Известные люди

»

Светлана Стасенко

Светлана Стасенко Svetlana Stasenko Карьера: Продюсер
Рождение: Россия
Светлана Стасенко - одна из интереснейших фигур современного некоммерческого кинематографа. Ее первый авторский фильм "Парабола" (1992) решением экспертного жюри был включен в двадцатку лучших авангардных фильмов Европы. Потом были работы "Перекати-поэт", "Нас не надо жалеть", "Александр Ф. Скляр. Песня", "Щепки", "Карамболина", "Скоро весна", "Бульварные страсти" и "Ангел на обочине". За эти картины она получила: главный приз в категории короткометражных фильмов "Синема дю Риэль" (Франция), приз за лучший документальный фильм фестиваля "Кинотавр", приз имени Веры Холодной и многие другие.

Сюжеты, которые пишет бытие, порой оказываются невероятнее и мудрее, чем самый-самый закрученный киносценарий. История художественного фильма "Ангел на обочине" и его создателей - тому образец.

Картина, премьера которой состоялась весной 2004 года, посвящена судьбе провинциального паренька Мишки. Он был битломаном, романтиком и индивидуалистом. Он уходил от опустившейся матери и пьяного соседа в мечту, мчался, не разбирая дороги, на "взятом на время" чужом мотоцикле. В его светлых волосах путался ветер, в его прищуренных глазах смеялось светило. Думал, что станет вором, но, мстя за кончина друга - полукриминального-полумузыкального авторитета по прозвищу Джон, - вынужден был угробить. "Зона" не изуродовала его: внутренняя мощь взяла верх. Он услышал немой вопль своего поколения и стал чиркать об этом вирши. Он стал распевать. Он стал рок-кумиром. Как Башлачев. Как Цой. Он напевал на Арбате, его имя черными метками стояло на стенах советских хрущевок. А после этого он погиб, потому как что записи мертвой звезды лучше продаются. Как записи Цоя. Как Башлачева.

Когда режиссер Светлана Стасенко и продюсер Арнольд Гискин искали исполнителя на образ Мишки-подростка, они просмотрели немного сотен фотографий в кастинг-центре. Нужно было лик человеческий, в котором соединялись бы детская улыбка и здоровый воззрение, внешняя открытость и затаенное одиночество. Они нашли. Вася Лыкшин с его вихрастой русой головой и внимательными глазами был то, что нужно. Актерское агентство отправило запрос, и Васю Лыкшина нашли в колонии для трудных подростков. Он и группа детдомовских пацанов (его матушка была лишена родительских прав, и он воспитывался в детдоме) "взяли" генеральскую дачу, и Вася отбывал срок за кражу. Светлана и Арнольд поняли, что случайными эти совпадения в судьбах киношного Мишки и реального Васьки быть не могут, и решили вынуть "героя" из колонии. Когда Васю спросили, согласен ли он сниматься в кино, он ответил: "А мне это в срок зачтется?"

В колонию Вася Лыкшин не вернулся. После окончания работы Светлана Стасенко и Арнольд Гискин добились, чтобы Вася остался с ними. Он вошел в их семью, учится в частной школе и хоть отбавляй снимается. И, кажется, уже не вопросительный мотив, какой стала главная награда за кино "Ангел на обочине" его создателям - признание на международных фестивалях или обретение дружбан друга.

Обо всем этом мы длительно говорили с Арнольдом Гискиным (дальше - А.Г.) и со Светланой Стасенко (дальше - С.С.), бывшей ижевчанкой, которая, аналогично булгаковской Маргарите, вернулась в свой городок весной, с желтыми цветами в руках. Поводом к возвращению стал Международный правозащитный фестиваль "Сталкер", посвященный защите человеческих прав и впервой за десять лет своего существования минувший в Ижевске. Стасенко и Гискин уже немного лет представляют публике кино, которое всецело соответствует концепции фестиваля: смягчать человеческие сердца не нравоучениями, а собственным примером.

С.С.: - Васька в текущий момент живет у нас, он сильно приятный. Если бы не такая случайность в его жизни, пропал бы пацан: отсидел бы, и вся существование пошла бы кувырком. Таким людям оттого что сильно немаловажно вручить шанс. Мы сами можем вручить истинный шанс выкарабкаться одному ребенку Но, может быть, кто-то посмотрит кино и задумается о том, что у них есть отбор.

- Герой фильма семь лет провел в колонии. Как вам кажется, может ли кутузка возвратить на "стезя истинный"?

С.С.: - Нет, нет абсолютно! Категорически не может! Я не считаю, что надобно детей взращивать в колонии. Кстати, местоположение, где сидел свойский Васька, - это было так называемое "спец-ПТУ". Там был волшебный босс, и ребят там многому учили. Васька освоил четыре профессии, покуда там сидел: за полгода он научился корову доить, стал плодоовощеводом, плотником. Вот эта организация спец-ПТУ все-таки лучше, чем традиционная колония.

- Как вам кажется, социальные проблемы в Москве и провинциальном городе, в частности, Ижевске, имеют какие-то коренные отличия?

С.С.: - Вы знаете, мы живем в самом центре Москвы: от нашего дома семь минут ходьбы до Красной площади. Дети учатся рядом в школе И немалый разницы между теми детьми, которые в текущий момент ходят к нам гости, и теми детьми, которые ходили ко мне в гости в Ижевске, я не ощущаю. Может быть, они лучше одеты, вкуснее накормлены, у них больше изысканный привкус, но по манере общения они крайне похожи на нас - как это ни чудно. У меня две девочки. Одна уже закончила школу, учится на киноведческом факультете ВГИКа, а вторая школу заканчивает и собирается на экономический в МГУ. Она также крайне немало снималась в кино, ее зачастую приглашали.

- Они точно видели тот самый кино. Как они на него отреагировали, что сказали?

С.С. - Обе ужасно обиделись, что кино про мальчика, а не про девочку, потому как что если бы кино был про девочку, то кто-то из них мог бы сыграть главную образ. А так - ничего, одобрили.

- "Коронную" образ вы отдали идеально неизвестному молодому актеру, которого в журналистском кружке тут же окрестили "русским Брэдом Питтом". История его появления на картине не так драматична, как у Васи?

С.С.: - Мишку в юности играет Михаил Ефимов. Он закончил ГИТИС, и это была его первая главная образ. "Была", потому как что в текущий момент он уже достаточно растиражированный актер: сыграл четыре главные роли в кино, работает в театре им. Станиславского, уже пять лет играет в спектакле "Мастер и Маргарита". К полной нашей неожиданности, выяснилось, что в кино сниматься он начал с шести лет. А сегодня он, ко всему прочему, работает ди-джеем на "Love радио".

- Кем станет Васька?

С.С.: - Васька собирается во ВГИК на актерский факультет, и его берут. Сейчас он снимается в главной роли в сериале у режиссера, тот, что до этого снял "Участок". Но я его предупреждаю: "Вася, артист - специальность ненадежная!" Я считаю, что гарантированный ломоть хлеба должен быть непременно. Поэтому мы будем также осваивать профессию художника-декоратора (во МХАТе есть такие курсы). Сейчас он едет со мной на новую картину в двух ипостасях: как исполнитель одной из главных ролей и как художник-декоратор.

- Появилась инфа, что "Ангел на обочине" заприметили в Голливуде.

С.С.: - Нас безупречно как снег на голову выдвинули на голливудскую премию "Young Artists Awards". Мы там - единственные представители России (всего на тот самый приз претендуют пять неамериканских фильмов). Компания конкурентов там "неслабая": лауреат "Золотого Глобуса", лауреаты "Оскара". В других номинациях рядом с нами "Властелин колец", "Пираты Карибского моря"

- Чтобы нацарапать сценарий "Ангела на обочине", довольно было существовать в середине 80-х в провинциальном городе и мочь зреть, что происходит кругом. А откель вы забирали материал для фильма о сегодняшних беспризорниках "Щепки"?

С.С.: - С улицы. Я потому что любой день в Госкино мимо них ходила.

А.Г.: - На самом деле тринадцатиминутный кино "Щепки" снимался два с половиной месяца. Каждый день по четыре часа. Вся съемочная группа вела слежение за беспризорниками на Пушкинской площади. Из отснятого материала получалась тринадцатиминуточка - но зато какая!

- В вашей жизни было какое-то знаковое событие, потом которого вы решили, что нужно заниматься социальной тематикой?

С.С.: - Да я более того и не собиралась заниматься какой-то социальной тематикой: я про людей кино снимаю.

- Если не ошибаюсь, вы закончили журфак. Как из журналистики попали в большое кино?

С.С.: - Я заканчивала отделение телевизионной журналистики, и необходимо было во что бы то ни стало в приложение к диплому изготовить что-то типа фильма. Я сняла "Параболу", и тот самый "типа фильм" нечаянно объехал все самые крупные кинофестивали мира, и на одном из фестивалей мне сказали: "Знаете что, вам бы надобно поучиться, может быть, из вас бы и вышел толк". Я тогда над этими словами задумалась - и поступила на высшие режиссерские курсы.

- "Парабола" - кино, посвященный удмуртской мифологии. Как появилась эта задача?

С.С.: - Это было начало 90-х, когда все художники увлекались язычеством, древними обрядами, и казалось, что в соединении язычества и современного искусства есть какая-то третья энергетика. И мы попробовали снять кино о том, как живут настоящие язычники в деревнях. Мы встречались с носителями этих обрядов и сравнили в своей картине их с теми художниками, которые исполняют похожие обряды. У этого фильма сложилась шибко приличная фестивальная судьбина, на которую мы более того не рассчитывали.

- Можно допустить, что с тех пор вы стали полагать себя москвичами, а не ижевчанами. Вам принадлежат немного фильмов из цикла "Сто фильмов о Москве".

А. Г.: - Светлана сняла три фильма для этого цикла, я продюсировал больше шестидесяти картин, вошедших в цикл. А начал все это занятие отличный кинематографист, основатель нашей студии Савва Кулиш (к сожалению, два года обратно он умер). Я до сих пор благодарен ему за тот фронт работ, тот, что он мне дал. Он был настоящим Учителем, суперличностью. Этот цикл ежегодно цитирует канал "Культура" блоками по двадцать-тридцать картин. Это весьма любопытный цикл, задуманный, на мой точка зрения, гениально. Савва Кулиш говорил, что Москва - что ни на есть неснятый городок мира. Есть великолепно снятый Рим, великолепно снятый Берлин. А Москва снята до обидного всего ничего. А Кулиш замечательно знал Москву, и мы снимали ее в любых режимах: в дождина, в снег, утром, ночью, на рассвете. Кулиш мог позвонить в четыре утра и сказать: "Посмотри, какие прекрасные облака!" И мы тут же формировали съемочную группу и ехали снимать облака над Кремлем. Или он говорил: "Я хочу снять Москву уходящего века". И мы снимали с шести самых высоких точек Москвы городок уходящего века - с огромными хлопьями снега, с веселым настроением Этот цикл - уникальный срез времени. Он снимался четыре года. Но мы сами - случайные москвичи. Ижевск откровенно любим, в этом месте нам комфортно, у нас тут непочатый край друзей. Но уехали, потому как что хотелось заниматься производством собственных проектов, а местное тв не давало эдакий возможности. Хотелось работать кино, а это, к сожалению, не возбраняется действовать только в Москве. Но если бы атмосферу Ижевска совместить с возможностью действовать, было бы без затей фортуна.

- Вы нередко возвращаетесь в Ижевск?

С. С.: - К сожалению, нет. С начала этого года у меня уже было девять поездок по стране. Домой я приезжаю только на детей глянуть, по головке их погладить, на двойки полюбоваться (потому что что пятерок уже нет - чересчур самостоятельные стали). Последний раз в Ижевске была ещё в прошлом веке

- Как вам кажется, есть практическая полезность от проведения кинофестиваля "Сталкер"?

С. С. - Я уже три года езжу с этим фестивалем, и "Сталкер" весьма люблю, потому что что я получаю вероятность заметить живую реакцию людей на мои фильмы. Публика потому как в каждом городе разная, и повсеместно разная реакция, разное выражение лиц. Иногда задают самые парадоксальные вопросы. Например, в моем фильме "Карамболина" у меня в роли бабушки снялась бывшая цирковая актриса, персонаж получился страшноватый. И меня зритель, парнишка лет шестнадцати, спросил: "А вы бы с этой бабушкой одна на темное время суток остались?" Я так перепугалась и ответила: "Нет, ни за что!"

- Какое из последних событий больше всего резануло по сердцу?

С.С.: - На все сегодня так болезненно отзываешься Столько терроризма, столь жестокости. Нельзя к этому обвыкнуть, а у нас же любой день что-то взрывается, что-то страшное происходит. Одно время мы более того думали, что начинаем к этому обвыкаться, но оказалось - нет, нереально относиться к этому, как к рядовым событиям.

Международная премьера фильма "Ангел на обочине" состоялась в Париже. Зрители плакали, ругали капитализм с его бесчеловечностью и говорили, что сюжет фильма и его герои близки им и понятны, в силу того что что они поднимают общеевропейские проблемы. "Наверное, все конформисты от вашего фильма легко бесятся", - сказал на премьере единственный французский критик. По просьбам зрителей кино был оставлен в Париже на месяц, хотя планировалось всего три показа. "Ангел на обочине" приглашен в официальную программу международного кинофестиваля в Карловых Варах 2004 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Светлана Королева Svetlana Koroleva

НА ПОСЛЕДНЕМ конкурсе Мисс Европа, который проходил вскоре после отказа Оксаны Федоровой от титула Мисс Вселенная, представительницу России..
читать далее

Светлана Шестакова Svetlana Shestakova

Вы знаете ее. Она смотрит на вас с обложек Elle, Officiel, Harper's Bazaar, с рекламных постеров и подиумов Европы и Америки.
читать далее

Светлана Андропова Svetlana Andropova

Актриса театра имени Маяковского. С блеском и тонкой иронией исполняет роли женщин-вамп, роковых соблазнительниц. Снималась в фильмах Где находится..
читать далее

Светлана Слижикова Svetlana Slizhikova

Закончила в 1977 году ЛГИТМиК по классу профессора Р. Агамирязна и через год была принята в труппу Театра им. Комиссаржевской, которым руководил в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий