Известные люди

»

Роман Ширман

Роман Ширман Roman Shirman Карьера: Клоун
Рождение: Россия
Он был одним из последних так называемых толстых комиков (такое амплуа когда-то существовало в цирке). Роман Ширман - темпераментный клоун, он хорошо знал законы смешного и владел ими в совершенстве.

Роман Семенович Ширман говорил, что его влекли в искусство слабость перевоплощения, охота кого-то обрисовать. Подростком он начал вкалывать в Одесском театре оперы и балета статистом. Через немного сезонов в справке, выданной при увольнении, было сказано, в частности: "Сотрудник Ширман может сделаться отличным драматическим актером при соответствующей подготовке". Роман и отправился в Москву поступать на Курсы циркового искусства. Цирк также был его увлечением. К приемным экзаменам он припозднился. Вернулся домой и стал униформистом в местном цирке.

В те годы в стране создавались первые номера прыгунов на батуте. Такой номер, получивший наименование "Амос", организовывал гимнаст Алексей Бараненко. Он предложил зайти в группу трудолюбивому, смекалистому униформисту. В 1930 году Роман стал артистом цирка. В пестром наряде комика он совершал прыжки, преувеличенно выражая экстаз от взлетов, парения в воздухе. В эти моменты изображал, что шагает в воздухе, что словно ложится передохнуть, что плывет, загребая руками. Взлетев, Роман переворачивался, и его ловил партнер, стоящий на высоком мостике...

Решили связать свою бытие с цирком и братья Романа - Михаил и Александр. В различие от брата, они приехали поступать на те же Курсы циркового искусства своевременно - и поступили. В 1932 году Михаил и Александр Ширманы закончили цирковой техникум (так переименовали курсы) и вошли в групповой номер жонглеров. В нем вкупе с партнерами демонстрировали в первый раз у нас в стране групповые переброски булавами.

В 1938 году все три брата объединились и начали выступать под общим псевдонимом Шор. Вначале - как жонглеры.

Роман Семенович убедил братьев приготовить мелодический номер. Сыграло тут образ и то, что подруга жизни Романа Семеновича Белла Ароновна имела хорошую музыкальную подготовку, выступала в джаз-оркестре Шико Аронова. В номер вошли помимо трех братьев Белла Ароновна и благоверная Михаила Семеновича - Анастасия Михайловна.

Их номер объявляли "5 Ширман". Артисты играли на различных инструментах, сочетая это с шутками, комическими трюками.

Тогда-то Ширманы и пришли к мысли сформировать клоунское трио. Несколько лет они работали в коллективе "Цирк на сцене".

Теперь буффонадное трио Ширманов совершенно сложилось. У каждого участника было близкое амплуа, своя маска, свой нрав. Александр - резонер, уравновешенный, рассудительный. На манеже его звали Александров. Михаил, взявший псевдоним Конопенко, выходил на манеж в тельняшке, в морской фуражке, в рабочем комбинезоне. Такой сухопутный мореходец, с виду бравый, а на деле немного флегматичный, медлительный, добродушный, но не лишенный лукавства, как говорится, "себе на уме". У Романа был псевдоним Чижиков.

Роман Ширман, конечно, был ведущим в этом трио как наиболее любопытный и одаренный. Он был одним из последних так называемых толстых комиков (такое амплуа когда-то существовало в цирке). Роман Ширман - темпераментный клоун, он добро знал законы смешного и владел ими в совершенстве.

Свои разговорные антре Ширманы строили по классическим образцам, но посвящали актуальным темам. В содружестве с литераторами ими было подготовлено больше сорока сценок.

В своих антре Ширманы использовали буффонадные приемы. В антре "Свидетель", к примеру. Роман Ширман изображал, что его персонаж предельно взволнован тем, что хулиган на улице толкнул женщину. Но об этом он не мог толком поведать от переполнявшего его возмущения. Ему приносили стакан воды. Он судорожно хватал его, лапа дрожала, никак не удавалось поднести стакан ко рту, стеклышко громко стучало о зубы, влага расплескивалась, он с жадностью ее глотал и только следом был в состоянии сбивчиво сообщить, что произошло.

Драматург Николай Эрдман написал для трио клоунаду "Черт", посвященную международным событиям. В ней фигурировал Черт, тот, что неплохо осведомлен, что происходит на "том" и на "этом" свете. Роль Черта досталась Роману.

Роман Ширман увлеченно исполнял и роли женщин, они были у него шумливые, темпераментные, колоритные фигуры. Но в каких-то случаях женские роли он уступал брату Михаилу, как в сценке "До и после этого ЗАГСа". Тут Роман был кавалером. До оформления брака он всячески обхаживал невесту, пылинки с нее снимал, обещал на руках носить, уступал ей местоположение, дарил цветы. А уже сквозь немного дней следом женитьбы младой супруг шагал спереди, напевая веселую песенку, а благоверная тащила за ним нелегкий чемодан. Время от времени благоверный оборачивался и бросал: "Давай быстрее, давай быстрее!".

Братья выступали сообща, начиная с номера жонглирования, больше тридцати шести лет. От них неизменно ждали новых интересных работ. Братья могли бы полно свершить совместно. Но в 1974 году клоунское трио прекратило наличие. Роман Ширман продолжал единственный трудиться в цирке как исполнитель и режиссер. Впрочем, режиссурой он занимался и тогда, когда входил в трио.

Как исполнитель Роман Семенович участвовал в больших пантомимах, оставивших след в истории нашего цирка.

Роман Ширман снимался и в кино. Исполнял роли в "Щелкунчике", "Белом пуделе". В короткометражной картине "Произведение искусства" по рассказу А. Чехова взял на себя три роли: артиста Шашкина, врача и адвоката, менял манеру толковать, жестикулировать, бродить.

В те годы, когда трио выступало, в цирке получили распространение пантомимические репризы. Ширман остались верны разговорным антре. Тогда же проявлялась тенденция соорудить клоуна ближе к обычному человеку, придать ему бытовые черты. Братья не отказались от своей буффонадной повадки, броского преувеличения, красочности деталей. Они были своеобразны, не похожи ни на кого из других цирковых комиков. Их выступления пользовались неизменным успехом. Но руководство цирка относилось к ним настороженно, видно, смущали броскость, сочность красок. Выступления трио не запрещали, но его участников обходили с наградами, почетными званиями.

Сейчас выступает на манеже сынуля Михаила Семеновича - Анатолий Ширман. Он клоун в иллюзионном аттракционе под руководством Альбины Зотовой. На манеже Анатолий предстает в облике скомороха. Его персонаж весел, любопытен, готов подмогнуть хозяйке чудес, порой подшучивает над ней, в результате чего попадает в неприятные ситуации, но ни в жизнь не унывает, остается деятельным и изобретательным.

В обыденной жизни, вопреки имиджу шумного клоуна-комика. Роман Семенович Ширман был человеком скромным. О своих заслугах не распространялся и создал дома небольшой цирковой музей вдруг для всех и для самого себя.

А началось все, видимо, с фотографий. Роман Семенович собирал фото своих друзей-артистов. Среди них был не только Утесов. Был Александр Менакер. Рядом с Менакером в одной рамочке - фото Марии Мироновой. Это ее с новорожденным сыном забирал из московского роддома Грауэрмана приятель Менакера Роман Ширман. Для знаменитейшего Андрея Миронова он так и остался дядей Ромой. Он дружил с Анатолием Папановым, с Николаем Черкасовым. Стены увешаны фотографиями прославленных писателей, музыкантов, композиторов. Но особое местоположение занимает эстрада и цирк: Райкин, Хазанов, Петросян, Жванецкий и славная когорта клоунов от Виталия Лазаренко, представителей династии Дуровых до Енгибарова, Попова, Никулина, Шуйдина, Роланда и коверных братьев Ширман.

Клоуны! Именно они вдохновили Романа Семеновича на поиски новой пластической формы. И в настоящее время их образы воплощены в ярких скульптурах, в колоритных рельефах, в живописных картинах и впечатляющих коллажах.

От его зоркого глаза не ускользали комически-драматические ситуации повседневного быта. Он использовал их вслед за тем в своих сатирических клоунадах сообща с братьями.

Роман Семенович дружил не только с художниками-сатириками, но бывал и в мастерских скульпторов. "И вот как-то раз вечером, сидя у телевизора, вылепил мини автопортрет", - вспоминает вдова. Так началось его новое увлечение. Он лепил из пластилина, продолжительно искал состав закрепителя, способного соорудить формы плотными и долговечными. И, конечно же, после этого покрывал их яркими красками.

Он начал с себя, позже вылепил клоунское трио братьев Ширман. В центре стоит в золотисто-парадном смокинге Шура, обнимая клетчатого Ромашу и матроса Мишу с якорем на шее и спасательным кругом-брелоком на поясе. Может быть, работая над этой скульптурной композицией, он ориентировался на цветные фаянсовые статуэтки XVIII-XIX веков? Только размером возле 30 см они превышали их. Пластика скульптур Ширмана больше тяжеловесна, формы обобщены, преднамеренно шаржированы, контраст объемов больших голов с коротким и плотным телом сильно выразителен. Так видит клоунов зритель с галерки в перспективном сокращении пространства манежа.

Так увиден и популярный борец Иван Заикин, давнишний товарищ Ширмана.

Думается, что признание живописно-скульптурного творчества Ширмана не ограничится куда ни кинь посетителей его домашнего циркового музея. Его экспонаты сумеют снискать популярность у настоящих ценителей самобытного искусства.

Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том первостепеннный "Клоуны", с.423-426.

Так же читайте биографии известных людей:
Роман Карцев Roman Karcev

Одной из самых интересных работ актера в кино стала роль Швондера в экранизации сатирической повести Михаила Булгакова Собачье сердце. Роль была..
читать далее

Роман Кармазин Roman Karmazin

15 июля 2005 г. россиянин Роман Кармазин стал чемпионом мира в первом среднем весе (до 69,9 кг) по одной из самых влиятельных версий..
читать далее

Роман Романчук Roman Romanchuk

Но даже если у тебя что-то есть от роду, то данные тебе возможности надо развивать. И не просто тренироваться, а пахать, пахать, пахать Так однажды..
читать далее

Роман Русинов Roman Rusinov

Роман Русинов - российский спортсмен, автогонщик. Родился 21 октября 1981 года.Роман Русинов выступает в международных соревнованиях с 1999 года,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий