Известные люди
»Сара Горби
Французская эстрадная певица (контральто), шансонье. Популярная исполнительница еврейских песен, русских и цыганских романсов, эстрадных произведений румынских, французских и советских композиторов.
Сара Горби родилась в Кишинёве в 1900 году. В возрасте 17 лет уехала обучаться вокальному мастерству в Яссы. После окончания Ясской консерватории вышла замуж за газетного издателя Иосифа Гольдштейна, непочатый край старше ее. Согласно легенде, одним из условий планировавшей певческую карьеру Сары Горби было не располагать детей, чтобы не утратить звук, как в своё время случилось с матерью Сары, у которой было 7 детей. После свадьбы супруги переехали в Рим, а после этого в Париж, где и осели. Вплоть до начала Второй важный войны они произвольный год посещали Яссы (где жила маменька певицы), изредка с концертной программой.
Сара, уже тогда выступая под сценическим псевдонимом Горби, стала популярной раньше всего в Латинской Америке (в то время её первостепенный концертной площадке), а далее в Соединенных Штатах (куда она в первый раз приехала в декабре 1935 года, и ещё раз весной 1936 года, потом чего её гастроли в США стали регулярными) как интернациональная певица, то есть исполнительница, поющая на иностранных языках (в репертуаре певицы были песни на 9 языках). Так, 14 декабря 1935 года певица выступила на балу, которое устроило Дамское среда помощи музыкантам и артистам в отеле Шерман-сквер (Sherman Square Hotel) в Нью-Йорке. 5 апреля 1936 года в отеле Интер Стайвесант (Inter-Stuyvesant Hotel) Дамское среда помощи музыкантам и артистам организовало интимный вечер Сары Горби.
В 1940 году Сара Горби с мужем покинули Париж и бежали на Гаити, сквозь немного лет в США. Здесь певица продолжила выступления с программами еврейской песни и русского романса.
Так, в соответствии повременной русскоязычной прессе Нью-Йорка, 21 ноября 1944 года она выступила в Бруклинской академии музыки (Brooklyn Academy of Music) в концерте народной музыки и песен Восточной Европы. 14 мая 1945 года состоялся прощальный, как он был объявлен, концерт Насти Поляковой. Он прошел в Клаб хаузе (Club House) и собрал целое созвездие артистов: Люда Бокал, Сара Горби, Маруся Сава, Ю. Василевский, Ф. Заркевич, А. Кузнецов, Л. Кальбус, С. Караваев (конферанс), М. Мишон, В. Фомин, Н. Маттей, Г. Елин (рояль). Летом 1945 года Сара Горби пела в ресторане Касино рюс (Casino Russe). 19 ноября 1945 года состоялся интимный концерт Насти Поляковой с участием друзей-артистов; в концерте приняли участие Вася Фомин, бывшая участница парижского ансамбля Поляковой Люда Бокал, Сеня Караваев, Адя Кузнецов, Лёня Кальбус, Сара Горби (в это время постоянно выступавшая в ресторане Корчма), Миша Цыганов и Маруся Сава. 8 декабря среда взаимопомощи Надежда организовало концерт Сары Горби, М. Далматова и С. Короны. 19 декабря Сара Горби в сопровождении югославского гитариста Мирко Марковича выступила на 21-м годичном концерте-бале Кавказского общества.
9 марта 1946 года в большом зале Клаб хауза (150 Вест 85-я улочка на Манхэттэне) прошёл артистический конец дня, устроенный Обществом приехавших из Европы, с здоровущий и интересной программой, при участии известной певицы Сары Горби, в её интернациональном репертуаре; Лёни Кальбуса известного гармониста, Миши Маркова известного гитариста. Выступление Сары Горби последнее в этом сезоне, артистка уезжает в Калифорнию. Осенью 1947 года Сара Горби сызнова вернулась в Нью-Йорк вслед за тем выступления в Чикаго и 31 октября в Барбизон Плаза (Barbison Plaza Hotel) дала свой первостепеннный концерт.
В 1948 году Сара Горби провела гастрольный период в Европе, давая концерты песни на идише в лагерях для перемещённых лиц. В письмах издалека певица писала о своих впечатлениях от увиденного: Привет вам из разрушенного Касселя! Всякое человеческое фантазерство бледнеет перед действительностью... Жутко! Дала 23 концерта в 23 лагерях в 23 вечера! Разъезжаю в американском джипе, тот, что трясёт меня до бесчувствия[1].
В 1949 году певица сама вернулась в Париж (её супруг скончался в 1950 году на Гаити).
[править] Карьера на грамзаписи и послевоенные годы
Записываться на грампластинки Сара Горби начала не позднее начала 1940-х годов. Первоначально и по преимуществу её репертуар состоял из песен современных композиторов на вирши еврейских поэтов разных стран (охватывая и советских), пишущих на идише, в том числе Ицика Мангера, Исроэла Гойхберга, Зейлика Бардичевера, Мордхэ Гебиртига, Аврума Гольдфадена, Ицика Фефера, Мани Лейба, Мойше Кульбака, Зише Ландау, Шмерке Качергинского и многих других. На протяжении 1940-х годов эти песни были изданы множеством грампластинкамок на 78 оборотах, главным образом в США в сопровождении оркестров под управлением композитора Жака Метехена (Jacques Mйtйhen, 19031986) и будущего директора консерватории в Сан-Франциско Робина Лауфера (Robin Laufer). Несколько реже исполняла и народные еврейские песни. Музыку к стихам некоторых поэтов Сара Горби сочинила сама, к примеру Овнт-лид (Вечерняя песня) на вирши Ицика Мангера. Аранжировкой песен для Сары Горби в 19391943 годах занимался композитор Стефан Вольпе.
