Известные люди
»Оскар Фельцман
Рождение: Россия, 18.2.1921
О.Б. Фельцман народный артист России, кавалер орденов Дружбы народов, За заслуги перед Отечеством III и IV степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей.
Родился 18 февраля 1921 года в Одессе. Отец Фельцман Борис Осипович. Мать Фельцман Циля Абрамовна. Сын Фельцман Владимир Оскарович (1952 г. рожд.), выпускник Московской консерватории, пианист.
Отец Оскара Фельцмана был известным в Одессе хирургом, специалистом по костному туберкулезу и пользовался репутацией одного из лучших ортопедов города. Помимо основного занятия он профессионально играл на фортепиано. Получив в молодости хорошее музыкальное образование, он до последних дней своей жизни играл произведения великих композиторов.
Музыка с детства стала увлечением Оскара Фельцмана. Из школы он первым делом бежал домой к музыке. Потом с отцом и матерью они по Пушкинской улице шли в филармонию музыка им нужна была как воздух! В трудные 19201930-е годы концертная бытие в Одессе била ключом. В Одессу приезжали лучшие мировые гастролеры. Выдающиеся пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты сменяли дружбан друга.
В 5 лет родители отвели Оскара к Столярскому (это считалось без малого обязательным). Каждый одесский мальчуган должен был показаться знаменитому педагогу. После двух недель занятий на скрипке Оскар заявил: Не хочу игрывать стоя, хочу сидя. П.С. Столярский сказал: Посадите мальчика за рояль. Пусть сидит. Оскар Борисович убежден в том, что композитор должен быть пианистом; в детстве он почувствовал это интуитивно. Игре на рояле он учился у выдающегося профессора Берты Михайловны Рейнбальд, у которой занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие замечательные музыканты. Играл на рояле Оскар недурственно, но родившееся в нем влечение писать свою музыку не давало ему покоя уже с 6 лет. Свою первую фортепианную пьесу он назвал Осень. В дальнейшем крайне одним духом овладел музыкальной грамотой и начал сочинять клавиры. Однажды он сказал отцу, что для того, чтобы строчить ноты, ему нужна доска. Отец заказал доску краснодеревщику Шлегелю, и тот сделал доску легко шедевр столярного искусства. Все дальнейшее творчество композитора оказалось насовсем связанным с этой доской. Она и ныне стоит на его рояле, в центре на пюпитре для нот. Доска стала соучастницей всей его музыки, следуя за ним всюду.
В 1939 году О. Фельцман окончил знаменитую школу имени П.С. Столярского с занесением на Золотую доску почета и отправился в Москву. Он поступил в консерваторию в класс В.Я. Шебалина. На вступительном экзамене на композиторском факультете блестяще приняли его Сонатину для фортепиано. На 2-м курсе ему дали Сталинскую стипендию. За два московских года были взлеты, были и сомнения. Была премьера виолончельной сонаты в Малом зале консерватории. Играл выдающийся музыкант и педагог профессор Козолупов, партию рояля исполнял сам автор.
С началом войны Фельцман эвакуировался в Новосибирск. В этом городе в 20 лет он стал ответственным секретарем Сибирского союза композиторов. На заседания союза приходили выдающиеся композиторы Георгий Свиридов и Владимир Щербачев. В Союз композиторов СССР принимали Кирилла Молчанова, которому на втором рояле Фельцман помогал в показе его фортепианного концерта. Там же были Мравинский, Соллертинский, оркестр Ленинградской филармонии, джаз Утесова. Фельцман писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, к нескольким спектаклям Еврейского театра Белоруссии. Неожиданно в Новосибирск приехал Б.Д. Владимирский, тот, что в то время занимал пост начальника музыкальных учреждений страны. Узнав от композитора В. Щербачева, что в Новосибирске есть младой одаренный композитор, Владимирский обратился к Фельцману с предложением совместно с ним поехать в городок Сталинск, где находился тогда Московский театр оперетты. В день их приезда в театре шла Сильва И. Кальмана. Оперетта ошеломила Фельцмана, он ощутил, что вся его последующая бытие будет связана с опереттой, песней, легким жанром. Он почувствовал неведомые прежде творческие просторы, музыкальные и драматические устремления, а главное не туманную, а ясную мишень.
Московский театр оперетты сделал композитору срочный заказ черкнуть оперетту по пьесе В. Катаева Синий платочек. Он написал музыку за две недели, привлекая для работы над стихами сибирского поэта Льва Кондырева. Работали дни и ночи. Развязка наступила в стиле социалистического реализма в газете Правда пьеса Катаева была разгромлена, а музыка Фельцмана оказалась бесхозной. Знакомство с Московским театром оперетты и доблестной советской критикой состоялось. По прошествии многих лет содружество с этим замечательным театром приносило композитору незабываемое творческое наслаждение и веселье.
В 1941 году в Новосибирске Фельцман женился на студентке дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Евгении Петровне Кайдановской, сибирячке. В Москву они с женой вернулись в 1945 году. Временно поселились у родственников в Кривоарбатском переулке. Жизнь круто поставила вопрос: либо запамятовать так называемый легкий жанр и строчить серьезную академическую музыку, соревнуясь с другими студентами консерватории, либо сделаться на тракт самосовершенствования и ни при каких обстоятельствах в жизни не расставаться с легким жанром. Он пошел по второму пути и ни в жизнь в жизни об этом решении не пожалел. Три послевоенных года оказались для него нелегкими. Однажды, преодолев сомнения, он пришел в Союз композиторов и, сыграв серьезные сочинения, был безоговорочно принят в композиторскую организацию. Тем временем просачивались слухи о больших способностях Фельцмана в легком жанре. Ему предложил совместную работу известный тогда опереточный драматург Илья Рубинштейн. Оскар с азартом начал к работе, и вскоре на сценах периферийных театров появились его музыкальные комедии, и посреди них Чужая ночь, ставшая во многих городах аншлаговым спектаклем. К нему исподволь приходят известность и признание. В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии Воздушный замок (пьеса и вирши В. Винникова и В. Крахта). Премьера совпала со знаменательным событием в жизни страны историческим постановлением ЦК о формализме в музыке, подвергшем разносной критике самых выдающихся композиторов страны начиная с Шостаковича...
В 1952 году состоялись две премьеры в Театре оперетты Суворочка и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко Шумит Средиземное море. Наталия Сац, заведовавшая в те годы детским отделом в Москонцерте, оценила способность Фельцмана одним духом и в аккурат исполнять творческие заказы, и музыкант написал полно детской музыки для ее постановок. Кроме оперетт он начал сочинять музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям. Эта служба знакомила его с режиссерами, поэтами, драматургами. До 1950-х годов он ни в жизнь не интересовался песней, она легко не привлекала его внимания.
В 1962 году Оскар Фельцман написал Концерт для скрипки с оркестром, полновесное сочинение в трех частях, следующее традициям классической формы. В Одессе, а опосля в Москве ему казалось, что песня занятие несерьезное. В. Драгунский и Л. Давыдович немало писали для эстрады. Они предложили Фельцману немного стихотворных текстов для песен. Среди них были и слова песни Теплоход. Он тут же написал для них музыку. Всем знакомым музыка понравилась. Решили, что песню должен исполнять Леонид Утесов. Фельцман сам пошел к Утесову и познакомил его с этой песней. Знаменитый артист согласился ее воплотить в жизнь. Композитор был окрылен этим, хотел строчить новые песни. Он вошел в свежеиспеченный мелодический мир: как показало время навечно. Потом для одной из ежегодных эстрадных программ сада Эрмитаж была написана танцевальная песня на слова Ольги Фадеевой. Фельцман передал ноты известной певице Гелене Великановой, и посредством две недели вся Москва, а за ней и вся держава напевала ставшие позже знаменитыми Ландыши, ландыши....
И тут существование преподнесла несимпатичный сюрприз. Для очередного доклада в ЦК партийным функционерам потребовались примеры пошлости в искусстве или так называемые образцы нарушения норм социалистической чистоты и мудрости. Выбор пал на Фельцмана. Композитора ругали за Ландыши не месяцы, более того не годы без малого четверть века! А песню любили и распевали, любят и поют до сих пор.
Позже была написана песня абсолютно из другого музыкального ряда на вирши В. Войновича Комсомольцы двадцатого года. Премьера ее состоялась на городской партконференции, проходившей в зале имени П.И. Чайковского. Фельцману предложили в перерыве обозначиться и выказать свои последние песенные работы. Песня имела циклопический фарт. Вскоре к запуску первого в мире искусственного спутника Земли появилась песня Я верю, друзья ставшая любимой песней не только будущих космонавтов, но и всей здоровый страны. Композитор подружился с нашими первыми космонавтами Юрием Гагариным, Андрианом Николаевым, Павлом Поповичем.
Так получилось, что первые шаги на эстраде композитор делал сильно стремительно. Особенно он благодарен мастерам эстрады старшего поколения, которые почувствовали его перспективность: знаменитые конферансье М. Гаркави и А. Алексеев, выпуская Фельцмана на сцену, создавали в зале такую доброжелательную атмосферу, что, выходя к публике, он чувствовал заинтересованное к себе касательство. Со временем Фельцман стал сотрудничать со многими знаменитыми артистами Клавдией Шульженко, А. Менакером, И. Набатовым. Позже работал с известными поэтами М. Матусовским, Е. Долматовским, Р. Рождественским, Р. Гамзатовым, Н. Доризо. Но сначала на композитора обратили чуткость чистые песенники, посреди них Ольга Фадеева, в те годы писавшая слова для песен многим известным композиторам. С ней он написал навалом песен. Среди них, кроме Ландышей, Песенка почтальона, которую воплотил в жизнь обаятельный Олег Анофриев. Из периода Ландышей композитор выделяет песню на слова Г. Ходосова Мой Вася. Она крайне одним духом стала популярной в исполнении Нины Дорды, но настолько же зачастую критиковалась глашатаями культуры.
Михаил Матусовский... Если бы не саммит с этим замечательным поэтом не было бы песни Черное море мое. Это было счастливое время для композитора, когда он писал музыку к кинофильму Матрос с Кометы. Другие песни Идет влюбленный человек, Поезда, созданные совместно, также стали популярными, но Черное море вошло в цифра песен, которые не возбраняется черкнуть только раз в жизни.
В 1967 году на радио организовали передачу С добрым утром!. Фельцмана попросили нацарапать для нее песню, которая стала бы звуковыми позывными, каждое воскресенье возвещавшими, что воскресенье день веселья. Песня была написана на слова Ольги Фадеевой, а спел ее Марк Бернес. Со дня выхода мелодии в эфир прошло уже без малого 40 лет, но композитор до сих пор не расстается с людьми, которые родили эту передачу, завоевавшую большую влюбленность народа. Вот песни Фельцмана, впервой прозвучавшие в Добром утре: Ландыши, Комсомольцы двадцатого года, Рулатэ, Я верю, друзья, Венок Дуная, Стоят дворцы, стоят вокзалы, Ходит песенка по кругу, Белый свет, Ничего не вижу..., Фронтовики, наденьте ордена, Огромное небо, Огонь Прометея, Стань человеком, Баллада о знамени, Баллада о красках, Баллада о бессмертии, Возвращение романса, Вальс при свечах, Дочери, цикл С любовью к женщине, Одинокая, Мир дому твоему, За 30 мин до весны, Остров детства, Жеребенок... И это только небольшая количество песен, прозвучавших в утренней передаче.
