Известные люди
»Павел Каплевич
Рождение: Россия
Для новой постановки оперы Мусоргского в Большом театре сшито 960 уникальных костюмов.
"Бориса Годунова" в Большом театре поставил имеющий известность кинорежиссер Александр Сокуров, что само по себе заинтриговало многих поклонников. Но задолго до премьеры театральная Москва принялась с интересом обсуждать уникальные костюмы, сшитые для спектакля: и материя какая-то особенная, и технологии оригинальные. О том, как они создавались, художник-постановщик Павел Каплевич рассказал обозревателю "Недели" Лидии Шаминой.
Шапка Мономаха лучше оригинала- вопрос: Сколько всего костюмов в спектакле?
- ответ: 960! И без малого все уникальны, сделаны руками потрясающих мастеров Большого театра. Например, на всякий из трех костюмов Марины Мнишек, для трех певиц, пошло по тысяче камней. На каждую шубу Бориса Годунова а их сшито четыре на два состава исполнителей по 5000 камней.
Шубы у нас легкие, весят "всего" 78 кг. А вот у Федора Федоровского в постановке 1948 года шубка весила все 20 кг.
- в: За счет чего такое облегчение вышло?
- о: Все костюмы сшиты из "пророщенных тканей" (специальная методика производства тканей, ноу-хау Павла Каплевича, позволяющая имитировать любую фактуру, от парчи до войлока. "Неделя"), что броско облегчает наряд. Костюмы главных персонажей вышиты вручную.
Кстати, для того чтобы воспроизвести на театральном костюме иконы, как придумано с коронационной шубой Годунова, нужно было бы обладать благословение церкви. И мы сделали имитацию икон. Но какой красоты! Это все мастера Большого они имеют колоссальный навык работы над одеждой священников.
- в: Многие костюмы в спектакле как как будто покрыты изморосью. Это что, также ваша новая методика?
- о: Вы отметили? Это я собственноручно их мазал рыбьим клеем. Мне Юрий Купер подсказал тот самый результат. И получилось: по ходу действия эти персонажи попадают на сцену как бы с улицы, и одежка у них впрямь блестит, серебрится, как это бывает под мелким дождем. Юрий крайне мне помогал советами, подсказывал необычные решения.
- в: Сколько же времени нужно было, чтобы сшить все эти костюмы?
- о: Сначала необходимо было изготовить материя в промышленном количестве больше 10 000 метров. Это произошло где-то в августе, с этого времени и начали шить. Основная гамма костюмов серая, и когда как черт из табакерки появляется кумачовый, как шубенка маленького Федора, в частности, результат получается неимоверный.
- в: Шапку Мономаха воспроизводили в точности?
- о: По-моему, мы сделали более того лучше оригинала. Тоже из "пророщенной" ткани. Работа тончайшая: кружево нарезали, красили золотом и шили не в раскладку, а собирали так, чтобы создавалось ощущение объема.
- в: А эти маленькие шапочки для кого?
- о: Это шапочки-тафьи: две для Бориса, две для Федора. Они надеваются под высокую меховую боярскую шапку. Модель громадный шапки мне "предоставил" Олеарий, у которого в хрониках есть зарисовки таких шапок и которые я скопировал в точности. Раньше такого никто в театре не делал, а у нас в спектакле у всех главных героев такие шапки-тафьи есть так потому что было на самом деле.
- в: И сапоги также "из жизни" взяли?
- о: Конечно. Все мастерским Большого благодарю! Удивительные мастера! Правда, для сцены в Думе костюмы шили в Питере. А костюмы юродивых и детей-нищих мне помогали "старить" студентки Школы-студии МХАТ: душили, томили, обжигали.
После премьеры в Святогорский монастырь- в: Кто ещё принимал участие в работе над костюмами?
- о: Моя главная помощница Лена Зайцева заведующая художественно-постановочной частью Большого. Мой 12-летний наследник также выступил как ассистент, занимался работой с детьми: учил, как новости себя на сцене, разъяснял задачи. Чтобы разыскать маленького Федора, мы более того устроили кастинг.
Вообще все это время мы живем одной семьей, пропадая в театре сутками. Юрий Купер сделал потрясающей красоты декорации думаю, со времен Бакста и Головина такого никто не делал. И к ним надобно было так подбирать цветовую гамму, чтобы костюмы "играли" на их фоне, не терялись.
Хочется особо заявить о работе с Александром Николаевичем Сокуровым, тот, что дотошно вникает во все детали и которого нагнать нереально. Он постоянно спереди, на белом коне.
- в: Вы немало работали в драматическом театре. В чем специфика работы над костюмом в опере?
- о: Певцы не любят, когда шея несвободна, и все костюмы я старался действовать максимально комфортными в этом отношении. Конечно, артисты признательны за то, что нет тяжелой парчи и бархата. В нашей постановке как собак нерезаных движения, и каждому исполнителю из основных персонажей мы подбирали крой и ткани так, чтобы ему было благоприятно.
Примерок пять-шесть на каждого главного исполнителя пришлось в аккурат. И потому что что интересно: одному артисту требуется зрительно "утяжелить" материя костюма, а другому, напротив, требуется ощущение легкости. Нюансов крайне немало, потому что что всякий двигается по-своему. Один продолжительно привыкает к костюму, а кто-то ныряет в него и словно всю существование носил. Костюмных сценических репетиций было полно чтобы артисты освоились, сжились с костюмом.
- в: В чем отличалка работы над костюмом в кино и театре?
- о: Я вообще с таким количеством артистов работаю в первый раз. В кино все делается на единственный раз, сняли крупным планом и готово. В театре все должно быть крупно, на одном высоком уровне. И в театре наряд должен существовать долговременно. Поэтому технологически я стремился действовать костюмы как промышленные. Это без труда могло бы сделаться модой.
- в: Чем вам особенно запомнится постановка?
- о: Она для меня судьбоносная. Исполнились безотлагательно две мои мечты: я мечтал совершить спектакль в Большом театре и увидаться в работе с Александром Сокуровым. И на "Борисе" все сошлось.
- в: Что будете позже премьеры работать?
- о: Мы втроем, Александр Сокуров, Юрий Купер и я, решили безотложно же съехать в Михайловское, где "Борис Годунов" и был написан. Посидим на городище Вороничи, сходим в Святогорский монастырь. Надо, чтобы отпустило...
Так же читайте биографии известных людей:
Павел Подкользин Pavel Podkolzin
Конечно, раздражает, что все пишут обо мне только как о перспективном игроке. С другой стороны, если бы я сам писал о себе, я, наверное, написал бы..
читать далее →
Павел Мелкомян Pavel Melkomyan
Интернациональный чемпион WBA в тяжелом весе Павел МЕЛКОМЯН нечастый гость в Москве, хотя родился именно в столице России в год, когда она принимала..
читать далее →
Павел Абрамов Pavel Abramov
В пятницу, 17 ноября, в Японии сразу по окончании женского чемпионата мира по волейболу стартует мужской. Сборная России сыграет в этот день с..
читать далее →
Павел Софьин Pavel Sofin
Российский спортсмен, чрезвычайно перспективный легкоатлет, олимпиец. Его профилирующий вид спорта толкание ядра. В августе 2008-го года Павел..
читать далее →