Известные люди

»

Павел Плотников

Павел Плотников Pavel Plotnikov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 4.3.1920
П. А. Плотников начал Великую Отечественную войну рядовым летчиком, затем был командиром звена, эскадрильи, совершил 343 боевых вылета. Он участвовал в боях на Южном, Закавказском, Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. 19 августа 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. 27 июня 1945 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Павел Артемьевич Плотников родился в семье крестьянина. По национальности российский. Член КПСС с 1944 года. В Советской Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Военную авиационную школу.

В 1951 году П. А. Плотников окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а в 1960 году Академию Генерального штаба. Он продолжает служить в Военно-Воздушных Силах Советской Армии, военное звание генерал-майор авиации. В 1966 году ему присвоено звание заслуженный боевой пилот СССР.

Шел ноябрь 1943 года. Над прифронтовым аэродромом, без малого касаясь верхушек деревьев, проносились облака. Разведка доложила, что немецко-фашистское руководство интенсивно перебрасывает резервы посредством ж-д узел Смела. Надо было причинить потрясение по узлу с воздуха. На заключение этой задачи начальник полка послал два лучших экипажа бомбардировщиков П. А. Плотникова и И. Д. Пашкова.

Первым поднялся в воздух Пашков, за ним, через 15 минут, Плотников.

Некоторое время Павел Плотников летел в облаках. Но вот на передних кромках крыльев пилот увидел чуть броский белый налет. Обледенение, с досадой подумал Плотников. Это грозило тем, что вес самолета может увеличиться и моторы не удержат его в воздухе. Машину начало встряхивать. Под тяжестью льда она могла обрушиться на землю. Чтобы этого не случилось, нужно вылезти из облаков. Плотников принял вывод прошибить их. Он плавно отдал штурвал от себя, и авиалайнер начал снижаться. Стрелка высотомера показывала 200... 150... 100... 75 метров, а земли ещё не видно. Так разрешается наскочить на высокие деревья или дома! Хотелось брать штурвал на себя, но усилием воли пилот заставлял себя продолжать понижение. Облачность кончилась на высоте 50 метров. Члены экипажа с облегчением вздохнули, увидев землю, припорошенную только что выпавшим снегом. Глаза от непривычки слепило. Штурман с трудом опознал местность.

Плотников повел авиалайнер под нижней кромкой облаков. Внизу все чаще и чаще появлялись темнеющие на белом фоне воронки от разрывов снарядов, извилистые линии окопов.

Скоро граница фронта, доложил штурман.

Плотников увеличил прыть до максимальной и на. малом высоте проскочил опасную зону. Впереди сверкнула извилистая лента Днепра. Высота нижней кромки облачности стала подыматься. Когда авиалайнер подходил к станции Смела, Плотников увидел авиалайнер Пашкова, а позади него два вражеских истребителя. Они уже заходили в атаку, стараясь брать совдеповский авиалайнер в клещи и сшибить его.

Сначала Плотников хотел отвлечь истребителей на себя. Но в это время авиалайнер Пашкова, энергично маневрируя, ушел из-под атаки в облачность. Фашистские истребители остались внизу, подкарауливая его. Схватка с ними могла сдернуть выполнение боевого задания. Ведь для сбрасывания бомб по железнодорожной станции бомбардировщикам нужно было вылезать из облаков.

Плотников изменил заключение. Самолет его скрылся в облаках и полетел в сторону вражеских истребителей. Чтобы не затерять их, пилот на момент выскакивал вниз и вновь прятался.

Истребители были уже вовсе рядом всего немного десятков метров. Советский пилот зашел на них позади и с короткой дистанции открыл пламень. Очередь, другая, третья... После четвертой очереди единственный фашистский авиалайнер загорелся и рухнул на землю. Бомбардировщик сшиб истребителя уникальный эпизод!

Пока Плотников фотографировал обломки сбитого самолета, второй фашистский истребитель пытался штурмовать его. Но советских времен бомбардировщик опять ушел в облачность. Пока шел тот самый особенный махач, Пашков вышел на станцию Смела с севера и сбросил бомбы.

Самолет Плотникова взял вектор движения на запад. Советский пилот решил заскочить на мишень с тыла, чтобы отвлечь истребителей противника от района цели и беспрепятственно причинить точный потрясение. Его расчет оправдался. Вражеские зенитные пушки и пулеметы открыли пламень по бомбардировщику Плотникова только тогда, когда бомбы уже взорвались и авиалайнер уходил от цели.

Задание командования выполнено. Оба советских экипажа успешно вернулись на свой аэровокзал. Командир полка похвалил их за боевое мастерство, взаимную выручку в бою.

Павел Плотников прибыл на фронт в октябре 1941 года. Не разом он стал воздушным снайпером. Первые вылеты не все были эффективны.

Группе советских бомбардировщиков, в том числе экипажу Плотникова, было дано поручение причинить потрясение по наступавшим

немецко-фашистским войскам. Когда советские самолеты приближались к линии фронта, они увидели спереди огненные шапки разрывов зенитной артиллерии. А посредством некоторое время к самолетам потянулись сверкающие пулеметные трассы.

Павел Плотников старался выдюжить заданный боевой вектор движения, чтобы метко вылезти на мишень. Но его точка зрения нечаянно задерживался на вспыхивавших разрывах зенитных снарядов, пулеметных трассах, мелькавших то с правой стороны, то слева.

Вот оно, первое испытание, подумал младой пилот. К счастью, в воздухе не было фашистских истребителей.

Бомбы сбросил! с облегчением услышал Плотников звук штурмана. Летчик более того не смог бросить взгляд, куда упали бомбы. Штурман доложил в районе расположения вражеских войск.

Не без труда экипаж довел авиалайнер на свой аэродром: сказывалось нервное натуга. Вышли из самолета усталые.

Летчики с удовольствием улеглись под крылом самолета. Хотелось, как говорится, прийти в себя, осмыслить начальный боевой вылет, в котором экипаж встретил интенсивное противодействие противника, проанализировать свои действия. Но вскоре послышалась команда:

Готовиться к вылету.

И так всякий день. Иногда совершали по 4 5 боевых вылетов. Времени оставалось только на дрёма. Вражеская авиация имела численное превосходство. Компенсировать это нашим летчикам приходилось увеличением количества вылетов в день. Ну, а доучивались, приобретали необходимые навыки прямо в боях. Да, это было трудное время. Не единственный советских времен авиалайнер был подбит вражескими зенитными пушками или пулеметами. Гибли наши летчики и от атак немецко-фашистских истребителей. Тяжело переживались эти потери.

Однако в ходе жарких боев мужали наши летчики, закалялась их свобода, росло боевое мастерство.

Павлу Плотникову в особенности запомнился единственный из воздушных боев в ноябре 1941 года. Тогда экипаж выполнял задачу по разведке противника. Самолет уже лег на попятный вектор движения, когда стрелок-радист Михеев сообщил, что атакуют два вражеских истребителя. Они неожиданно свалились на бомбардировщик со стороны солнца. Плотников грубо развернул свой авиалайнер, чтобы оставить из-под атаки.

Вражеские истребители проскочили недалече от советского бомбардировщика. Плотников энергично отжал штурвал от себя. И покуда фашистские самолеты разворачивались, бомбардировщик быстро несся к земле. Но прыть у него была значительно меньше, чем у истребителей, и они стремительно приближались к советскому самолету, когда тот шел на бреющем. Однако у земли, на фоне местных предметов, бомбардировщик был виден хуже, чем на здоровущий высоте, он сливался с местностью, и это затрудняло прицеливание фашистским летчикам.

Но вот спереди Плотников увидел желтое поле скошенной пшеницы. На ее фоне совдеповский бомбардировщик виден как на ладони. И отвернуть некуда.

Лихорадочно работала дума. Как быть? Еще мимолетность, другая, третья... и все будет кончено.

Вражеские истребители попытались применять тот самый миг для атаки и одним духом понеслись в пике. В любую секунду ливень огня мог обрушиться на совдеповский бомбардировщик.

Решение пришло в один момент. Плотников грубо взял на себя сектора газа моторов и энергично потянул штурвал. Бомбардировщик взмыл вверх, прыть его полета безотложно упала. Вражеские летчики не ожидали такого, проскочили вперед, их штурмовая вылазка сорвалась. Более того, при выходе из пикирования единственный вражеский истребитель сам попал под жар нашего бомбардировщика. Штурман экипажа Запорожко сразу же воспользовался этим и длинной очередью прошил фашистский авиалайнер. Свалившись на крыло, он рухнул на землю. Второй истребитель, круто набирая высоту, развернулся и взял вектор движения на запад. Вслед ему Михеев послал длинную пулеметную очередность.

Плотников выровнял свой авиалайнер, прибавил обороты моторов и взял вектор движения на свой аэровокзал. Взглянув вниз, он увидел дымящиеся обломки сбитого вражеского самолета.

Позади два фронтовых года, полные напряженных боев. Павел Артемьевич Плотников воевал на Южном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Уже в ноябре 1942 года за мужество и отвагу он был награжден орденом Красного Знамени.

Благодаря выдержке, высокому мастерству и находчивости экипаж Павла Плотникова любое поручение командования выполнял только на отлично.

...В апреле 1942 года нужно было разбомбить большущий транспорт противника в Таганрогском порту. На это поручение был послан экипаж Плотникова. Преодолевая мощный пламень зенитной артиллерии, отважный экипаж пробился к цели. На малой высоте забегать было угрожающе, так как кругом порта фашисты плотно расставили зенитные орудия и пулеметы. А с немалый высоты судно казалось чуть заметной точкой. Только огромный мастер смог сориентировать сюда бомбы. И Плотников сделал это. Атаковав мишень, он прямым попаданием взорвал транспорт.

В августе того же года он получил поручение разбомбить переправу в районе города Армавира. И это поручение Павел Артемьевич выполнил с честью.

В сентябре 1943 года группа пикирующих бомбардировщиков под командованием Плотникова нанесла бомбовый потрясение по железнодорожному мосту сквозь Днепр, по которому немецко-фашистское руководство перебрасывало резервы на фронт. Мост прикрывался сильным зенитным огнем. Но это не смогло застопорить советских летчиков. Мост был на долгий срок выведен из строя. Вскоре такая же участь постигла и прочий мост посредством реку Днепр в районе Кременчуга.

В октябре 1943 года из сообщения Совинформбюро вся держава узнала о смелом героическом геройском поступке советских летчиков. Двенадцать пикирующих бомбардировщиков под командованием Героя Советского Союза Полбина возвращались с боевого задания следом бомбардировки железнодорожного узла противника и встретили большую группу фашистских самолетов, летевших под прикрытием истребителей бомбить наши сухопутные войска.

Бомбардировщики, как известно, не предназначены для атаки самолетов в воздухе, тем больше истребителей. Но советские летчики не могли предположить, чтобы фашисты безнаказанно бомбили наши войска. Они смело врезались в гущу самолетов противника, поливая их огнем. Было сбито семь самолетов врага. Одного из них уничтожил Павел Плотников.

За образцовое выполнение заданий командования в борьбе с фашистскими оккупантами Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР в августе 1944 года Павлу Артемьевичу Плотникову было присвоено звание Героя Советского Союза. Высокая награда воодушевила героя на новые подвиги.

Однажды в количество пришел указание командующего фронтом: ликвидировать переправы сквозь реку Днестр в районе города Дубоссары.

Когда команда стал известен летчикам, они, как просто, взялись за карты, чтобы исследовать район предстоящих действий. Восточное и западнее Днестра также ему шли железнодорожные линии. Их соединяли шоссейные дороги и переправы посредством реку. Следовательно, переправы были теми уязвимыми звеньями, нарушив которые разрешается было на долгий срок прекратить извещение западного берега Днестра с восточным. Разбомбить переправы значит задержать движение фашистских резервов.

Несколько пикирующих бомбардировщиков поднялось в воздух, направляясь в сторону Днестра. Экипажи взяли вектор движения на переправу. Небо было спокойным, и казалось, ничто не сможет воспрепятствовать им свалить бомбы на мишень. Но вот спереди зажегся разрыв зенитного снаряда, за ним прочий, третий. Их появлялось все больше и больше. Шапки разрывов все ближе и ближе. Осколки снарядов забарабанили по обшивке самолетов. Силой взрывов их бросало из стороны в сторону. От летчиков требовались большие усилия, чтобы выдюжить боевой вектор движения. Но вот авиалайнер, ведомый старшим лейтенантом Зиновьевым, накренившись, грубо развернулся и пошел к земле. Другие два бомбардировщика продолжали лететь к цели. Однако прицеливаться было тяжело, и сброшенные бомбы в переправу не попали.

Через некоторое время было послано ещё звено пикирующих бомбардировщиков. Противник встретил их ещё сильным огнем. Один совдеповский авиалайнер был сбит. 11 тот самый вылет не принес успеха.

Время шло, а команда ещё не был выполнен. И вот начальник полка решил отрядить на переправу экипаж бомбардировщика Павла Плотникова. Взлетев с аэродрома, авиалайнер Плотникова вошел в облака и, скрывшись в них от истребителей противника, вскоре оказался под боком от переправы. Противник встретил бомбардировщик шквалом огня. Но пилот упрямо пробивался к цели. Вот и еле-еле заметная линия, пересекающая реку, переправа.

Боевой вектор движения, передал штурман.

Теперь уже не разрешено сворачивать. Надо верно ступать по линии заданного пути, несмотря на пламень. Переправа все ближе и ближе. Справа и слева рвались зенитные снаряды, но пилот твердой рукой ввел авиалайнер в пикирование.

Стремительно пикирует авиалайнер. Летчик метко направляет его на мишень. На заданной высоте штурман Яшин нажимает на кнопку бомбосбрасывателя, и бомбы летят вниз.

Бомбы легли в мишень. Переправа взорвана! с радостью доложил стрелок-радист Михеев, наблюдавший за результатами удара.

Теперь Плотников направил свой авиалайнер на другую переправу. Здесь круто менялось течение Днестра. Самолет энергично развернулся и пошел на малой высоте над серединой реки, укрываясь от зенитного огня за высокими обрывистыми берегами. Вдали виднелась переправа. По ней тянулись автомашины, орудия, колонны служивый. Вот она все ближе и ближе. Уже видно, как заметались фашисты. Бомбардировщик выскочил на переправу и с ходу сбросил бомбу. Но она только подняла фонтан воды. Через немного минут Плотников развернул авиалайнер и опять, сейчас уже под небольшим углом к переправе, зашел на нее. На тот самый раз потрясение был точен.

Приказ командования выполнен. В одном вылете экипаж Павла Плотникова взорвал две переправы. Путь немецко-фашистским резервам прегражден.

Личное мастерство, добытое в горячих боях, Павел Плотников передавал молодым летчикам. В октябре 1944 года его назначили командиром эскадрильи гвардейского полка.

В январе 1945 года эскадрилья под командованием Плотникова получила поручение причинить потрясение по скоплению эшелонов на железнодорожной станции Опочно. Отважный начальник точь-в-точь вел своих питомцев на мишень. Но вот фашистские зенитные орудия открыли пламень. Разрывы снарядов чисто закрыли все небеса. Молодым летчикам казалось, что пробиться к станции уже воспрещено. Но они видели спереди авиалайнер командира, тот, что, искусно маневрируя, вел их вперед. И прошли. Один за другим бомбардировщики пикировали на вражеские эшелоны, стоявшие на путях станции. В конце их были видны дымящиеся паровозы.

Взрывы фугасных бомб поразили воздух. Как показали фотоснимки, потрясение оказался снайперским. Были уничтожены десятки вагонов с автомашинами, боевой техникой, гитлеровцами. Железнодорожная станция на долгое время вышла из строя.

Эскадрилья гвардейцев Павла Плотникова громила врага и на территории Германии. Особенно отличилась она в бомбежке аэродрома Ламсдорф. Здесь гвардейцы за единственный вылет уничтожили 21 авиалайнер противника и взорвали бензосклад.

За годы войны Павел Артемьевич совершил 343 боевых вылета, уничтожив десятки железнодорожных эшелонов, орудий, танков, автомашин и полно прочий боевой техники. Несколько крупных мостов и переправ рухнули от его метких ударов.

В конце июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР мужественный пилот награжден второй медалью Золотая Звезда.

С честью носит коммунист Плотников звание советского летчика. Он заслуженный армейский пилот СССР, бывалый начальник. Свой боевой навык и высокое мастерство передает молодому поколению наших авиаторов.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Рычагов Pavel Riuchagov

Именем Героя названа улица в Северном округе Москвы, на которой стоял дом, в котором он жил. Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден двумя..
читать далее

Павел Таран Pavel Taran

Когда началась Великая Отечественная война, П. А. Таран командовал авиазвеном, затем командовал эскадрильей, гвардейским бомбардировочным..
читать далее

Павел Чалов Pavel Chalov

Капитан 1-го ранга в запасе (1960), Герой Советского Союза (1945).
читать далее

Павел Шикунов Pavel Shikunov

Сержант П. Е. Шикунов имел на боевом счету 78 истреблённых врагов. Трижды ранен. Звание Героя Советского Союза П. Е. Шикунову присвоено посмертно 0..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий