Известные люди

»

Петр Семак

Петр Семак Petr Semak Карьера: Артист
Рождение: Россия
На выпускных экзаменах в ЛГИТМИКе Петр Семак сыграл Митю Карамазова и мгновенно прославился. Восторженные ленинградцы уверяют, что прорывались в старое институтское здание сквозь толпы страждущих и милицейские кордоны. Само собой разумеется, Лев Додин просто не мог не пригласить его в Малый драматический театр, где Семак сразу же стал ведущим актером. Знаменитый спектакль "Братья и сестры" (пожалуй, нет стран, где бы он ни побывал) продемонстрировал с очевидностью: в русском театре появился актер на редкие, увы, роли трагических героев. За годы работы в МДТ актер сыграл до обидного мало: Ставрогина в "Бесах", Эбина в "Любви под вязами" Юджина 0'Нила, Леонта в "Зимней сказке" Шекспира, Септимуса в "Аркадии" Т. Стоппарда в БДТ им. Товстоногова, но зато как сыграл! Так что едва ли не каждый петербуржец на вопрос о самом известном актере в городе ответит не задумываясь: Семак.

- Первый вопросительный мотив традиционный: отчего, сельский хлопец, ты выбрал актерскую профессию?

- Если честно: не знаю. Я вырос на Украине, в селе Спасском, маленькое такое, но хорошее, красивое украинское село, каких непочатый край. В школе у нас не было самодеятельного театра, но была самодеятельность, я напевал, танцевал, делал какие-то там фокусы, нравилось быть клоуном... Серьезно я ни в жизнь не думал, что это - мое призвание. Безумно любил математику, точные науки, и свой школьный преподаватель говорил: жил бы ты в городе, конечно, тебя нужно бы в специальную школу предуготовлять... Я так и думал, что пойду в точные науки: физика, математика, т. е. в вуз...

Актерская специальность была где-то вдали, но в какой-то миг показалась заманчивой. Я прочитал биографию Жерара Филипа, там был этакий момент - его спросили: отчего он захотел сделаться актером? Он краснел и говорил: "Из-за тщеславия и из-за денег". Вот что-то подобное мелькало у меня в голове: артисты, во-первых, могут протянуть массу самых разнообразных жизней, они ездят по всему миру, опосля они денег невпроворот получают... Вот что-то такое у меня промелькнуло, и я грубо поменял все.

Два года я проучился в Харькове и, как дурень, был уверен, что я уже артист. Потом я узнал, что есть организация Станиславского, Художественный театр, Немирович-Данченко... Услышал, что в ЛГИТМИКе Аркадий Иосифович Кацман набирает вектор движения, и хотел поступить только к нему, и поступил. Конкурс был безумный. Не взял бы Кацман, как бы следом все повернулось, неизвестно. Может, я и не захотел бы больше проверять. Судьба вела...

В какие-то моменты шибко очень сомневался, точный ли отбор сделал. Моя натура деревенского хлопчика тянула вспять и говорила: "На шо тебе театр? Возвращайся назад, там добро, там все ясно, все родное, а тут большущий град, по-русски ты говоришь нехорошо, с акцентом..." У меня был страшный говор, да и книг я чуть-чуть читал. В нашей сельской библиотеке, конечно, не было ни Цветаевой, ни Пастернака, ни Булгакова...

- Положим, и в городах они по библиотекам не стояли...

- Но в городах все-таки не возбраняется было их достать. И я мучился, продолжительно мучился. Думаю, что меня удержала в театре слабость разгадывать, отыскивать заключение... И в этом смысле математика и театр оказались достаточно близкими. Может быть, их и объединяет какая-то тяга к точности, к гармонии...

- То есть образ - это проблема, которую ты должен разрешить?

- Да, именно: проблема, которую надобно найти решение. Для меня, по крайней мере, это так. Я не люблю повторяться. Когда мне говорят: ну, мы тебя уже видели в этом качестве, для меня это как тесак в сердце, значит, ничего нового я не нашел...

- Твоя коронная образ - Михаил Пряслин в "Братьях и сестрах". Рассказы о ваших поездках в деревню к Федору Абрамову стали театральной легендой, но, кажется, ты мог применять для Пряслина собственные воспоминания?

- Я расскажу смешную вещь, которую самое малое кому рассказываю: когда Лев Абрамович Дединственный решил становить Абрамова, первая думка была - снова деревенька, ну что в этом хорошего, я же там вырос, я все это знаю. Только у Абрамова говорят на архангельском говоре, у нас - на малороссийском, а так все то же самое. Неинтересно. Я-то в град вырвался...

- игрывать принцев...

- Да, Шекспира. Потом, конечно, понял, что дурень. Тут была не без затей деревенька, что-то большее. На самом деле я играю в этом спектакле судьбу своего отца. Его также зовут Михаилом, и они одного года рождения с Мишкой Пряслиным. У меня вообще было странное чувство, чисто я вырос на этой войне, я помню все рассказы своего отца о его детстве, как немцы оккупировали село, как его расстреливали...

Однажды был эдакий случай: мы с отцом едем в Харьков, останавливаемся на заправке, и нас обгоняет какой-то "мерседес", видно, что посольская агрегатина. Выходит оттуда добротной арийской внешности мужчина, седовласый уже... И как снег на голову мой папа застыл, стал весь белым. Немец заправился и уехал. А у отца руки трясутся: сколь лет прошло, говорит, я его лик человеческий помню, он меня ставил к стенке. Отец пацаном тогда был, лопать было нечего, он обменял какие-то вещи на козленка в соседнем селе. А тот германец поставил к стенке, отобрал козленка и - бах: пальнул холостыми. Засмеялся и ушел. Пошутил... И это отложилось.

Эмоционально такие вещи крайне запоминаются... Может быть, оттого такое чувство, что и я вырос в эти же годы. Интересно, что так не только у меня, а у всех, кто играет тот самый спектакль.

- Вы играете про тяжелую существование, но ибо и красивая же она в этом спектакле: красивые люди, умеющие пригоже трудиться, прекрасно прогуливаться... Прошлое, просветленное памятью...

- Моя мать, когда посмотрела "Братьев и сестер", сказала: так и было. Они возвращались с войны по одному - те, кто выжил. Есть нечего было и глотнуть нечего, одна поллитровка самогона на всю семью, огурцы какие-нибудь, капуста, и все так радуются, что он активный, что он вернулся... А у многих уже не вернутся. Мама говорит: ныне есть все - и закусить, и глотнуть, на Украине более того хохлы больше не жалуются. А радости нет. Все есть, а радости нет. Тогда ничего не было, а отрада была.

- Тогда ждали: ещё чуть-чуть, и будет неплохо, а надежда дает веселье... И ваш спектакль дает веселье.

- Да, он этим и силен. Интересно, мы играем в нашем театре "Бесов" Достоевского. И следом него из меня как как будто все вычерпали, такая пустошь, и хочется куда-то потом спектакля - не домой, а в компанию, с кем-то сиживать, пить, сообщать, отдаляться. После "Братьев и сестер" - ну такая энергия' После него существовать хочется.

- Достоевского на эмоциональной памяти не сыграешь, это точно.

- В девятом классе я прочитал "Преступление и наказание". С этого для меня начался Достоевский. Сильнейшее, эмоциональное ощущение. Мне так захотелось в Петербург, в его городок. И вот я уже двадцать единственный год тут живу, живу в городе Достоевского, и град тот самый воспринимаю сквозь него. Но у меня такое странное чувство, что я живу в этом месте как эмигрант. Я же вырос на Украине, а в Питере я все ещё чужак, не свой... Мои дети уже ощущают, что это их град. А для меня это городок моей мечты. Наверно, так я и умру с этим ощущением. Так или по иному, аккурат сквозь Достоевского (и Пушкина, конечно, тоже) ко мне пришел тот самый град. Дединственный, когда звал к себе в театр, обещал определить со мной "Братьев Карамазовых".

- А поставил "Бесов" и взял тебя на Ставрогина!

- Тут сложная, длинная история. Поначалу никто меня в Ставрогине не видел. Я сыграл Пряслина, и на мне, казалось, навечно стоял крест или метка: на роли мужиков! Так и говорили: какой из тебя Ставрогин? Ну не аристократ, конечно... "Бесы" мы репетировали три года. Я за это время перепробовал море ролей: начинал с Кириллова, после этого Федька Каторжный, позже Шатов, вслед за тем Липутин... И нежданно-негаданно понял, что могу игрывать эксцентричные комические роли. Я более того Варвару Петровну репетировал, когда занедужила актриса. В общем затем подсчитал, что я перепробовал двенадцать ролей из этого романа.

А Дединственный искал актера на образ Ставрогина. Он предложил давать заявки всем, кто хочет. Я подошел и попросил разрешения познать. Он разрешил, но отнесся не уж очень капитально. И нежданно перед самым выпуском, где-то за полтора месяца до премьеры, подходит Лев Абрамович и говорит: "Завтра можете представить Ставрогина? Первый акт?" А он три часа идет. Я был в шоке. Как так? Я, конечно, ходил на репетиции, но контент не учил... "Ну, сколь помните", - говорит Дединственный. Я всю темное время суток сидел в гримерке, выучил весь контент первого акта и все сыграл, он не останавливал, и я сыграл от начала до конца. А следом и второй акт сыграл. И третий...

Но это ещё ничего не значило. Приближалась премьера, и режиссер снова начал колебаться. Дединственный постоянно сомневается, производит ощущение человека уверенного, но это обманчиво. В общем, премьера, а у меня ноги не гнутся. Я должен в первой своей сцене вручить матери руку, а лапа дрожит... Я весь зажат, мышцы деревянные, глотка перехватило. Выходить на сцену - мучение. А в голове одна предательская мысль: "Ну какой я Ставрогин!"

- И как ты с этим состоянием боролся?

- Пробовал по-разному. А помогло снадобье Евгения Лебедева. Я ему пожаловался на свою беду, и он рассказал свой свой происшествие. Он играл Рогожина в "Идиоте", а Мышкина - Смоктуновский, Все тогда писали и говорили только о Смоктуновском, и у Лебедева начался тот же актерский зажим. Голос не слушается, стан чужое. Каждый выход на сцену - как на операционный столик, а ты под наркозом, и туловище чужое, замороженное. Ему врач посоветовал: "Выпей коньяку, поможет расслабиться!" Но как пить, когда Товстоногов всему глава и в театре сухой закон... Наконец, перед очередным спектаклем он сидит у себя в гримерной и понимает, что игрывать не может. Решает ходить к Товстоногову, хлопотать отменить спектакль, а что будет после этого, ясно - сорванный спектакль, уход из театра... И тогда Лебедев зовет "подавальщицу" (это мы говорим: костюмеры, а у него - подавальщицы), требует коньяку. Выпивает, выходит, и... образ пошла. Одно плохо: всякий спектакль дозу приходится увеличивать. Уже дошел до бутылки за закат дня. А тут они на гастролях в южном городе. Тепло. Его от алкоголя без затей развозит. И что действовать? Идет к Товстоногову: так, мол, и так, ига, спиваюсь. Что действовать? И Товстоногов (а он был великим психологом) ответил гениально: "Женя, у тебя уже выработался рефлекс, можешь не пить".

- И ты последовал этому рецепту?

- К счастью, до бутылки в конец дня занятие не дошло. И рефлекс выработался довольно проворно. Хотя "своей" ролью я почувствовал Ставрогина только посредством немного лет. Это вообще качество додинских спектаклей: они рассчитаны на долгие годы. Действительно, десятилетия не возбраняется игрывать. Как сегодня публика воспринимает "Бесов"! На одном дыхании! А спектакль долгий, нелегкий.

- Тебя уже назвали "актером национального значения", о тебе писали, что ты едва ли не один русский артист для трагического репертуара, что ты можешь сыграть Гамлета и Отелло, Макбета и Митю Карамазова... Но как вписываются в репертуарную линию Мкрасного Драматического театра планы актера Семака?

- Мы сегодня репетируем со Львом Абрамовичем одну не шибко известную пьесу для небольшого числа исполнителей. И там есть миг, когда мой персонаж выплескивает накопившуюся в нем горечь. На репетиции Дединственный предложил мне: "Говори своими словами о своих проблемах!" И тут меня как прорвало: "Семь лет я не играю у вас новых ролей!" Это было и для него, и для меня жутко как снег на голову. Я потому как понимаю, что ни единственный артист не сыграл всего, что хотел. Самые востребованные, самые успешные все одинаково что-то пропускали, не успевали, что-то оставалось только в мечтах. Такова обидная специфика нашей профессии.

Исходный текст: газета "Алфавит" No.26, 2000.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Самойленко Petr Samoilenko

На данный момент Петр Самойленко выступает в составе московского баскетбольного клуба Динамо. Основное амплуа спортсмена защитник. В ходе отбора..
читать далее

Петр Болотников Petr Bolotnikov

В 1958 г. Болотников становится лидером наших стайеров. На протяжении пяти лет он добивается золотого дубля на чемпионатах страны, выигрывая бег на..
читать далее

Петр Воробьев Petr Vorobyev

Тольяттинская Лада, пожалуй, самая стабильная команда последних нескольких лет. Два сезона подряд команда завоевывает бронзовые медали чемпионата..
читать далее

Петр Крылов Petr Krylov

Замечательный профессиональный атлет и борец, выступал в начале нашего века на аренах цирков под именем "Король гирь".
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий