Известные люди

»

Рудольф Нуриев

Рудольф Нуриев Rudolf Nuriev Карьера: Танцор
Рождение: Россия, 17.3.1938
Имя Нуриева стало своеобразным символом в истории балета. Он был одним из тех, кто продолжил традиции В. Нижинского и добился, чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действия, способным создать самостоятельный сценический образ. Он посвятил балетному искусству всю свою жизнь и ради того, чтобы реализовать все свои творческие планы, даже покинул родину.

Нуриеву повезло: за свою творческую существование ему удалось выполнить на практике все ведущие мужские партии классического балета. Девизом же его жизни позволительно мнить следующие слова: "Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь принести блаженство каждому, это не оригинально".

Рудольф Нуриев родился в Сибири, в Иркутске, вдалеке от столицы. Танцевать он начал довольно рано: в первую очередь был участником детского фольклорного ансамбля, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания в 1958 году Нуриев становится солистом одной из основных балетных трупп страны - балета театра имени С. Кирова (ныне ему возвращено прежнее наименование - Мариинский театр).

Р. Нуриев покинул СССР в июне 1961 года, когда сообща с труппой Кировского театра был на гастролях в Париже. Обстоятельства его сенсационного побега выглядели следующим образом. Нуриев был гомосексуалистом и, оказавшись на Западе, не смог удержать в секрете от агентов КГБ своих контактов с местными "голубыми". Тогдашний председатель КГБ А. Шелепин, в частности, докладывал в ЦК КПСС: "З июня этого года из Парижа поступили данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович нарушает правила поведения советских граждан за рубежом, единственный уходит в городок и возвращается в гостиница поздненько ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, посреди которых имелись гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, Нуриев не изменил своего поведения..."

Именно эти "профилактические беседы" в конце концов и привели к тому, что Нуриев решил не ворочаться на родину и остаться на Западе. Это случилось 16 июня. В кармане у Нуриева было тогда всего 36 франков.

Вскоре Нуриев начал вкалывать в Королевском балете в Лондоне, и Запад захлестнула волна "рудомании": десятки тысяч поклонников Нуриева осаждают его во всех уголках Земли. Чтобы сдержать их натиск, приходилось прибегать к помощи значительных сил конной полиции.

Более пятнадцати лет Нуриев был звездой Лондонского королевского балета и являлся постоянным партнером великой английской балерины Марго Фонтейн. Когда они встретились, Фонтейн было 43 года, а Нуриеву - 24, но их дуэт был, пожалуй, одним из самых блистательных за все последние десятилетия. Совместное творчество Фонтейн и Нуриева началось в 1962 году с балета "Жизель". А в 1963 году имеющий известность балетмейстер Ф. Аштон нарочно поставил для этих выдающихся танцовщиков балет "Маргарет и Арман". Сам же Нуриев возродил для Фонтейн и самого себя постановку классического балета М. Петипа "Баядерка" на музыку Л. Минкуса. Именно благодаря этому партнерству Нуриева и стали полагать величайшим танцовщиком XX века. Некоторое время их связывали и личные отношения, Фонтейн более того родила дочка от Нуриева, но она вскоре умерла.

Нуриев ещё работал в труппах Соединенных Штатов Америки, Европы и Австралии. Он великолепно танцевал героя в "Сильфиде", принца в "Спящей красавице" и море других сложных по исполнению партий. По отзывам людей, которые следили за творчеством Нуриева, он обладал какой-то особенной жадностью, стремясь танцевать не только в классических, но и в современных постановках. Нуриев работал с такими известными на весь мир хореографами, как Р. Пети, Ж. Бежар.

Благодаря его деятельности образ партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины. Его танец был не только выразительным, но и диковинно мощным. В нем ослепительно проявлялась индивидуальность танцовщика. Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Он хотел выказать не несложно танец, а всю красоту человеческого тела во время движения, оттого его танец и был проникнут особой силой. Нуриев не только передавал драматургию, но и воспевал свободу человеческого тела, которое как бы растворялось в танце. Подобную же концепцию в XX веке воплощали, пожалуй, только Вацлав Нижинский и Айседора Дункан. Кстати, и этих артистов критики порицали за то, что они появлялись на сцене излишне обнаженными.

Разносторонность дарования Нуриева проявилась не только в балете. Он полно снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный кино с его участием "Я - танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела. Несмотря на то, что история жизни их была во многом разной, в отдельных деталях она совпадала: оба они были фанатиками танца. Вот отчего многие считала, что в этой картине Нуриев сыграл самого себя. Как бы в подтверждение духовного родства двух выдающихся артистов многие телеканалы мира, сообщая о смерти Нуриева, транслировали в новостях кадры из фильма, где танцовщик изображает умершего Валентино.

Нуриев кроме того оказался не менее талантливым режиссером, поставив немного классических балетов для разных компаний. В 1964 году он поставил безотложно два балета - "Раймонду" и "Лебединое озеро", в 1966 году появились "Дон Кихот" и "Спящая красавица", на следующий год - балет "Щелкунчик", а ещё сквозь десять лет - балеты "Ромео и Джульетта" и "Буря".

В 1982 году артист получил австрийское гражданство, а последние свои годы Нуриев прожил во Франции, потому как с 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Однако все его творческие и жизненные планы перечеркнула страшная хвороба - СПИД. Танцовщик покинул сцену, но не замкнулся в своем одиночестве: он давал показательные уроки, общался с людьми, страсть сколько ездил. В 1990 году он приезжал и на родину, посетил театр, где начинал свою профессиональную карьеру, - Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Однако большую количество времени он проводил на собственном острове в Средиземном море, где у него была шикарная вилла.

Болезнь была обнаружена у великого танцора в конце 1984 года. Нуриев сам пришел на прием к молодому парижскому врачу Мишелю Канези, с которым он познакомился за год до этого на Лондонском фестивале балета. Нуриева обследовали в одной из престижных клиник и поставили убийственный диагноз - СПИД (он уже развивался в организме больного в течение последних 4 лет). По одной из версий, танцор подхватил эту немощь не естественным (половым) путем, а по чистой случайности. Якобы как-то раз он неосмотрительно перебегал дорогу и был сбит автомобилем. В больнице ему сделали переливание крови, во время которого и была занесена зараза.

Между тем весть о том, что он болен "чумой XX века", Нуриев воспринял безмятежно, видимо, рассчитывая вылечиться с помощью своих денег. С этого момента он стал выделять на близкое врачевание до двух миллионов долларов в год.

Канези и его знакомый вирусолог решили врачевать танцора новым лекарством, которое следовало каждый день вводить внутривенно. Однако такого "ритма" Нуриев не выдержал: сквозь четыре месяца он отказался от инъекций. После этого какое-то время СПИД не давал о себе располагать информацией. Но в 1988 году Нуриев снова обратился к врачам и попросил их провести вектор движения лечения экспериментальным препаратом - азидотимидином. Однако и это лекарственное средство не помогло.

Летом 1991 года немочь начала прогрессировать. Весной следующего года началась ее последняя стадия. В те дни Нуриев был обеспокоен только одним: ему хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку "Ромео и Джульетты". И фатум дала ему таковой шанс. На какое-то время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль. Затем уехал из Франции на роздых.

3 сентября Нуриев вернулся в Париж, чтобы провести в этом городе свои последние сто дней. Ему сызнова требовалось врачевание в стационаре. "Теперь мне финал?" - все время спрашивал он своего врача. Но тот не решался произносить ему правду. 20 ноября Нуриев лег в больницу и уже ничего не мог есть. Питание ему вводили сквозь вену. По словам Канези, тот, что находился рядом с Нуриевым в последние мгновения его жизни, немалый танцор умер тихонько, без страданий.

Нуриев являлся владельцем превосходной коллекции произведений искусства. Он уделял немало внимания и своим сценическим нарядам. Сохранилось следующее высказывание М. Барышникова: "Рудольф подвел меня к гардеробной, в которой находилась коллекция его театральных костюмов. Он вынимал мне наряд за костюмом и показывал, как они сконструированы. Действительно, всякий из них был сшит по-особому, так, чтобы колет узко облегал торс, не елозил, со сознательно встроенными подмышками, чтобы во время танца актеру несложно было взметать руки".

Поскольку прямых наследников у Нуриева не оказалось, большая доля принадлежавших ему вещей после этого его смерти была распродана. Например, наряд графа Альберта, сшитый для выступления в "Жизели", был куплен на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке за 51570 долларов.

Великий танцовщик похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, где нашли свой концевой приют многие наши знаменитые соотечественники, в разное время покинувшие Россию. Недалеко от могилы Нуриева находится и могилка известного русского кинорежиссера Андрея Тарковского.

Священник расположенной на кладбище православной церкви рассказывает, что родственники и друзья Рудольфа Нуриева устраивали панихиду и по мусульманскому, и по православному обряду, потому как незадолго до смерти он чисто бы принял православие. Но более того если это и не так, Рудольф Нуриев принадлежит всему миру...

Так же читайте биографии известных людей:
Рудольф IV Rudolf IV

Герцог Австрии, Штирии и Каринтии (с 1358 г.), граф Тироля (c 1363 г.) из династии Габсбургов.
читать далее

Рудольф I Rudolf 1

Германский король с 1273, первый из династии Габсбургов. Заложил основы могущества Габсбургского дома, отняв в 127678 у Пржемысла II Чешского..
читать далее

Рудольф II Rudolf II

Император Священной Римской империи с 1576 по 1612 (в последние годы фактически лишён власти), сын и преемник Максимилиана II.
читать далее

Рудольф Джулиани Rudolph Giuliani

У каждой страны свои герои. После страшных событий 11 сентября 2001 года имя мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани стало известно всей Америке...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий