 1921 года за Смольевского - преподавателя математики и механики в Институте путей сообщения - предмет своей давней детской влюбленности (о, она влюблялась с 10 лет - знак раннего развития души и бурных страстей - вспомним Лермонтова и Байрона!), она вынуждена была покинуть учебу на всевозможных курсах, на которые записалась, так как супруг требовал ее постоянного присутствия дома, хотя сам был днями занят в институте. Оставаясь в доме одна, в промежутках между всяческими бытовыми хлопотами, Ольга самозабвенно писала вирши, а вечерами сообща с мужем проверяла работы студентов. Арсению Федоровичу был немного чужд ее восторженный и тоненький внутренний мир, он смеялся над ее стихами, долговременно не хотел иметь в распоряжении ребенка, но Ольга Александровна настаивала, считая, что дитятко укрепит их союз, и ее существование будет располагать внутренний толк. Однако, вскоре вслед за тем рождения сына (в ноябре 23 года) она нелегко захворала и чуть-чуть не умерла. Врачи признали острую форму менингита, последствиями которого остались острые периоды подавленного настроения в осеннее время. Семейный разлад обострялся, Ольга ушла от мужа и добилась развода, что было нелегко: А.Ф. Смольевский не давал развод, преследовал Ольгу письмами раскаянья, мелко шпионил за нею, устраивал бурные скандалы и в конце концов, нанес завершающий потрясение, оставил у себя сына, запретив матери прибывать к нему.

Чтобы удрать от отчаянья, разыскать употребление своему внутреннему богатейшему потенциалу, Ольга стремится нарыть работу, получить независимость.

К этому времени относится начало ее занятий в производственной студии "ФЭКС" - "Фабрика эксцентрического актера" - и встречи с Осипом Мандельштамом и его женой Надеждой Яковлевной.

Осип Мандельштам, помнивший Ольгу ещё подростком дворянского института, которую он навещал сообща с близким другом ее семьи Максом Волошиным, был сражен в два счета!

Кто может забежать в душу поэта и заявить, как развивается влюбленность? Кому это под силу?..

Осип Эмильевич вообще был сильно влюбчивым человеком, "тонким ценителем тонких душ", как было сказано где-то позднее, а тут ещё и родственная природа - сошлись два человека близких духовно, с общностью интересов... Это был не вполне естественный роман. Ольга Александровна познакомилась с Надеждой Яковлевной, крайне полюбила эту "умную, теплую и сердечную женщину", как писала она сама в своих воспоминаниях. Ее смущал и мучил, а изредка и смешил тот треугольник, тот, что образовался из-за чувств поэта к ней.

Он настойчиво приглашал ее к себе домой, говорил ей о чувствах, о том, что увлечен ею. "Он был большим поэтом и неудачником в жизни" - заметит в своих мемуарах Ольга Ваксель, хотя ее саму Надежда Мандельштам назовет "беззащитной принцессой из волшебной сказки потерявшейся в этом мире"

Беззащитная принцесса не говорила признанному поэту, что пишет вирши и пишет основательно (сохранилось примерно 150 ее стихотворений и набросков в рукописях). Она считала это частью своего внутреннего мира. И предпочитала выслушивать рифмы Мандельштама, отрывки из его переводов, правленые рукою Надежды Яковлевны...

Вероятно она не оставалась равнодушной к проявлениям чувств поэта, к его строкам, написанным тайно и посвященным ей.

Но она не могла хватать то, что не принадлежало ей. Она не могла предать женщину, которую считала подругой и которая уже начинала лицезреть, ревновать и маяться... Осип запутался совсем во всех этих противоречиях и было жаль на него взирать... "Для того, чтобы узреть меня избыточный раз и произносить о своей любви ко мне, он изыскивал всевозможные способы встреч... Он крайне цеплялся за остатки здравого смысла", - с горечью пишет Ольга Александровна.

"Однажды он снял номер в "Англетере" и назначил мне встречу там, Чтобы переговорить о том, что касается только нас. Я загодя знала, что это будет и пришла изречь, что мне все это надоело и я больше не смогу случаться у них, он пришел в этакий страх, плакал, становился на колени, уламывал меня жалеть его, говорил в сотый раз, что он не может без меня существовать и так дальше... Скоро я ушла и больше у них не бывала", - продолжает Ольга Александровна... "Я ничего не слыхала о Надюше (Н.Я. Мандельштам) в течение трех лет, покуда не приехала на съемки в Детское Село, где мы мельком и увиделись с нею..."

Она сама оборвала тот самый чудаковатый, полувоздушный роман, в стиле Серебряного века, но кто знает ныне может не раз вслед за тем за два года в далеком Осло вспоминала слова и мечты Мандельштама о поездке в Париж, о горячем чае в холодной его квартире, о встречах в Фонтанном дворце, где жила Ахматова и где собирались поэты известные и не крайне и до глубоких белых ночей читали вирши...

Стихотворения Мандельштама посвященные "беззащитной Принцессе" носят сильно свой нрав и не разрешено уверовать тому, что весть о ее смерти он принял индифферентно, как сказала позже его вдова.

Чем же втолковать тогда глухую ревность и ненависть к Ольге Ваксель спрятанную в несправедливых, неправильных строках Надежды Яковлевны в ее "Второй книге" воспоминаний?.. Болью отвергнутой Женщины, больше ничем, ибо как говорила о ней Ольга Александровна, "Она завсегда претендовала на монополию"... Это, конечно, было полным правом жены Поэта. Не об этом в текущее время разговорчик.

Он нежно звал ее: "Миньона" - за ее тоску по солнцу и югу. Она уехала в далекую пасмурную Норвегию... Чтобы там позабыть его? Чтобы там припоминать его?.. Чтобы покинуть, оставив близким и немногим друзьям легкую, как дымка вуали, загадку своей трудной и яркой жизни и загадку тайной, оборванной любви, о которой чуть-чуть кто знал.

Лишь один раз у него в стихах вырвется: "Я тяжкую память Твою берегу". А она и нисколько промолчит, ибо мемуары писались под диктовку...

Останутся четыре бессмертных стихотворения с посвящением ей и заметка Ахматовой на полях рукописи - книги: "Кто такая Ольга Ваксель мы не знаем...".

Так же читайте биографии известных людей:
Ольга Чюмина Olga Chyumina

Талантливая поэтесса и переводчица.
читать далее

Ольга Аросева Olga Aroseva

Ольга Аросева - известная советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Родилась 21 декабря 1925 года.Ольга Аросева..
читать далее

Ольга Будина Olga Budina

Ольга Будина - известная российская актриса театра и кино. Родилась 22 февраля 1975 года.Ольга Будина является Лауреатом Государственной премии..
читать далее

Ольга Волкова Olga Volkova

Народная артистка РФ (1993)В кино Ольга Волкова - с 1965 года. Первоначально она снималась мало и в основном в эпизодических ролях. Самой заметной..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий