Известные люди
»Петр Ткачев
Рождение: Россия
Ткачев (Петр Никитич) - писатель. Родился в 1844 г. в Псковской губернии, в небогатой помещичьей семье.
Поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но, вскоре, за участие в студенческих беспорядках, попал в Кронштадтскую крепость, где просидел немного месяцев. Когда вуз был сызнова открыт, Ткачев, не поступая в цифра студентов, выдержал экзамен на ученую уровень. Привлеченный к одному из политических дел (так называемому "делу Баллода"), Ткачев отсидел немного месяцев в Петропавловской крепости, в первую голову в виде ареста подследственного, позже по приговору Сената. Писать Ткачев начал шибко до времени. Первая его статья ("О суде по преступлениям супротив законов печати") была напечатана в 6 журнала "Время" за 1862 г. Вслед потом во "Времени" и в "Эпохе" помещено было, в 1862 - 64 годах, ещё немного статей Ткачева по разным вопросам, касавшимся судебной перестройки. В 1863 и 1864 г. Ткачев писал кроме того в "Библиотеке для Чтения" П.Д. Боборыкина ; в этом месте помещены были, между прочим, первые "статистические этюды" Ткачева (правонарушение и возмездие, бедность и благотворительность). В конце 1865 г. Ткачев сошелся с Г.Е. Благосветловым и стал строчить в "Русском Слове", а потом в заменившем его "Деле". Весной 1869 г. он был ещё раз арестован и в июле 1871 г. приговорен санкт-петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы (по так называемому "Нечаевскому делу"). По отбытии наказания Ткачев выслан был в Великие Луки, откель вскоре эмигрировал за рубеж. Прерванная арестом журнальная дело Ткачева возобновилась в 1872 г. Он еще раз писал в "Деле", но не под своей фамилией, а под разными псевдонимами (П. Никитин, П.Н. Нионов, П.Н. Постный, П. Гр-ли, П. Грачиоли, Все тот же). Ткачев был сильно заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики. Он обладал несомненным и незаурядным литературным талантом; статьи его написаны живо, порой увлекательно. Ясность и строгая последовательность мысли, переходящая в известную прямолинейность, делают статьи Ткачева в особенности ценными для ознакомления с умственными течениями того периода русской общественной жизни, к которому относится расцвет его литературной деятельности. Ткачев не договаривал изредка своих выводов только по цензурным соображениям. В тех рамках, которые допускались внешними условиями, он ставил все точки над i, как бы парадоксальны ни казались порой защищаемые им положения. Ткачев воспитался на идеях "шестидесятых годов" и оставался верен им до конца своей жизни. От других своих сотоварищей по "Русскому Слову" и "Делу" он отличался тем, что ни при каких обстоятельствах не увлекался естествознанием; его идея вечно вращалась в сфере вопросов общественных. Он непочатый край писал по статистике населения и статистике экономической. Тот цифровой материал, которым он располагал, был сильно беден, но Ткачев мог им пользоваться. Еще в 70-х годах им подмечена была та подневольность между ростом крестьянского населения и величиной земельного надела, которая позже прочно обоснована П.П. Семеновым (в его введении в "Статистике поземельной имущества в России"). Наибольшая доля статей Ткачева относится к области литературной критики; помимо того он вел в течение нескольких лет отдел "Новых книг" в "Деле" (и раньше "Библиографический листок" в "Русском Слове"). Критические и библиографические статьи Ткачева носят на себе чисто публицистический характер; это - горячая проповедь известных общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По своим социологическим воззрениям, Ткачев был последний и последовательный "экономический материалист". Едва ли не в основополагающий раз в русской журналистике в его статьях появляется имя Маркса. Еще в 1865 г. в "Русском Слове" ("Библиографический листок", 12) Ткачев писал: "Все явления юридические и политические представляют не больше как прямые юридические последствия явлений жизни экономической; эта бытие юридическая и политическая есть, так заявить, зеркало, в котором отражается экономический быт народа... Еще в 1859 г. имеющий известность германский изгнанник Карл Маркс формулировал тот самый точка зрения самым точным и определенным образом". К практической деятельности, во имя идеала "общественного равносилия"*), Ткачев звал "л
юдей будущего". Он не был экономическим фаталистом. Достижение социального идеала или, по крайней мере, коренное модифицирование к лучшему экономического строя общества должно было собрать, по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности. "Люди будущего" в построениях Ткачева занимали то же местоположение, как "мыслящие реалисты" у Писарева. Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим началом поведения людей будущего, отступают на задний проект все положения отвлеченной морали и справедливости, все требования кодекса нравственности, принятого буржуазной толпой. "Нравственные правила установлены для пользы общежития и потому что соблюдение их непременно для каждого. Но нравственное правило, как все житейское, имеет нрав относительный и важность его определяется важностью того интереса, для охраны которого оно создано.... Не все нравственные правила равны между собой" и притом "не только различные правила могут быть различны по своей важности, но более того важность одного и того же правила, в различных случаях его применения, может видоизменяться до бесконечности". При столкновении нравственных правил неодинаковой важности и социальной полезности не колеблясь следует возвращать предпочтение больше важному перед менее важным. Этот отбор должен быть предоставлен каждому; за каждым человеком должно быть признано "право относиться к предписаниям нравственного закона, при каждом частном случае его применения, не догматически, а критически"; по-другому "наша мораль ничем не будет разниться от морали фарисеев, восставших на Учителя за то, что он в день субботний занимался врачеванием больных и поучением народа" ("Дело", 1868, 3, "Люди будущего и герои мещанства"). Политические свои воззрения Ткачев развивал в нескольких брошюрах, изданных им за рубежом, и в журнале "Набат", выходившем под его редакцией в Женеве, в 1875 - 76 годах. Ткачев грубо расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П.Л. Лавров и М.А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых "якобинских" тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению Лавровского "Вперед". В последние годы своей жизни Ткачев писал чуть-чуть. В 1883 г. он занедужил психически и скончался в 1885 г., в Париже, 41 года от роду. Статьи Ткачева, больше характеризующие его литературную физиономию: "Дело", 1867 - "Производительные силы России. Статистические очерки" (1867, 2, 3, 4); "Новые книги" ( 7, 8, 9, 11, 12); "Немецкие идеалисты и филистеры" (по поводу книги Шерра: "Deutsche Cuktur und Sittengeschichte" 10, 11, 12). 1868 - "Люди будущего и герои мещанства" ( 4 и 5); "Подрастающие силы" (о романах В.А. Слепцова, Марко Вовчка, М.В. Авдеева - 9 и 10); "Разбитые иллюзии" (о романах Решетникова - 11, 12). 1869 - "По поводу книги Дауля "Женский труд" и статьи моей "Женский вопрос" ( 2). 1872 - "Недодуманные думы" (о сочинениях Н. Успенского, 1); "Недоконченные люди" (о романе Кущевского : "Николай Негорев", 2 - 3); "Статистические примечания к теории прогресса" ( 3); "Спасенные и спасающиеся" (по поводу романа Боборыкина: "Солидные добродетели", 10); "Недокрашенная старина" (о романе "Три страны света", Некрасова и Станицкого, и о повестях Тургенева, 11 - 12). 1873 - "Статистические очерки России" ( 1, 4, 5, 7, 10); "Тенденциозный роман" [по поводу "Собрания Сочинений" А. Михайлова (Шеллера), 2, 6, 7]; "Больные люди" (о "Бесах" Ф.М. Достоевского, 3, 4); "Тюрьма и ее принципы" ( 6, 8). 1875 - "Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики" (о сочинениях Кущевского, Гл. Успенского, Боборыкина, С. Смирновой, 3, 5, 7); "Роль мысли в истории" (по поводу "Опытов истории мысли" П. Миртова, 9, 12). 1876 - "Литературное попурри" (о романах: "Два мира", Алеевой, "В глуши" М. Вовчка, "Подросток" Достоевского и "Сила характера", С.И. Смирновой, 4, 5, 6); "Французское среда в конце XVIII в." (по поводу книги Тэна, 3, 5, 7); "Поможет ли нам небольшой кредит" ( 12). 1877 - "Идеалист мещанства" (по поводу сочинения Авдеева, 1); "Уравновешенные души" (по поводу романа Турген
ева "Новь", 2 - 4); "О пользе философии" (по поводу сочинений А.А. Козлова и В.В. Лесевича, 5); "Эдгар Кинэ, критико-биографический очерк" ( 6 - 7); 1878 - "Безобидная сатира" (о книге Щедрина : "В среде умеренности и аккуратности", 1); "Салонное художество" (об "Анне Карениной" Толстого, 2 и 4); "Кладези мудрости российских философов" (по поводу "Писем о научной философии" В.В. Лесевича, 10, 11). 1879 - "Мужик в салонах современной беллетристики" [по поводу сочинений Иванова (Успенского), Златовратского, Вологдина (Засодимского) и А. Потехина, 3, 6, 7, 8, 9]; "Оптимизм в науке. Посвящается Вольному Экономическому Обществу" ( 6); "Единственный российский социолог" (о "Социологии" Де-Роберти, 12). 1880 - "Утилитарный принцип в нравственной философии" ( 1); "Гнилые корни" (о сочинении В. Крестовского, 2, 3, 7, 8). Н.Ф. Анненский.
Так же читайте биографии известных людей:
Пётр Шабельский-Борк Nikolaevich Shabelskiy
Пётр Николаевич Шабельский-Борк (1893 18 августа 1952) русский офицер, публицист.
читать далее →
Петр Галаджев Petr Galadzhaev
Заслуженный художник РСФСР (1965). Лауреат Государственной премии СССР (1971 - за участие в фильме "У озера").
читать далее →
Петр Барановский Petr Baranovskiy
Барановский Петр Дмитриевич (14.02.1892-1984), русский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества, выдающийся деятель русского..
читать далее →
Петр Боклевский Petr Boklevsky
Петр Михайлович Боклевский один из крупнейших русских художников-иллюстраторов XIX в. Наибольшую известность получили его литографские иллюстрации к..
читать далее →