Известные люди
»Орест Миллер
Рождение: Германия, 4.8.1833
Миллер Орест Федорович - известный историк русской литературы. Родился 4 августа 1833 г. в Гапсале, в немецкой семье, и был окрещен по лютеранскому обряду, с именем Оскар.
Миллер Орест Федорович - именитый историк русской литературы. Родился 4 августа 1833 г. в Гапсале, в немецкой семье, и был окрещен по лютеранскому обряду, с именем Оскар. Трех лет остался круглым сиротой и был взят на воспитание женой дяди, русской по происхождению. Получил превосходное домашнее образование. Под влиянием архимандрита Платона (в дальнейшем митрополита киевского), Миллер, 15 лет от роду, совершенно сознательно присоединился к православию. Окончил вектор движения историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Еще раньше написал стихотворение "На кончина Жуковского" (в "Северной Пчеле", 1852), патриотическую драму "Подвиг матери", историческую драму в стихах "Конрадин". Его "Исторические очерки поэзии", печатавшиеся в "Журнале Министерства Народного Просвещения", вошли в известную диссертацию его: "О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных" (Санкт-Петербург, 1858). Научные достоинства диссертации жутко малы. Уже самый-самый отбор задачи - обозреть в небольшом исследовании руководящие идеи литературы всех времен и народов, вел к поверхностности и предвзятости. Материал взят не из первоисточников, а их руководств и пособий, по преимуществу - из книги гегельянца Розенкранца: "Die Poesie und ihre Geschicgte". Следуя методу Розенкранца, Миллер раздавал аттестации дохристианским литературам с точки зрения христианства, не обинуясь, в частности, объявляя греческую мифологию и литературу безнравственными. Научные недостатки книги, главным образом, ее ложное касательство к народному эпосу, были указаны А.А. Котляревским в "Атенее". Имя Миллера стало притчей во языцех вслед за тем необыкновенно-резкой рецензии Добролюбова в "Современнике" ("Сочинения", т. II). Негодование Добролюбова книжка Миллера возбудила проповедью аскетического самоотвержения и подавления своей личности. Эта проповедь в устах Миллера была выражением его истинно-благородной натуры, но Добролюбов не знал Миллера лично и судил только слабую диссертацию, риторически надутый манера которой заслонял искреннее воодушевление автора. Критику показалось, что он имеет занятие с карьеристом, фарисейски говорящим о самоотречении, чтобы под этим флагом провести угодливое преклонение перед авторитетом. При огромном распространении сочинений Добролюбова и без малого полном незнакомстве с писаниями Миллера, ютившимися в самых нераспространенных изданиях, все, до середины 70-х годов, имели представление о Миллере только по этой рецензии. Ни единственный журнал не принял возражений Миллера на рецензию. Когда ему в 1859 г. предложили прочесть в зале 2-й гимназии публичную лекцию по случаю юбилея Шиллера, он сам поставил условием, чтобы на входных билетах не было его имени. Только 5 лет через учебное руководство с здоровый неохотой согласилось утвердить его приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. В начале 60-х годов круг занятий Миллера грубо изменился. Выходившие тогда собрания народных песен Киреевского и Рыбникова явились для него новым откровением. Он отдался изучению народной словесности; все народное стало для него священным. В 60-х годах господствовало мифологическое толкование народного творчества; во всякой подробности былин и песен усматривалась глубочайшая сокровенная символизация. Миллер довел увлечения мифологической школы до последних крайностей; огромная докторская диссертация его: "Илья Муромец и богатырство Киевское" (Санкт-Петербург, 1870), несмотря на массу труда, в нее вложенного, на громадный и впервой собранный тут сравнительный материал, в настоящее время никакого научного значения не имеет. Ей вредило и влечение автора явить нравоучительную сторону былинного эпоса. Мифологическое толкование эпоса отбрасывало зарождение былин до отдаленнейшей, доисторической древности; это не помешало Миллеру вручить эпосу толкование бытовое, признать его выразителем русских народных идеалов. Тот же Илья Муромец, махач которого с сыном словно бы означает, что "бог громовник, производя, т. е. порождая тучи, сам их уничтожает", путем логического скачка является, вкупе с тем, у Миллера олицетворением глубины понимания русским народом сущности христианс
тва, как религии заботы о ближнем и о правде. Диссертации предшествовал учебник: "Опыт исторического обозрения русской словесности" (2-е изд., Санкт-Петербург, 1865), доведенный до монгольского периода, с отдельной хрестоматией к нему (2-е изд., Санкт-Петербург, 1866). При всех своих мифологических крайностях, "Опыт" сослужил большую службу, впервой введя в преподавание подробное ознакомление с народной словесностью. В конце 70-х годов Миллер энергично полемизировал с В.В. Стасовым по вопросу о возможном происхождении былин. Изучение народной словесности сделало Миллера приверженцем славянофильства, в его первоначальном идеалистическом виде, свободном от казенного патриотизма. Если Миллер с восторгом относился к древней Руси, то в силу того что, что видел в ней господство общинного духа, "народосоветие" и торжество истинно-христианских начал. Он молитвенно относился к реформам Александра II, мотивируя родное благоговение формулой адреса старообрядцев: "в твоей новизне старина наша слышится". На точку зрения старого славянофильства и его любви к свободе становился Миллер и в своей весьма видной деятельности по славянскому комитету. Энергичный член совета, в 70-х годах более того друг председателя, Миллер немного подходил к общему характеру этого общества; его терпели, вследствие того что что он был именитый оратор, привлекавший на общие собрания большую публику, и притом публику необычную, равнодушную или более того враждебную к общему направлению комитета, но отзывчивую к искреннему призыву Миллера братски придти на содействие угнетенным единоплеменникам. Речи и статьи его по славянскому вопросу собраны в книге: "Славянство и Европа" (Санкт-Петербург, 1877). Главный тезис ее: "Общинность и равноправность - вот она, славянская правда". Верный этому девизу, Миллер ни в жизнь не превращал славянофильство в русофильство и в польском вопросе радикально расходился с Катковым: его защиту "реальных интересов" России Миллер считал "грубым материализмом". Направление "Московских Ведомостей" постоянно было сильно несимпатично Миллеру; он ни при каких обстоятельствах не стучался в двери катковских изданий, хотя там сильно с охотой печатали бы его статьи. Желание разграничить славянофильство от Каткова было причиной тяжелого удара, постигшего Миллера незадолго до смерти. Когда Катков, летом 1887 г., умер, Миллер в одной из первых же лекций осеннего семестра 1887 г. грубо охарактеризовал тяготение Каткова "слить Россию с пути освобождения ее народных и общественных сил". Появление лекции в "Русском Курьере" (1887, 267) повело за собой отставку Миллера, которого рядом этого же времени подверг систематическому преследованию "Гражданин". - С выходом в 1870 г. докторской диссертации чисто научная занятие Миллера без малого заканчивается и не идет дальше рецензий и небольших заметок. В 70-х и 80-х годах Миллер, главным образом, посвящает свою литературную дело работам критического характера. В ряду их наибольшей известностью пользуются "Русские писатели после этого Гоголя", первоначально составившиеся из прочитанных в 1874 г. публичных лекций (5 изд.). Критическим талантом Миллер не обладал; он писал вяло и бледно, а главное, у него не было самостоятельной точки зрения на разбираемых писателей, и в каждом этюде он подчинялся одному какому-нибудь властному авторитету. Руководителями его были то Страхов, то Аполлон Григорьев, то Добролюбов. Он разбирает наших корифеев, идеально оставляя в стороне их непосредственно-литературные достоинства и рассматривая только общественное содержание и важность их произведений. Вэтого больше преклоняется он (в позднейших изданиях) перед Достоевским. Он написал ещё море разбросанных по разным журналам этюдов об Алексее Толстом, Майкове, Полонском, Гаршине, Надсоне, Мережковском, Минском, Щеглове и др., и книжку: "Глеб Ив. Успенский. Опыт объяснительного изложения его сочинений" (Санкт-Петербург, 1889). Лучшая количество духовного наследия Миллера - память о нем, как о профессоре и самоотверженном друге университетской молодежи. Занимая кафедру (до 1870 г. в качестве доцента), он явился на ней одним из виднейших представителей того типа профессоров-
учителей правды, во главе которых стоит Грановский. Не ударяясь в узкую и сухую специализацию, он в своих лекциях сумел объединить содержательность со стремлением провести в рассудок слушателей начала истинного человеколюбия и продуманной любви к родине и народу. Курсы его были всего менее банальны. Он начальный стал стопориться с особенной подробностью на народной литературе, основополагающий вводил в свои курсы и литературу раскольничью, которую до него профессора словесности нимало игнорировали. Из явлений древнерусской духовной жизни он в особенности выдвигал такие эпизоды, как, к примеру, баталия между суровыми формалистами-последователями Иосифа Волоцкого и проникавшими в сущность христианского учения "заволжскими старцами". Лектор он был сверкающий, хотя и в приподнятом стиле; внимать его нередко собирались студенты со всех факультетов. Практическая дело Миллера на пользу студентов беспримерна и стоит абсолютно особняком. Главный участник и основатель общества вспомоществования студентам Санкт-Петербургского университета, он отдавался ему с полным забвением своих собственных интересов. Дверь его квартиры в течение всего дня была открыта для всех нуждающихся; он ни в жизнь не сердился, от какой бы спешной работы его ни отрывали, и завсегда с той же сердечной ласковостью выслушивал просителей. Помогал он всеми способами: и хлопотами в разных учреждениях, и приискиванием занятий, и пристраиванием рукописей в редакциях, и писанием рекомендательных писем, а чаще всего - деньгами. Он крепко держался правила: лучше вручить десяти недостойным, чем отказать одному достойному. Доброта его была всем известна, ей просторно пользовались и злоупотребляли; нередко он идеально истощал свои скромные, но для одинокого человека все-таки не малые средства. В этих случаях, не имея фактической возможности подсобить, он сильно страдал. Сохранился расклад, как в одну из таких минут безденежья он дал абсолютно незнакомому ему студенту-просителю для заклада свой профессорский фрак. Миллер умер от разрыва сердца 1 июня 1889 г. Наиболее обстоятельная жизнеописание Миллера написана Б.Б. Глинским (Санкт-Петербург, 1890; приложена и к 1-му изд. "Русские Писатели") Список его трудов составлен И.А. Шляпкиным (Санкт-Петербург, 1889). С. Венгеров.
Так же читайте биографии известных людей:
Орест Хвольсон Orest Hvolson
Замечательный ученый-физик и педагог с мировым именем, почетный член Академии Наук СССР.
читать далее →
Орест Боровков Orest Nikolaevich Borovkov
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
читать далее →
Орзубек Назаров Orzubek Nazarov
Орзубек Назаров - советский и киргизский профессиональный боксер. Родился 30 августа 1966 года.Орзубек Назаров является 7-ми кратным чемпионом Мира..
читать далее →
Оркестр зачем Orkestr zachem
Не смотря, на то, что группа существует довольно давно, но нынешнему составу чуть больше года. Первый концерт этот состав Оркестра отыграл на..
читать далее →