Известные люди

»

Рихард Штраус

Рихард Штраус Rihard Strauss Карьера: Музыкант
Рождение: Германия, 11.6.1864
Он прошёл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в своё время необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния. Его называли Рихардом вторым, преемником Рихарда Вагнера на престоле некоронованного главы немецкой музыки.

Он был наделён многими способностями и талантами, а ещё неистощимой творческой энергией, сверх того он обладал неоценимым качеством: по выражению Густава Малера, он был "великим Своевременным", подлинным сыном своего века. Это говорил "немалый Несвоевременный", на себе испытавший, каким невзгодам подвергается художник, опередивший эпоху и вдали заглянувший в предстоящее.

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец его, Франц-Иозеф, выходец из крестьян, добился видного положения в артистическом мире. Он был первым валторнистом в Мюнхенском придворном оркестре. Мать Рихарда - Иозефина, дочка состоятельного пивовара, получила музыкальную подготовку; её род насчитывал много инструменталистов и оперных артистов. Она была первой учительницей маленького Рихарда; уроки на фортепиано начались, когда мальчику исполнилось четыре года.

Музыкальное дарование мальчика проявилось рано: в 6 лет он сочинил немного пьес и попробовал накарябать увертюру для оркестра. Родители позаботились о его общеобразовательной и музыкальной подготовке. Рихард прошёл вектор движения гимназии, изучал историю искусства и философию в Мюнхенском университете. Одновременно продолжались уроки музыки под наблюдением отца. Ещё в одиннадцатилетнем возрасте паренек начал постигать теоретические дисциплины - гармонию, разбор форм, оркестровку под руководством мюнхенского дирижера Ф. В. Мейера. Участие в любительском оркестре помогло на практике исследовать инструменты, что оказало неоценимую поддержка в дальнейшей деятельности.

Занятия у Мейера шли благополучно. За пять лет молодой музыкант до такой степени преуспел, что поступать в консерваторию оказалось излишним. Рано созревшее мастерство сказалось в произведениях различных жанров, создававшихся в процессе учения. Партитура Торжественного марша, написанная двенадцатилетним музыкантом, была издана. Симфония ре-минор семнадцатилетнего автора была исполнена Мюнхенским придворным оркестром. В возрасте 18-20 лет он писал как собак нерезаных, в разных жанрах, как бы проверяя на практике полученные знания. В Германии сочинялась масса подобных камерных пьес, и на их фоне музыка Рихарда выделялась романтической одухотворённостью и мелодической яркостью.

Интересы Рихарда не сводились только к музыке. Высокий, худощавый юноша с пышной шевелюрой, вскоре начавшей редеть, с рассеянным, словно устремлённым в пространство взглядом, чувствовал себя непринужденно в каждый среде. Весёлый и общительный, он любил развлечения, посещал балы, танцевал, участвовал в живых картинах. Мимолетно проходили лёгкие увлечения. Сколько-нибудь глубокие чувства ещё не пришли к нему. Мысли Рихарда по-прежнему были заняты музыкой, на него обращали внимательность крупнейшие авторитеты Германии и Австрии.

Суровый Бюлов на первых порах отнесся к нему сдержанно. Ознакомившись с Серенадой для 13 духовых инструментов, Бюлов, и все-таки, изменил соображение и назвал её автора "необычайно одарённым молодым человеком". Ещё ближе узнав его, Бюлов увидел в нём "наиболее выдающуюся персона вслед за тем Брамса...".

Именно резкий, требовательный, пользовавшийся огромным влиянием, Бюлов посвятил Штрауса в рыцарское достоинство, назвав его в одном из писем Рихардом вторым. Едва Штраусу исполнился 21 год, как Бюлов рекомендовал его герцогу Саксен-Мейнингенскому в качестве своего преемника на место капельмейстера придворного оркестра.

В Мейнингене создались благоприятные условия для развития молодого музыканта. Но его энергия не находила выхода в тесных рамках периферии. Не прошло и полугода, как он покинул гостеприимный городишко, соблазнившись должностью третьего капельмейстера в Мюнхенской придворной опере. Летом того же года он замыслил поехать в Италию. Поездка оказалась недолгой, всего месяц, но шибко насыщенной впечатлениями. Вероятно, благодаря поездке в эту страну были устранены тормоза, сдерживавшие фантазерство композитора; творчество его стало рскручиваться привольно, нарушая некоторые традиционные эстетические нормы.

Так родилась четырёхчастная симфоническая выдумка "Из Италии". Премьера нового произведения, состоявшаяся в 1887 году в Мюнхене под управлением автора, вызвала, по его словам, "полно шуму, всеобщую агрессия и возмущение тем, что я пытаюсь сходить своим собственным путем, создаю новые формы и заставляю лентяев крушить себе головы".

Молодой, подающий надежды и не лишенный честолюбия автор мог быть доволен - разыгравшийся дебош заставил заговорить о нем. Как зачастую бывало с позднейшими произведениями Штрауса, выдумка вскоре завоевала признание, и противники её умолкли.

Вытерпев три года, Штраус покинул Мюнхенскую оперу. Летом 1887 года, во время отдыха в окрестностях Мюнхена, товарищь попросил Штрауса подсобить в занятиях с одной из учениц. Звали её Паулина де Ана. Отец её, генерал, занимал внушительный пост в военном министерстве. Это был джентльмен просвещённый, независимый от предрассудков военной касты. Он не препятствовал сценической карьере дочери, что было необычно для его среды. Генерал любезно принимал Штрауса, чьи произведения знал и ценил. Не ставил он преград и зародившемуся чувству молодых людей, хотя с сословной точки зрения начинавший музыкант был незавидной партией для генеральской дочери.

Оставив Мюнхен, Штраус переехал, еще раз по рекомендации Бюлова, в Веймар и стал вторым дирижёром придворного театра, и Паулина последовала за ним. Через немного лет они поженились, и больше полувека эта властная, решительная дама оставалась верной, любящей подругой своего прославленного спутника жизни.

В волнующей и радостной обстановке Штраус создавал произведение, выдвинувшее его на видное местоположение в мировом искусстве. Это была симфоническая поэма "Дон Жуан". Её первое претворение в жизнь в Веймаре 11 ноября 1889 года под управлением автора стало событием в немецкой музыкальной жизни. К чести веймарских слушателей, они восторженно приняли новое произведение, что более того немного удивило композитора. Бюлов подтверждал: "Дон Жуан"... имел безупречно неслыханный успех". Последующие исполнения симфонической поэмы, вскоре завоевавшей концертные залы всего мира, подтвердили верность первых впечатлений.

Как любое значительное произведение искусства, поэма Штрауса - явление многостороннее. Прежде всего, это - великолепная музыка, мелодически до такой степени яркая и щедрая, что практически врезывается в разум слушателя.

После "Дон Жуана" Штраус стал знаменитым. Окрылённый успехом, он развил бурную занятие. В течение нескольких лет, с 1889 по 1898-й, он создал наиболее выдающиеся симфонические поэмы. Одно из самых ярких его творений - поэма "Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля" (1895). Её премьера в 1895 году прошла с не меньшим успехом, чем "Дон Жуан".

Через год следом "Тиля" прозвучала под управлением автора новая симфоническая поэма "Так говорил Заратустра" - интересная страничка философских исканий композитора.

Вершиной индивидуалистического мятежа Штрауса явилась симфоническая поэма "Жизнь героя" (1898). В роли героя открыто выступил сам Штраус.

Своего рода продолжение составила созданная сквозь 5 лет, в 1903 году, Домашняя симфония - картина мирной семейной жизни самого композитора: фортуна родителей (к тому времени у четы Штраус появился отпрыск Франц), игры ребёнка, колыбельная, отход ко сну, утреннее пробуждение. Апофеоз личной жизни автора, нарисованный с обычной штраусовской яркостью красок, вызвал в некоторых кругах не меньшее возмущение, чем "Жизнь героя". Композитора обвиняли в нескромности, высокомерии, саморекламе. Штраус остался верен себе, заявив: "Я не вижу, отчего бы мне не намарать симфонию на самого себя. Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр". Но в то время Штраусом создавались и произведения, отличавшиеся мрачным, трагическим содержанием - симфонические поэмы "Макбет" (по Шекспиру) и "Смерть и просветление". В 1897 году была написана симфоническая поэма, вызвавшая, как заурядно, нападки и упрёки одних, экстаз и восхищение других, - своеобразная музыкальная трагикомедия "Дон Кихот". Слушателей пугали непривычные оркестровые находки Штрауса, в частности то, что представлялось "натуралистическими излишествами" - вихрь в изображении сознательно сконструированной ветровой машины или блеяние баранов.

К тому времени в судьбе Штрауса произошли большие перемены - женитьба и приглашение в Мюнхенский оперный театр, вначале в качестве помощника главного дирижёра, а с 1896 года - главным дирижёром. Наконец-то близкий град признал своего сына. Начался продолжительный отрезок времени утвердившейся славы, перешагнувшей границы Германии.

В 1890-х годах Штраус выступал в симфонических концертах в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. В начале 1896 года он посетил Москву. Звезда Штрауса подымалась всё выше. В 1898 году он простился с Мюнхеном и принял место дирижёра Берлинской придворной оперы, одного из лучших театров Европы. Заслуги Штрауса получили официальное признание. Гейдельбергский универ присудил ему уровень почётного доктора наук.

В 1903 году, с появлением Домашней симфонии, закончилась "великая симфоническая волна" в творчестве Штрауса, продолжавшаяся без малого 15 лет. Главное ориентация будущей деятельности Штрауса - опера.

Первый навык - опера "Гунтрам" на собственное либретто - хранит следы вагнеровского влияния и не принесла успеха. Законченная в 1893 году и в первый раз поставленная в Веймаре в 1894 году, она выдержала всего 3 представления, а в родном Мюнхене прошёл только единственный спектакль.

В 1901 году на сцену Дрезденского театра вышла вторая опера Штрауса "Погасшие огни", сыгравшая образ прелюдии к расцвету оперного творчества Штрауса - к созданию "Саломеи", "Электры" и "Кавалера розы".

Среди литературных и театральных событий чуткость Штрауса привлекла драма О. Уайльда "Саломея". Затем он обратился к мифу об Электре. На протяжении пяти лет (1903-1908) композитор был поглощён созданием двух опер, составляющих трагедийную вершину в его творчестве. При всём различии сюжетов, эпох, действующих лиц в обеих есть общие черты. Это - трагедии заката, повесть о гибели не только главных персонажей, но и целых исторических формаций.

По словам Э. Краузе, "композитор имел намерение явить людей современной ему эпохи в обстановке далекого прошлого, вручить вероятность представителям застывшего в своём развитии общества узреть себя в зеркале". И эту задачу он блестяще выполнил.

Непривычная сложность нового произведения вызвала, конечно, недоброжелательство и нападки прессы. Император Вильгельм II отнесся крайне неодобрительно. Однажды недовольный кайзер назвал своего придворного капельмейстера "змеёй, вскормленной на моей груди".

Но, как заурядно бывало с произведениями Штрауса, отрезок времени сомнений и дебатов резво прошёл, и "Саломея" утвердилась в мировом репертуаре, оставаясь одной из наиболее известных опер XX века. Закончив "Саломею", Штраус увлекся другим сюжетом. На него произвела большое ощущение драма Г. Гофмансталя "Электра", которая шла в одном из берлинских театров. Штраус обратился к драматургу, и началась совместная служба, положившая начало их долгой творческой дружбе. Служебные дела и гастрольные поездки не позволяли целиком заняться новой оперой; партитуру удалось довести до конца только посредством три года, в 1908 году.

По сравнению с "Электрой" более того партитура "Саломеи" казалась умеренной. Огромный оркестр - 150 мужчина, превышающий рядовой симфонический коллектив, плотная полифония, сложное, нерасчленимое слухом переплетение экспрессивных мелодических линий создавали волнующую и мрачную картину, на фоне которой развертывалась цепочка кровавых преступлений. Драма, бушевавшая в оркестре, во многих эпизодах выступала на первостепеннный проект, заслоняя неистовую динамику сценического действия. В некоторых кульминациях Штраус применил новые выразительные средства, казавшиеся современникам необычайно дерзкими и только позже получившие распространение.

Премьера оперы, состоявшаяся в Дрездене в начале 1909 года, большого успеха не имела. Как признавал автор, в "Саломее" и "Электре" он "дошёл до крайних границ... способности к восприятию современных ушей". Тем не менее "Электра", аналогично своей предшественнице, начала триумфальное шествие по европейским сценам и вскоре прочно вошла в оперный репертуар.

Штраус приобретал всё большую славу как дирижёр. Его пригласили на пост руководителя Берлинского придворного оркестра, после этого он стал генеральным музикдиректором Берлинской придворной оперы. Начались Штраусовские фестивали в Висбадене, Дрездене, Франкфурте-на-Майне и других городах, показавшие, какой популярностью пользовался тот самый всё ещё спорный и неприемлемый для многих "современных ушей" новатор. Триумфальным и утомительным было турне по США, где пришлось за два с лишним месяца вручить 35 концертов.

Приходится только поражаться неисчерпаемой энергии Штрауса, сумевшего в разгаре бурной деятельности сотворить свою популярнейшую оперу "Кавалер розы".

Опера получилась скорее в духе Иоганна Штрауса. "Кавалер розы" - апофеоз венского вальса, царство просторно разливающихся потоков богатой и чувственной лирической мелодики.

Дрезденская премьера оперы состоялась в январе 1911 года. Успех был триумфальный. По словам одного из современников, постановка оперы явилась "последним беззаботным театральным торжеством Европы перед войной".

Не успели миновать в разных городах постановки "Кавалера", как на сцену вышла новая опера Штрауса "Ариадна на острове Наксос" (1912). Небольшой интерлюдией в творчестве композитора явился одноактный балет "Легенда об Иосифе" (1914). Это был его основополагающий навык балетной музыки.

Помимо сценической музыки, Штраус писал произведения для хоров и оркестровые пьесы. Много времени по-прежнему занимала дирижёрская дело. Его приглашали в разные страны мира, он выступал с лучшими оркестрами Европы и Америки, исполняя свои сочинения и немецкую классическую музыку. В начале 1913 года Штраус вторично гастролировал в России.

Ещё до войны, в 1911 году, Штраус сделал наброски Альпийской симфонии, ставшей его последним крупным симфоническим произведением. В первую военную зиму 1914-1915 годов он закончил оркестровку, в октябре 1915 года симфония впервой прозвучала в Берлине под управлением автора. Это - вторая развернутая "картина природы" в наследии Штрауса.

Первая опера военного времени, "Женщина без тени", создавалась еще раз в сотрудничестве с Гофмансталем. В сценарии причудливо сочетались мотивы сказок - немецких (братьев Гримм), арабских, индийских.

Несмотря на тяжёлые условия, композитор создал красочную и вдохновенную партитуру. Многие считали "Женщину без тени" вершиной его творчества. "Женщина без тени" - эффектное представление с характерными чертами "крупный оперы" - хоровыми эпизодами, ансамблями, пышными финальными сценами. Потоки пластичных, ярких мелодий, роскошь гармонических и тембровых красок, зажиточность полифонической ткани поражали слушателей, и прежде знакомых с изобильной звуковой палитрой Штрауса. Премьера оперы, состоявшаяся в октябре 1919 года в столице распавшейся Австрийской империи, стала большим празднеством, демонстрацией торжества высокой культуры посреди хаоса, царившего в Центральной Европе.

В 1919 году его пригласили занять пост директора Венского оперного театра. Пятилетнее нахождение стареющего композитора в австрийской столице ознаменовано интенсивным трудом. По-прежнему он любил чередовать произведения крупных форм и миниатюры, как бы обвивая свои оперы венками песен и романсов.

В 1921 году появился второй балет Штрауса "Шлагобер". Затем в 1928 году композитор создает оперу "большого плана", получившую наименование "Елена Египетская". Несмотря на пиетет композитора опера была принята достаточно студено.

После "Елены Египетской" неутомимый композитор замыслил новую оперу. "Арабелла" сочинялась на протяжении без малого четырёх лет, премьера состоялась летом 1933 года в Дрездене. Весёлая, не ставившая сложных проблем опера была принята восторженно. Успех её оказался прочным - до настоящего времени "Арабелла" остается одной из популярных опер Штрауса.

После смерти Гофмансталя композитор не мог разыскать близкого по духу литератора для совместной работы. У него возникла идея о Цвейге, разностороннем писателе-новеллисте, поэте, драматурге. Предложение Штрауса, переданное сквозь его издателя, было с радостью принято Цвейгом. Он предложил композитору сюжет комедии "Молчаливая женщина" английского драматурга шекспировских времен Вена Джонсона.

Штраус с неистощимой щедростью, как будто играя, развертывает в "Молчаливой женщине" (1935) все состоятельность своего нестареющего мелодического воображения.

Захватив политическая элита, Гитлер и его сообщники старались притянуть видных деятелей немецкой культуры к укреплению "нового порядка". Не спрашивая согласия, Геббельс назначил Штрауса главой так называемой Имперской музыкальной камеры, учреждения, призванного возглавлять музыкальной жизнью Германии. Политическая беспечность Штрауса сыграла с ним злую шутку: он принял свежеиспеченный пост и оказался, таким образом, связанным с гитлеровской властью, о чём вскоре пришлось скорбно жалеть.

Премьера была назначена на 24 июня 1935 года в Дрездене. Накануне спектакля он попросил корректуру афиши. С негодованием увидел он, что не указан автор либретто - Стефан Цвейг. Штраус покраснел от волнения и, не повышая голоса, сказал:

"Делайте что хотите, но завтра же утром я покидаю Дрезден, и премьера пройдет без меня". Последовало позволение возродить имя Цвейга, во избежание публичного скандала. Спектакль прошёл с триумфом, и все-таки негодование Штрауса не утихло. Композитор подал в отставку.

После конфликта основополагающий композитор Германии уходит в тень. Последние оперы "День мира", "Любовь Данаи", "Дафна" не принадлежат к лучшим сочинениям композитора.

На 86 году жизни могучее самочувствие Штрауса стало сдавать, появились приступы слабости, сердечные припадки. Временами наступала утрата сознания. 8 сентября 1949 года он миролюбиво, без мучений скончался.

Так же читайте биографии известных людей:
Рихард Круспе Richard Kruspe

Рихард Круспе - популярный немецкий музыкант. Родился 24 июня 1967 года.Рихард Круспе является основателем и соло-гитаристом известной немецкой..
читать далее

Ричард Фуллер Richard Buckminster Fuller

После войны работал в чикагской строительной компании, где ему представилась возможность экспериментировать с новыми строительными технологиями.
читать далее

Ричард Бротиган Richard Brotigan

Американский писатель и поэт, знаковая фигура контркультуры 196070-х.
читать далее

Ричард Бах Richard Bach

Американский писатель-фантаст, журналист, летчик. 1956 - 1962 - служил в американской авиации. Среди произведений - повести, рассказы, очерки,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий