Известные люди
»Питер Гринуэй
Рождение: 5.4.1942
В Россию приехал Питер Гринуэй - английский режиссер, автор фильмов "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Отсчет утопленников" и т. д. Теперь он станет наведываться сюда часто - Гринуэй запускает новый проект: фильм "Чемодан Тульса Люпера". Часть картины будет сниматься в России, с русскими актерами. "Опять русская мафия, Красная площадь, водка и Владимир Машков в роли мафиози?" - осторожно поинтересовалась я. "Ну что вы! Это же Гринуэй!" - ответили мне сопродюсеры с российской стороны - кинокомпания "12 А".
Конечно, это Гринуэй. У итальянцев были Висконти и Антониони, у англичан - Гринуэй. Его фильмы, как будто картины Дали, фантасмагоричны. Каждый кадр - как отдельное произведение искусства. Для Гринуэя камера - что для художника кисть. Его героев обуревают странные желания: барышня просит, чтобы любовники выписывали на ее теле письмена; благоверная, чью влюбленность растоптали, приглашает мужа на пиршество, где в качестве главного блюда - прах убитого мужем любовника; маленькая девчонка в белом платьице пересчитывает звезды, а взрослые женщины - утопленных ими мужчин. Гринуэй не осуждает и не оправдывает, он без затей показывает: в каждом из нас сидит нечистая сила. Нет святых и нет грешников - есть легко бытие, где красивое и безобразное переплетаются.
- Господин Гринуэй, в каждом вашем фильме непочатый край обнаженных тел.
- Во-первых, по своему первому образованию я художник и работаю в традиции художественной школы. Ведь более того Иисуса Христа всю дорогу писали обнаженным, так что ничего зазорного в этом нет. Человеческое корпус должно быть в центре кадра, оттого что у любого человека туловище - близкое или чужое - постоянно вызывает громадный заинтересованность. Мы любим рассматривать других - тайком или со всей откровенностью. Мне занятно и то, что находится у нас внутри, и мертвое туловище, и ход разложения. Даже в безобразии есть своя эстетика.
Я загодя предупреждаю актеров, что они должны быть готовы раздеться в всякий миг. Раздеться, чтобы пережить себя уязвимыми перед камерой. Ведь мы аккурат такие и есть в реальной жизни - как пить дать уязвимые.
- Вы сказали, что в вашем новом фильме будет полно секса и насилия.
- Согласитесь, что существуют только два предмета, о которых стоит снимать фильмы, - секс и кончина. Потому что только эти вещи сильнее всего интересуют каждого из нас. Бальзак предложил третий предмет - гроши, но их разрешено без труда трансформировать в одно из двух, названных выше.
- Вы пытались отозваться на вопросительный мотив, что такое конец? Расплата, возмездие, миг высочайшего прозрения?
- Вопрос немного абсурден, оттого что однозначного ответа на него нет. Но отсутствие ответа не означает невозможности продолжения его исследования. И кино имеет свои права на участие в этом расследовании.
- А секс? Библия говорит, что это величайший грешок, а из собственного опыта мы знаем, что он дарит величайшее блаженство.
- Никто до сих пор не смог ответствовать на вопросы: "Кто мы?", "Куда идем?" и "Что это такое - существование?" - ни церковь, ни философы, ни коммунисты. На Западе в текущее время появилась новая система - система "эгоизма гена". Попытаюсь растолковать. Ни человеческое туловище, ни интеллект не контролируют нашего поведения. Нами правит ген. Вы - леди, я - человек, и как только мы оказываемся рядом, в действо включаются механизмы, не подконтрольные нашему разуму. Нами движет слабость к продолжению рода, и ей безразлично, к каким политическим группам или социальным слоям мы принадлежим. А значит, аккурат секс и есть самое главное в нашей жизни.
Его кино- Как вы пережили трагедию 11 сентября?
- Вопрос тот самый превращается в настолько же сакраментальную фразу, как "Где вы были, когда убили президента Кеннеди?" Мы все, по-видимому, как и вы в России, смотрели новости по СNN. И меня больше всего поразил вопросительный мотив одного мальчика. Знаете, с той непосредственностью, с которой дети спрашивают "А зачем небосклон голубое?", тот самый хлопчик, показывая на рушащуюся башню, спросил у мамы: "Что же мы сделали такого, что все эти люди так разозлились на нас?"
- Вы нашли отклик на тот самый вопросительный мотив?
- Да, в нашем обществе есть лицемерие, есть развлекуха по двойным счетам. Я знаю, что каждая нация в начале своего развития так или по-другому использовала терроризм в интересах государства - это было и в Америке, и в Англии. Поэтому в текущее время - и американцы в том числе - должны задавать тот самый вопросительный мотив самим себе. И сами должны норовить откопать реакция.
- Как вы считаете, художник - пророк или только констатирует то, что видит в жизни?
- Есть три типа художников: интерпретатор, консолидатор (тот, кто сводит воедино все, происходящее в мире) и тот, кто отказывается от всего, сделанного предыдущими художниками. Если сообщать об интерпретации, то это Эйзенштейн. Консолидатор - Орсон Уэллс, а Годар - из тех, кто выбрасывает за борт все, накопленное кинематографом.
И всякий сам решает для себя, что ему важнее. Существуют два великих художника ХХ века - Матисс и Пикассо. Оба они были современниками Второй важный войны. Но при этом в творчестве Матисса Вторая мировая битва не получила вообще никакого отражения - его больше интересовал свой свой мир, а Пикассо переживал ее во всех своих работах.
- А ваш тракт?
- Я ищу его.
- Если бы вам предложили экранизировать Библию, за какую бы доля вы взялись?
- Есть такая мысль - вернее, стремление - в каком-нибудь из старинных готических соборов Северной Франции определить спектакль по Книге Бытия.
Так же читайте биографии известных людей:
Питер Джексон Peter Jackson
Известно, что в российской печати слово встречается чаще, чем слово в комиксе TANK GIRL. Однако тут уж деваться некуда - Питер Джексон и в самом..
читать далее →
Питер Хофман Piter Hofman
Кинопродюсер Питер Хофман является одним из крупнейших голливудских бизнесменов. В 90-х годах Питер руководил знаменитой кинокомпанией Carolco,..
читать далее →
Питер Расселл Peter Russell
Он учился в Королевском Мельбурнском Технологическом Институте Royal Melbourne Institute of Technology, который окончил со степенью бакалавра в..
читать далее →
Питер Шэффер Peter Levin Sheffer
английский драматург. Наиболее популярны его психологические пьесы, часто затрагивающие отношения между людьми, внешне противоположными по..
читать далее →