Известные люди
»Петр Алешковский
Рождение: Россия
Задача - постоянно ощущать сопротивление жизни как счастье. Когда не удается, становится неуютно. Хочется вильнуть хвостом и залечь на дно. Но этого делать нельзя, на то и воля дана, чтобы ложиться спать против течения, слушать шум мира, наблюдать и играть в свою игру чужой тебе не предложат.
Автор сборника рассказов "Старгород", нашумевшей повести "Жизнеописание Хорька", авантюрного романа "Владимир Чигринцев", сказки "Рудл и Бурдл" и ещё нескольких книг, в своем новом романе повествует о русской женщине, которая родилась в Таджикистане и пережила многолетний трагический навык внешних и внутренних странствий. Внимательность к детали, составу воздуха (действо романа охватывает 1970-80-е годы, распад Союза, неприкаянные 1990-е и современность), глубина понимания человеческой природы сочетается с ласковым авторским сочувствием всему, чего касается его перышко. Ощущение подлинности явленного в "Рыбе" мира так поразило Майю Кучерскую, что она немедля обратилась к Петру Алешковскому с расспросами.
1. "Перемещения людей доля божьего плана"- Первое, что увидит читатель романа - заглавие. Рыба. И, конечно задумается это что ж за рыба? У кого-то возникнут христианские ассоциации, а кто-то решит, что это заглавие чрезмерно тихое, медленное
- Ну, отчего? Рыба бывает и стремительной, как щука, в частности, или мурена. А бывает якобы медлительной, как камбала. А бывает, что рыбой называют фригидную женщину. Кроме того, Рыба впрямь ассоциируется с Христом. Книга Рыба - это история миграции, история русской женщины, которая в 1992 году драпала совместно со своей семьей от геноцида в Таджикистане и попала в Россию, откель вышли ее предки. Это история о том, как русской пришлось знакомиться с русскими, выживать и выжить. Вера, моя героиня, - медицинская сестра. Про ее способ лечения так и не ясно до конца, в действительности ли она лечит наложением рук или ей это только кажется.
- А зачем главная героиня романа - леди?
- Меня единственный раз спросили, зачем в Хорьке чуть-чуть положительных женщин. Я ответил, что так было нужно, но в шутку посулил, что напишу книгу, в которой будут такие женщины. И как-то я думал, думал, и решил, что надобно черкануть не несложно о женщине, а от имени женщины, оттого что лицедейство писателям свойственно. Это интересная и сложная проблема. И художественная, и стилистическая, и, без сомнения, психологическая. Игра, одним словом. А игрывать славно. Вот я пять лет и играл- воевал с самим собой, но мужчину в себе, конечно, не уничтожил, а вот маску моей Веры поизносил до дыр.
- У Веры есть прототипы?
- У меня ни при каких обстоятельствах не бывает реальных прототипов, хотя фотоальбом в голове присутствует. Когда я писал Седьмой чемоданчик, я думал о том, как обрисовать родных деда, бабку, отца. И понял, что на бумаге они становятся героями, потому как что каждый прочий джентльмен, тот, что их знал, имеет шанс обрисовать их по-другому.
- А твоя Вера это ненароком не новоиспеченный национальный тип?
- Нет, конечно же. Хотя тип совершенно национальный. Эта русская бежала в свою родную страну. И оказалось, что эта держава не шибко ее ждет. Мы, к сожалению, весьма негусто об этом говорили и говорим. Прошло уже лет 14 или 15 с тех пор, как произошли эти события. Многие мигранты, до сих пор не прижились и мыкаются на просторах, что равняются сорока Франциям, а многие без затей умерли.
Репатриация, иммиграция вещь страшная, мне одна аргентинская еврейка-старушка говорила: И куда они едут, понимали бы, что их ждет! Сама приехала в СССР, купившись на сталинскую пропаганду, попалась иприжилась. Говорила она мне про своих внуков, уезжавших в Америку в отрезок времени застоя. Судьба этих внуков сложилась по-разному, но это другая история. Такие перемещения совершаются по большей части с целью детей теми, кто понимает, а не движим инстинктом самосохранения, несложно бежит сломя голову.
- Быть может, самые пронзительные страницы "Рыбы" посвящены Средней Азии. Откуда такие психологически и этнографически точные сведения?
- Мне довелось трудиться там в археологической экспедиции в 1970-е годы, и я ни в жизнь не забуду эту потрясшую меня поездку, - в общем-то первую зарубежную поездку, в стопудово другой мир. Тогда он был мирным, красивым, полным своей гармонии, к которой я приобщился по касательной, как заезжий. Тогда же, работая на раскопе и глядя в голубое безоблачное небосвод я понял, что перемещения людей доля божьего плана. Мир стоит на движении, без смешения кровей мировое сообщество закисло бы и выродилось. Беру же я барана в своей деревне и меняю его на соседского, чтобы оживить кровь в отаре. В советской археологии проблемы миграции не приветствовались сталинизм предпочитал тупо отстаивать автахтонное происхождение, так было потребно режиму. А оттого что порядок существовал с исторической точки зрения весьма не долговременно маленькая прослоечка культурного слоя, только от него и в настоящий момент страдают люди, типа моей героини.
- Мне кажется, что твоя героиня чем-то напоминает хорька, хотя вероятно занятие нетрудно в форме и там жизнеописание, и тут.
- Возможно. Оба они закрытые системы. И в этом месте казните меня, как хотите, таким образом, мне проще вскрыть их миру. Так я могу явить эмоцию. Если бы она была душой компании и пела под гитару, она была бы комсомолкой, спортсменкой или героиней и исполнительницей бардовской песни. Она глубже.
- Почему роман написан от первого лица? Так легче?
- Нет, так сложнее. Я начинал в третьем лице. Казалось бы какая широкая вероятность отправляться в сторону, одаривать комментарии, но теряется доверие читателя. От первого лица в данной истории возникла бы другая мускулатура у текста, а переживания, связанные с женской физиологией прозвучали бы объяснением из учебника.
2. "ХIХ столетний период закончился со смертью Сталина"- Роман Рыба выдвинут на премию Большая книга, а ещё ты дважды входил в шорт-листы Букера. Что такое литературная премия лично для тебя?
- Сейчас - ничто. Первый раз, с Хорьком нервничал. Потом перестал. Но все одинаково в премиях необходимо участвовать.
- Почему?
- Опыт показывает, что какое-то время премированная книжка продается лучше. А ибо хочется тиража.
- Хочется - вряд ли же для лишних денег, они оттого что все одинаково невелики? Или ты хочешь быть народным писателем?
- Я хочу, чтобы роман прочитало как разрешается больше читателей. И думаю, что большая доля пишущих хочет того же. Вопрос признаются ли они в этом. Мне об этом изрекать не стыдно. Писал, работал для людей, хотя, конечно, и для себя. Это возражение я всю существование дозволить не могу, а философствовать на эту тему от лукавого. Не будут уяснять текст, целиком может быть, что все одинаково буду писать Хотя какой я графоман пишу сверх меры неторопливо. Вот в ХIХ веке писали!.. ХIХ столетний период, слава Богу, закончился со смертью Сталина. Ну, маленько ещё потянулся до смерти Брежнева. Хватит.
- В каком смысле ХIХ столетний период протянулся до смерти Брежнева?
- А помнишь, как мы читали во времена застоя? Как подобно тому как телевизора и кино не существует. Взахлеб и полно. Теперь в книжных магазинах, как в Елисеевском, и хоть издатель всю дорогу жалуется дефицит-то раскупают! Сожалеть по прошлому неумно и непродуктивно, важность слова всем и так понятна (тем, кто понимает), культура неистребима, Волга впадает в Каспийское море, а лошади, как известно, едят овес, но чаще сенцо.
- Каков статус писателя нынче? Поэт в России не больше, чем стихотворец?
- Писатель в мире и в России не больше, чем беллетрист. А это непочатый край значит! Но когда появится Писатель, то не волнуйтесь, запишут в ВПЗРы (Великие писатели земли русской). А когда умрет, и монумент поставят.
- Просто покуда Писателя нет?
- Тормознулось на Солженицыне, как будто он активный, слава Богу, но наполовину уже и мраморно-бетонный. А дальше поживем увидим. Сложно оценивать современников с этих позиций. Да и времена другие другие песни. Свобода в настоящее время это то, что внутри тебя. Но она вечно была внутри, снаружи был порядок, что не одно и то же. Не думаю, что Лермонтова оценивали как великого писателя или поэта при жизни в России нужно существовать подольше, или скончаться пригоже. Или существовать подольше и замечательным образом приказать долго жить. Может ещё оценят Домбровского и Коваля, а может проехало. Конечно, бытие изменилась, не в основах, нет...
3. "Я терялся в тайге, не поверив компасу"- Ты имеешь в виду технический прогресс Интернет, мобильник?
- Да, это также. Но главное, прыть. Ритм, связь многие берут в деревья, мобильный телефон. Может быть, это резво надоест, но пока-то это так. Сам видел. Это уже манера, это наркотик. Но скольким людям тот самый наркотик спас бытие, своевременно связав их с врачом, в частности. Или JPRS, с которым потеряться нельзя. Я сам терялся в тайге, не поверив компасу. По физике у меня вечно была двойка. Я хотел бы научиться пользоваться этим прибором, но признаюсь открыто, у меня с приборами проблемы. Наверное, на самом деле лень. Освоил же я, в конце концов, Интернет. А потому как говорил, что ни за что.
- Кстати, о наркотиках. В Рыбе сильно натуралистично изображается бытие наркоманов вряд ли из личного опыта?
- Меня вечно интересует задача воли. Наверное, это пунктик. Насчет наркотиков видел. Не понравилось.
- А при чем тут свобода?
- Рыба выживает только благодаря собственной воле, воле к жизни. Также побеждают наркотик люди умные. Побороть подневольность разрешено только при помощи ума. Это я также видел.
- А при помощи веры?
- Сегодня церковь пестует и подбирает наркоманов. И многим помогла. Вера, без сомнения, может спасти. Кстати, единственный из героев хватается за нее как за соломинку. А вот ладно ли хватается, не мне судить.
- "Один из героев" - супруг твоей героини. Ты его уже осудил!
- У героя как это ни необычно есть существование за обложкой, следом точки. Если кому-то хочется ее достроить. И я окончательно не знаю, как сложится бытие мужа героини. Во всяком случае ему вольно сделаться более того святым. То, что Вера святая у меня сомнения нет, но она об этом не знает. Я не сужу людей, это другая специальность.
- Насколько тебе уютно существовать в этом мире, городе, стране, доме?
- Мне крайне неуютно существовать порой. Все чаще и чаще. Это никак не связано со временем. Задача - непрерывно чувствовать сопротивление жизни как фортуна. Когда не удается, становится неуютно. Хочется вильнуть хвостом и залечь на дно. Но этого действовать воспрещено, на то и свобода дана, чтобы укладываться почивать супротив течения, внимать гул мира, присматривать и игрывать в свою игру посторонний тебе не предложат.
Так же читайте биографии известных людей:
Петр Боборыкин Petr Boborykin
БОБОРЫКИН, ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ (1836-1921), русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Почетный академик (1900). Родился 15 (27)..
читать далее →
Петр Ершов Petr Ershov
Сам Петр Павлович говорил, что не придумал ничего нового, а просто хорошо пересказал народную сказку.
читать далее →
Пётр Замойский Petr Zamoiskiy
В 1929 1936 годах Замойский написал роман Лапти, затем автобиографическую трилогию: Подпасок (1969), Молодость (1946), Восход (1957).
читать далее →
Петр Капнист Petr Kapnist
Капнист Петр Иванович - поэт, публицист, драматург. Сын полтавского предводителя дворянства. Родился в имении Обуховка Миргородского у. Полтавской..
читать далее →