В числе самых первых записей Сары Горби кроме того серия синглов на 78 оборотах на румынском языке в сопровождении Doina, Nusha & Gypsy Trail Orchestra (дирижёр Корнелиу Кудолбан). 1946-м годом датируются по всей видимости первые грамзаписи Сары Горби на русском языке, сделанные ещё в США традиционные романсы, русские народные песни, а позже и песни советских композиторов Матвея Блантера (Катюша), Исаака Дунаевского, Никиты Богословского (Тёмная ночь), Тихона Хренникова (Есть на севере недурной городок), фронтовые песни из репертуара Клавдии Шульженко (Синий платочек, Давай закурим), городские романсы из репертуара её земляка Петра Лещенко (Жизнь цыганская, Хорош мальчик, Чудо-чудеса), цыганские романсы (Гори, гори, влюбленность цыганки) и другие. Исполняла она и песни современных ей эмигрантских авторов, к примеру Василия Фомина (Всё смутилось), а кроме того писала собственные песни, но главным образом на идише (в частности, Бессарабия и Фрейлехс). Многие из этих записей сделаны в сопровождении ансамбля под управлением гитариста Н.С. Орловского (Nicholas Arlofsky Ensemble), в сопровождении которого записана и бо́льшая количество еврейских песен.
После образования государства Израиль Горби начала исполнять кроме того и израильские песни на иврите в сопровождении оркестра Дидье Болана (Didier Boland et son orchestre), оставила бесчисленные записи средневековых сефардских народных песен на ладино в сопровождении испанского гитариста Хосе Луиса (Jose Luis) и французского джазового гитариста Жана Боналя (Jean Bonal), композиций современной румынской и французской эстрады. В 1950-х годах на лейблах Philips, Арион, O.S.I. Disques, Barclay Disques, Galton и других начали вылезать долгоиграющие грампластинки Сары Горби, старые записи на 78 оборотах фирмы Melotone переносились на новоиспеченный долгоиграющий формат. Тогда же впервой появились магнитофонные записи песен Сары Горби в СССР. В 1953 году она была награждена премией le grand prix du disque.
В 1960 году она предприняла двухгодичные гастроли в Южной Америке, в ходе которых в Буэнос-Айрес ещё были записаны три долгоиграющие грампластинки еврейских песен, русских и цыганских романсов (Рецитал еврейских народных песен, Русская таверна и Сара Горби в незабываемых творениях). В этих записях участвовали оркестры под управлением канадско-аргентинского дирижёра Яши Гальперина (Jascha Galperin) и С. де Пальмы, аранжировки выполнил композитор Хорхе Андреани. В 1966 году фирмой грамзаписи Philips была выпущена грампластинка песен трагического периода Холокоста на идише (в том числе партизанского гимна Гирша Глика), потом переизданная на компакт-диске. Затем выходят ещё две пластинки на русском языке с такими песнями как И кто его знает, Валенки, Бублички, Мишка, Дороги, Серёжка с Малой Бронной (Москвичи), Руки, Не говорите мне о нем, Астры осенние, Под дугой колокольчик звенит, Огоньки далекие в сопровождении оркестра Жоржа Стреха (Georges Streha). Последние записи Сары Горби были сделаны в 1979 году.
В 1990-е годы строй старых записей песен на идише, русских и цыганских романсов, сефардских песен были оцифрованы и переизданы на двух компакт-дисках фирмами Арион во Франции и Philips в США. Песни в исполнении Сары Горби были использованы в саундтрэке кинокартины Онегин режиссёра Марты Файнс с Ралфом Файнсом и Лив Тайлер в главных ролях (1999). Премия Сары Горби присуждается деятелям искусств, чьё творчество связано с языком идиш (посреди награждённых израильский композитор Даниэль Галай и стихотворец Лев Беринский).
В 1987 году профессор лингвистики Пенсильванского университета Эллен Принс опубликовала нередко цитируемый социолингвистический количественный разбор хронологических изменений фонологии разговорного идиша в фонографическом репертуаре Сары Горби (см. Prince, E.F. 1987. Sarah Gorby, Yiddish Folksinger: A Case Study of Dialect Shift. International Journal of the Sociology of Language 67: 83-116), продемонстрировав последовательное, постепенное вытеснение специфически бессарабских языковых нечистая сила из языка певицы, в основном не затронувшее, при всем при том, класс закрытых слов (предлогов, союзов и местоимений). Следует подметить, что Сара Горби была по-видимому единственным исполнителем еврейской песни, которая при звукозаписи использовала бессарабский диалект еврейского языка, а не общепринятый сценический стандарт.
Так же читайте биографии известных людей:
Сара Колдуэлл Sarah Caldwell
Родилась 6 марта 1928 в Мэривилле (шт. Монтана), выросла в Арканзасе.
читать далее →
Сара Коннор Sarah Connor
Она натуральная блондинка с зелёными глазами, цвет которых, видимо, стал одной из причин выбора названия для её дебютного альбома "Green Eyed Soul",..
читать далее →
Сара Маклахлан Sarah Mclachlan
Одна из тех ярких представительниц Канады, которые в последние десять-двадцать лет сражаются за место под солнцем на мировом музыкальном Олимпе,..
читать далее →
Сара Хардинг Sarah Harding
После окончания школы Сара Хардинг решила, что не может распыляться между получением образования и своей карьерой в шоу-бизнесе. Девушка решила..
читать далее →