Известные люди
»Петр Лихолетов
Рождение: Россия, 18.7.1917
Капитан П. Я. Лихолетов совершил 366 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых лично сбил 19 и в группе 5 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 18 Июля 1917 года в посёлке Харцызск, сегодня град Донецкой области, в семье рабочего. С 1924 года жил в посёлке Еленовские Карьеры, в настоящее время городок Докучаевск. Окончил среднюю школу, рабфак и фабрично - заводское училище. Работал слесарем - аккумуляторщиком на рудниках Донбасса. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов, в 1940 году - Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в 1941 году - курсы командиров звеньев в Ленинграде. Служил в Ленинградском военном округе. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал на Северном и Ленинградском фронтах, где одержал немного блестящих побед.
К середине Октября 1943 года начальник эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная вс, Ленинградский фронт ) Капитан П. Я. Лихолетов совершил 366 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых лично сшиб 19 и в группе 5 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Вэтого выполнил 382 боевых вылета. В 78 воздушных боях сшиб 25 самолётов лично и 5 - в составе группы.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За оборону Ленинграда". Умер от ран 13 Июля 1945 года. Похоронен в Ленинграде. Имя Героя носят улицы в городах Харцызск и Докучаевск.
* * *
Одним из лучших лётчиков 159-го истребительного авиаполка по праву был Пётр Лихолетов. В его натуре по - рыцарски сочетались лихость непревзойдённого пилотажа, потрясающе оправдывающая его фамилию, и суровая командирская взвешенность, агрессия известного всему фронту бойца и далекая от околополётной буффонады влюбленность к живописи...
Высокий, статный, с усталой флегматичной походкой, Пётр отличался добродушным характером, большим чувством юмора и артистической натурой. Лихолетов славно рисовал, порой используя для этой цели и часы занятий. Пасмурными туманными днями он подолгу сидел за альбомом.
Глядя на сделанные им рисунки, товарищи не раз говорили: "Тебе, Петя, нужно быть не лётчиком, а художником !" Рисовал Лихолетов реально что надо. Но летал и воевал ещё лучше. Свою первую победу он одержал 12 Июля 1941 года, сбив в упор бомбардировщик Ju-88 на своём МиГ-3.
В воздухе Пётр на сто процентов оправдывал свою фамилию: то он пикировал и, не задевая крыши, проносился над постройками, то, перевернув самолёт, "брил" поле аэродрома, и характерно, что эта лихость сочеталась в нём с каким - то невыразимо тонким чутьём машины, воздуха, полёта...
Попадало ему от начальства за лихачество накрепко, но, тем не менее, это был групповой любимец и неоспоримый авторитет. Не бесполезно на самолёте Петра уже весной 1942 года красовались 10 победных звёзд. Под его командованием пятёрка наших истребителей как-то раз отразила налёт 40 вражеских бомбардировщиков на Кобону.
Свой самый-самый тяжёлый мордобой он провёл в конце Марта 1942 года, когда группа "Мессеров" расколола шестёрку Лихолетова и сшибла двух его ведомых: Прудникова и Веренихина. И хотя ему самому удалось в том бою сшибить 2 Ме-109, а следом, используя чрезвычайно рискованный пилотаж, выскочить из "клещей" немцев, на бреющем полёте приведя преследователей к своим зенитным батареям, отстать от них и удачно присесть, тот мордобой ( по его собственному выражению ) "стоил трёх лет службы". Безоглядная отвага и индивидуализм насовсем уступили своё местоположение расчётливости и осмотрительности.
...Со второй половины Мая 1942 года налёты вражеской авиации на Ладожскую коммуникацию грубо усилились. Ставка немецкого командования в директиве 1-му Воздушному флоту требовала: "Сорвать эвакуацию Ленинграда всеми средствами и в особенности воздушными налётами на ладожский район судоходства, чтобы не вручить противнику возможности усилиться посредством перевоза войск или работ по вооружению или достичь улучшения продовольственного положения и тем самым обороноспособности Ленинграда". Наиболее массированные удары немецкая авиация предприняла на Волхов, Жихарево, Кобону, сквозь которые проходили грузы к Ладожскому озеру.
Особенно крупные налёты по береговым базам Ладожского озера недруг совершил 28 - 29 Мая 1942 года. В них участвовало 366 бомбардировщиков и 122 истребителя.
28 Мая возле 10 часов утра 5 групп немецких бомбардировщиков, по 10 - 15 самолётов Ju-88 и He-111 в каждой, производили звёздный налёт на базу Кобона. Их прикрывали истребители Ме-109. На перехват было поднято 5 самолётов 159-го авиаполка и 20 машин 4-го Гвардейского авиаполка ВВС Балтийского флота.
Сообщение с постов оповещения на тот самый раз поступило с опозданием. Когда наша группа истребителей пришла к объекту, Ju-88 уже пикировали. Первую группу из 9 бомбардировщиков атаковала пятёрка истребителей во главе со Старшим лейтенантом Петром Лихолетовым. Встреченные шквальным огнём, немцы растерялись, ринулись кто куда. Один "Юнкерс", прошитый очередью, грубо пошёл вниз и рухнул в районе объекта, второй, подбитый, потянул на свою территорию. Потеряв единственный самолёт, другие Ju-88 сочли за благо покинуть. Наши истребители не стали их преследовать: подходила новая группа.
Пётр Лихолетов приказал всем набрать высоту. По радио ему сообщили, что в воздухе появились ещё 10 бомбардировщиков врага. Эта группа, вроде бы не замечая наших истребителей, плотным строем шла к объекту. Лихолетов сделал всё для того, чтобы потрясение по врагу был внезапным и сокрушительным. Вот наши истребители устремились вниз. Один Ju-88 свалился на крыло и камнем упал на землю. А истребители, маневрируя, ушли вниз, еще раз развернулись и как снег на голову в упор ударили по головным машинам противника. Немцы торопливо освобождаясь от бомб, стали расходиться и по одному таскать на свою территорию. Преследуя противника наши лётчики повергли наземь ещё 4 самолёта.
Вскоре Ладожский бригадный район ПВО сообщил - сбито 6 самолётов типа Ju-88. По одному "Юнкерсу" сшибли Старший лейтенант П. Я. Лихолетов, Лейтенанты В. А. Зотов и В. Н. Лукин. Капитан П. А. Михальский и Старший лейтенант В. Н. Щуров уничтожили по одному бомбардировщику Не-111.
В этом бою Пётр Лихолетов одержал только одну из многих своих блестящих воздушных побед.
Когда в начале 1943 года полк сызнова перевооружили, заменив американские истребители Р-40М "Уорхаук" на отечественные Ла-5, Лихолетов стал в полку главным инструктором и инспектором: без его "добра" на боевые задания лётчиков не выпускали.
Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные ими средства приобрели целую эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в различные части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Героя Советского Союза, Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись - "Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа.
159-й ИАП, где служил Лихолетов, был славен не только 400 сбитыми в боях вражескими самолётами, но и преемственностью боевого мастерства: от Булаева и Покрышева к Зотову и Лихолетову, от них в свою очередность к Серову и Веденееву.
В Феврале 1944 года отважный лётчик - истребитель был удостоен звания Героя Советского Союза. Лихолетов с честью оправдал эту награду. О его победах сообщало более того Советское информбюро. Так, в оперативной сводке за 22 Июня 1944 года говорилось о том, что Капитан Лихолетов в течение двух дней сшиб 4 вражеских самолёта. На следующий день позже того, как было опубликовано это извещение, Пётр сшиб ещё 2 самолёта.
Вэтого же, отважный лётчик - истребитель совершил 382 успешных боевых вылета, участвуя в 78 воздушных боях, сшиб 25 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами. Среди сбитых им машин без малого все основные типы боевых самолётов, состоявших на вооружении нацистской Германии.
К сожаления последствия тяжёлого ранения привели к преждевременной кончине Петра Лихолетова вскоре позже окончания войны...
Так же читайте биографии известных людей:
Петр Лобас Petr Lobas
Гвардии Капитан П. К. Лобас совершил 106 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 15 самолетов противника. 0 года за мужество, проявленное в боях..
читать далее →
Петр Минервин Petr Minervin
Участник войны в Корее 1950 - 1953 годов. Был заместителем командира 3-й авиационной эскадрильи 16-го истребительного авиационного полка ( 97-я..
читать далее →
Петр Наумов Petr Naumov
Петр Наумов - лётчик-инспектор по технике пилотирования 201-й истребительной авиационной дивизии 2-го смешанного авиационного корпуса 4-й воздушной..
читать далее →
Петр Нестеров Petr Nesterov
Человек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворен современными методами пилотирования. Нестеровскую..
читать далее →