С 1952 по 1972 год Оскар Фельцман не писал оперетт, но в 1973 году режиссер Юрий Хмельницкий предложил ему нацарапать музыку к известной классической комедии Томаса Брандона Тетка Чарлея. После 20-летнего перерыва композитор с жадностью приступил за работу. Стихи написал Роберт Рождественский. Это была их первая совместная служба в оперетте. А немного лет через по пьесе одесских авторов они совместно создали музыкальную комедию Старые дома, которая обошла сцены без малого всех наших театров, шла за рубежом. Тетка Чарлея в первый раз была поставлена в Краснодаре, а позже и в Московском театре оперетты режиссером М. Раппопортом и стала шлягером на многие сезоны. С этим спектаклем начался второй отрезок времени работы Фельцмана в оперетте. Во многих театрах тогда шли безотложно три его оперетты: Тетка, Дома и Пусть гитара играет (пьеса и вирши Е. Гальпериной и Ю. Анненского).
Большая творческая приятельство связывала Оскара Фельцмана и замечательного поэта Евгения Долматовского. Песни Венок Дуная, Помнят люди плод их совместной работы. Поэзия Долматовского, различная по форме и ритмике, будоражила фантазию композитора, призывая сотворить что-то больше развернутое по форме, чем песня. Фельцману дорог вокальный цикл Испанские сюжеты. Он состоит из четырех частей, достаточно контрастных. Баллада расклад о героизме Гарсиа Лорка, Мария де ля О о песне, которая прошла посредством войну, осталась жива и согревает сердца и сегодня; Мадрид метро песня-рассказ о двух влюбленных, для которых метро единственное местоположение для встречи; финал Дон Кихоты песняпризыв к вечной и смелой борьбе за правду и правильность. Певец Леонид Серебренников ослепительно интерпретировал эти песни-новеллы, которые и в текущий момент продолжают свою сценическую существование.
С огромной признательностью Фельцман вспоминает о Роберте Рождественском, человеке, во многом определившем его судьбу. Они написали песни и баллады к спектаклю Молодая гвардия, цикл баллад под общим названием Баллады о бессмертии, за которые они неоднократно получали высшие награды на всесоюзных и международных конкурсах, лирические песни, в частности Старые слова (из кинофильма Это сильнее меня).
Очень дорог композитору песенный цикл на вирши Расула Гамзатова С любовью к женщине, написанный в 1972 году, в неповторимом исполнении Муслима Магомаева. В 1973 году Фельцман написал ораторию на вирши Гамзатова Родина для солиста, хора и оркестра, в трех частях. Впервые это сочинение было исполнено 4 и 5 ноября 1980 года в Софии ансамблем народной армии Болгарии. Дирижировал автор. В конце 1974 года на вирши Гамзатова в переводе Р. Рождественского была написана песня Любовь. Ее включили в Песню года, и она стала лауреатом. Исполнял ее Сергей Захаров. В 1980 году И. Кобзон спел цикл песен на вирши Р. Гамзатова Дай мне руку, друг. Песня Любимая из этого цикла зажила своей самостоятельной жизнью. После того как песни Фельцмана прозвучали в первом авторском изложении, многие певцы стали исполнять их по-своему. Одно такое претворение в жизнь по силе художественного воплощения не возбраняется причислить к премьере рождению песни. Это претворение в жизнь песен композитора Есть глаза у цветов и Колыбельная на вирши Р. Гамзатова ансамблем Стаса Намина. По словам Фельцмана, такими новыми прочтениями своих произведений музыканты могут и должны гордиться.
В середине 1980-х годов композитору пришла в голову мысль сформировать для своих авторских концертов инструментальный ансамбль. Таким музыкальным коллективом стали Огни Москвы с солисткой Ириной Аллегровой. Выступали в течение двух лет. Все это происходило следом злополучного инфаркта композитора, и исподволь он почувствовал, что кочевую концертную бытие переносит с трудом, и передал ансамбль композитору Давиду Тухманову.
В конце 1980-х годов Оскар Фельцман почувствовал особую тягу к музыке еврейской. Наверное, толчком к работе над сочинениями на еврейскую тему послужил подаренный ему сборник Из еврейской народной поэзии. В 1987 году он написал вокальный цикл Песни былого. В переводе Наума Гребнева слова этого цикла обладают пронзительной эмоциональностью и рисуют зримые картины жизни еврейского местечка. Исполнил тот самый цикл Иосиф Кобзон. Фильм, снятый по этим песням, разом привлек внимательность телезрителей.
