Известные люди

»

Рубен Мамулян

Рубен Мамулян Ruben Mamoulian Карьера: Продюсер
Рождение: Россия, 8.10.1897
Когда прозвучал щелчок, Николс вскочил и закричал: "Это невозможно! Это невозможно!"Труппа расстроилась. Николс приказал Мамуляну немедленно проводить его на телеграф, чтобы сообщить Брауну о том, что он увидел на репетиции. Встревоженный Мамулян умолял Николса воздержаться, предлагал убрать все изменения, но Николс был неумолим. На телеграфе он написал телеграмму и дал Мамуляну прочитать ее. Режиссёр был настолько огорчён, что отказался даже взглянуть на текст. "Я настаиваю!" - сказал Николс. В первой строчке было написано: "Мамулян - гений"...

Летом 1923 года Атлантику пересекал корабль, направляясь из Англии в Новый Свет. На палубе сидели двое солидных мужчин и беседовали. Один из них, постарше, был гражданин сша Джордж Истмен, известный изобретатель фотокамеры "Кодак", удачливый бизнесмен и щедрый филантроп. Другого, помоложе, звали Владимир Розинг; ещё недавно он напевал ведущие теноровые партии в Мариинской опере, а сегодня был концертирующим эмигрантом, заметной фигурой в русской общине Лондона.

Говорили о музыкальной школе, которую Истмен недавно открыл в Рочестере, штат Нью-Йорк, где находилась штаб-квартира его могущественной компании.

- Почему бы вам не вскрыть при школе оперную студию? - спросил у Истмена певец.

Истмен помолчал, о чем-то размышляя, после этого ответил:

- Что ж, мысль недурная. Думаю, певцов с хорошими голосами мы найдем посреди учеников, но вот толкового художественного руководителя выискать потруднее. Не посоветуете ли вы кого-нибудь?

- Я знаю такого человека. Это Рубен Мамулян, - не задумываясь, сказал Розинг.

- Кто это?

- У этого молодого человека большое перспектива...

... Рубен Мамулян родился в Тифлисе 8 октября 1897 года. Его папа Захарий Мамулян, имеющий известность в городе банкир, хотел, чтобы отпрыск стал инженером, но Рубен унаследовал от матери слабость к театру и мечтал о карьере артиста. Сошлись на компромиссе: Рубен поступил на юридический факультет Московского университета.

Как-то в университете он увидел объявление: "Господ студентов, интересующихся театром, приглашают посещать вечерние классы в Московском Художественном театре у Евгения Вахтангова". Вечером следующего дня Рубен был в МХAТ и стал прилежным учеником великого режиссера.

Однако проучиться там ему удалось только немного месяцев: начались революционные события, и, закончив два курса университета, он вернулся в Тифлис. Но вскоре и в Тифлисе стало неспокойно, и в 1919 году он уехал в Лондон к сестре Светлане, которая во время оккупации Тифлиса вышла замуж за английского офицера.

Попытки Рубена отыскать в Лондоне работу неизменно кончались неудачей. Однажды он встретил своего приятеля Григория Макарова, в прошлом знаменитого баса Мариинской оперы. Макаров сколачивал компанию для гастрольного турне по Англии и искал режиссера.

- Возьми в режиссеры меня, - предложил Рубен. Макаров расхохотался:

- Тебе сколь лет - 24? Да труппа ни в жизнь тебя не примет!

- Ты бессмысленно смеешься, я оттого что учился у Вахтангова... Давай договоримся так: я буду трудиться у тебя задаром, покуда ты не найдешь подходящего режиссера.

На том и порешили. Через три дня Мамулян и артисты труппы, по его словам, влюбились приятель в друга.

Как-то в задних рядах репетиционного зала появились двое и стали следом зачастую посещать репетиции. Это были менеджер старейшего столичного театра St. James Theatre Александр Нетерсол и драматург Остин Пэйдж. Результатом их посещений стало лестное для Мамуляна предложение определить новую пьесу Пэйджа из русской жизни "Стук в дверь" ("The Beating on the Door").

Премьера спектакля состоялась 6 ноября 1922 года. Рецензии на спектакль были ругательными, критики фиксировали слабость пьесы и плохую игру актеров, но приподнято оценили музыкальную доля спектакля.

Было, при всем при том, в спектакле что-то, что привлекло внимательность Жака Эберто, главу парижского театрального комплекса "Театр на Елисейских полях", состоявшего из трех театров. Эберто предложил Мамуляну сделаться одним из режиссеров вкупе с Луи Жуве и Федором Комиссаржевским, младшим братом великой Веры Комиссаржевской.

Мамулян полетел в Париж на встречу с Эберто. После нескольких дней переговоров он получил контент контракта и понес его в гостиницу, чтобы ещё раз перечитать. В гостинице его ждала телеграмма от Джорджа Истмена...

Позже Мамулян говорил, что с детства увлекался американской романтикой, произведениями Марка Твена и Джека Лондона, и как раз это послужило главный причиной его отказа от Парижа в пользу Америки. Думается, и все-таки, что не последнюю образ в решении молодого начинающего режиссера сыграло огромное жалование, которое предложил ему Истмен. В 1923 году он переехал в Рочестер и стал, вкупе с Розингом (тот неспроста начал разговорчик об оперной студии), вкалывать у Истмена. Розинг взял на себя административные дела, Мамулян - художественное руководство.

Основная количество доходов Истмена в то время поступала от производства и продажи кинофильмов. Они были главной приманкой в репертуаре Истмен-театра, а для привлечения большего количества публики "добавками" к кино служили "живые" представления, в которых часто участвовали видные актеры и музыканты. Именно о таких до- и послеэкранных спектаклях думал Истмен, когда решил вскрыть оперную студию.

Вместе с тем он хотел привнести в оперу новизну, придать оперным спектаклям особенный драматизм, изготовить их больше доступными и понятными массовой публике. Взгляды Истмена импонировали Мамуляну. Он добро усвоил уроки Вахтангова и помогал своим подопечным привнести в образ глубину и жизненную правду. Однако уже в своих первых спектаклях он не забывал о зрелищности представления. Особенностью его стиля стало умение выстраивать живописные композиции больших групп людей, употреблять специальные эффекты для усиления эмоционального воздействия на зрителя, в частности, движущиеся тени фигур на стене декорации.

Премьерным спектаклем был третий акт "Риголетто" Верди, тот, что исполняли в течение недели по три раза в день. Отзывы были благосклонными. Затем последовали отрывки из "Севильского цирюльника", "Тангейзера", "Ромео и Джульетты", "Пиковой дамы", "Бориса Годунова", "Паяцев". В январе 1925 года Мамулян поставил всецело "Фауста" Гуно, а вскоре "Кармен" Бизе.

В 1925 году в Лондоне умерла Светлана. Мамулян сильно переживал конец сестры. 15 января 1926 года он представил работу, которую он и те, кто ее видел, считали лучшей работой Мамуляна за всю его карьеру. Это был спектакль по пьесе Мориса Метерлинка "Сестра Беатрис". Юная послушница влюбляется в офицера и бежит с ним из монастыря. Чтобы утаить ее отсутствие, статуя Мадонны, перед которой Беатрис молилась, оживает в образе беглянки, и остальные монахини, не замечая, что с ними не настоящая Беатрис, видят только пропажу статуи. Через некоторое время больная, измученная Беатрис возвращается, брошенная любовником, и статуя оказывается на своем прежнем месте. Пьеса заканчивается причислением покаявшейся в своем грехе Беатрис к лику блаженных. Судьба Светланы Мамулян во многом перекликается с судьбой героини пьесы, и Рубену удалось сотворить вдохновенный спектакль, в котором в едином целом соединились выразительная пластика, музыка и драматическое искусство.

Три года, проведенные в Рочестере, не прошли даром: режиссерское мастерство Мамуляна окрепло. Но он понимал, что его нынешняя служба - не то местоположение, где бы он мог развернуться. Меккой начинающих режиссеров был нью-йоркский Бродвей, и туда мечтал угодить Мамулян. Как нередко бывает, помог эпизод.

Театральной жизнью Нью-Йорка заправляла Театральная Гильдия во главе с Лоуренсом Лангнером, патентным юристом по профессии. Как-то по своим патентным делам Лангнер побывал в Рочестере, и Мамулян уговорил его бросить взгляд кое-что из своих работ. Театральный босс остался доволен увиденным, но в особенности ему понравилось, чему и как юный режиссер учил актеров, и он предложил ему работу преподавателя театральной школы Гильдии в пригороде Нью-Йорка.

Мамулян согласился, лелея надежду определить спектакль на Бродвее. И такая вероятность вскоре представилась. Ему предложили определить спектакль по инсценировке недавно вышедшего романа Хейворда "Порги" о жизни чернокожих на юге Америки. Ни единственный из режиссеров не принимался за спектакль, опасаясь трудностей работы с черными актерами. Чтобы прочувствовать мир "Порги", Мамулян съездил в Южную Каролину, где происходило действо пьесы, побывал в Гарлеме. Он категорически отказался применять загримированных белых актеров, а работая с черными, учил их не игрывать так, как, по их мнению, играют белые, а быть самими собою, такими, какие они есть. В спектакле явственно ощущалось воздействие Станиславского, но, наряду с этим, Мамулян стремился воплотить то, что он называл "стилизацией": тени на стене создавали чувство чего-то зловещего, а все действо было выдержано в особом ритме "симфонии шумов". Премьера состоялась 10 октября 1927 года, спектакль выдержал 367 представлений. Критика единодушно восторгалась и удивлялась, как мог гость нашей страны так достоверно передать душу негритянского юга Америки. А Мамулян опосля нередко говорил, что спектакль "Порги" сделал его самого.

В конце 1928 года Мамуляну предложили определить пьесу "Крылья над Европой" английских драматургов Мориса Брауна и Роберта Николса. Герой пьесы, молодой гений, стихотворец и политический идеалист, изобрел бомбу чудовищной разрушительной силы. Он попросил своего дядю, премьер-министра Англии, распространить технологию его изобретения по всем странам мира, чтобы не предположить войны, но Кабинет министров решил применять изобретение для завоевания Англией мирового господства. Разъяренный юноша забирает близкое изобретение и угрожает взорвать весь мир, начиная с Англии. По пьесе, министры уговаривают его отступиться от безумной идеи, но он непреклонен, уходит и погибает в автомобильной катастрофе.

Театральная Гильдия вначале предложила пьесу другому режиссеру, но тот отказался, не видя никакого шанса на фарт спектакля, где 12 мужчин два часа сидят кругом стола и разговаривают. Он был прав в своих опасениях: пьеса, лишенная женских ролей и любовной линии, статичная, была обречена на неудачу.

Мамулян принял вызов. Он решил одолеть статичность пьесы снижением всего уровня движений, чтобы малейший жест казался ударом. Он проводил аналогию с тем, как если бы вы шли посредством музей восковых фигур и краем глаза увидели, что одна из них подмигивает вам. Последнюю сцену пьесы он решил изготовить по-другому: затем того, как юноша предъявляет ультиматум, наступает длительная перерыв, длящаяся целых пять минут, во время которой министры, чуть двигаясь, решают, как отозваться на угрозу. Наконец, раздается щелчок закрываемого сигарного ящика, министр обороны выхватывает револьвер и стреляет в юношу. Но поздно: слышен шум летящих самолетов. Произошла утечка секретной информации, и авария приближается. Занавес падает.

Прошло три недели репетиций, и в Нью-Йорк приехал единственный из авторов, Роберт Николс. Мамулян пригласил его на ланч.

- Мистер Николс, я вписал некоторые изменения в вашу пьесу, - начал разговорчик Мамулян.

- Изменения?

- Во-первых, сцену уговоров я заменил тишиной.

- Тишиной??

- Во-вторых, завершить пьесу несчастным случаем - это смертный вердикт пьесе, вследствие этого у меня его убил боевой министр.

- Невозможно! Военный министр убивает парня? Хорошо, а как насчет бомбы и провокации?.. Ладно, давайте посмотрим.

Они пришли на репетицию. Актеры нервничали, но начали игрывать и дошли до "молчаливой" сцены. Пять минут тишины, хождение по комнате, тикание часов - и как гром среди ясного неба щелчок! Когда прозвучал щелчок, Николс вскочил и закричал: "Это нельзя! Это нельзя!"

Труппа расстроилась. Николс приказал Мамуляну немедля проводить его на телеграф, чтобы сообщить Брауну о том, что он увидел на репетиции. Встревоженный Мамулян умолял Николса воздержаться, предлагал прибрать все изменения, но Николс был неумолим. На телеграфе он написал телеграмму и дал Мамуляну прочесть ее. Режиссёр был до такой степени огорчён, что отказался более того кинуть взгляд на контент. "Я настаиваю!" - сказал Николс. В первой строчке было написано: "Мамулян - гений"...

С началом эры звукового кино продюсеры бросились на поиски театральных режиссеров, которые смогли бы обучить "немых" актеров сообщать на экране. Студия Paramount Pictures, находившаяся в то время в Нью-Йорке, обратилась к Мамуляну с предложением сделаться преподавателем, но он не согласился, предложив себя в качестве режиссера, хотя бы на единственный кино.

Героиня фильма "Аплодисменты" ("Applause"), постановку которого студия доверила Мамуляну, "королева бурлеска", не желая растить дочка в мире стриптизерш, контрабандистов, игроков, отдает ее в монастырскую школу и в конце концов жертвует собой с целью ее счастья.

Новое поле деятельности захватило Мамуляна, в этом месте было где развернуться его творчеству. Снимая кино, он применил море новых приемов, временами преодолевая сопротивление помощников. Так, он заставил оператора снимать в то же время тремя камерами, что в те времена нелегко было совершить. Он предложил применять два микрофона, чтобы сделать запись вместе с тем звучащие песню матери и шепоток молитвы дочери, а следом совместить эти две записи на пленке. Он поставил камеру на колеса, и она всю дорогу двигалась, что придало фильму особую динамику. Впервые в кинематографической практике он применил съемки за пределами студии: на железнодорожном вокзале, в метро, на крыше небоскреба, на Бруклинском мосту, хотя это было нарушением существовавших тогда законов нью-йоркского муниципалитета.

Пресса назвала "Аплодисменты" первой совершенной реализацией нового кино: новые персонажи, новая техника, явный отход от традиций старых фильмов.

Осенью 1929 года Рубен Мамулян вернулся в театр. Из нескольких спектаклей, которые он поставил на Бродвее за год, наиболее удачным был тургеневский "Месяц в деревне". Режиссер упросил Мстислава Добужинского воспроизвести его декорации и костюмы спектакля 1908 года в МХАТе. Пресса приподнято оценила работу Мамуляна и превосходную игру Аллы Назимовой и Александра Киркланда в главных ролях.

Студия Paramount предложила Мамуляну определить кино о юноше и девушке, которые оказались замешанными в рэкете. Мамулян переехал из Нью-Йорка в Голливуд, где в настоящий момент размещалась студия, и начал к съемкам. Фильм "Городские улицы" ("City Streets") вышел на экраны в 1930 году и имел громкий счастливый момент. Это был что ни на есть основополагающий "гангстерский" кино времен "сухого закона", но, в различие от последующих, в нем было крайне немного экранного насилия, чем Мамулян гордился. Впервые в истории кинематографа тут зазвучал закадровый звук.

Успех фильма "Городские улицы" дал вероятность Мамуляну принять полную свободу в работе над двумя последующими картинами: в фильмах "Доктор Джекил и м-р Хайд" ("Dr. Jekyll and Mr. Hyde") и "Люби меня в эти дни вечером" ("Love Me Tonight") он был и продюсером, и режиссером. Оба фильма стали его высшими достижениями в кино, наиболее характерными его работами.

"Доктор Джекил и м-р Хайд" - это первая звуковая киноверсия знаменитого романа Роберта Стивенсона, повествующего о добре и зле - двух началах, соседствующих в человеческом существе. Добрый и великодушный врач Джекил изобрел эликсир, способный трансформировать человека в злобное сильное агрессивное полуживотное. Под воздействием обстоятельств он испытывает эликсир на себе, превращаясь в чудовищного мистера Хайда. Обе роли блистательно сыграл артист Фредерик Марч, удостоенный Оскара за свою работу. Сстоимость превращения виртуозно снята Мамуляном без применения монтажа, способом, тот, что он держал в секрете до конца 60-х годов. Изобретательность режиссера, казалось, не имела границ: прокручивая в обратную сторону пленку с записью шибко низких и высоких частот, он получил фантастическую музыку, а темп ей задал, записав учащенное биение собственного сердца.

В различие от трагичного "Доктора Джекила" кино "Люби меня в эти дни вечером" - единственный из лучших мюзиклов 30-х годов. В основе сюжета - история любви парижского портного к знатной аристократке. В фильме звучат песни знаменитого Ричарда Роджерса, ставшие музыкальной классикой.

Фильм "Песнь песней" ("Song of Songs"), снятый Мамуляном по роману Германа Судермана, рассказывает о судьбе бедной девушки, прошедшей стезя от модели скульптора, в которого была влюблена, до баронессы, а потом шансонетки кабаре. В главной роли снялась Марлен Дитрих.

Существует сказка, что Грета Гарбо, восхищенная игрой Дитрих в фильме Мамуляна, сама предложила, чтобы он снял ее в какой-нибудь роли. Так это или не так, но в следующем фильме Мамуляна "Королева Кристина" ("Queen Christina") образ шведской королевы 17-го века вправду сыграла Грета Гарбо. Мамуляну пришлось изрядно повозиться с ней: знаменитая кинодива не желала репетировать, считая, что репетиции лишают ее игру свежести; она требовала, чтобы при съемках интимных сцен не присутствовал никто, помимо партнера и оператора. Но, как вечно, Мамулян победил, и их отношения стали в такой степени дружественными, что следом окончания работы они инкогнито отправились в небольшое турне в Аризону. Газетчики об этом пронюхали, и Мамулян получил титул "Мистер Гарбо", хотя вообще-то, без последствий.

В 1934 году продюсер Сэм Голдуин решил определить кино по роману Льва Толстого "Воскресение". Снимать кино, тот, что получил наименование "Мы сызнова живем" ("We Live Again"), он предложил Мамуляну, на образ Катюши Масловой была приглашена русская актриса Анна Стен, на образ Нехлюдова - все тот же Фредерик Марч, консультантом фильма был отпрыск писателя Илья Толстой. Фильм, за тот, что Мамулян взялся с громадный охотой, обернулся его крупным поражением: он оказался манерным и скучным.

В том же году маленькая голливудская киностудия Pioneer Pictures начала съемки первого цветного художественного фильма "Бекки Шарп" ("Becky Sharp") по роману Теккерея "Ярмарка тщеславия". Режиссер фильма Лоуэлл Шерман умер сквозь три дня затем начала работы, и студия пригласила Мамуляна довести до конца кино. Он согласился с условием, что начнет с чистого листа. Фильм воссоздал престиж режиссера Мамуляна. Всегда любивший живопись, он увидел в новом процессе огромные возможности. Цветовая гамма фильма служила не столь для репродуцирования натуры, сколь для психологического воздействия на зрителя. Так же, как его звуковые новации, цветовые эффекты Мамуляна получили всеобщее признание: кино получил премию Туринского фестиваля за оригинальное применение цвета.

Работая в Голливуде, Мамулян не прерывал контактов с Театральной Гильдией и высказывал возделение возвратиться на нью-йоркскую сцену. Такая вероятность представилась весной 1935 года, когда Гильдия решила определить оперу Гершвина "Порги и Бесс". Казалось бы, кто, помимо Мамуляна, с блеском поставившего в 1927 году пьесу "Порги", мог претендовать на режиссуру оперного спектакля, при всем при том Гильдия сперва выбрала другого режиссера, и только по настоянию Гершвина с Мамуляном был подписан контракт.

Гершвин преклонялся перед Мамуляном и согласился соорудить в партитуре некоторые сокращения, которые, по общему признанию, придали опере большую стройность и драматичность. Критика воздала должное режиссеру, но, конечно, львиная доля славы досталась композитору.

Такое распределение внимания не устраивало Мамуляна, и в поисках проекта, в воплощении которого его образ была бы главной, он взялся за съемки фильма "Веселый бандит" ("The Gay Desperato"). Амбиции Мамуляна были удовлетворены: радостный кино, пародирующий гангстерскую продукцию Голливуда, получил Приз нью-йоркских кинокритиков как лучшая картина 1936 года.

Последующие немного лет Мамулян провел в Голливуде. Из фильмов, которые он снял за тот самый отрезок времени, наиболее удачными были "Знак Зорро" ("The Mark of Zorro") и "Кровь и песок" ("Blood and Sand"), самая, пожалуй, живописная картина режиссера, получившая в 1940 году своеобразный приз Венецианского фестиваля как наилучший многоцветный кино.

В 1942 году Мамулян женился. Его женой стала Азалия Ньюман, художница-портретистка, дочка Эдвина Ньюмана, близкого друга президента Вудро Вильсона, непостижимым образом совмещавшая в себе черты многих мамуляновских героинь.

И еще раз Мамулян возвращается на сцену. Театральная Гильдия решила определить мюзикл Роджерса и Хаммерстайна "Оклахома!" и пригласила его на постановку. Он загорелся идеей сотворить спектакль, в котором в единое целое были бы объединены контент, музыка и танец.

Вопреки опасениям продюсеров, что легкомысленный спектакль неуместен в разгар войны (1943 год), публика приняла "Оклахому" "на ура". Спектакль стал знаковым в истории музыкальной культуры Америки.

Через два года авторы "Оклахомы" ещё объединились и создали ещё единственный строгий спектакль - мюзикл "Карусель". Премьера состоялась 19 апреля 1945 года, критика была единодушна в высокой оценке.

Однако киноверсии "Оклахомы" и "Карусели" снимали другие режиссеры. Требовательность Мамуляна к актерам и помощникам, неуступчивость в отстаивании своих идей делали его "неудобным" режиссером. Мамуляна перестали звать, и это положение послужило одной из причин того, что режиссер Артур Фрид в сентябре 1956 года предложил ему изготовить киномюзикл по знаменитому фильму режиссера Любича "Ниночка". Фрид, конечно, ценил способности Мамуляна, в особенности в жанре мюзикла, но не последнюю образ играли финансовые соображения: безработному режиссеру не возбраняется было уплатить невеликий гонорар.

Снятый в 1939 году кино Любича о российской большевичке с Гретой Гарбо в главной роли ещё добро помнили, потому, чтобы не работать дубликат, Мамулян решил, что идеи и содержание нужно передать, раньше всего, музыкой и стилизованными движениями. И впрямь, кино, получивший наименование "Шелковые чулки" ("Silk Stockings"), хорош аккурат музыкальными и танцевальными номерами в исполнении поющей актрисы Сид Чарисс и легендарного актера-степиста Фреда Астера. Впервые в своей практике Мамулян применил для фильма просторный экран.

В 1957 году Сэм Голдуин замыслил изготовить киноверсию оперы Гершвина "Порги и Бесс". Понимая, что Мамулян, когда-то поставивший оперу на сцене, мечтает соорудить ее экранизацию и пойдет на малый гонорар, Голдуин заключил с ним контракт. Съемки должны были возникнуть в июле следующего года, но Мамулян сию минуту же окунулся в предсъемочную работу: подбирал исполнителей главных ролей, подготавливал декорации и костюмы, репетировал музыкальные номера.

Рано утром 2 июля 1958 года, за день до начала работы, на студии зажегся пожар, уничтоживший все костюмы и декорации. Глядя на полыхающий пламень, Голдуин поклялся все возродить, несмотря ни на какие затраты. Но вызванный пожаром перерывчик в работе дал ему время на размышления. Правильным ли был отбор режиссера? Что может быть в курсе "русский" о жизни негритянской общины? Установит ли он правильные отношения с на сто процентов чернокожим составом исполнителей? Казалось, Голдуин забыл о богатейшем опыте Мамуляна, поставившего полно "негритянских" спектаклей, а тут ещё немного ведущих артистов были недовольны тем, как режиссер "командовал" ими.

27 июля Голдуин уволил Мамуляна и назначил на его местоположение Отто Преминджера, только что закончившего работу над киноверсией оперы "Кармен" с чернокожими исполнителями. Для Мамуляна это был крайне хворый потрясение, и он вступил в борьбу, получившую широкую огласку. Голдуин выплатил ему весь предусмотренный контрактом гонорар, но этого Мамуляну было всего ничего. Он требовал, чтобы его имя значилось в титрах фильма, причем перед именем Преминджера, так как, по его мнению, он сделал три четверти всей работы. В ослеплении от смертельной обиды он подговорил одного из актеров обозначиться с заявлением, что Преминджер расист. Все знали, что это неправда, и общественное соображение обернулось супротив Мамуляна. Мамулян потерпел разгромление.

А фатум готовила ему свежий потрясение.

В ноябре 1959 года он начал работу над фильмом "Клеопатра". Фильм должен был быть широкоэкранным: вошедший в моду просторный экран в особенности подходил для эпической картины, а Мамулян уже имел навык работы с ним.

Он считал, что для заглавной роли наиболее подходит Элизабет Тэйлор. Она не весьма хотела игрывать египетскую царицу, и выдвинула требования, которые, по ее мнению, никак не могли принять продюссеры фильма. Но Мамулян настаивал, и Тэйлор вошла в историю кино как первая актриса, получившая за образ больше миллиона долларов.

С самого начала работы возникли трудности. Сценарий писали порознь два английских романиста, и Мамулян должен был объединять два варианта каждой сцены в единственный. Несколько раз менялось местоположение работы. Задержки следовали одна за прочий из-за медлительности сценаристов, серьезной болезни Тэйлор, да и Мамулян своей дотошностью и бесчисленными дублями тормозил съемку. Мамуляна не удовлетворял сценарий, по мере написания все больше терявший драматизм. Сценаристов уволили, для спасения фильма был нанят больше тертый сценарист, но когда Мамулян увидел, какие изменения ему навязывают, он заявил, что "Клеопатра" стала не тем фильмом, для режиссуры которого он был нанят, и в январе 1961 года подал в отставку.

На этом закончилась карьера режиссера Рубена Мамуляна. В 1964 году он опубликовал детскую книгу "Абигайл" ("Abigayil"), главным действующим лицом которой была киска. Десять лет жизни Мамулян посвятил переводу своей любимой пьесы - шекспировского "Гамлета" - на теперешний британский язык. Огромная эта служба получила высокую оценку шекспироведов, но мамуляновский вариант пьесы был поставлен только единственный раз на сцене университета штата Кентукки, и ставил спектакль не Мамулян.

70-е и 80-е годы он провел, путешествуя с одного кинофестиваля на иной и выступая с лекциями в университетах и на ретроспективах своих фильмов. Дважды он был почетным гостем Московского кинофестиваля, побывал в родном Тбилиси. В 1980 году его имя было занесено в "Бродвейский зал славы". В 1983 году он получил высшую награду Гильдии кинорежиссеров Америки - премию Гриффита за суммарные достижения в области кинематографии.

Старость Мамулян провел в Голливуде, и была она тяжелой. Его хозяйка, в течение 20 лет страдавшая алкоголизмом, стала до такой степени жестокой и сумасбродной, что слуги не могли с ней уживаться. Старики жили одни, окруженные своими любимыми кошками: их было больше сорока, и они изгадили весь их обитель.

Рубен Мамулян умер 5 декабря 1987 года. Цитируя своего любимого Шекспира, он как-то сказал: "Если "весь мир - театр, и люди в нем - актеры", то самое важное в жизни - неплохо ее сыграть, независимо от качества пьесы, в которой играешь". Пьеса "Рубен Мамулян и другие" длилась 90 лет, ее стержневой герой испытал боль от ушибов при падениях, но в моменты взлетов ему удалось сотворить произведения самой высокой пробы.

Так же читайте биографии известных людей:
Рубен Батиста-И-Сальдивар Ruben Batista-I-Saldivar

Батиста был диктатором Кубы дважды - в 1933-1944 и в 1952-1959 годах. В своих методах управления страной он отличался беспринципностью и..
читать далее

Рубен Акопян Ruben Akopyan

Армянский политический и государственный деятель, дипломат.
читать далее

Рубен Мирзаханян Ruben Mirzaharyan

Армянский общественный деятель, председатель культурного союза Текеян.
читать далее

Рубен Овсепян Ruben Ovsepyan

Армянский политический и государственный деятель.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий