Известные люди
»Рафаэль Санти
Рождение: Италия, 28.3.1483 - 6.4
Рафаэль Санти - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Родился 28 марта 1483 года.
Трудно более того себе представить, что эти слова - об одном из смертных. Каким же должен быть мужчина, чтобы его величие сравнили с величием природы?..
Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. После средневековья - "охоты на ведьм" и костров инквизиции - мировое сообщество вроде бы как черт из табакерки ужаснулось своему невежеству и жестокости. А ужаснувшись, дерзнуло уверовать в себя. "То была пора, которая нуждалась в титанах, - скажет мыслитель, - и которая породила титанов, ошеломивших мир свершениями человеческого духа". Один из них - Рафаэль, подаривший людям в образе Мадонны бессмертную надежду.
Первый из трех
Ему было девять лет, когда Колумб открыл Новый Свет. И только сквозь десять лет следом его смерти в далекой России родится царь Иван Грозный. Он жил в одном веке и в одной стране с гениями гениев - Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти, не прожил и половины их лет, а в искусстве и того меньше. Но в сердцах людей он останется Первым посреди Трех. Легенды, сочиненные о нем и его "Сикстинской Мадонне", до сих пор множатся по всему миру. Вот одна из них, самая простая.
Рафаэль шел мимо храма, когда увидел молодую крестьянку, кормившую грудью младенца. Пораженный ее красотой, очарованием и святостью материнства, он захотел ее нацарапать, но под рукой не оказалось ни бумаги, ни картона. Недолго думая, он выбил дно из валявшейся рядом бочки - и...
Другая сказка. "Сикстинская Мадонна" погружена на судно, тот, что должен принести ее в Палермо. Внезапная цунами расквасила судно о скалы, все люди и товары погибли, и... только ящик с картиной, весь и невредимый, выброшен на берег!..
Вернемся, при всем при том, в реальную существование. И приглядимся поближе к юноше, входящему в ладный град Флоренцию. Почему как раз в тот самый миг? Да оттого что до той поры о Рафаэле Санти без малого ничего не известно. Кроме того, что во Флоренцию пришел из родного Урбино, где, оставшись с одиннадцати лет сиротой, учился в мастерской у известного художника Пьетро Перуджино.
Восхищенный юноша на улицах Флоренции. Потрясенный, стоит перед "Давидом" Микеланджело. Не может отхватить око от собора Санта-Мария дель Фьоре, воздвигнутого Бунеллески. А кругом только и разговоров, что о загадочной "Джоконде" Леонардо, о его же удивительном картоне "Битва при Ангиари" и о бросившем ему вызов Микеланджело, только что явившем городу свою "Битву при Кашине".
Рафаэлю указывают, как одолеть путь к дому маэстро Микеланджело. Через 30 мин он входит в мастерскую хмурого человека, заваленную глыбами мрамора, называет себя, просит выказать картон, "о котором все говорят". Скульптор раздражен неудачами, он в бешенстве от "неблагодарной Флоренции", которая платит ему на строй меньше, чем Леонардо. Ему не до гостей... Но Рафаэль - ученик уважаемого Перуджино, к тому же очевидно нравится Микеланджело: учтив и деликатен, невысок и хрупок, миловиден, как девица, с длинными густыми волосами до плеч, прекрасными глазами. И, разрешив ему копировать картон "Битва при Кашине", через немного часов отмечает, что десница Рафаэля решительна, вынослива и искусна.
Сам же младой провинциал до того же восхищен мастерством Микеланджело, тот, что старше его на восемь лет, сколь и растерян: оказывается, то, что он может, - в этом месте, во Флоренции, уже давнехонько пройдено и пережито. Надо обучаться заново! А ибо он уже знает себе цену. Когда не копирует Перуджино, пишет независимо, его работы куда нежнее и лиричнее вещей наставника. Он обогнал учителя. Но естественный гений подсказывает, у кого и чему в настоящий момент нужно обучаться, чтобы не посеять в ученичестве самого себя.
В те дни Рафаэлю исполнился 21 год. Шел 1504-й...
Человек гармонии
Для того чтобы сквозь четыре года въехать в Рим, а ещё сквозь год сделаться его активный легендой, необходимо было превзойти самого себя. И Рафаэлю это удалось. Ибо уже сквозь два года он пишет свой "Автопортрет", равного которому не знает мировая живопись. Глядя на это чистое, нежное и светлое лик человеческий - лик Ангела, понимаешь Папу Юлия, любившего Рафаэля, как родного сына. Иные возразят: мол, это художник всего-навсего любовался собой. А вот современники Рафаэля думали по иному, не сомневаясь, что "его рукой водил сам Господь". И в самом деле: физиономия это поражает не красотой, а одухотворенностью. Той, которая выдает главную тайну Рафаэля: он мужчина гармонии.
Можно спускать богов на землю - так поступали древние греки. Можно приподнимать людей до идеальной мечты - так поступал Рафаэль. Всю бытие он писал Мадонн. И завсегда они были не столь красивы, сколь прекрасны. Были ли они Богородицами? Одну из этих картин он назвал "Мадонна Божественной любви". Но взгляните на других: "Мадонна в зелени", "Мадонна с щегленком", "Мадонна на лугу"... Сияющая, преображенная щедрым искусством Италия, незабываемый цвет ее - юная прекрасная мама.
Были ли они полностью земными - эти цветущие женщины? Прямой реакция на тот самый вопросительный мотив не имеет смысла. Несомненно одно: это великие женщины, в образе которых слилось все лучшее - от земли и неба. Да, они земные - с рдеющим на щеках румянцем, с нежной кожей, высокой девичьей грудью. Да, они небесные, оттого что точка зрения их кроток и тепл, а во всем облике разлито глубокое целомудрие. Что же до "Сикстинской Мадонны", то в окружении изумленных ее божественной красотой ангелов и святых, она как бы спускается к нам с неба, становясь все ближе и ближе...
Он напишет ее в 1514 году, в самый-самый пик своей славы. Но чуть-чуть кто знает, что прототип "Сикстинской" был найден Рафаэлем значительно раньше. Среди картин, с которыми художник явился в Рим, была и "Донна Велата", написанная с некой Маргариты из Сиены. Необычайная таинственность, присущая Рафаэлю, так и не позволила изведать, зачем как раз к ней ещё раз обратился Мастер, готовясь к созданию главной своей Мадонны.
Князь живописи
В те дни, когда Микеланджело, прогнав дюжину заурядных помощников, взялся единственный (!) расписывать Сикстинскую капеллу, в Риме появился юный Рафаэль. Но если во время первой их встречи во Флоренции он чувствовал себя учеником, то сейчас и сам стал несравненным мастером. Помня, и все-таки, прежние уроки, заходил в Сикстинскую капеллу понаблюдать за работой маэстро. Микеланджело вертелся на лестницах под высоченным потолком, выписывая на плафонах суровые библейские сюжеты. То был немыслимый работа. Один только "Потоп" потребовал 32 дня без малого беспрерывной работы. Другого художника такое представление, по всей вероятности, испугало бы раз и навечно, но на Рафаэля действовало по-другому. Он шел в свою мастерскую и, забыв обо всем, работал весь день и всю темное время суток напролет.
От изящества и обаяния его картин Папа Юлий пришел в неописуемый экстаз и вскоре препоручил Рафаэлю украсить фресками Станци - комнаты в новых своих апартаментах в Ватикане. Одна из этих фресок - "Афинская школа", ставшая наряду с сикстинскими росписями Микеланджело вершиной монументальной живописи всех времен и народов.
Думая о Рафаэле, задаешься вопросом: что же все-таки выделяло его из созвездия художников - титанов Возрождения? Безупречность рисунка? Но неужто только он обладал ею? Чувство цвета? И тут он совсем не был единственным королем. Но есть, есть в любом искусстве одно, общее для всех и, видать, самое важное. Писатель мыслит всей протяженностью романа, всеми сцеплениями его героев - то же и с композицией в живописи. И вот аккурат в композиции не было равных Рафаэлю. Он видел мир прекрасным, человека считал центром и венцом Вселенной.
Цельный, гармоничный мужчина, живущий в не отторженном от него мире, изображенный с достоинством, присущим человеку, - вот его программа, блистательно воплощенная в "Афинской школе". Под сводами грандиозного здания Храма Науки с полной непринужденностью расположились философы древности. Но пришли они сюда не дебатировать, а разыскивать и разыскать союз мыслящих существ, называемых людьми. Эту идею художника подчеркивает композиция. Она так свободна, так глубока, что фреска практически раздвигает, наполняет воздухом тесные комнаты Ватикана...
О жизни Рафаэля - человека, художника и творца, написаны целые библиотеки. Что ж, это понятно: оттого что как раз он, как никто прочий, воспел духовную жажду человека, его трепетную близость к Богу. Но...
У каждого явления есть обратная край. Ибо, отложив кисть, а совместно с ней и свой сокровенный разговорчик со Всевышним, художник превращался в смертного, которому не чужды земные наслаждения. Получая от Папы Юлия щедрое содержание, Рафаэль снял роскошную виллу, поселив там красивую любовницу и штат слуг. Его позволительно было зреть в Риме всюду - весь городок говорил о его немыслимых туалетах.
Однажды вечером, когда Микеланджело, закончив работу в Сикстинской капелле, шел по площади Святого Петра в блузе, забрызганной краской и штукатуркой, он увидел Рафаэля. Тот шагал ему навстречу празднично облаченный, в модных высоких ботинках с серебряными пряжками, в белоснежной батистовой рубашке и голубом кафтане, окруженный поклонниками. Микеланджело остановил его:
- Куда ты идешь, разодетый, как будто князь?
- Я и есть князь. Князь живописи, - парировал Рафаэль. И, в свою очередность, поинтересовался:
- А куда идете вы, в одиночестве, подобно тому как палач?..
Из писем художника своему другу Кастальоне узнаем, каким смертельным грешником ощущал себя Рафаэль. И понимаем, что все его Мадонны - это его великое покаяние. А самая горячая из этих молитв - "Сикстинская Мадонна".
Письма к Кастальоне - капельку ли не единственное прямое подтверждение о терзаниях души Рафаэля. Граф как-то обмолвился: "Рафаэль мог сберегать свои тайны. Он был из тех людей, которые жгут документы перед смертью".
Впрочем, главные документы жизни Рафаэля - его произведения, которые столетний период от века все ярче сияют человечеству.
Смерть и воскресение
Рафаэль умер так же быстро, как и жил, 37 лет от роду - от зловещей лихорадки, подхваченной в римских катакомбах, где вел археологические исследования.
В последние годы он так невпроворот работал, что как-то признался: "Я надеюсь не рухнуть под таковой тяжестью".
Упал... Его отпевали в церкви Святого Сикста, для которой он создал что ни на есть именитый в мире алтарный образ. Через два века за эту бесценную картину заплатят семьдесят килограммов золота, увезут в Германию, и она станет украшением Дрезденской галереи. И уже на памяти нашего поколения, в Великую Отечественную - в 1945-м, она будет валяться в влажный заминированной штольне - гитлеровский фашизм, покидая историческую арену, готовился "ухнуть дверью". Русские солдаты спасут ее, к чести всего человечества.
И когда десять лет через сокровища Дрезденской галереи, пролежавшие все это время в запасниках Государственного Музея изобразительных искусств им. Пушкина, будут (перед возвращением в Германию) показаны народу, многие вспомнят, что "Сикстинская Мадонна" Рафаэля давнехонько известна и почитаема в России. Гоголь из своего итальянского далека говорил о ней восторженно и священно; теряющий рассудок Гаршин припадал к ней, как к источнику с активный водой; репродукция Мадонны висела над головой умирающего Достоевского...
Не забудем очередность в музей на Волхонке: густая орава протянулась на десяток километров. Мы маялись в этой очереди целую неделю. И помним, как многие повторяли, вроде бы молитву, наименование картины, которую жаждали углядеть. Москва стояла "на Рафаэля", на "Мадонну"!
...За немного дней до смерти, как бы предчувствуя кончину, Рафаэль написал последнюю свою картину - "Преображение". На ней Христос, осиянный неземным светом, отрывается от земли. Не говорит ли эта картина о преображении перед смертью и самого Рафаэля, тот, что помог божественной Мадонне выйти к людям, а сам ушел в небеса?..
Так же читайте биографии известных людей:
Рафаэль Пуаре Raphael Poiree
Знаменитый французский биатлонист Рафаэль Пуаре завершил карьеру год назад, но по-прежнему остается в центре внимания: пишет книги, комментирует..
читать далее →
Рафаэль Мартинетти Rafael Martinetti
В минувшие выходные в Красноярске прошел традиционный международный турнир по вольной борьбе имени Ивана Ярыгина. С нынешнего сезона эти..
читать далее →
Рафаэль Надаль Rafael Nadale
Рафаэль Надаль - испанский теннисист, экс-первая ракетка мира в одиночном разряде. Родился 3 июня 1986 года.Рафаэль Надаль является победителем 10..
читать далее →
Рафаэль Кариока Rafael Carioca
Рафаэль Кариока - известный бразильский футболист, полузащитник клуба Спартак. Родился 18 июня 1989 года в городе Рио-де-Жанейро, Бразилия.Интерес к..
читать далее →