Известные люди
»Пьер Гавинье
Рождение: Франция, 11.5.1728
Пьер Гавинье яркий представитель французской скрипичной школы, сыгравший большую роль в развитии музыкально-исполнительской культуры.
Пьер Гавинье родился 11 мая 1728 года в Бордо в семье скрипичного мастера. Отец и дал ему первые навыки скрипичной игры.
С шести лет Пьер жил в Париже. Игра выдающихся скрипачей, навещавших отца, пробудила в мальчике глубокую влюбленность к скрипке. Уже в тринадцатилетнем возрасте он благополучно дебютировал в парижских Духовных концертах.
Содержательные программы духовной и светской музыки, первоклассный состав оркестрантов, талантливые руководители, в конце концов, выступления крупнейших иностранных артистов сделали Духовные концерты, основанные в 1725 году, значительным художественным явлением музыкальной культуры Европы того времени. Немалая заслуга в этом принадлежит и Гавинье.
В 1762 году музыкант становится концертмейстером оркестра этих концертов и остается на этом посту до 1764 года. С 1773 по 1777 год Гавинье вкупе с Ф. -Ж. Госсеком и своим учеником С. Ледюком возглавлял уже само среда, навалом сделав для его развития. Когда же открылась Парижская консерватория, Гавинье в 1795 году стал первым профессором скрипки.
Лучшие качества Гавинье музыканта и человека нашли воплощение в его педагогической работе, которой он отдавал как собак нерезаных душевных сил, будучи для учеников истинным другом и наставником. Кроме преподавания в Консерватории он воспитывал скрипачей и в оркестре Духовных концертов.
Гавинье учил простоте, естественности и правдивости выражения чувств, умению сильно проникать в манера и проект композитора, прививал навыки ансамблевой игры. Маэстро просторно применял на уроках алгоритм показа и до конца своих дней блестяще исполнял в классе все изучавшиеся произведения. Гавинье называл учеников мои дети и с тех, кто готовился сделаться профессионалом, не забирал платы за обучение. Ему удалось воспитать блестящую плеяду учеников: М. -А. Генен, Н. Капрон, И. Бертом Эмбо, С. Ледюк, Л. -Х. Пезибль, А. -Л. Бодрон, Ж. Лемьер, Ж. Вердигье, А. Робино, Де Блуа, П. Вашон.
О широте взглядов артиста свидетельствовал зажиточный репертуар. В различие от большинства современников, он исполнял не только собственные сочинения, но все лучшее, что появлялось в скрипичной литературе его времени. В репертуар музыканта входили концерты и сонаты Корелли, Джеминиани, Локателли, Вивальди, Тартини, Я. и К. Стамицев, Леклера, Мондонвиля, Блаве, Берто и многое другое. Эта способность постижения различных стилей и жанров, высокоразвитый привкус сочетались у Гавинье с яркой музыкальной индивидуальностью, а его умение с точностью и вкусом выказывать все стили (Буажелу) существенно расширяет прежние представления о зарождении искусства интерпретации.
Данная край творчества Гавинье играла важную образ в исполнительском искусстве того времени. Без такого всестороннего охвата литературы, решения задач ее интерпретации Гавинье не смог бы привнести до того солидный вклад в формирование французской скрипичной школы этого периода.
Исполнительский манера Гавинье отличался темпераментом, смелостью, связанной с героическим началом, увлеченностью и, наряду с этим, задушевностью и грацией, не лишенными сентиментальности. Скрипач намного опередил своих современников, предвосхитив некоторые приемы виртуозно-романтического искусства уже следующего века. Его выгодно выделяла богато развитая штриховая техника, виртуозное употребление игры двойными нотами, яркость колористической палитры.
Выдающиеся музыкальные и технические способности, тоненький художественный привкус Гавинье не остались незамеченными современниками. Еще в молодые годы он был причислен Ж. -Ж. Руссо к лучшим скрипачам Франции. Виотти, услыхав игру Гевинье, назвал его французским Тартини.
В концерте для скрипки и голоса Ж. Мондонвиля скрипку Гавинье принимали за голос: казалось, его скрипка говорит и вздыхает. Л. Дакен фиксировал, что Гавинье создан для того, чтобы царить на первом месте. Он берет скрипку; прелюд, какие звуки слышите вы! Какой смычок! Сколько силы и грации!.. Он захватил все мое созданье, я в восторге! Он говорит сердцу; все сверкает под пальцами его. Итальянская и французская музыка исполняется с тем же нервом, с той же точностью. Какой лоск в каденции! Фантазии его нежны и трогательны. Давно ли лучшие лавровые венки сплетаются для чела до того молодого? Он всего достигает! Он все может имитировать. Ему остается только превзойти самого себя. Весь Париж стремится чуять его.
О мастерстве Гавиньи, о его блистательном даре импровизации ходили легенды. Г. Лавуа фиксировал в исполнительской манере скрипача широту смычка, смелость игры, экспрессивность и торжественность. Б. де Сальма ценил героический пафос и драматизм, которые сочетались у Гавинье с романтической лиричностью и теплотой, певучесть звука с необычайной мощностью, чистотой и выразительностью: Казалось, словно скрипка Гавинье говорит и вздыхает.
Ранние сочинения Гавинье отмечены обилием орнаментики, скромностью динамики и выразительных средств. Иное в зрелых произведениях. Им присущи драматизм, пластичность и торжественная приподнятость.
Этюды это особый результат творчества Гавинье. В этих произведениях нашел отображение богатейший исполнительский и педагогический навык великого французского скрипача. В этюдах встречаются многие приемы, предвосхищающие романтическую технику Паганини. Как образец не возбраняется привести переброску смычка посредством струны, блестящую пассажную технику, сопоставление далеких регистров струн и скачки левой руки.
Этюды Гавинье отличает огромная техническая культура, пишут Л. С. Гинзбург и В. Ю. Григорьев в своей статье о музыканте. Богатство и разнообразие выразительных средств, вплоть до трели двойными нотами, быстрых пассажей двойными нотами staccato, тончайших комбинаций штриховой техники. Характерно влечение Гавинье к расширению охвата грифа, применение расширенной и суженной аппликатуры, широкое употребление комбинаций двойных нот от прим до децим и двойных октав, высокая культура смычка, кантиленность техники. Гавинье в первый раз просторно использует выразительные качества баска, его мощное и напряженное звучание, в особенности в сопоставлении с блестящим верхним регистром квинты. До Гавинье басок использовался мало, его называли более того бурдоном и порой целые части сонат, к примеру, Леклера, ограничивались только тремя верхними струнами.
Такое преимущественное употребление верхнего регистра до Гавинье было связано с особенностями трактовки скрипки во французском смычковом ансамбле, когда, начиная с Двадцати четырех скрипок короля, а после этого французского варианта concerto grosso, грубо дифференцировались регистры у разных групп инструментов. Лишь с высвобождением сольного исполнения из ансамблевого стало возможным применять полноценно весь скрипичный диапазон. Гавинье впервой преодолел эту традиционную манеру и, предчувствуя штурмование романтизма, расширил выразительные возможности скрипки в связи с новыми художественными задачами, вставшими перед ним.
Гавинье, обобщив лучшие достижения скрипичного искусства своего времени, открыл новые пути развития скрипичного искусства девятнадцатого столетия.
Умер музыкант 8 сентября 1800 года в Париже.
Так же читайте биографии известных людей:
Пьер Мерлен Pier Merlen
Музыкант, автор инструментальных композиций.
читать далее →
Пьер Нарцисс Pier Nartsiss
Талантливый человек талантлив во всем. Эта фраза как нельзя лучше относится к нашему герою. Он попробовал себя в киноиндустрии ("Сибирский..
читать далее →
Пьер Коссо Pierre Cosso
Пьер Коссо - алжирский актер, композитор и монтажер. Родился 24 сентября 1961 года. Настоящее имя - Пьер-Александр.В качестве актера кино Пьер Коссо..
читать далее →
Пьер-Жан Беранже Pierre-Jean de Beranger
Пьер-Жан Беранже - выдающийся французский поэт и сочинитель песен. Родился 19 августа 1780 года.Пьер-Жан де Беранже завоевал известность сатирой на..
читать далее →