Известные люди

»

Павел Шеин

Павел Шеин Pavel Shein Карьера: Лингвист
Шеин (Павел Васильевич) - этнограф-самоучка и лингвист, собиратель великорусских и белорусских песен, знаток быта и говоров Северо-Западного края, продолжатель работ Афанасьева , Бессонова, Гильфердинга , Даля , Киреевского , Рыбникова , Якушкина .

Родился в 1826 г. в семье могилевского купца-еврея. Слабый от рождения, перенесший в раннем детстве немного серьезных болезней, вследствие которых он остался калекой на всю бытие, парнишка не мог довершить более того еврейской школы и учился без малого независимо, пользуясь советами учителя-еврея, дававшего уроки его младшему брату. Под влиянием учителя "берлинера" ("либерала"), грядущий этнограф заинтересовался древнееврейским языком и литературой и познакомился с его грамматикой. Вследствие изданного в то время закона, ограничившего черту еврейской оседлости, папа Ш. не мог подолгу оставаться в Москве, с которой у него были торговые сношения. В 1843 г. он поместил сына в одну из городских больниц города Москвы (Ново-Екатерининскую); а так как больничные правила разрешали больным инородцам не пользоваться общим столом, то папа оставался при сыне для приготовления ему "кошерной" пищи. Здесь Ш. провел три года. Один еврей из кантонистов выучил мальчика гутарить и впитывать текст по-русски, доставал ему от студентов произведения русских писателей; ординаторы-немцы обучили его немецкому языку, и вскоре он познакомился с лучшими немецкими поэтами. В этому времени относятся первые писательские опыты Ш. В подражание немецким поэтам он сочинял вирши на еврейском языке, проводя взгляды, примиряющие еврейство с христианством. Последствием этого знакомства был целиком сознательный переход Ш. в лютеранство, оторвавший его навеки от семьи и среды. Поступив в сиротское отделение лютеранской церкви святого Михаила, он оказал такие успехи, что по окончании школы сам мог преподавать российский язык в подготовительном отделении. Сближение его с Ф.Б. Миллером (см.) дало толчок культурным стремлениям Ш.; он вступил в круг живших в Москве писателей и художников (Ф. Глинка, М. Дмитриев, Раич, Рамазанов, Авдеев и др.), после этого познакомился с Шевыревым, Аксаковым и Хомяковым, научившими его соображать и дорожить произведения народного творчества. Сношения с писателями прерывались поездками Ш. по Средней России; тут он давал уроки в семьях помещиков, знакомился с русским крестьянством и, поддавшись всеобщему увлечению народной литературой, сам стал составлять песни, поначалу в Симбирской губернии. Бодянский предложил ему издать тот самый материал, и к 1859 г. относится первостепеннный печатный работа Ш.: "Русские народные былины и песни" ("Чтения Общества Истории и Древностей", книжка III, 121 - 170). Дальнейшая бытие Ш. полна скитаний, материальных невзгод и семейных неудач; он преподавал в воскресной школе в Москве, следом в яснополянской школе Л. Толстого, в уездных училищах в Туле и Епифани, в конце концов получил местоположение в витебской гимназии, следом в Шуе, Зарайске, Калуге и т. д. Одновременно с этим шло собирание этнографических материалов. Ш. работал без малого единственный, поддерживаемый незначительными субсидиями Академии Наук, а потом пенсией из Министерства финансов. Умер 12 августа 1900 г. в рижской городской больнице. Лучшая история жизни Ш. написана Всеволодом Миллером ("Этнографическое Обозрение", книжка XLVI, с портретом и списком трудов, составленным А. Грузинским ; "Русский Филологический Вестник", 1900, 3 - 4; "Филологические Записки", 1900, книжка VI, 1 - 5). При недостатке филологического образования, благодаря энергии и любви к делу, Ш. мог издать при жизни семь больших книг материалов, обнимающих всю духовную существование русского крестьянина, от колыбели до могилы. Сам собиратель называл себя только "чернорабочим" в науке, а свои труды - "крохоборными", что объясняется скорее его скромностью. Кроме упомянутого раньше труда, появившегося в 1859 г., записи Ш. послужили материалом для первой серии его собраний "Русских народных песен" в 7 частях: песни детские, хороводные, плясовые и беседные, голосовые или протяжные, обрядные, свадебные и похоронные ("Чтения в Обществе Истории и Древностей", 1868, книги I, II, IV, 1869, книги I, III, IV, 1870, книжка I и особняком, Москва, 1870). Песни, собранные Ш., дали материал для статьи Н.И. Костомарова : "Великорусская народная песенная поэзия" ("Вестник Европы", 1872, май). Через семь лет вышло в тех же "Чтениях" (книжка III) начало вто

