Известные люди
»Петр Семак
Рождение: Россия
На выпускных экзаменах в ЛГИТМИКе Петр Семак сыграл Митю Карамазова и мгновенно прославился. Восторженные ленинградцы уверяют, что прорывались в старое институтское здание сквозь толпы страждущих и милицейские кордоны. Само собой разумеется, Лев Додин просто не мог не пригласить его в Малый драматический театр, где Семак сразу же стал ведущим актером. Знаменитый спектакль "Братья и сестры" (пожалуй, нет стран, где бы он ни побывал) продемонстрировал с очевидностью: в русском театре появился актер на редкие, увы, роли трагических героев. За годы работы в МДТ актер сыграл до обидного мало: Ставрогина в "Бесах", Эбина в "Любви под вязами" Юджина 0'Нила, Леонта в "Зимней сказке" Шекспира, Септимуса в "Аркадии" Т. Стоппарда в БДТ им. Товстоногова, но зато как сыграл! Так что едва ли не каждый петербуржец на вопрос о самом известном актере в городе ответит не задумываясь: Семак.
- Первый вопросительный мотив традиционный: отчего, сельский хлопец, ты выбрал актерскую профессию?
- Если честно: не знаю. Я вырос на Украине, в селе Спасском, маленькое такое, но хорошее, красивое украинское село, каких непочатый край. В школе у нас не было самодеятельного театра, но была самодеятельность, я напевал, танцевал, делал какие-то там фокусы, нравилось быть клоуном... Серьезно я ни в жизнь не думал, что это - мое призвание. Безумно любил математику, точные науки, и свой школьный преподаватель говорил: жил бы ты в городе, конечно, тебя нужно бы в специальную школу предуготовлять... Я так и думал, что пойду в точные науки: физика, математика, т. е. в вуз...
Актерская специальность была где-то вдали, но в какой-то миг показалась заманчивой. Я прочитал биографию Жерара Филипа, там был этакий момент - его спросили: отчего он захотел сделаться актером? Он краснел и говорил: "Из-за тщеславия и из-за денег". Вот что-то подобное мелькало у меня в голове: артисты, во-первых, могут протянуть массу самых разнообразных жизней, они ездят по всему миру, опосля они денег невпроворот получают... Вот что-то такое у меня промелькнуло, и я грубо поменял все.
Два года я проучился в Харькове и, как дурень, был уверен, что я уже артист. Потом я узнал, что есть организация Станиславского, Художественный театр, Немирович-Данченко... Услышал, что в ЛГИТМИКе Аркадий Иосифович Кацман набирает вектор движения, и хотел поступить только к нему, и поступил. Конкурс был безумный. Не взял бы Кацман, как бы следом все повернулось, неизвестно. Может, я и не захотел бы больше проверять. Судьба вела...
В какие-то моменты шибко очень сомневался, точный ли отбор сделал. Моя натура деревенского хлопчика тянула вспять и говорила: "На шо тебе театр? Возвращайся назад, там добро, там все ясно, все родное, а тут большущий град, по-русски ты говоришь нехорошо, с акцентом..." У меня был страшный говор, да и книг я чуть-чуть читал. В нашей сельской библиотеке, конечно, не было ни Цветаевой, ни Пастернака, ни Булгакова...
- Положим, и в городах они по библиотекам не стояли...
- Но в городах все-таки не возбраняется было их достать. И я мучился, продолжительно мучился. Думаю, что меня удержала в театре слабость разгадывать, отыскивать заключение... И в этом смысле математика и театр оказались достаточно близкими. Может быть, их и объединяет какая-то тяга к точности, к гармонии...
- То есть образ - это проблема, которую ты должен разрешить?
- Да, именно: проблема, которую надобно найти решение. Для меня, по крайней мере, это так. Я не люблю повторяться. Когда мне говорят: ну, мы тебя уже видели в этом качестве, для меня это как тесак в сердце, значит, ничего нового я не нашел...
- Твоя коронная образ - Михаил Пряслин в "Братьях и сестрах". Рассказы о ваших поездках в деревню к Федору Абрамову стали театральной легендой, но, кажется, ты мог применять для Пряслина собственные воспоминания?
- Я расскажу смешную вещь, которую самое малое кому рассказываю: когда Лев Абрамович Дединственный решил становить Абрамова, первая думка была - снова деревенька, ну что в этом хорошего, я же там вырос, я все это знаю. Только у Абрамова говорят на архангельском говоре, у нас - на малороссийском, а так все то же самое. Неинтересно. Я-то в град вырвался...
- игрывать принцев...
- Да, Шекспира. Потом, конечно, понял, что дурень. Тут была не без затей деревенька, что-то большее. На самом деле я играю в этом спектакле судьбу своего отца. Его также зовут Михаилом, и они одного года рождения с Мишкой Пряслиным. У меня вообще было странное чувство, чисто я вырос на этой войне, я помню все рассказы своего отца о его детстве, как немцы оккупировали село, как его расстреливали...
Однажды был эдакий случай: мы с отцом едем в Харьков, останавливаемся на заправке, и нас обгоняет какой-то "мерседес", видно, что посольская агрегатина. Выходит оттуда добротной арийской внешности мужчина, седовласый уже... И как снег на голову мой папа застыл, стал весь белым. Немец заправился и уехал. А у отца руки трясутся: сколь лет прошло, говорит, я его лик человеческий помню, он меня ставил к стенке. Отец пацаном тогда был, лопать было нечего, он обменял какие-то вещи на козленка в соседнем селе. А тот германец поставил к стенке, отобрал козленка и - бах: пальнул холостыми. Засмеялся и ушел. Пошутил... И это отложилось.
Эмоционально такие вещи крайне запоминаются... Может быть, оттого такое чувство, что и я вырос в эти же годы. Интересно, что так не только у меня, а у всех, кто играет тот самый спектакль.
- Вы играете про тяжелую существование, но ибо и красивая же она в этом спектакле: красивые люди, умеющие пригоже трудиться, прекрасно прогуливаться... Прошлое, просветленное памятью...
- Моя мать, когда посмотрела "Братьев и сестер", сказала: так и было. Они возвращались с войны по одному - те, кто выжил. Есть нечего было и глотнуть нечего, одна поллитровка самогона на всю семью, огурцы какие-нибудь, капуста, и все так радуются, что он активный, что он вернулся... А у многих уже не вернутся. Мама говорит: ныне есть все - и закусить, и глотнуть, на Украине более того хохлы больше не жалуются. А радости нет. Все есть, а радости нет. Тогда ничего не было, а отрада была.
- Тогда ждали: ещё чуть-чуть, и будет неплохо, а надежда дает веселье... И ваш спектакль дает веселье.
- Да, он этим и силен. Интересно, мы играем в нашем театре "Бесов" Достоевского. И следом него из меня как как будто все вычерпали, такая пустошь, и хочется куда-то потом спектакля - не домой, а в компанию, с кем-то сиживать, пить, сообщать, отдаляться. После "Братьев и сестер" - ну такая энергия' После него существовать хочется.
- Достоевского на эмоциональной памяти не сыграешь, это точно.
- В девятом классе я прочитал "Преступление и наказание". С этого для меня начался Достоевский. Сильнейшее, эмоциональное ощущение. Мне так захотелось в Петербург, в его городок. И вот я уже двадцать единственный год тут живу, живу в городе Достоевского, и град тот самый воспринимаю сквозь него. Но у меня такое странное чувство, что я живу в этом месте как эмигрант. Я же вырос на Украине, а в Питере я все ещё чужак, не свой... Мои дети уже ощущают, что это их град. А для меня это городок моей мечты. Наверно, так я и умру с этим ощущением. Так или по иному, аккурат сквозь Достоевского (и Пушкина, конечно, тоже) ко мне пришел тот самый град. Дединственный, когда звал к себе в театр, обещал определить со мной "Братьев Карамазовых".
- А поставил "Бесов" и взял тебя на Ставрогина!
- Тут сложная, длинная история. Поначалу никто меня в Ставрогине не видел. Я сыграл Пряслина, и на мне, казалось, навечно стоял крест или метка: на роли мужиков! Так и говорили: какой из тебя Ставрогин? Ну не аристократ, конечно... "Бесы" мы репетировали три года. Я за это время перепробовал море ролей: начинал с Кириллова, после этого Федька Каторжный, позже Шатов, вслед за тем Липутин... И нежданно-негаданно понял, что могу игрывать эксцентричные комические роли. Я более того Варвару Петровну репетировал, когда занедужила актриса. В общем затем подсчитал, что я перепробовал двенадцать ролей из этого романа.
А Дединственный искал актера на образ Ставрогина. Он предложил давать заявки всем, кто хочет. Я подошел и попросил разрешения познать. Он разрешил, но отнесся не уж очень капитально. И нежданно перед самым выпуском, где-то за полтора месяца до премьеры, подходит Лев Абрамович и говорит: "Завтра можете представить Ставрогина? Первый акт?" А он три часа идет. Я был в шоке. Как так? Я, конечно, ходил на репетиции, но контент не учил... "Ну, сколь помните", - говорит Дединственный. Я всю темное время суток сидел в гримерке, выучил весь контент первого акта и все сыграл, он не останавливал, и я сыграл от начала до конца. А следом и второй акт сыграл. И третий...
Но это ещё ничего не значило. Приближалась премьера, и режиссер снова начал колебаться. Дединственный постоянно сомневается, производит ощущение человека уверенного, но это обманчиво. В общем, премьера, а у меня ноги не гнутся. Я должен в первой своей сцене вручить матери руку, а лапа дрожит... Я весь зажат, мышцы деревянные, глотка перехватило. Выходить на сцену - мучение. А в голове одна предательская мысль: "Ну какой я Ставрогин!"
- И как ты с этим состоянием боролся?
- Пробовал по-разному. А помогло снадобье Евгения Лебедева. Я ему пожаловался на свою беду, и он рассказал свой свой происшествие. Он играл Рогожина в "Идиоте", а Мышкина - Смоктуновский, Все тогда писали и говорили только о Смоктуновском, и у Лебедева начался тот же актерский зажим. Голос не слушается, стан чужое. Каждый выход на сцену - как на операционный столик, а ты под наркозом, и туловище чужое, замороженное. Ему врач посоветовал: "Выпей коньяку, поможет расслабиться!" Но как пить, когда Товстоногов всему глава и в театре сухой закон... Наконец, перед очередным спектаклем он сидит у себя в гримерной и понимает, что игрывать не может. Решает ходить к Товстоногову, хлопотать отменить спектакль, а что будет после этого, ясно - сорванный спектакль, уход из театра... И тогда Лебедев зовет "подавальщицу" (это мы говорим: костюмеры, а у него - подавальщицы), требует коньяку. Выпивает, выходит, и... образ пошла. Одно плохо: всякий спектакль дозу приходится увеличивать. Уже дошел до бутылки за закат дня. А тут они на гастролях в южном городе. Тепло. Его от алкоголя без затей развозит. И что действовать? Идет к Товстоногову: так, мол, и так, ига, спиваюсь. Что действовать? И Товстоногов (а он был великим психологом) ответил гениально: "Женя, у тебя уже выработался рефлекс, можешь не пить".
- И ты последовал этому рецепту?
- К счастью, до бутылки в конец дня занятие не дошло. И рефлекс выработался довольно проворно. Хотя "своей" ролью я почувствовал Ставрогина только посредством немного лет. Это вообще качество додинских спектаклей: они рассчитаны на долгие годы. Действительно, десятилетия не возбраняется игрывать. Как сегодня публика воспринимает "Бесов"! На одном дыхании! А спектакль долгий, нелегкий.
- Тебя уже назвали "актером национального значения", о тебе писали, что ты едва ли не один русский артист для трагического репертуара, что ты можешь сыграть Гамлета и Отелло, Макбета и Митю Карамазова... Но как вписываются в репертуарную линию Мкрасного Драматического театра планы актера Семака?
- Мы сегодня репетируем со Львом Абрамовичем одну не шибко известную пьесу для небольшого числа исполнителей. И там есть миг, когда мой персонаж выплескивает накопившуюся в нем горечь. На репетиции Дединственный предложил мне: "Говори своими словами о своих проблемах!" И тут меня как прорвало: "Семь лет я не играю у вас новых ролей!" Это было и для него, и для меня жутко как снег на голову. Я потому как понимаю, что ни единственный артист не сыграл всего, что хотел. Самые востребованные, самые успешные все одинаково что-то пропускали, не успевали, что-то оставалось только в мечтах. Такова обидная специфика нашей профессии.
Исходный текст: газета "Алфавит" No.26, 2000.
Так же читайте биографии известных людей:
Петр Самойленко Petr Samoilenko
На данный момент Петр Самойленко выступает в составе московского баскетбольного клуба Динамо. Основное амплуа спортсмена защитник. В ходе отбора..
читать далее →
Петр Болотников Petr Bolotnikov
В 1958 г. Болотников становится лидером наших стайеров. На протяжении пяти лет он добивается золотого дубля на чемпионатах страны, выигрывая бег на..
читать далее →
Петр Воробьев Petr Vorobyev
Тольяттинская Лада, пожалуй, самая стабильная команда последних нескольких лет. Два сезона подряд команда завоевывает бронзовые медали чемпионата..
читать далее →
Петр Крылов Petr Krylov
Замечательный профессиональный атлет и борец, выступал в начале нашего века на аренах цирков под именем "Король гирь".
читать далее →