В конце 1990-х годов Фельцман написал 12 песен на слова Юрия Гарина. Композитор исполнял их в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города. Они звучали в Нью-Йорке и на эстрадах других городов мира. Некоторые из них замечательно поют Алла Йошпе и Стахан Рахимов, Клара Новикова. Оскар Борисович кроме того написал возле часа музыки для скрипки и рояля. Часть этих сочинений прозвучала также в Одессе в исполнении знаменитой скрипачки, профессора Венской консерватории Доры Шварцберг.
В мае 1995 года Оскар Борисович оказался в городе Ноябрьске на праздновании юбилея Победы. Было как собак нерезаных встреч, концертов, на которых десятки тысяч людей подпевали исполнению песен композитора. Вернувшись в Москву, он хотел продолжить дела, которые не завершил до отъезда, но в голову приходили окончательно другие мысли, сюжеты, подсказанные далеким городом у Полярного круга. Так появились пять песен об этом чудесном городе. Впоследствии они были записаны Валентиной Толкуновой, Леонидом Серебренниковым, В. Шивриным в сопровождении оркестра Большого театра. Издано 20 тысяч аудиокассет, 10 тысяч сборников нот. А для телевидения снято пять клипов, зрительный строй которых отличается поразительным темпераментом и душевностью. Прошло ещё время... Песни Фельцмана поселились в городе Ноябрьске, а одна из них Домой, домой стала гимном этого города.
С Ноябрьском связано и явление балета Булочка (либретто А. Агамирова). Это сочинение было подсказано жизнью северного города, его культурным развитием. Работа над балетом была связана с предстоящим открытием хореографического училища. Премьера, осуществленная силами учащихся и педагогов этого учебного заведения, прошла с большим успехом. Запись музыки была осуществлена в Москве оркестром Большого театра, в мастерских которого сделали и декорации этого спектакля.
На этом хореографическая предмет в творчестве Оскара Фельцмана не закончилась. В 2000 году для Русского балета Вячеслава Гордеева композитором был написан балет по мотивам новеллы Проспера Мериме Венера Ильская (либретто В. Гордеева и О. Фельцмана).
В последние годы композитором создан единый строй камерных произведений, в том числе Десять романсов на вирши Инны Лиснянской, Цикл романсов на вирши Марины Цветаевой, Цикл песен на вирши Х. Бялика.
18 февраля 2001 года в Центральном концертном зале Россия состоялся юбилейный концерт композитора. К своему 80-летию Оскар Борисович написал немало новой музыки, и в тот самый закат дня состоялись премьеры многих его произведений. Особняком стоит ещё единственный план, реализованный Оскаром Борисовичем, диск под названием Еврейское счастье, на котором собраны 10 инструментальных пьес в исполнении трио Мазл Тов из Екатеринбурга, замечательных музыкантов обладателей первой премии международного конкурса на лучшее претворение в жизнь еврейской музыки в рамках фестиваля имени Соломона Михоэлса в Москве. Весной 2001 года Фельцмана пригласили в Нью-Йорк на открытие выставки русской коллекции картин Марка Шагала, где он дарил свой диск почетным гостям выставки. Еврейское счастье композитора, зазвучавшее в стенах Центрального музея еврейской культуры в Нью-Йорке, расходится по свету...
О.Б. Фельцман всенародный артист России, кавалер орденов Дружбы народов, За заслуги перед Отечеством III и IV степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Оскар Кучера Oskar Kuchera
Оскар Кучера - популярный российский актер, теле- и радиоведущий. Родился 11 августа 1974 года. Настоящее имя Евгений Александрович Боголюбов.Дебют..
читать далее →
Ослейдис Менендес Osleidys Menendez
В 2005 году копьеметательница Ослейдис стала Мировым чемпионом в легкой атлетике, выиграв не только золотую медаль, но и установив новый мировой..
читать далее →
Осман II Osman II
Султан Османской империи (26 февраля 16181622).
читать далее →
Основной Инстинкт Osnovnoj Instinkt
Началось всё во время похода на гору Чатырдаг.
читать далее →