рой серии "Русских народных песен", но продолжению его не суждено было нарисоваться в свет при жизни собирателя. Здесь предполагалось поместить песни рекрутские, солдатские, былины, исторические, бурлацкие, острожные и духовные вирши. Через немного лет Ш. замыслил издать весь свой разросшийся в немного томов материал, принятый для напечатания Академией Наук. Первый выпуск вышел в 1898 г. под заглавием "Великорусь в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п."; второй вышел вслед за тем смерти собирателя, в 1900 г. Исооружение будет длиться, и для второго тома намечена следующая программа: песни исторические, преимущественно военного характера, кончая Крымской кампанией, рекрутские, казацкие, бурлацкие, извозчичьи, воровские, разбойные, ссыльно-каторжные, затюремные и чернеческие духовные вирши, заводские, фабричные, лакейские и т. д. В связи с собиранием народных песен шло у Ш. исследование прозаических народных произведений и говоров. Записи его по этому предмету вошли всецело в "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, собранные и приведенные в строй П. В. Ш." (том I, доля I, 1887, количество II, 1890, том II, 1893), где нашли себе местоположение сказки, анекдоты, легенды, предания, воспоминания, пословицы, загадки, приветствия, пожелания, божба, проклятия, ругань, заговоры, духовные вирши и т. д. Смерть застала Ш. за корректированием III тома его "Материалов", которые вышли в "Сборнике" Академии Наук (том LXXII); он состоит из двух больших отделов: I. Описание жилища, одежды, пищи, занятий, препровождения времени, игр, верований, обычного права наследства и прочего. II. Обряды и обычаи земледельческие, чародейство, колдовство, знахарство, ведмарство, врачевание болезней, средства от разных напастей, поверья, суеверия, приметы и т. д. Из этих наблюдений и сообщений, обнимающих собой все без малого стороны материальной культуры современных белорусов и их интеллектуальной жизни, наиболее ценны в этнографическом отношении следующие отдельные очерки: Рождественская "свята" (щедрый конец дня, колядки, святки "вертеп" или "бетлейки", разыгрываемые в лицах сцены, и т. д., стр. 112 - 154), народные рассказы о "вовкулаках" (стр. 253 - 257), суеверия, относящиеся к постройке дома (стр. 317 - 335), подробное очерчивание свадебного ритуала в уездах Мозырском, Слуцком и Новогрудском, Минской губернии ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903, июль, 308 - 309). Ш. интересовался кроме того мелодиями великорусских и белорусских песен. Между прочим, от него узнал Агренев-Славянский напев и контент популярной песни "Спится мне, младешенькой", которую Н. Некрасов вставил в третью доля поэмы "Кому на Руси существовать хорошо" ("Отечественные Записки", 1874, книжка 1). По словам В. Добровольского, Ш. был мастер распевать белорусские песни и в особенности ладно исполнял "Научить тебя, Ванюша, как ко мне ходить" ("Смоленский Этнографический Сборник", доля IV, Москва, 1903, стр. XIII). Как уроженец Северо-Западного края, Ш. интересовался народным творчеством белорусов. Начало собирания белорусских материалов относится к 1870-м годам, когда Ш. жил в Витебске. За эти материалы, когда они были ещё в рукописи, Ш. получил от русского географического общества в 1873 г. золотую медаль, а в следующем году они были напечатаны под заглавием: "Белорусские народные песни, с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря и грамматических примечаний" ("Записки" того же общества, Санкт-Петербург, 1874) и увенчаны Уваровской премией (рецензия Ор. Миллера в XVIII "Отчете", 54 - 59). В 1890-х годах Ш. имел вероятность составлять этнографические материалы не только лично, но и при посредстве нескольких корреспондентов, которых учил приемам записывания и для которых составил программу. В "Виленском Вестнике" за 1877 г. он напечатал приглашение к содействию ему в собирании памятников народного творчества, встреченное сочувственно. Через 10 лет Ш. составил обстоятельный рапорт на ту же тему: "О собирании памятников народного творчества для издаваемого Академией Наук Белорусского Сборника, с предисловием Я. Г

рота" (Санкт-Петербург, 1886). Из его лингвистических работ замечательны: "Дополнения и заметки к Толковому Словарю Даля" (Санкт-Петербург, 1873; приложение к XXII тому "Записок Академии Наук", 6) и статьи: "К вопросу об условных языках" ("Известия отдела русского языка и словесности Академии Наук", том IV, книжка I, 1899) и "К диалектологии великорусских наречий" (извлечения из "Сборника сказок и преданий Самарского края" Д.Н. Садовникова ; "Русский Филологический Вестник", 1899). Кроме того, Ш. участвовал в пополнении академического словаря русского языка, делая выборки из произведений Пушкина, Жуковского, Языкова, Баратынского, Кольцова, С. Аксакова. Из мелких этнографических и популярных работ Ш. наиболее важны: "Обряд похорон мух и других насекомых" ("Труды этнографического отдела", том IV), "Приговоры и причеты о табаке" (там же, том VII), "Народная пародия на историческую песню" ("Этнографическое Обозрение", книги XX и XXV), "Женитьба "комина" и свечки" (там же, книжка XXXVIII), "Об отношении Пушкина к народной песне" ("Ежемесячные Сочинения" И. Ясинского, 1899), "Сборник народных детских песен, игр и загадок" (издание журнала "Детский Отдых", Москва, 1898), "Вильгельм Маннгардт. Из воспоминаний этнографа" ("Этнографическое Обозрение", книжка VII), "Из переписки с И.И. Манжурой" (там же, книжка XX). См. И.И. Носович "Краткий биографический очерк" ("Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук", 1900, книжка 3). А.И. Яцимирский.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Блонский Pavel Blonskiy

С 1919 Блонский руководит Московской академией народного образования. В 19301941 работает в Институте психологии, много усилий тратит на разработку..
читать далее

Павел Ардашев Pavel Ardashev

Историк, профессор Киевского университета Св. Владимира, член Совета Киевского Клуба Русских Националистов.
читать далее

Павел Виноградов Pavel Vinogradoff

Учился в Московском университете. Ученик В. И. Герье, его преемник в Московском университете. С 1884 г. профессор.
читать далее

Павел Милюков Pavel Milukov

В юности испытал влияние Тургенева, Достоевского, Толстого и Чернышевского; посвятил себя изучению истории. После окончания Московского университета..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий