Известные люди
»Петр Белясник
Рождение: Украина, 21.12.1917
Заслуженный лётчик - испытатель СССР. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 0 года.
Пётр Белясник родился 21 Декабря 1917 года в селе Вовна, в настоящее время Шосткинского района Сумской области ( Украина ), в семье крестьянина. Образование неполное среднее. Работал токарем на заводе в городе Махачкала ( Дагестан ). С 1939 года в рядах Красной Армии, год через окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в 126-м истребительном авиационном полку, тот, что входил в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы. 31 Июля 1941 года 6 лётчиков полка на своих самолётах МиГ-3 штурмовали германский аэровокзал, уничтожив на земле примерно 30 бомбардировщиков.
Части 6-го ИАК наряду с выполнением главной задачи по охране Москвы снабжали прикрытие войск Западного и Калининского фронтов, вели воздушную разведку, патрулирование вдоль железных и шоссейных дорог. 30 Января 1942 года, прикрывая наши войска в районе Волоколамск - Сычёвка - Вязьма, тройка истребителей 126-го авиаполка в составе Старшего лейтенанта П. Белясника, Лейтенантов Е. Лозового и Г. Шорохова, вступили в мордобой с 13 вражескими самолётами. Трёх "Мессеров" они вогнали в землю, остальные нырнули в облака и скрылись.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 Августа 1941 года Пётр Белясник был награждён орденом Красного Знамени за 3 лично и 7 в группе сбитых самолётов противника.
В Феврале 1942 года лётчики корпуса провели больше 100 воздушных боёв и сшибли в них 54 вражеских самолёта, в Марте в 48 боях было сбито 25 самолётов. В этих боях отличились Капитан Г. Ф. Приймук, Старшие лейтенанты П. Н. Белясник и А. Ф. Ковачевич, Лейтенант В. Г. Иванов и другие лётчики. Вэтого в небе Москвы Пётр Белясник сшиб 7 вражеских самолётов, за что был удостоен ордена Красного Знамени.
126-й полк воевал тогда на американских истребителях Р-40 "Томагаук". С Сентября 1941 года лётно - технический состав некоторых строевых частей проходил переучивание на эти машины на аэродроме Кадников близ Вологды. Для этой цели создали 27-й запасной авиаполк, командиром которого был В. И. Пантелеев.
126-й авиаполк стал одним из первых в ВВС страны, перевооружившимся на заморские "Томагавки". При эксплуатации американских самолётов лётчики и механики полка обнаруживали полно дефектов. За время войны П. Н. Беляснику пришлось летать на 4-х различных типах истребителей. Американский Р-40 вызывал у него недоверие. Особенно следом того, как на нём в элементарный ситуации, не в бою, а после этого взлёта из - за отказа материальной части погиб его близкий приятель Герой Советского Союза Степан Ридный ( имевший на счету 26 воздушных побед ). Именно в эти дни Пётр Белясник сумел на личные средства взять боевой самолёт. На этом стоит встать подробнее.
В 1942 - 1943 годах большущий размах получило движение за сбор средств в фонд обороны столицы. Горячо поддержали тот самый почин и защитники московского неба. На средства, собранные воинами Московской ПВО, были построены самолёты для авиационного соединения "Москва".
Однажды Пётр Белясник увидел новоиспеченный самолёт конструктора С. А. Лавочкина. Этот истребитель, надёжный, с мощным вооружением, ему весьма понравился. Пётр Никифорович принял вывод помочь почин многих граждан страны и вписать свои личные сбережения - 30 000 рублей - на сооружение такого самолёта. При этом, он обратился в ЦК партии с таким письмом: "Построенный самолёт прошу передать мне. Клянусь, что на этой машине я буду не щадя жизни громить немецких захватчиков до полного их уничтожения". Об этом же он заявил и своим боевым товарищам на полковом митинге. Спустя некоторое время Капитану П. Н. Белясник в торжественной обстановке вручили новоиспеченный истребитель Ла-5 с бортовым номером "40" и надписью на фюзеляже: "Капутану Белясник" ( как раз "Капутану" ).
К концу боёв за Москву, Капитан П. Н. Белясник произвёл 123 боевых вылета на выполнение боевых заданий, из них: на разведку - 15, на штурмовку - 15, на сопровождение - 37. Провёл 33 воздушных боя, в которых лично сшиб 6 и в группе 10 самолётов противника.
Вскоре полк был преброшен под Сталинград. Там на новой машине, только за 4 дня боёв, Пётр Белясник сшиб 4 вражеских самолёта. Один из боевых эпизодов, относящийся к тому периоду, нашел отображение в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" ( стр. 144 ):
"30 Августа 1942 года четвёрка истребителей 126-го ИАП, ведомая Капитаном П. Н. Белясником, в неравном бою с 22 истребителями Ме-109 в районе Сталинграда сшибла 6 вражеских самолётов, обратив остальных в бегство".
Боевой счёт Петра Белясника рос достаточно быстро: если к концу Мая 1942 года на его счету числилось 14 вражеских самолётов, сбитых лично и в составе группы, то к началу 1943 года - уже больше 20.
К Февралю 1943 года штурман 126-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО страны ) Капитан П. Н. Белясник совершил 250 боевых вылетов, провел 78 воздушных боев, в которых сшиб лично 9 самолётов противника и 17 в группе с товарищами.
Следует подметить, что Пётр Белясник был не единственным лётчиком, летающем на "собственном" самолёте. Правда фамилия второго пилота, "купившего" истребитель, трактуется по - разному. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", пишется:
27 Февраля 1943 года - В газете "Тревога" появилась заметка о том, что лётчики 6-го ИАК ПВО П. Н. Белясник и Н. С. Самохвалов привнесли на постройку новых самолётов 45 тысяч рублей из своих личных сбережений.
Несколько по иному тот самый момент описан в книге Д. А. Журавлёва "Огневой щит Москвы":
"Лётчик 126-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Капитан П. Н. Белясник внёс 30 000 рублей на постройку самолёта. В торжественной обстановке ему вручили "именной" истребитель. Такую же машину получил и лётчик Н. Т. Самонов, на боевом счету которого было 13 вражеских самолётов. Вместе с Капитаном Белясником он сражался в небе Сталинграда. По примеру старшего товарища Самонов внёс свои сбережения на постройку истребителя".
По некоторым источникам Николай Тимофеевич Самонов, сражаясь в составе 436-го, 176-го и 126-го истребительных авиационных полков, одержал 9 личных и 4 групповые победы. Так кто же был вторым пилотом: Н. С. Самохвалов или Н. Т. Самонов ?..
28 Апреля 1943 года за образцовое выполнение заданий командования на фронтах Великой Отечественной войны Капитану П. Н. Белясник было присвоено звание Героя Советского Союза.
На именном самолёте он удачно провоевал до Февраля 1945 года. К концу войны совершил возле 300 боевых вылетов, провел свыше 40 воздушных боёв, доведя цифра личных побед до 15.
Незадолго до окончания войны, Пётр Никифорович был переведён на лётно - испытательную работу в НИИ ВВС ( в опытную эскадрилью двигательного управления ). Провёл государственные испытания следующих самолётов: СР-2, Як-25РВ-I, Як-27Р. Заслуженный лётчик - испытатель СССР. С 1964 года Полковник П. Н. Белясник - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 4 Июля 2002 года.
Так же читайте биографии известных людей:
Петр Бутрым Petr Butrym
Летчик-истребитель. Участник национально - революционной войны в Испании с конца Мая 1937 по Январь 1938 года.
читать далее →
Петр Грищенко Petr Grishzenko
Лейтенант П. Л. Грищенко совершил 155 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, провёл 31 воздушный бой, сбил 15 самолётов противника. 0 года за..
читать далее →
Петр Дзюба Petr Dzyuba
Гвардии Капитан П. П. Дзюба совершил 319 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 19 и в составе группы 16 самолётов противника. 0 года за..
читать далее →
Петр Дьяков Petr Dyakov
Старший лейтенант П. М. Дьяков совершил 130 боевых вылетов на штурмовку военных объектов и скоплений живой силы противника. Участвовал в 22..
читать далее →