Известные люди

»

Салих Сайдашев

Салих Сайдашев Salikh Saidashev Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 3.12.1900
Духовное знание гласит: только достижение равновесия обеспечивает движение вперед. Сайдашев нашел эту золотую середину. В нем жил одновременно и человек, прочно вросший своими корнями в татарскую среду, и самобытный, оригинально мыслящий художник, чутко вслушивающийся в созвучия нового времени.

Отец С. Сайдашева умер, так и не увидев сына. Салих воспитывался в семье сестры, супруг которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции.

Музыкальное дарование Сайдашева проявилось до времени. Первым инструментом, на котором он начал игрывать, была гармоника. Затем родственники купили рояль. Первым учителем его был всенародный музыкант Загидулла Яруллин, а далее видные педагоги Казанского музыкального училища.

В 1918 г. младой музыкант организует оркестр. В 1919-1920 гг. он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, потом демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга.

В 1922 г. Сайдашев возвращается в Казань и в Татарском государственном академическом драматическом театре им. Г. Камала начинает свою занятие дирижера и музыкального руководителя. Широко развертывается творческая занятие Сайдашева: единственный за другим появляются музыкальные произведения к драмам: "Галиябану" М. Файзи, "Башмагым" ("Башмачки") Х. Ибрагимова, "Ил" ("Родина"), "На Кандре", "Голубая шаль" К. Тинчурина, "Наемщик" Т. Гиззата и др. Сайдашев пришел к созданию нового жанра, получившего наименование музыкальная драма.

В эти же годы он написал именитый "Марш Советской Армии", активно трудится над созданием новых и новых музыкальных произведений в различных жанрах, выступает как пианист и дирижер на многочисленных концертах.

В 1934-1938 гг. С. Сайдашев находится на учебе в студии татарской оперы в Москве. Возвратившись из Москвы, он продолжает работу в ТГАТ им. Г. Камала, работает над созданием новых произведений, пишет музыку к спектаклям.

С. Сайдашев является основоположником татарской профессиональной музыки. На подлинно профессиональном и высоком творческом уровне Сайдашев подытожил, обобщил навык первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически объединить с опытом европейской музыки, с фольклором и сотворить на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство.

Пожалуй, ни единственный татарский композитор не снискал таковый огромной любви, как Салих Сайдашев. Его лучезарная музыка, полная жизни и сердечного тепла, до такой степени сильно и прочно вошла в свойский быт, что оценивается по своей значимости наряду с поэзией великого Габдуллы Тукая. В народе композитора любовно зовут Сайдаш. И это имя соединилось в сознании людей с новой эрой в татарском музыкальном искусстве - эрой профессионального композиторского творчества.

Деятельность Салиха Сайдашева совпала с периодом, тот, что принято величать эпохой реформации в татарской культуре, наступившей позже длительного застоя. Во второй половине XIX - начале XX веков на жизненную арену вышла "могучая кучка" творческих индивидуальностей, привнесших благотворные импульсы во все сферы жизни татарского общества. Мощные преобразования в области духовной культуры предпринял Ш. Марджани, отвергший догматический подход к исламу. Сфера народного языка была освещена гением Г. Тукая. Благодаря Б. Урманче в татарском искусстве открылся свежий схема постижения мира посредством живопись, скульптуру, графику. Не стала исключением и музыкальная культура, долгое время остававшаяся замкнутой в русле одноголосового искусства. И в этом месте по масштабу своего дарования и прогрессивной направленности творческих устремлений явственно выделяется фигура С. Сайдашева.

Всматриваясь в течение татарской реформации, разрешается отметить, что все ее корифеи, в том числе и Сайдашев, выросли под сенью исламского универсума. Все они были воспитанниками медресе, и все-таки не стали апологетами консерватизма и догматизма, в их мироощущении нет отрешенности. Напротив, наряду с кротостью, стоической жертвенностью и некоторой приглушенностью, что свойственно исламскому воспитанию, наших реформаторов отличали духовная активность, устремленность к идеалу. Не ненароком они черпали свои силы из тех тайников, которые открывались им как в мудрости Востока, так и в работах выдающихся европейских умов: И. Гете, А. Пушкина, Л. Толстого.

Духовное знание гласит: только достижение равновесия обеспечивает движение вперед. Сайдашев нашел эту золотую середину. В нем жил в то же время и мужчина, прочно вросший своими корнями в татарскую среду, и самобытный, оригинально мыслящий художник, чутко вслушивающийся в созвучия нового времени.

Так же читайте биографии известных людей:
Салли Филд Sally Field

Салли Филд - американская актриса, певица, режиссёр и продюсер. Родилась 6 ноября 1946 года.Широкому кругу зрителей Салли Филд известна по ролям в..
читать далее

Салли Эрна Sully Erna

Салли Эрна - американский музыкант, вокалист, автор песен американской группы "Godsmack". Родился 7 февраля 1968 года.В 2006 году Салли Эрна занял..
читать далее

Салман Кхан Salman Khan

Салман Кхан - известный индийский актер, полное имя Абдул Рашид Салим Салман Хан. Родился 27 декабря 1965 года.На сегодняшний день Салман Кхан..
читать далее

Салманасар V Salmanasar V

Царь Ассирии (ок. 727 - 722 до н. э.). Сын Тиглатпаласара III.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий