Известные люди

»

Павел Каравай

Павел Каравай Pavel Karavay Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Смоленская область» Смоленск, 12.7.1921
Капитан П. П. Каравай совершил 145 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника. К концу войны он выполнил 172 успешных боевых вылета и участвовал в 35 воздушных боях. На его боевом счету 16 самолётов врага сбитых лично и 7 - в групповых боях. 0 года за мужество и храбрость, проявленные в схватках с врагом, отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 12 Июля 1921 года в городе Смоленске, в семье служащего. Окончил железнодорожную школу 29 в 1939 году и аэроклуб. Работал в нём лётчиком - инструктором. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1942 года в действующей армии. Начав свой милый стезя с берегов Волги, он продолжал его в воздушных сражениях под Харьковом, на Дону, под Одессой. Затем Павел Каравай участвовал в боях за отбояривание Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии и Австрии.

К Марту 1945 года начальник эскадрильи 897-го истребительного авиационного полка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная вооруженные силы, 3-й Украинский фронт ) Капитан П. П. Каравай совершил 145 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых лично сшиб 15 самолётов противника. К концу войны он выполнил 172 успешных боевых вылета и участвовал в 35 воздушных боях. На его боевом счету 16 самолётов врага сбитых лично и 7 - в групповых боях. 18 Августа 1945 года за мужество и храбрость, проявленные в схватках с врагом, отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1973 года Полковник П. П. Каравай - в запасе. Жил в Киеве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), многими медалями. Умер в 2003 году.

* * *

Павел Каравай родился 12 Июля 1921 года в городе Смоленске. Окончил железнодорожную среднюю школу 29. Самым заветным желанием юноши было сделаться авиатором, оттого он поступает в аэроклуб. В 1939 году Павел в первостепеннный раз поднялся в небосвод на учебном самолёте У-2. Окончив в 1940 году аэроклуб, он стал инструктором - лётчиком и без малого год проработал в том же аэроклубе. В самый-самый канун Великой Отечественной войны Павла Каравая направили в Сталинградскую военную авиационную школу пилотов, окончив которую ( в 1942 году ) он стал лётчиком - истребителем.

В Октябре 1942 года старшой сержант П. Каравай принял участие в боях под Сталинградом, провёл в этом месте немного десятков боевых вылетов на Як-7Б. В Декабре 1942 года одержал первые победы, сбив весь букет из самолётов противника различных типов: Me-110, Ме-210, Me-109, Ju-88. Среди сбитых им типов - только уникальный для советского лётчика тяжёлый истребитель Ме-210 с двумя пулемётными дистанционными установками для стрельбы вспять.

Павел Каравай участвовал в боях под Харьковом, в Изюм - Барвенковской операции, освобождал Запорожье.

...Советская индустрия быстрыми темпами наращивала выпуск военной продукции, в том числе и авиационной. Самоотверженный работа советских конструкторов и рабочих, быстрая перестройка технологического процесса позволили наладить выпуск новейших по тому времени самолётов типа Як-76, Ла-5, Ил-2 и Пе-2. В стране ширилось движение за сбор личных средств на сооружение танков, самолётов, подводных лодок, артиллерийских орудий и другого вооружения в презент фронту.

В 1942 году Ершовский колхозник Ферапонт Головатый на свои личные средства купил самолёт для фронта. Саратовские колхозники подхватили тот самый патриотический почин, внося добровольно личные средства на постройку боевых самолётов. Советское руководство телеграммой поблагодарило саратовцев и лично Ферапонта Головатого.

Лишь в Пензенской области в Сентябре 1942 года для этой цели было собрано 14 миллионов рублей. Построенные на эти денежки 8 авиационных эскадрилий уже намедни 25-й годовщины Октября были переданы воинам Сталинградского фронта.

Этот почин поддержали колхозники и Жерновского района. Колхозник - пчеловод Евгений Данилович Васильев, его дочка Екатерина Евгеньевна Семёнова, и председатель колхоза Иван Алексеевич Бурлаков вписали на постройку боевого самолёта 150 тысяч рублей. А всего по району на 8 Января 1943 года было внесено больше миллиона рублей. В сборе средств участвовали не только колхозники, но и служащие, и школьники.

Жерновские колхозники послали лётчикам фронтовикам приветствие. Они писали: "Дорогие товарищи ! Гордые соколы нашей Родины ! Примите свой задушевный привет и наилучшие пожелания в вашей благородной героической борьбе супротив фашистских разбойников от колхозников, служащих и школьников района Саратовской области. Трудящимися нашего района уже собрано больше миллиона рублей на постройку боевых самолётов. Сбор средств продолжается". Это приветствие было напечатано в газете от 8 Января 1943 года.

Для оформления заказа на постройку боевых самолётов по предложению Жерновского райкома ВКП(б) была избрана специальная комиссия, которая должна была поехать на Саратовский авиационный предприятие. В комиссию были избраны: секретарь РК ВКП(б) Иван Герасимович Афанасьев, председатель колхоза "День урожая" Иван Алексеевич Бурлаков, колхозник колхоза "Политотделец" Илья Никифорович Чернышов и другие.

Один из построенных на средства жерновских колхозников самолётов был вручен комсомольцу Павлу Петровичу Караваю. Принимая тот самый самолёт, отважный лётчик дал клятву оправдать высокое доверие колхозников, беспощадно громить фашистских захватчиков.

При получении именных самолётов в полках проходили митинги, на которых авиаторы хватали обязательства крепче ударять врага. Принимая самолёт - гостинец, лётчик 288-й истребительной авиационной дивизии П. П. Каравай сказал: "Я заявляю со всей ответственностью, что это доверие оправдаю с честью. Буду на этом самолёте беспощадно истреблять фашистских захватчиков, не жалея ни сил, ни крови для полного разгрома и изгнания ненавистного врага с нашей земли".

С Ноября 1942 года Павел Каравай летал уже на именном истребителе Як-1Б с бортовым номером "12" и надписью на борту "Жирновский колхозник". Лётчик сдержал свою клятву: на этой машине он одержал немного воздушных побед.

Между авиаторами, получившими именные самолёты, и трудящимися, на средства которых они были построены, устанавливались тесные связи. Деньги на сооружение самолётов вносили и сами авиаторы. Лишь в 17-й Воздушной армии свой состав собрал 4 миллиона рублей.

...16 Декабря 1942 года в 9 часов 30 минут войска Юго - Западного фронта перешли в атакование. Командующий фронтом решил ударами с северо - запада и с востока разгромить основные силы противника, на 6 день операции достичь рубежа Новая Калитва, Чертково, Тацинская, Тормосин и заглянуть во фланг наступавшей на север котельниковской группировке противника.

Из - за сложных метеорологических условий 17-я Воздушная вооруженные силы не смогла прийти на выручку атаку. Сухопутные части встретили упорное сопротивление противника. Однако когда в середине дня погода улучшилась, авиация произвела больше 200 самолёто - вылетов на обеспечение наступления 1-й и 3-й Гвардейских армий. Удары с воздуха наносились по узлам сопротивления в районах Филонова, Новой Калитвы, Боковской и по скоплению войск противника в районах Твердохлебовки, Богучара, Ивановки, по аэродромам Тацинская и Морозовский. Немецкое руководство пыталось сформировать оборону, но безуспешно.

Отважно сражались с врагом лётчики - истребители 288-й авиационной дивизии. Их не смущало, когда другой раз численный перевес был на стороне противника. В эти же дни группа в составе 5 истребителей вылетела на прикрытие штурмовиков. Вскоре наши лётчики заприметили 2 "Мессершмитта". Развернув машину, старшой сержант П. П. Каравай атаковал ведущего "Мессера". Тот задымил, перешёл в пикирование и врезался в землю. Второй германский лётчик поспешил убраться восвояси.

От боя к бою росло боевое мастерство молодого лётчика. Увеличивался счёт сбитых им самолетов. В одном из воздушных боёв таpанил вpажеский самолёт. Грудь П. П. Каравая украсили три ордена: Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

С лета 1943 года П. П. Каравай летал на истребителе Як-1Б с бортовым номером "28". На этой машине при налёте немцев на аэровокзал Бутово под Старобельском, 10 Июня 1943 года, в неожиданной атаке сшиб, предположительно, немецкого командира, находившегося выше в стороне и, по предположению Павла Петровича, руководившего налётом. В следующие секунды "Як" Каравая в свою очередность был сбит прозевавшими его атаку немецкими истребителями. Лётчик покинул машину с парашютом.

К концу 1943 года на счету лейтенанта П. Каравая было как самое малое 7 личных побед, он считался в числе лучших летчиков полка. Заметим, что его 897-й Кишинёвский истребительный авиационный полк, которым командовал Капитан ( в конце войны - Майор ) А. М. Марков, под сделаться 866-му полку той же дивизии, где сражался Александр Колдунов, был в числе результативнейших полков советских ВВС. На счету каждого из этих полков больше 300 уничтоженных самолётов противника. В составе полка сражались 7 Героев Советского Союза: В. А. Меренков ( 22 победы ), Д. Г. Барченков ( 21 виктория ), В. А. Лозовский ( 19 побед ), В. В. Микрюков ( 17 побед ), П. П. Каравай ( 16 + 7 побед ), В. К. Чугунов ( 16 + 4 победы ). П. М. Бойцов, получивший боевое крещение в полку, сражался позднее в других частях и получил звание Героя России только в 1995 году.

Однажды в пылу воздушной схватки Каравай увлёкся и забыл, что ведёт мордобой без прикрытия. На поддержка ему поспешил лётчик из иной группы, но не успел. Истребитель Каравая был подбит и загорелся. Пламя ударило в лик человеческий, обожгло руки. С большим трудом лётчик покинул неуправляемую машину. Колхозники подобрали обожженного лётчика и доставили в лазарет. Поправившись, Павел Каравай вернулся в близкий полк.

В середине 1944 года Старший лейтенант Каравай был назначен командиром эскадрильи, участвовал в изгнании неприятеля из Молдавии, в Яссо - Кишиневской операции, в освобождении Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии.

С середины 1944 года и до начала 1945-го П. Каравай воевал, в основном, на истребителе Як-9Т ( тактический номер "30" ), одержав на нём 7 побед: ( 1 Ju-88, 4 FW-190, 2 Me-109). Иногда использовал для вылетов именной самолёт Як-1 "Жирновский колхозник".

Командиром 288-й Павлоградско - Венской истребительной авиационной дивизии, где воевал П. Каравай, был именитый в стране лётчик, участник боёв в Испании, Герой Халхин - Гола, Полковник, а потом Генерал - Майор авиации Б. А. Смирнов. Вот как он классифицировал своих асов в одной из книг:

"В каждом полку были свои непревзойдённые мастера в различных элементах боевой работы. Так, в воздушных боях приоритетом пользовался Александр Колдунов, в штурмовых действиях отличался Иван Панин, лучше других с разведкой справлялся Александр Фролов, а по аэродромам противника блестяще действовал Павел Каравай".

П. Каравай воистину отличился в нескольких яростных штурмовках аэродромов. Наиболее успешными были признаны налёты на аэродромы Краматорская, Павлоград, Мокрое и Веспрем. В каждом налёте было уничтожено больше 20 неприятельских самолётов. Так, в ознаменование успешного налёта на аэровокзал Павлограда и в честь освобождения города дивизии было присвоено почётное наименование Павлоградской.

Последние вылеты Павел Каравай совершил на Як-3 ( производства Тбилисского завода ), вооружённым 3 пушками МП-20, с тактическим номерам "32". На этой машине одержал свои последние победы: 23 Марта 1945 года сшиб Ме-109; 22 Апреля 1945 года - ещё единственный Me-109, над озером Балатон.

По мнению историка авиации А. В. Станкова ( автора книги "Поршневые истребители "Як", 1941 - 1945 гг." Киев, 1999 г. ), на счету П. П. Каравая 232 успешных боевых вылета, 42 воздушных боя, 33 лично уничтоженных самолёта противника ( из них 2 - на аэродромах ) и 7 - в группе. Одна виктория подарена ведомому.

Однако, его служебный счёт куда скромнее: 172 боевых вылета, 35 воздушных боёв, 16 самолётов противника сбитых лично и 7 в группе. Как самое меньшее 2 неприятельские машины сжёг на аэродромах. Кроме этого, он выполнил 40 штурмовок войск противника, в ходе которых уничтожил до роты немецких служивый и офицеров, батарею полевой зенитной артиллерии, 35 автомашин, 18 подвод и 1 танк.

18 Августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны Капитану П. П. Каравай было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После окончания войны Павел Петрович ещё длительно служил в Военно - Воздушных Силах страны, передавая свой обеспеченный фронтовой навык молодому поколению авиаторов. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. Освоил реактивную боевую технику. Летал до конца 1960-х годов на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-7. Лишь в 1973 году Полковник П. П. Каравай ушёл на заслуженный роздых. Жил и работал в Киеве.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Климов Pavel Klimov

Гвардии Младший лейтенант П. Д. Климов совершил 306 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях, сбил лично 8 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Павел Крюков Pavel Kryukov

Гвардии майор П. П. Крюков совершил 415 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, прикрытие и сопровождение своей авиации. В 40..
читать далее

Павел Муравьев Pavel Muraviov

Старший лейтенант П. И. Муравьев к Февралю 1943 года совершил 185 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил 9 самолётов противника лично и 5 в..
читать далее

Павел Орлов Pavel Orlov

Всего произвёл 342 боевых вылета. Участвуя в 32 воздушных боях, сбил 12 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий