Известные люди
»Светлана Стасенко
Рождение: Россия
Светлана Стасенко - одна из интереснейших фигур современного некоммерческого кинематографа. Ее первый авторский фильм "Парабола" (1992) решением экспертного жюри был включен в двадцатку лучших авангардных фильмов Европы. Потом были работы "Перекати-поэт", "Нас не надо жалеть", "Александр Ф. Скляр. Песня", "Щепки", "Карамболина", "Скоро весна", "Бульварные страсти" и "Ангел на обочине". За эти картины она получила: главный приз в категории короткометражных фильмов "Синема дю Риэль" (Франция), приз за лучший документальный фильм фестиваля "Кинотавр", приз имени Веры Холодной и многие другие.
Сюжеты, которые пишет бытие, порой оказываются невероятнее и мудрее, чем самый-самый закрученный киносценарий. История художественного фильма "Ангел на обочине" и его создателей - тому образец.
Картина, премьера которой состоялась весной 2004 года, посвящена судьбе провинциального паренька Мишки. Он был битломаном, романтиком и индивидуалистом. Он уходил от опустившейся матери и пьяного соседа в мечту, мчался, не разбирая дороги, на "взятом на время" чужом мотоцикле. В его светлых волосах путался ветер, в его прищуренных глазах смеялось светило. Думал, что станет вором, но, мстя за кончина друга - полукриминального-полумузыкального авторитета по прозвищу Джон, - вынужден был угробить. "Зона" не изуродовала его: внутренняя мощь взяла верх. Он услышал немой вопль своего поколения и стал чиркать об этом вирши. Он стал распевать. Он стал рок-кумиром. Как Башлачев. Как Цой. Он напевал на Арбате, его имя черными метками стояло на стенах советских хрущевок. А после этого он погиб, потому как что записи мертвой звезды лучше продаются. Как записи Цоя. Как Башлачева.
Когда режиссер Светлана Стасенко и продюсер Арнольд Гискин искали исполнителя на образ Мишки-подростка, они просмотрели немного сотен фотографий в кастинг-центре. Нужно было лик человеческий, в котором соединялись бы детская улыбка и здоровый воззрение, внешняя открытость и затаенное одиночество. Они нашли. Вася Лыкшин с его вихрастой русой головой и внимательными глазами был то, что нужно. Актерское агентство отправило запрос, и Васю Лыкшина нашли в колонии для трудных подростков. Он и группа детдомовских пацанов (его матушка была лишена родительских прав, и он воспитывался в детдоме) "взяли" генеральскую дачу, и Вася отбывал срок за кражу. Светлана и Арнольд поняли, что случайными эти совпадения в судьбах киношного Мишки и реального Васьки быть не могут, и решили вынуть "героя" из колонии. Когда Васю спросили, согласен ли он сниматься в кино, он ответил: "А мне это в срок зачтется?"
В колонию Вася Лыкшин не вернулся. После окончания работы Светлана Стасенко и Арнольд Гискин добились, чтобы Вася остался с ними. Он вошел в их семью, учится в частной школе и хоть отбавляй снимается. И, кажется, уже не вопросительный мотив, какой стала главная награда за кино "Ангел на обочине" его создателям - признание на международных фестивалях или обретение дружбан друга.
Обо всем этом мы длительно говорили с Арнольдом Гискиным (дальше - А.Г.) и со Светланой Стасенко (дальше - С.С.), бывшей ижевчанкой, которая, аналогично булгаковской Маргарите, вернулась в свой городок весной, с желтыми цветами в руках. Поводом к возвращению стал Международный правозащитный фестиваль "Сталкер", посвященный защите человеческих прав и впервой за десять лет своего существования минувший в Ижевске. Стасенко и Гискин уже немного лет представляют публике кино, которое всецело соответствует концепции фестиваля: смягчать человеческие сердца не нравоучениями, а собственным примером.
С.С.: - Васька в текущий момент живет у нас, он сильно приятный. Если бы не такая случайность в его жизни, пропал бы пацан: отсидел бы, и вся существование пошла бы кувырком. Таким людям оттого что сильно немаловажно вручить шанс. Мы сами можем вручить истинный шанс выкарабкаться одному ребенку Но, может быть, кто-то посмотрит кино и задумается о том, что у них есть отбор.
- Герой фильма семь лет провел в колонии. Как вам кажется, может ли кутузка возвратить на "стезя истинный"?
С.С.: - Нет, нет абсолютно! Категорически не может! Я не считаю, что надобно детей взращивать в колонии. Кстати, местоположение, где сидел свойский Васька, - это было так называемое "спец-ПТУ". Там был волшебный босс, и ребят там многому учили. Васька освоил четыре профессии, покуда там сидел: за полгода он научился корову доить, стал плодоовощеводом, плотником. Вот эта организация спец-ПТУ все-таки лучше, чем традиционная колония.
- Как вам кажется, социальные проблемы в Москве и провинциальном городе, в частности, Ижевске, имеют какие-то коренные отличия?
С.С.: - Вы знаете, мы живем в самом центре Москвы: от нашего дома семь минут ходьбы до Красной площади. Дети учатся рядом в школе И немалый разницы между теми детьми, которые в текущий момент ходят к нам гости, и теми детьми, которые ходили ко мне в гости в Ижевске, я не ощущаю. Может быть, они лучше одеты, вкуснее накормлены, у них больше изысканный привкус, но по манере общения они крайне похожи на нас - как это ни чудно. У меня две девочки. Одна уже закончила школу, учится на киноведческом факультете ВГИКа, а вторая школу заканчивает и собирается на экономический в МГУ. Она также крайне немало снималась в кино, ее зачастую приглашали.
- Они точно видели тот самый кино. Как они на него отреагировали, что сказали?
С.С. - Обе ужасно обиделись, что кино про мальчика, а не про девочку, потому как что если бы кино был про девочку, то кто-то из них мог бы сыграть главную образ. А так - ничего, одобрили.
- "Коронную" образ вы отдали идеально неизвестному молодому актеру, которого в журналистском кружке тут же окрестили "русским Брэдом Питтом". История его появления на картине не так драматична, как у Васи?
С.С.: - Мишку в юности играет Михаил Ефимов. Он закончил ГИТИС, и это была его первая главная образ. "Была", потому как что в текущий момент он уже достаточно растиражированный актер: сыграл четыре главные роли в кино, работает в театре им. Станиславского, уже пять лет играет в спектакле "Мастер и Маргарита". К полной нашей неожиданности, выяснилось, что в кино сниматься он начал с шести лет. А сегодня он, ко всему прочему, работает ди-джеем на "Love радио".
- Кем станет Васька?
С.С.: - Васька собирается во ВГИК на актерский факультет, и его берут. Сейчас он снимается в главной роли в сериале у режиссера, тот, что до этого снял "Участок". Но я его предупреждаю: "Вася, артист - специальность ненадежная!" Я считаю, что гарантированный ломоть хлеба должен быть непременно. Поэтому мы будем также осваивать профессию художника-декоратора (во МХАТе есть такие курсы). Сейчас он едет со мной на новую картину в двух ипостасях: как исполнитель одной из главных ролей и как художник-декоратор.
- Появилась инфа, что "Ангел на обочине" заприметили в Голливуде.
С.С.: - Нас безупречно как снег на голову выдвинули на голливудскую премию "Young Artists Awards". Мы там - единственные представители России (всего на тот самый приз претендуют пять неамериканских фильмов). Компания конкурентов там "неслабая": лауреат "Золотого Глобуса", лауреаты "Оскара". В других номинациях рядом с нами "Властелин колец", "Пираты Карибского моря"
- Чтобы нацарапать сценарий "Ангела на обочине", довольно было существовать в середине 80-х в провинциальном городе и мочь зреть, что происходит кругом. А откель вы забирали материал для фильма о сегодняшних беспризорниках "Щепки"?
С.С.: - С улицы. Я потому что любой день в Госкино мимо них ходила.
А.Г.: - На самом деле тринадцатиминутный кино "Щепки" снимался два с половиной месяца. Каждый день по четыре часа. Вся съемочная группа вела слежение за беспризорниками на Пушкинской площади. Из отснятого материала получалась тринадцатиминуточка - но зато какая!
- В вашей жизни было какое-то знаковое событие, потом которого вы решили, что нужно заниматься социальной тематикой?
С.С.: - Да я более того и не собиралась заниматься какой-то социальной тематикой: я про людей кино снимаю.
- Если не ошибаюсь, вы закончили журфак. Как из журналистики попали в большое кино?
С.С.: - Я заканчивала отделение телевизионной журналистики, и необходимо было во что бы то ни стало в приложение к диплому изготовить что-то типа фильма. Я сняла "Параболу", и тот самый "типа фильм" нечаянно объехал все самые крупные кинофестивали мира, и на одном из фестивалей мне сказали: "Знаете что, вам бы надобно поучиться, может быть, из вас бы и вышел толк". Я тогда над этими словами задумалась - и поступила на высшие режиссерские курсы.
- "Парабола" - кино, посвященный удмуртской мифологии. Как появилась эта задача?
С.С.: - Это было начало 90-х, когда все художники увлекались язычеством, древними обрядами, и казалось, что в соединении язычества и современного искусства есть какая-то третья энергетика. И мы попробовали снять кино о том, как живут настоящие язычники в деревнях. Мы встречались с носителями этих обрядов и сравнили в своей картине их с теми художниками, которые исполняют похожие обряды. У этого фильма сложилась шибко приличная фестивальная судьбина, на которую мы более того не рассчитывали.
- Можно допустить, что с тех пор вы стали полагать себя москвичами, а не ижевчанами. Вам принадлежат немного фильмов из цикла "Сто фильмов о Москве".
А. Г.: - Светлана сняла три фильма для этого цикла, я продюсировал больше шестидесяти картин, вошедших в цикл. А начал все это занятие отличный кинематографист, основатель нашей студии Савва Кулиш (к сожалению, два года обратно он умер). Я до сих пор благодарен ему за тот фронт работ, тот, что он мне дал. Он был настоящим Учителем, суперличностью. Этот цикл ежегодно цитирует канал "Культура" блоками по двадцать-тридцать картин. Это весьма любопытный цикл, задуманный, на мой точка зрения, гениально. Савва Кулиш говорил, что Москва - что ни на есть неснятый городок мира. Есть великолепно снятый Рим, великолепно снятый Берлин. А Москва снята до обидного всего ничего. А Кулиш замечательно знал Москву, и мы снимали ее в любых режимах: в дождина, в снег, утром, ночью, на рассвете. Кулиш мог позвонить в четыре утра и сказать: "Посмотри, какие прекрасные облака!" И мы тут же формировали съемочную группу и ехали снимать облака над Кремлем. Или он говорил: "Я хочу снять Москву уходящего века". И мы снимали с шести самых высоких точек Москвы городок уходящего века - с огромными хлопьями снега, с веселым настроением Этот цикл - уникальный срез времени. Он снимался четыре года. Но мы сами - случайные москвичи. Ижевск откровенно любим, в этом месте нам комфортно, у нас тут непочатый край друзей. Но уехали, потому как что хотелось заниматься производством собственных проектов, а местное тв не давало эдакий возможности. Хотелось работать кино, а это, к сожалению, не возбраняется действовать только в Москве. Но если бы атмосферу Ижевска совместить с возможностью действовать, было бы без затей фортуна.
- Вы нередко возвращаетесь в Ижевск?
С. С.: - К сожалению, нет. С начала этого года у меня уже было девять поездок по стране. Домой я приезжаю только на детей глянуть, по головке их погладить, на двойки полюбоваться (потому что что пятерок уже нет - чересчур самостоятельные стали). Последний раз в Ижевске была ещё в прошлом веке
- Как вам кажется, есть практическая полезность от проведения кинофестиваля "Сталкер"?
С. С. - Я уже три года езжу с этим фестивалем, и "Сталкер" весьма люблю, потому что что я получаю вероятность заметить живую реакцию людей на мои фильмы. Публика потому как в каждом городе разная, и повсеместно разная реакция, разное выражение лиц. Иногда задают самые парадоксальные вопросы. Например, в моем фильме "Карамболина" у меня в роли бабушки снялась бывшая цирковая актриса, персонаж получился страшноватый. И меня зритель, парнишка лет шестнадцати, спросил: "А вы бы с этой бабушкой одна на темное время суток остались?" Я так перепугалась и ответила: "Нет, ни за что!"
- Какое из последних событий больше всего резануло по сердцу?
С.С.: - На все сегодня так болезненно отзываешься Столько терроризма, столь жестокости. Нельзя к этому обвыкнуть, а у нас же любой день что-то взрывается, что-то страшное происходит. Одно время мы более того думали, что начинаем к этому обвыкаться, но оказалось - нет, нереально относиться к этому, как к рядовым событиям.
Международная премьера фильма "Ангел на обочине" состоялась в Париже. Зрители плакали, ругали капитализм с его бесчеловечностью и говорили, что сюжет фильма и его герои близки им и понятны, в силу того что что они поднимают общеевропейские проблемы. "Наверное, все конформисты от вашего фильма легко бесятся", - сказал на премьере единственный французский критик. По просьбам зрителей кино был оставлен в Париже на месяц, хотя планировалось всего три показа. "Ангел на обочине" приглашен в официальную программу международного кинофестиваля в Карловых Варах 2004 года.
Так же читайте биографии известных людей:
Светлана Королева Svetlana Koroleva
НА ПОСЛЕДНЕМ конкурсе Мисс Европа, который проходил вскоре после отказа Оксаны Федоровой от титула Мисс Вселенная, представительницу России..
читать далее →
Светлана Шестакова Svetlana Shestakova
Вы знаете ее. Она смотрит на вас с обложек Elle, Officiel, Harper's Bazaar, с рекламных постеров и подиумов Европы и Америки.
читать далее →
Светлана Андропова Svetlana Andropova
Актриса театра имени Маяковского. С блеском и тонкой иронией исполняет роли женщин-вамп, роковых соблазнительниц. Снималась в фильмах Где находится..
читать далее →
Светлана Слижикова Svetlana Slizhikova
Закончила в 1977 году ЛГИТМиК по классу профессора Р. Агамирязна и через год была принята в труппу Театра им. Комиссаржевской, которым руководил в..
читать далее →